- Средневековые городские дома Франции и Германии
- Особенности конструкции. Проблемы и решения
- Фасады городских зданий Франции
- Немецкие фасады
- Фасады приграничных зданий
- Квартирный вопрос в Средние века
- Средневековый дом: сакральная жилплощадь
- Средневековый дом: эволюция постройки
- Средневековый дом: планировка и дизайн
- Средневековый город: дома (часть 1)
Средневековые городские дома Франции и Германии
Поразительно, как они похожи на сказочные домики, умело переплетенные холщовой веревкой. Эти городские дома Франции и Германии, высокие и удивительно уютные на первый взгляд, расширяются снизу вверх, создавая впечатление падающих на проходящих мимо людей стен.
Откуда ни взгляни, кажется, будто фасад дома наклоняется прямо к вам, словно живой, словно хочет поделиться какой-то своей далекой и интересной историей!
Действительно, это уникальные дома, для возведения которых необходимо было приложить много усилий, обладать инженерной точностью и мастерством. Не каждый каменный дом может похвастаться такими технологиями возведения!
Оно и верно — ведь только дерево могло создать поистине фантастические фасады зданий, как сохранившиеся у строений XV века.
Что привело строителей Средневековья к созданию данного стиля, этих форм и размеров?
Ответ очевиден: это было связано с недостатком земель внутри городских стен стран Западной Европы. Так выступ верхних этажей над первыми стал распространенным явлением.
Высота зданий также обусловливалась нехваткой свободных территорий и ограничением, наложенным специальным постановлением властей на размеры выступов.
В 1940 году муниципалитет Франкфурта задал рамки для строительства двухэтажных сооружений — размер выступа второго этажа не должен превышать одного элля, что примерно равно одному ярду или 91,44 сантиметров.
Но и этого оказалось недостаточно, тогда для более высоких зданий вводилось новое ограничение в ¾ от предыдущей величины, то есть около 69 сантиметров.
Как правило, каждый желающий мог ознакомиться с допустимыми величинами выступов на каменной табличке, установленной в Страсбурге на стене городского собора.
Особенности конструкции. Проблемы и решения
Но не всем было так радостно от подобного решения проблемы. Оказалось, что строительство данных сооружений требует определенного материала, а также — настоящего профессионализма и большого опыта от мастеров, ведь для большинства деревянных каркасов необходимы были бревна длиной во всю высоту этажа.
Также наличие выступов отметает возможность использования вертикальных столбов, свободно шедших вдоль плоскости фасада, тем самым позволяя симметрично размещать оконные проемы на стенах, например, как в Старой епископской резиденции в Бамберге. Здесь же необходима была и дополнительная поддержка выступающих углов здания.
Каждый мастер своей страны по-разному решал данную проблему. Немецкие плотники применяли подкосы из трех выступающих брусьев, английские же — «природные» кронштейны, состоящие из куска ствола с отходящими от него мощными ветвями.
Фасады городских зданий Франции
Хочется отдать должное средневековым плотникам: ведь они сумели использовать кронштейны не только в качестве опор, но и попробовали их в роли художественного оформления зданий благодаря деревянным аллегорическим скульптурам.
Так, на доме Адама в Анже, построенном в XV веке, под выступом в засаде на дракона прячется Святой Георгий.
На его же вертикальной опоре вырезана фигура печальной женщины, задумавшейся о чем-то своем.
На фасадах зданий создавались целые серии сценических зарисовок, наблюдать развязку которых было очень занимательно. Во Франции существовала даже целая мода на создание интенсивных украшений главных каркасных деталей зданий плоскими деревянными панелями, между которыми и заполнялось пространство.
В доме Адама в Анже даже саму стену не могли не украсить: простая ромбовидная решетка из тонких брусьев придавала ей нарядный вид. Так, и опоры свесов крыши поддерживались изогнутыми в виде арок брусьями. При этом детали каркасов выступали ровно на размер скульптур, которые расположились по всему периметру и высоте здания.
Немецкие фасады
В Германии же фасады зданий отличались своей мощностью, ведь расстояния между столбами были большие, а кронштейны — массивные. А окна, словно маленькие глазки, были пробиты на широких плоских панелях.
Даже художественные опоры здесь отличались от французских. Названные «швабскими женщинами» или «дикими людьми», они представляли собой диагональные подкосы, пересекающиеся со столбами, которые создавали прообраз человека. Ярким в прямом смысле слова примером немецкого стиля стала Ратуша в Эсслингене.
Склад лесоматериалов Гейслингене (Баден-Вюртемберг), как еще один представитель национального стиля каркасов Южной Германии, имел простое прямоугольное сечение выступающих концов балок, поддерживающих верхние этажи. Они шли так часто, что напоминали ряд огромных зубов.
Фасады приграничных зданий
Каждый дом Германии и Франции уникален и имеет свой особый стиль, отражающий традиции и национальный уклад. Именно потому на границе двух государств зародился новый, сочетающий лучшие черты обоих направлений, стиль. И именно дом Каммерцеля стал главным его представителем.
Возведенный торговцем сыра Мартином Брауном в 1589 году в Страсбурге, он полностью иллюстрирует то композиционное изящество, присущее немецкому и французскому стилю в каркасных деревянных зданиях.
Непрерывные полосы окон во весь фасад, мощные и одновременно изящные скульптуры на опорных столбах — все это стало прообразом ленточных окон в зданиях раннего интернационального стиля Франции XX века.
Даже крыши претерпели со временем изменения. Теперь это крыши с перекладинами и горизонтальными стягивающими балками, которые вместе со стропилами образовывают жесткую треугольную форму. Таким образом, углы, под которыми шли скаты, изменились.
Для чего были созданы эти новшества? Главным преимуществом таких крыш было отсутствие раздвигающего усилия на стены, к тому же их можно было делать тоньше. Например, как у домов на рыночной площади Баварии в Мильтенберге.
Средневековый городской дом – это уникальная технология, неприменимая к каменным сооружениям, это уютные здания, залитые естественным светом внутри, это целая эпоха в архитектуре, возникшая под влиянием ограничений территорий и возможностей.
И сегодня мы можем спокойно прогуливаться по улицам стран Западной Европы. Наблюдать, как прохожие, привыкшие к своим домам, спешат по улицам, не замечая красоты и искусства своих предков.
Мы можем даже прикоснуться к стенам этих фантастических сооружений, пройти внутрь и досконально изучить их технологию возведения. Ведь так важна та информация, которую хранит и передает нам дерево через столько сотни лет!
Источник
Квартирный вопрос в Средние века
Средневековое жилье отличалось эклектичностью. Роскошные постройки знати соседствовали с неказистыми лачугами простолюдинов.
Средневековый дом: сакральная жилплощадь
Не столь важен был облик дома. Замок, лачуга, дворец, землянка или особняк — всё это тихая гавань мирной жизни, которую почитали и всегда помнили. Он порой закрыт и недоступен для чужаков, но тем не менее домашний очаг символизировал милосердие и доброту. Конечно же, значение этих понятий было несколько иным. Они соответствовали духу времени: в любой момент к дому мог подойти бедняк или заплутавший путник, которому требовалась помощь. Кусок хлеба или миска похлёбки, данный нуждающемуся был важным шагом на пути к спасению души христианина. Хотя стоящий за порогом дома мог оказаться либо сыном Божьим, либо посланцем тьмы и зла.
Средневековый дом: эволюция постройки
Как выглядел дом среднестатистического европейца эпохи Средневековья? В этом вопросе нам может помочь иконография, но и она не до конца раскрывает всех тонкостей жилой застройки того времени. До XV века не сохранилось планов домов, тексты страдают неточностями, а иллюстрации довольно однотипные и упрощённые. Если иконография и может дать какое-то общее представление о жилищных условиях средневековой Европы, то углубиться в вопрос нам позволяют достижения археологии. Важно заметить, что раскопки в сельской местности дали намного больше данных, чем исследования в черте городов. На сегодняшний день специалистами изучено более сотни археологических памятников по всей Европе: от берегов Северного моря до Сицилии, с начала I тысячелетия нашей эры до эпохи Ренессанса. Находки в Кане, Париже, Туре или Арле дали намного больше учёным, чем годы изучений средневековых хроник и хартий.
Жилая застройка формировалась за счёт географических особенностей региона и влияния культуры предшествующих эпох. Северная традиция (она же — германо-кельтская) представляла сельское жилище в виде «крытого рынка».
В немецком языке подобные постройки обозначают термином halle — дом, в форме длинного прямоугольника, 60 на 20 метров, который опирался на равномерно распределённые столбы. В такое помещение могло спокойно зайти около 50 голов скота или можно было разместить до полусотни людей. Ремеслом занимались в отдельных землянках, продукты питания хранили в ямах, но всё это делалось вблизи основного жилища. Приготовление пищи на огне происходило вдали от дома. Материалы для строительства такого жилища были самыми стандартными: глина, дерево, различные смеси древесины с грязью или глиняной массой.
Южная традиция отличалась более прогрессивными технологиями и надёжными материалами. Оно и понятно: ведь наследие античных архитекторов не кануло в лету. Строгая каменная постройка (камень брали совершенно любой, какой только попадался под руку), отдалённо напоминающая римские виллы с пристройками для рабов и колонов.
В черте города на севере застройка была простой и невзрачной, на юге же — более пёстрой и похожей на античные образцы жилых построек. Подобные характеристики относились к раннесредневековым домам. Постепенно германские традиции скотоводческих хозяйств и родового уклада стали отходить на задний план.
С VII по XI век происходят заметные изменения в эволюции жилых построек. Родовые корпорации стали дробиться, развивалось городское ремесло и на селе стали больше уделять внимание агрикультурам. Люди видели перспективы развития жилых построек в направлении частных домов, размерами 20 на 6−10 метров. Подобные «квартиры» были рассчитаны на один очаг: супружеская пара или же небольшое семейство.
На селе эта перемена сразу бросалась в глаза, а вот в городе этот процесс скорее говорил о социальном расслоении горожан. Жильё бюргера или сеньора выгодно выделялись на фоне основной застройки своей индивидуальностью, а дома ремесленников объединяли собой несколько цехов или корпораций.
В XIII веке эти «диалектические» противоречия в городской среде и на селе достигли своего апогея. Рядом с роскошными особняками местных патрициев «красовались» многолюдные хибары бедняков.
Средневековый дом: планировка и дизайн
В эпоху Высокого Средневековья средний размер сельского дома занимал примерно 15 квадратных метров и представлял собой единое пространство. Уже в XIV-XV столетиях стали появляться горизонтальные деления на зоны. Так как застройка была в основном одноэтажной, на чердаке размещались припасы. Стены строились из торфяных блоков, досок, сухого камня или кирпича, у дома был земляной пол и крыша из желобчатой черепицы, соломы и плитняка. Каменный очаг у одной из стен, с навесом или без, единственная входная деревянная дверь из крепких деревянных реек с петлями и задвижками. Окон в основном было мало либо они отсутствовали вообще.
Основная функция такой постройки — сохранить домашний очаг, сберечь жизненно важные запасы и защитить жильцов от погодных условий и внешних раздражителей.
Важно отметить, что такие дома не строились навечно. Из-за легкости стройматериалов фундамент много раз перестраивался, неоднократно проводились реконструкции и реставрации основной площади жилища. Исследуя постройки йоркширской деревни Уоррем Перси, археологи доказали, что дома прошли 9 последовательных стадий изменений за три столетия.
Об образе городских домов лучше всего говорит иконография: средневековых изображений Парижа, Генуи, Сиены, Нюрнберга полно, а вот раскопки в городе не всегда могут дать хороший результат. Плотная застройка предполагала вытянутую форму дома: основная часть выходила на улицу, двор располагался за ней. В постройке стен таких зданий предпочитали использовать камень (если это было возможно). Была и альтернатива: саман, укрепленный фахверком. Крышу старались покрывать шифером или черепицей. В городском доме был подвал или погреб, в который человек мог спуститься только изнутри.
Все отходы отправлялись в сток, который выходил на улицу. Очагов в городском доме было несколько: их добавляли к основному и самому большому, они располагались на разных уровнях и имели параллельные дымоходы. Городские постройки предполагали размещение нескольких семей в рамках одной жилплощади. Например, на втором этаже мог жить хозяин дома, выше — родственники, слуги или арендаторы.
Использование двора напрямую зависело от занятий людей: если на селе это было место для сада или хранения орудий труда, то в городе эту площадь могли оставить под небольшой огород или склад, либо просто забросать двор хламом и отходами.
Источник
Средневековый город: дома (часть 1)
В далекие времена Средневековья города были совсем иными, чем сейчас. В них не было ни водопровода, ни канализации, да и искусственного освещения тоже. Планы застройки начали вводиться лишь с XIV века, до этого дома вырастали в довольно хаотичном порядке. Неизменным оставалось лишь то, что центром города считалась площадь с ратушей и собором.
О ратушах и соборах можно рассказать много всего интересного, но мы договорились поговорить о домах, а потому и обратимся к ним.
Улицы, не имевшие поначалу конкретных названий, были узки и темны. Верхние этажи домов выдавались над нижними, бывало, и на несколько футов. У некоторых домов были и выдвигающиеся вперед балконы, построенные по примеру увиденных на Востоке во время Крестовых походов. К слову, обычно потолки второго этажа были самыми высокими, и расстояние между вторым и третьим этажами было куда больше, чем, скажем, между первым и вторым, третьим и крышей или, в более редких случаях, третьим и четвертым.
Долгое время дома в средневековых городах ничем не отличались от домов в деревнях, однако к так называемому Позднему Средневековью (XIV – XV век) городские дома уже приобрели свои специфические черты. Скажем, дом Жанны д’Арк в Домреми – типично деревенский, и в городе такого бы не стояло.
Средневековый дом – это в первую очередь прибежище, ведь недаром же говорят: «Мой дом – моя крепость». Где-то на просторах интернета он был очень хорошо назван «тихой гаванью мирной жизни». Этот факт повлиял на внешний вид домов (например, ставни не только не впускают внутрь свет, но и обеспечивают приватность происходящего внутри), а на внутреннее устройство – даже больше.
Строительный материал зависел от благосостояния отдельно взятого домовладельца. Камень был куда дороже дерева, да и менее пожароопасен, а о городских пожарах в прошлые века было сказано очень многое. Вспомнить хоть великий лондонский пожар в 1666 году (правда, 1666 год – это уже давно не Средневековье даже). А из-за скученности зданий по городу очень легко распространялась всякая зараза, в частности, чума.
Давайте посмотрим, как мог выглядеть дом богатого бюргера. Пусть таких домов в городе было не так уж много, и большинство жилищ выглядело довольно скромно.
«Перед нами трехэтажная постройка с приподнятой черепичной крышей. Последняя спускается не на две, а на все четыре стороны. Наверху стены, закрывая часть кровли, чередуются зубцы, а по углам стоят небольшие шестиугольные зубчатые башенки. Ниже башенок и зубцов тянутся, опоясывая верхнюю часть стены, лепные украшения. Под самым почти орнаментом расположился ряд окон третьего этажа. Расстояние между последним и вторым этажом значительно больше, чем расстояние между третьим этажом и началом кровли. Самые окна второго этажа превосходят окна верхнего этажа. Дверь, ведущая в дом, напоминает наши ворота: в нее может спокойно въехать нагруженный доверху воз. Почти весь фасад дома покрыт различными изображениями: тут нарисованы женщины, занимающиеся пряжей, шитьем, тканьем и другими работами. Изображения, во всяком случае, знаменательные. Они как бы указывают на характер домохозяина и его семьи, целью своей жизни избравших труд. Крепкая дубовая дверь почти вся сплошь обита железом. Тяжелая колотушка в виде головы какого-то зверя висит тут же на цепи».
— К. Иванов, «Повседневный быт Средневековья».
Я уже обмолвилась, что потолки второго этажа были самыми высокими, и данный отрывок мои слова подтвердил. Это явление было связано с некоторыми аспектами внутреннего устройства дома… а с какими именно, я расскажу в следующий раз)
Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.
Источник