- Субкультура ска: что это такое и какие у нее истоки?
- Первая волна
- Характерные черты
- Вторая волна
- Особенности и исполнители
- Третья волна
- Культурная сторона вопроса
- В рамках нашей страны
- Cубкультура Ска — Обзор движения SKA с примерами + Фото
- В чем смысл неформального молодежного движения Ska, и как они одеваются?
- Субкультуры. Ска — гимн рабочих окраин
Субкультура ска: что это такое и какие у нее истоки?
Понятие «субкультура» является пережитком эпохи перестройки. Оно появилось тогда, когда в постсоветскую Россию начали активно проникать иностранные стили музыки. Они же оказали влияние и на отечественный репертуар. Как правило, субкультуры напрямую зависели от той музыки, которой увлекались люди, входящие в их рамки. Именно в этот период появилась субкультура ска, которая очень быстро получила популярность, но так же поспешно угасла.
Первая волна
Официально музыка в духе ска считается достижением ямайских музыкантов. Она зародилась в конце 50-х годов и стала неким плодом слияния народной музыки островитян и североамерикансих ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. На заре 60-х появились первые песни в стиле ска, которые записывались на пластинки и разлетались по всему миру. Ныне их можно сравнить с такими стилями, как блюз, джаз, подпитанные ритмами Ямайки. Собственно, это и есть то самое ска в музыке. Нередко песни этого рода назывались «блюбитами» — производное от названия записывающей компании Blue Beat.
Постепенно, к середине 60-х, стиль музыки ска стал трансформироваться в нечто более спокойное, сегодня можно назвать это термином «соул».
Характерные черты
Прежде всего, первоначально существовавшая ска-субкультура (назовем ее так условно), на Ямайке была явлением танцевальным. Ритмичная музыка, которая вобрала в себя все прелести юга США и центральноамериканских культур, исполнялась в барах, ресторанах и просто на улицах. Люди повсеместно выходили вечером, для того чтобы просто отдохнуть, потанцевать от души и насладиться истинным ритмичным ска.
Наряду с уличными музыкантами в рамках этого стиля также существовали известные на весь мир группы. Среди них — Baba Brooks Band, The Skatalites, Laurel Aitken, Derrick Norgan и другие.
Вторая волна
К середине 70-х годов из американских земель субкультура ска перекочевала на территорию Старого Света, а конкретнее, в Великобританию. Именно в этой северной стране молодежь облюбовала жаркие ямайские ритмичные мотивы и решила дать им вторую жизнь. Местные группы охотно взялись перепевать давно забытые американские песни, записывая их на новые виниловые пластинки под лейблом 2-Tone (отчего частично и название «второй волны ска»).
Особенности и исполнители
Ясное дело, что британцы, исполняя музыку, какой бы она ни была изначально, вложили в нее частичку себя. Так, ямайские мотивы в сочетании с блюзом и джазом, стали еще и по-британски чопорными. В них появилась некая сдержанность, своеобразность, новая уникальность. Ска-музыка перестала быть уличной и танцевальной. Она превратилась в культ, который записывался и выпускался на пластинках и продавался истинным ценителям жанра для домашнего прослушивания. Преуспели в этом деле такие группы в стиле ска, как The English Beat, Madness, Bad Manners, The Selecter, Judge Dread и прочие.
Третья волна
Ну а тут мы уже имеем дело с полноценной субкультурой ска, которая по своей сути и природе имеет крайне мало общих качеств с теми ямайскими и джазовыми танцевальными мотивами. Что же из себя представляет ска нового вида? Формировался жанр на рубеже 80-90-х годов, поэтому попал под обширное влияние панк и рок-культур. По сути, это самый обыкновенный панк-род или хардкор, который как бы слегка приправлен теми самыми ямайскими мотивами, имеющими нечто общее с творчеством Боба Марли.
Культурная сторона вопроса
Именно в 90-е годы третья волна субкультуры ска стала одним из ключевых моментов в развитие таких жанров, как панк, хардкор, пост-панк и т. п. Причем развивались эти жанры не только в рамках музыкального искусства, но и в более широком плане. То есть образовывались те самые субкультуры, которые имели внешние стандарты, стиль, мировоззрение, идеологию и т. д. На Западе данная ветвь развития была представлена такими музыкальными коллективами, как Bim Skala Bim, Operation Ivy, The Uptones, Mighty Mighty Bosstones.
В рамках нашей страны
Скажем так, в 90-е годы всей России было не до искусства. Субкультуры только начали зарождаться, и то во второй половине десятилетия, и их специфика принципиально отличалась от западной. В то время преимущественно все были «рокерами», а такие направления, как панк, эмо, готика и то самое ска стали известными уже в первой половине 2000-х.
Ска-культура в России представлена преимущественно подростками, которые носили напульсники «в шашечку», гоняли на скейтах, растягивали в ушах тоннели, а также слушали определенную музыку. Таковой являлись группы Distemper, Clock Work Times и даже «Ленинград». Это был некий микс панков и эмо, что, по сути, считалось невозможным. Тем не менее субкультура просуществовала несколько лет, и вскорости перестала увлекать молодежь.
Источник
Cубкультура Ска — Обзор движения SKA с примерами + Фото
Молодежное направление — Ска субкультура обязана своим существованием музыкальному направлению – ска. Этот музыкальный стиль появился в конце 50-х на Ямайке, для него характерен ритм два к четырем, когда на четные удары барабанов, играет соло-гитара, а бас-гитара или контрабас – на нечетные. Для этого стиля характерно использование духовых инструментов: саксофон, труба, тромбон.
Понятие ска субкультура довольно расплывчатое. Много споров ходит на тему того, является ли ска субкультурой или нет, так как прежде всего это музыкальный стиль, приверженцы которого в настоящее время не имеют установившейся культуры, каких-то правил и прочих ценностей, характерных для ярко-выраженных субкультур.
Наиболее популярные исполнители ска, это группы The Slackers, Skaльпель, Male Factors, Spitfire, The Uptones, Shootki, Fishbone, Let’s Go Bowling, Mighty Mighty, Bim Skala Bim, Reel Big Fish, Bosstones, Sublime, Ska-p.
Ска-музыка — достаточно веселая и позитивная, со смыслом, раскрывающая положительные аспекты жизни, выступающая против наркотиков, насилия, фашизма и браконьерства. Поклонники ска также придерживаются подобных принципов, постепенно образуя отдельную группу, в будущем готовую стать самостоятельной субкультурой.
Уже сейчас в ска субкультуре выделяется свой стиль в одежде – черно-белая шашечка. Это несколько отличается от стиля непосредственно исполнителей ска, которые предпочитают шотландскую клетку, а на выступлениях появляются в килтах (Ska-p, Distemper). Дело в том, что то существующее понятие ска субкультуры является своего рода ответом субкультуре эмо, а не приверженностью музыкальному направлению.
В настоящее время черно-белая клетка используется для дизайна обложек ска альбомов, различных аксессуаров – галстуков, кепок, значков, браслетов, шарфов, и, конечно, на кедах должна обязательно присутствовать шашечка. Таким образом должен выглядеть представитель ска субкультуры, по мнению современного общества. Однако настоящие поклонники музыки ска скептически относятся к такой манере одеваться и негативно высказываются по поводу данной субкультуры, по сути, не имеющей ничего общего с музыкой ска.
В современном мире понятие ска субкультуры только начинает зарождаться, и вскоре должно приобрести отчетливые очертания. Тогда музыка и культура сольются воедино, образуя самостоятельное движение, и не будет больше споров и разногласий, а будет единая группа с общими интересами и идеями.
Источник
В чем смысл неформального молодежного движения Ska, и как они одеваются?
Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. ), позволявших танцевать прямо на улице.
Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.
Музыка ска обрела популярность к середине 60-х гг. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке в качестве музыкального символа Ямайки были представляли исполнители ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул, что привело к трансформированию ска в рокстеди (1966-1968) — музыку с другим, более медленным ритмом.
Ска первой волны:
Ска, игравшее на ямайских звуковых установках, принято называть (оно же ). Через полтора десятилетия проигрыватели появились в каждом доме, поэтому массовых танцев стало меньше. Так прошла пора ска.
Ска второй волны:
В 1970-е гг. в Великобритании появились музыканты, перепевавшие ска первой волны, повторяя первоначальные ритмы и звучание. Это британское ска явилось (именуемое от названия одноименного лейбла, которое в свою очередь символизировал состав ска-оркестров, где играли чёрные и белые музыканты) . Среди наиболее популярных новых британских ска-групп были Madness, The Specials, The Beat.
Ска третьей волны
Вторая волна ска постепенно перешла в конца 80-ых-начала 90-ых годов. Третья волна представлена такими группами, как Sublime, No Doubt, Let’s Go Bowling, и прочими. Сейчас различают некоторые ответвления стиля ска: Ска-джаз, Ска-панк, Ска-кор Дизайн.
В качестве символики ска чаще всего используется клетчатый рисунок с обложек пластинок .
Значки с таким рисунком не редкость на ска-концертах. На интернет-сайтах чёрно-белая может быть частью оформления.
Ска и субкультуры:
Ска не принадлежит какой-либо одной субкультуре. В разное время ска слушали и слушают: растаманы, моды, cкинхеды, панки.
Ска в России:
В начале XXI века интерес к ска в России стабильно растёт. Проводятся многочисленные клубные концерты и даже фестивали, выпускаются диски. Среди наиболее известных российских ска-групп: Skaльпель, Male Factors, Distemper, Ska-Jazz Review, Necondition, Shootki, Cabernet Deneuve, Chattanooga Ska Orchestra, Markscheider Kunst, и др.
У современной молодежи, входящей в движение ска, нет строго определенного стиля. Хотя и есть кое-какие предпочтения: одежда свободная, даже спортивная светлых тонов, нередко костюмы, штаны в клетку (черно-белую или шотландскую) , часто на подтяжках, тяжелые ботинки, дреды и другие ямайские элементы стиля.
Элизиум
Источник
Субкультуры. Ска — гимн рабочих окраин
|
Большой популярностью пользовались представители Нью-Орлеанской сцены, например, Луи Джордан и Фэтс Домино. Хит-сингл Домино «Be My Guest» своим ритмом напоминал ямайские менто и калипсо, а потому особенно почитался местной публикой. Так нью-орлеанский блюзмен, сам того не подозревая, стал одним из основоположников нового музыкального стиля.
Исконные Руд-бои в аэропорту Кингстона, Ямайка, середина 60-х. Источник
Первые ямайские Руд-бои на танцах в трущобах Кингстона, начало 60-х. Источник
В начале Шестидесятых происходят два события, повлиявших на распространение ска по всему миру: в 1962 году Ямайка обретает независимость от Соединенного Королевства, а сама Великобритания понемногу приходит в себя от послевоенной депрессии — растет экономика, появляются новые рабочие места. Однако ситуация в бывшей метрополии никак не влияет на состояние дел на Ямайке, а поэтому поток мигрантов оттуда с каждым годом нарастает: кто-то перебирается в Америку, но большинство в поисках лучшей жизни держит курс на Англию. Легко догадаться, что с собой ямайцы везут и свою культуру, особенно музыку. В США стиль становится популярным после 1964 года, когда на Всемирной выставке в Нью-Йорке одним из основных экспонатов в ямайском павильоне стал именно ска в лице сразу нескольких ансамблей.
Одна из знаменитых саунд-систем — мобильных дискотек на Ямайке, ставших важной частью её музыкальной культуры и ска движения, в частности, ранние 60-е. Источник
|
В Британии к тому времени карибские ритмы уже хорошо известны в молодежной среде: добираясь со своими семьями до места назначения, ямайские подростки легко сходились с английскими сверстниками и знакомили их со своей музыкой. Появление ска совпало с расцветом первой волны мод-культуры, в идеологию которой он отлично вписывался, а потому совсем скоро ska зазвучал во всех заведениях, от небольших клубов северных графств до культовых лондонских Marquee или The Scene, где юные британцы без устали демонстрировали успехи в изучении простых и невероятно задорных движений skank — традиционного ска-танца. Важную роль в популяризации ска сыграл и Blue Beat — небольшой лейбл, созданный мэйджором Melodic Records специально для раскрутки нового музыкального стиля; для ска Blue Beat Records был так же важен, как знаменитый лейбл Motown для американского соула.
Первая волна ска подарила миру множество ярких исполнителей, наиболее значительным из которых был Сесил Бустаманте Кэмпбелл, более известный как Принс Бастер. Музыка появилась в жизни Сесила ещё в детстве, в христианском церковном хоре родного Кингстона. Повзрослев, он ненадолго увлекся боксом, пока не услышал по радио американский джаз, и уже скоро судьба заносит будущую звезду ska в главное место сбора кингстонской молодежи — клуб Glass Bucket, где он становится завсегдатаем, а затем и постоянным резидентом. Также он играет в одной из sound systems — сообществе ди-джеев, ставивших джаз и соул на уличных вечеринках посредством мобильных звуковых установок, перемещаемых по городу на тележках и авто. Для многих жителей Кингстона, не имевших возможность сходить в клуб или кафе, такие «звуковые системы» стали настоящей находкой: танцы можно было устроить хоть в чистом поле.
Легенда ска музыки — Принц Бастер в разные годы в Британии и на Ямайке. Источник
|
Стартовавшая в Шестидесятые сольная карьера подарила Принсу Бастеру не только звучный псевдоним, но и десятки хитовых синглов и спродюсированных релизов других исполнителей. Интересно, что в конце 70-х ему удалось соединить две эпохи ска: немногие помнят, что хит группы Madness «One Step Beyond» был сочинен и впервые записан именно Бастером, да и само название культовой британской команды взято лондонскими кокни из одноименной песни их кумира. Кроме того, Принсу Бастеру посвящен один из главных синглов Madness — «The Prince».
Вклад ямайцев в британское наследие Свингующих Шестидесятых не ограничивается только музыкой: вместе со ска на берега Туманного Альбиона проникла целая субкультура, оказавшая огромное влияние на развитие неформальной культуры в Англии, — движение рудбоев (от англ. Rude boys — «грубые» или «суровые парни»). Своё название ямайские подростки оправдывали на все сто: детство большинства из них прошло в неблагополучном Кингстоне, сформировав соответствующий взгляд на жизнь. Как и некоторые моды, многие рудбои были тесно связаны с уличным криминалом, что только подчеркивало их жесткий образ.
Внешний вид рудбоев, на первый взгляд, не соотносился с атмосферой рабочих окраин и больше походил на образ итальянских гангстеров времен Великой депрессии: стремясь подчеркнуть собственную индивидуальность, молодые ямайцы предпочитали классические костюмы с иголочки в сочетании с белыми рубашками и узкими галстуками. Деталям уделялось особое внимание, например, — носкам ярких оттенков и до блеска начищенным лоферам. В этом смысле рудбоям был близок популярный на рубеже тридцатых-сороковых годов в Нью-Йорке культ овердрессинга, когда бедное черное население Гарлема и прочих неспокойных районов города, отказывая себе во всём, тратило последние деньги на роскошные костюмы и обувь. Классический гардероб рудбои дополняли знаменитой шляпой pork pie, ставшей ключевым элементом их стиля. О пролетарском происхождении напоминали разве что прически, точнее, их отсутствие – гордые молодые представители ямайского рабочего класса брили головы «под ноль».
Многие британские модернисты 60-70-х слушали ска музыку и дополняли свой традиционный mod-look образ элементами руд-бой стиля, такими как черные очки, лоферы и знаменитая шляпа pork pie. Источник
Еще один характерный пример смешения mod-look и руд-бой стилей, обусловленного взаимопроникновением двух культур, Лондон, вторая половина 60-х. Источник
К середине 60-х стало очевидно, что мод-движение больше не может существовать по единым правилам: с каждым годом в субкультуру вливалось всё больше подростков, что делало её частью мейнстрима, с чем категорически не были согласны моды «первой волны». К тому времени уже состоялись первые массовые драки на Bank holidays в Брайтоне, участие в которых было неприемлемо для хранителей исконных мод-традиций. Постепенно менялась и музыкальная сцена: на первый план выходил психоделик-рок, и многие «новые модернисты», поддавшись модным веяниям, оказывались всё дальше от истоков субкультуры.
Демонстрируя неприятие новых тенденций, моды «старой школы» меняли свой стиль, отказываясь от характерных причесок и популярной музыки. Так появились хард-моды, а чуть позже, на волне любви к ска и в виду схожей ментальности, произошло постепенное слияние хард-модов и руд-боев в субкультуру традиционных скинхедов. В этом союзе не было ничего странного: и тех, и других объединяло пролетарское происхождение, бритые головы и, конечно, ска, с этого времени ставшего главной музыкой скинхед движения.
Харрингтон стал частью руд-бой стиля в первой половине 70-х как результат притока в ска-культуру хард-модов и скинхедов. Источник
На стыке двух десятилетий интерес к ска постепенно угасает, но стиль продолжает эволюционировать, результатом чего становится появление новой ямайской музыки — рокстеди. От ска рокстеди отличается более спокойным ритмом 4/4, использованием бас-гитары вместо контрабаса, отказом от духовых секций и повышенным вниманием к клавишным. Изменились и тексты: лирика рокстеди воспевала традиционные ямайские нравственные ценности: любовь к ближнему и труд, что было далеко от ска с текстами о веселом времяпрепровождении. Одной из самых известных рокстеди-групп стал коллектив из Кингстона The Wailers (одно из ранних названий — «The Wailing Rudeboys» — Причитающие Руд Бои), чей лидер Боб Марли, будущий символ Ямайки, в 70-е стал лицом нового карибского стиля, основанного на близких рокстеди идеалах, — регги.
Немногие знают о том, что на заре своей музыкальной карьеры Боб Марли (слева) носил костюм и был руд-боем, исполняя ска со своей группой The Wailing Rudeboys, которая впоследствии стала называться The Wailers. Источник
На фоне расцвета рокстеди и регги в первой половине Семидесятых ска отходит на второй план. К тому же, в моду входят другие направления: «Северный соул», а позже «New Wave» и панк. Изменились и настроения в обществе: из-за экономических проблем и безработицы нарастало неприятие англичан к мигрантам, что в дальнейшем привело к развитию ультраправых настроений среди представителей рабочего класса, и скинхедов в их числе. Казалось бы, с ямайскими ритмами покончено бесповоротно, но слишком необычным стилем был ска, чтобы его история на этом завершилась…
|
Новая волна интереса к ска возникла в довольно неожиданном месте — промышленном городе Ковентри на западе Англии. В конце Cемидесятых там сформировалась команда молодых музыкантов, выросших на ска, рокстеди и регги, — так появилась легендарная группа The Specials. Ямайское влияние в их музыкальном стиле переплеталось с современными течениями — панком и «Новой волной»: за основу был взят традиционный ритм 2/4 вместе с духовой секцией, но заимствованная у панк-сцены энергичность придавала ска абсолютно новое звучание, получившее в итоге название 2 Tone, придуманное клавишником The Specials Джерри Даммерсом. Интерес к 2 Tone быстро вышел за пределы графства Уэст-Мидлендс, и уже скоро стало очевидно — ска снова на пике популярности. Возрождение ска совпало по времени с возобновлением интереса к мод-движению — это было весьма вовремя, учитывая давние тесные связи двух субкультур.
Центром 2 Tone стал расположенный в Ковентри лейбл 2 Tone Records, созданный в 1979 году всё тем же Джерри Даммерсом. За шесть лет существования лейбл выпустил альбомы главных исполнителей второй волны ска: The Body snatchers, Bad Manners, The Beat, The Selecter и, конечно, Madness и The Specials. Нарисованный Даммерсом и его коллегой по группе Хоресом Пантером черно-белый человечек Уолт Джабско стал символом новой субкультуры, а группа The Specials — иконой стиля 2 Tone. Ещё одним отличительным знаком 2 Tone Records стал принт с черно-белой клеткой (шашечкой), воспроизводившийся везде, — от фирменных пластинок до галстуков.
|
Отдельного внимания заслуживал не только классический стиль рудбоев, которого придерживались в одежде все участники The Specials, но и состав группы: чуть ли не впервые в одном коллективе участвовали как белые, так и черные музыканты, что отражало их принципиальную позицию, направленную против расизма, к тому времени уже широко распространившегося по Великобритании. Антирасистские идеи выражалась и в текстах песен The Specials, отличавшихся от лирики остальных ска-групп острой политической и социальной направленностью.
|
|
Сильное политическое влияние испытывает в конце 70-х — 80-е и основная аудитория ска — скинхеды. Прежде всего, это было связано с ростом ультраправых настроений в британском обществе, в ответ на что популярность набирают так называемые «традиционные скинхеды» (или Trojan Skinheads) — молодежь из рабочих семей, верная антифашистским ценностям Шестидесятых.
Примечательно, что стиль Trojan Skinheads, в основе которого лежат все те же узнаваемые скинхед атрибуты, такие как M-1 бомбер, тяжелые ботинки, вареные джинсы на подворотах, клетчатые рубашки button down, базовые поло и узкие подтяжки, постепенно вытеснил из классической скинхед моды последователей правых взглядов, которые сегодня уже выглядят несколько иначе.
|
|
В 1981 году режиссер Джо Массот снимает Dance Craze — музыкальный фильм, смонтированный из живых выступлений главных групп 2 Tone. Именно Dance Craze считается наиболее полным свидетельством огромной популярности новой волны ска в Европе и Америке начала 80-х.
Источник