Кураторство проектов современного искусства

Содержание
  1. Кураторство проектов современного искусства
  2. «КУРАТОР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» на личном опыте
  3. «Куратор — проводник между зрителем и художником»
  4. Расскажи о своем бэкграунде.
  5. Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?
  6. Какая лекция или тема запомнилась больше всего?
  7. Расскажи про свою экспозицию.
  8. Твои must dos в организации экспозиции.
  9. Как ты понимаешь роль куратора современного искусства?
  10. «Концепция выставки должна быть прозрачной и понятной всем»
  11. Расскажи о своем бэкграунде.
  12. Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?
  13. Какая лекция или тема запомнилась больше всего?
  14. Расскажи про свою экспозицию.
  15. Твои must dos в организации экспозиции.
  16. Как ты понимаешь роль куратора современного искусства?
  17. «Если про свою выставку ты услышал только хорошее — значит, услышал не все»
  18. Расскажи о своем бэкграунде.
  19. Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?
  20. Какая лекция или тема запомнилась больше всего?
  21. Расскажи про свою экспозицию.

Кураторство проектов современного искусства

ШКОЛА КУРАТОРОВ
(«Кураторство проектов актуального искусства»)

«ШКОЛА КУРАТОРОВ» представляет собой годовую теоретическую программу. Изначально она разрабатывалась по модели западного дополнительного образования в этой области и задумывалась как первичное знакомство с историей выставок и главными именами западного и российского кураторства. Однако к сегодняшнему дню программа модифицировалась в полноценный, многосоставной курс. В него вошли лекции по истории и теории искусства XX-XXI вв., философии искусства, а также практические занятия, связанные с организационной стороной специальности. Очень важным пунктом образования остается посещение выставок, анализ и обсуждение увиденного со специалистами. В настоящее время курс построен так, чтобы к концу годового обучения молодой куратор разобрался во всех этапах создания выставки: от продумывания и обоснования концепции до реализации проекта, поиска финансирования и решения юридических вопросов. Таким образом, мы стараемся воспитать идеального — многофункционального и многорукого — Ausstellungsmacher’a (по словам Х.-У. Обриста, «администратора, любителя, автора предисловий, библиотекаря, менеджера, бухгалтера, аниматора, хранителя, финансиста и дипломата»).

Читайте также:  Красивые обои для зала хрущевки

В качестве лекторов приглашены преподаватели ведущих гуманитарных вузов Москвы (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский государственный гуманитарный университет, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), а также практикующие специалисты — научные сотрудники Московского музея современного искусства из различных департаментов (научного, выставочного, отдела фондов), художники, институциональные и независимые кураторы, редакторы СМИ. Образовательная программа восполняет лакуны, связанные с искусствоведческим образованием в области современного искусства, которому в рамках учебной программы вузов не уделяется внимание, а также воспитывает идеального музейного сотрудника для работы в музее или центре современного искусства, подкованного в теории и истории искусства и имеющего представление о работе с реальными произведениями искусства и людьми.

Источник

«КУРАТОР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» на личном опыте

Редактор в SKVOT

Некоторые считают, что миссия куратора — придумать крутую концепцию выставки и гордо передать ее на реализацию. Эти некоторые сильно ошибаются.

Задача куратора современного искусства — не просто почувствовать художников, уловить идею их практики и перевести ее в значения, интересные людям. Он — тот самый человек, который почти что (а иногда и буквально) своими руками формирует выставку, объясняет ее идеи и подогревает к ней интерес на всех этапах.

Теорию и практику работы куратора современного искусства на своем SKVOT-курсе объясняет Маша Вторушина. Поговорили с тремя студентками первого потока, чтобы узнать, как они учились и создавали свою первую цифровую экспозицию.

«Куратор — проводник между зрителем и художником»

Даша Канцур — 24 года — PR-специалист

Расскажи о своем бэкграунде.

Я училась PR и рекламе, а недавно окончила магистратуру в Германии в медиа и коммуникациях. После защиты диплома образовалось немного свободного времени, и мне захотелось погрузиться в сферу искусства — попробовать понять, как устроен арт-менеджмент.

Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?

Глобального вопроса не было. Мне хотелось познакомиться с людьми, которые занимаются искусством, и посмотреть, чем они живут. Просто соприкоснуться с этим миром, скажем так.

Раньше меня интересовало классическое искусство, а сейчас — все больше современное. Я не художник и не куратор, но было интересно больше узнать об этой сфере.

Какая лекция или тема запомнилась больше всего?

Не могу выделить одну. Помню, что энтузиазм у меня (и не только у меня) вызывали лекции, на которых Маша объясняла практические шаги. Хотя в теории тоже было довольно приятно — когда звучали знакомые имена или события в сфере искусства, появлялась приятная мысль: «Вау, да я уже в теме!».

Ощущение, что мы уже по-настоящему входим в тему профессии куратора, возникло где-то в середине курса — примерно тогда, когда начались практические задания. Например, нам нужно было выбрать художника, провести с ним интервью и вычленить из его слов концепцию. Меня это безумно вдохновило — в голове была мысль: «Ого, я могу выбирать художника! От меня так много зависит!».

Расскажи про свою экспозицию.

В рекомендациях инстаграма мне часто выпадают интересные работы. И вот однажды на глаза попалась необычная, стильная картинка. Я заинтересовалась, подумала, что можно сделать выставку с этим художником, и написала ему. Все как-то спонтанно получилось.

Уже через день мы созвонились с автором — Лешей (который потом взял творческий псевдоним Кирилл Филиппов) — и начали общаться, договариваться. Выяснилось, что он почти мой ровесник, так что общение пошло совсем легко. Как раз во время первого разговора я и ухватила концепцию, которая легла в основу выставки.

На созвоне Леша сказал, что ему интересна идея создания вещей из экологичных материалов, и добавил, что из своих картин и фото он тоже делает что-то новое. Я подумала: «О, это же ресайклинг, но в цифровом пространстве». Конечно, это не что-то экологичное само по себе, но заставляет людей задуматься о переработке. В итоге эта тема и стала основой экспозиции.

Во время подготовки выставки я много консультировалась с Лешей, спрашивала его мнение. Но мне было важно сохранить свой подход, так что иногда мы немножко спорили. Например, он предлагал размещать картины по цвету, а мне хотелось другой логики — сгруппировать работы в эстетике музыки 80-х: тут рейв, там — техно и так далее. Еще Леша хотел выкрасить стены в разные цвета — черный, зеленый, а я стояла на том, чтобы оставить «сырой», нейтральный серый.

Это все было непростым моментом — и я даже советовалась с Машей, как быть, когда художник не согласен с твоим видением. Вроде выставка — это мое высказывание, но работы-то его. Маша посоветовала стоять на своем, но аргументировать свою позицию.

Например, когда мы с Лешей обсуждали, какого цвета будет пространство, я поняла, что нужно объяснять ему свою позицию, отталкиваясь от концепции высказывания. Каждый элемент проекта должен быть с ней созвучен. Как зеленый коридор или черные стены могут быть созвучны экологии в цифровом пространстве? Никак. А серые стены? Максимально. Заводы по переработке материалов все серые, в индустриальном стиле. Я так это аргументировала — и Леша согласился.

Твои must dos в организации экспозиции.

Так как я все-таки работаю в коммуникациях, эта часть в подготовке экспозиции мне кажется очень важной. Я бы советовала:

#1. Держать контакт с художником. Очень важно общаться с ним на всех этапах. Слова — это наше все, любую проблему или конфликт можно решить, если объясняешь все грамотно и четко.

#2. Коммуницировать с аудиторией. Не только до открытия выставки, но и после нее тоже — разговоры не должны прекращаться. Маша говорила, что даже после закрытия можно рассказать о выставке в соцсетях или медиа.

Например, у меня был план созвониться небольшой группой и обсудить нашу выставку. Просто поговорить. Это оставит у людей положительные впечатления — и они еще больше вовлекутся. И, может, мы придумаем еще что-то интересное.

Как ты понимаешь роль куратора современного искусства?

Я буду говорить о России — потому что лучше знаю российский ландшафт. Тут куратор выполняет очень много функций, должен быть в курсе многих сфер. Маша говорила, что это неправильно — каждый должен выполнять четко прописанную роль, — но в России получается так.

В целом роль куратора — быть проводником между зрителем и художником. Но в странах постсоветского пространства профессия куратора сформировалась не так давно, как в других. В СССР куратор фокусировался больше на контролировании смыслов, это была скорее чиновничья должность — не допустить, не пропустить. Потом все резко поменялось. Нам пришлось догонять остальной мир, поэтому сейчас все еще немного смешано, размыто. Но, возможно, это даже дает интересные нюансы и инсайты.

Я сама еще невероятно далека от задач куратора, но мне бы очень хотелось ими заниматься. Чтобы работать со сферой современного искусства, я должна в нее попасть — возможно, начать с PR, работы в медиа. Пока что у меня нет образования в сфере искусствоведения, все знания несистематизированные и по верхам — но в недалеком (или далеком) будущем я могла бы в это погрузиться.

«Концепция выставки должна быть прозрачной и понятной всем»

Катя Чичигина — 32 года — дизайнер интерьеров

Расскажи о своем бэкграунде.

Я была косвенно связана с искусством всегда. Одно время хотела стать архитектором, но, грубо говоря, зассала — и после школы пошла учиться на дизайнера интерьеров. Сейчас и занимаюсь этим на фрилансе вдобавок к основной работе.

Некоторое время назад я переехала из Сибири в Израиль — и училась здесь на факультете истории искусств в университете. Хотела пойти на магистра, но, когда сдавала академическую разницу, поняла, что писать работы на неродном языке мне очень сложно, и бросила.

Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?

Мне всегда хотелось заниматься галерейным делом или чем-то связанным с искусством. Так что таргет этого курса меня нашел очень четко: в названии и описании было все, что я люблю.

Я перешла по ссылке, почитала. Потом увидела, что на инстаграм SKVOT подписана одна моя знакомая пиарщица — расспросила ее, что она знает про школу, она сказала: «SKVOT — это очень круто». И я записалась.

Я ожидала практических приемов, реальных прикладных советов и историй про то, как все это делается, — с точки зрения куратора.

Искусством я всегда занималась со стороны его анализа, а не оформления выставок. И мне было интересно наконец-то посмотреть на все в технической перспективе. Я очень обрадовалась, когда увидела в программе интенсивные практические задания — вроде написания пресс-релизов, работы с художниками.

Единственное, было немного страшновато — я не знала, потяну ли. Все-таки я работаю фултайм, а на лекции и домашки нужно время, это ответственность. Но менеджеры школы меня успокоили — сказали, что успеть реально.

Какая лекция или тема запомнилась больше всего?

Начало курса было достаточно теоретическим, а теорию искусства я проходила несколько раз. Так что первые лекции для меня были как подкаст — я ходила по квартире и слушала их в наушниках.

Что меня очень зацепило, так это то, что с первого занятия стало понятно: Маша реально шарит. На каждой лекции я офигевала, насколько она разбирается в своей теме. Ребята задавали вопросы (иногда весьма специфические), уточняли, что почитать на ту или иную тему, — а Маша сходу отвечала и делилась списком рекомендаций. Для меня умение классно отвечать вот так, «с места» — один из показателей того, что человек в своем деле разбирается.

Самыми важными для меня были практические занятия, на которых мы разбирали этапы подготовки экспозиции. Еще у нас была целая лекция по финансированию — откуда взять деньги на выставку, как работать со спонсорами, меценатами, организациями. Для меня все это было суперновым и ценным.

Расскажи про свою экспозицию.

Как и многие творческие люди, я очень подвержена синдрому самозванца — все время кажется, что не справлюсь. И подходя к созданию выставки, я переживала: «А не подведу ли я художницу?»

Мне хотелось поработать именно с женщиной-художницей из Израиля. Я написала своей знакомой, которая здесь водит экскурсии и занимается просвещением в теме искусства, и спросила: «Как думаешь, кого бы пригласить в проект?» Она сразу предложила поговорить с Соней Коршенбойм.

Это было идеальное решение — даже странно, почему я сразу не подумала о Соне. Я знаю ее через общих знакомых, мы обе из Сибири и обе живем в Израиле. Мне очень нравится Сонин стиль во всем — в иллюстрациях, художественных работах, видео, танцах, масках. У нее все настолько искреннее, что просто поражает — такое нечасто увидишь.

Я объяснила Соне ситуацию (что пошла на курс, где мы делаем виртуальные выставки) и предложила ей ввязаться. Она очень обрадовалась и согласилась.

Мы встретились в ее студии — только-только разрешили выезжать из города после локдауна. Соня показала мне работы, которые она незадолго до карантина сделала на основе своих детских рисунков и еще нигде не выставляла. Решили, что будем работать с этой серией.

Соня рисовала такие картинки в 2-3 года карандашами и ручками в тетрадках, а ее бабушка все это сохранила и недавно передала ей. Образы в этих рисунках первичные, в хорошем смысле примитивные, но невероятно мощные. Соня перенесла их все на холст, придала им цвет — так она будто поговорила со своим внутренним ребенком. И это очень смело. Не каждый взрослый готов вот так заглянуть в себя и потом поделиться этим с другими.

В нашей экспозиции были не только картины на основе рисунков. На одной из стен появилась точная черно-белая копия картинки, которую Соня сделала в 5 лет, — для этой выставки она перенесла ее вектор. Важно, что все эти детские рисунки Соня представила в крупном формате — чтобы взрослый мог почувствовать себя маленьким и видеть деревья, дома, животных в цирке огромными, как видит их ребенок.

Выбрать название оказалось непросто. Хотелось, чтобы оно и привлекало внимание, и отражало суть. В итоге мы назвали выставку «Капсула времени», потому что Соня упомянула это словосочетание в интервью. Она сказала, что маленькой девочкой будто бы запечатала эту капсулу с рисунками, а теперь открыла ее — и оттуда посыпались образы и ассоциации.

Технических проблем не было — платформа Artsteps, конечно, немного громоздкая и там ограниченный функционал, но выстроить неплохой 3D-тур там можно, и это очень прикольно. Хотя, если бы не было этого инструмента, я бы и так сделала 3D-интерьеры.

Твои must dos в организации экспозиции.

Начинать работу над выставкой задолго до ее старта. Надо подогревать аудиторию, запускать PR-кампанию. Не надеяться, что само как-то бомбанет.

Закладывать в план больше ресурса. Из своего бэкграунда в дизайне интерьеров я понимаю: сделать проект-тридэшку — верхушка айсберга. Потом начинается процесс создания проекта в реальности, и там масса переменных, которые нужно срастить. Что-то срывается, сметы нарушаются. Если кто-то называет какие-то сроки — можно умножать их на два. Маша нас морально к этому готовила.

Делегировать. Мало предложить идею, расписать концепцию и сказать: «Вот, рисуйте». Куратору еще нужно быть крутым менеджером — организовать массу людей, коннектить их между собой — делать кучу дел. Если берешь все на себя, очень быстро сляжешь с нервным срывом.

Сделать концепцию прозрачной и понятной. Всем — от строителей до пиарщиков — нужно знать, что должно получиться в результате, для чего и куда мы движемся.

Как ты понимаешь роль куратора современного искусства?

Роль куратора — быть тем, кто родил концепцию и довел ее до реализации.

Мой личный опыт кураторства начался и пока что закончился на финальном проекте курса SKVOT. Мне сложно назвать себя куратором — я скорее «начинающий, подающий надежды, смотрящий в светлое будущее» куратор. Мне кажется, я смогу назвать себя куратором, если мы эту виртуальную выставку перенесем в реальность. Надеюсь, у нас это все-таки получится.

«Если про свою выставку ты услышал только хорошее — значит, услышал не все»

Даша Дрыгола — 32 года — куратор современного искусства

Расскажи о своем бэкграунде.

Я получила два экономических образования, но всегда была абсолютно творческим человеком. Я постоянно вовлекалась в творческие проекты и добирала знания в процессе.

В свое время я работала маркетологом, декоратором свадеб, арт-директором в видеопродакшене, а потом стала директором бренда эротических кожаных украшений. Как раз на этой работе я получила микроскопический опыт галериста. В шоуруме мы открыли галерею, чтобы расширить аудиторию и привлечь внимание к теме сексуальности, научиться открыто говорить о сексе в отношениях. Там мы проводили drink-and-draw сессию и сделали социальный проект с эротично-этичной фотосессией.

Потом я поняла, что перегрузилась задачами, и ушла. Я просто человек — швейцарский нож, и очень легко принимаю обязанности, которые мне дают. Но в какой-то момент поняла: хочется найти ту работу, которая станет моим личным выбором.

На своем карьерном пути я много училась. Например, недавно прошла в SKVOT курс WEB DESIGN — и одна из его лекторов, Таня Ермолаева, открыла для меня такое понятие, как «мультидисциплинарность». Я поняла, что и сама немножко эклектичная в скилах. Курс «КУРАТОР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» стал для меня возможностью объединить наработанные знания и опыт в новом проявлении.

Ответы на какие вопросы ты искала на курсе?

Я пришла за более глубоким пониманием профессии куратора современного искусства, его задач — и возможностью примерить себя в этой роли. Я почувствовала жажду и внутреннюю миссию: хочу делать свой вклад в изменения, которые происходят в культурной сфере моей страны, Украины. И, когда увидела анонс этого курса, у меня загорелись глаза — я поняла, что он мне с этим поможет.

Я знала Машу, смотрела ее интервью, ходила на ее проекты — мне все очень нравилось. И вписалась на курс буквально за день до старта. Единственное, чего я боялась, так это того, что у меня нет профильного образования. Но Маша потом объяснила, что это не принципиально — в историю искусства можно погрузиться самому и раскрыть для себя его смыслы по-своему, а не по устаревшей программе.

Какая лекция или тема запомнилась больше всего?

Лекция называлась «Исследование и работа с текстом». Мы должны были провести интервью с художником — и на базе этого написать текст. Маша объясняла, с каких сторон смотреть на ключевую идею — как рассматривать концепцию критически, учитывать и социальный, и ландшафтный контекст.

Маша просто несколько раз акцентировала на том, как важно реально взвешивать все слова в тексте с описанием концепции, потому что они очень важные. Первая версия моего текста выглядела как реферат. И я поняла, что получилось поверхностно — надо было идти дальше. Мне стало ясно, что погружаться нужно не только в тему, но и в идею. Так что я переписывала текст несколько раз, чтобы сделать все очень точно.

На этой лекции я поняла, что на мне как на кураторе лежит большая ответственность — по сути, человек в этой роли наполняет собой весь процесс.

Расскажи про свою экспозицию.

Мне очень хотелось сделать выставку Димы Красного — он молодой украинский художник, выставляется уже 5 лет, а практикует больше 10 лет. Мне пришлось по душе то, как он в своих произведениях сочетает сказочных милых персонажей и такие, немного потусторонние меланхоличные сюжеты.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями