Ландшафтный дизайн корейский стиль

Садовое искусство в Корее

Корея лидирует среди производителей техники – от ультрасовременных гаджетов до высокотехнологичных судов. Может показаться, что жизнь корейцев подчиняется технологиям. Частично это впечатление обманчиво. Центральное место в национальной культуре отводится цветам. Они в одежде, в искусстве и даже в государственных символах.

Удачное географическое расположение Кореи способствует разнообразию растений. Здесь комфортно и лиственным лесам, и бамбуковым, и хвойным. Встречаются даже редкие виды черной сосны.

В Корее более 20 национальных парков, и еще 30 — провинциального значения.

Ландшафтный дизайн в Южной Корее – это не просто искусство украшать пространство растениями, это своеобразная философия. Сад – это не только украшение, это продолжение уюта домашнего очага. Корейские дизайнеры берут свое вдохновение для создания шедевров у самой природы. Несмотря на то, что сады создаются человеком, он выглядит естественно. Словно человек просто немного доработал то, что было изначально создано дикой природой.

Основным элементом садов являются не цветы или трава, а камни и вода. Ведь для корейцев природа не столько красота, сколько пища для ума и духа, инструмент для постижения гармонии. Камни – символ Землю, вода – безмятежность, ум и жизненную силу. В большинстве водоемов в садах живут рыбки и насекомые, растут растения. Но значение воды в садах намного больше, очень знаковое и духовное. Она отражает окружающее подобно зеркалу. Не оценивает, не учит, не критикует, не хранит память. Лишь демонстрирует беспристрастно.

Читайте также:  Красивые рисунки для комнаты девочки

Камни различных необычайных форм используют как самостоятельные элементы, и как дополнение к декорированию других объектов для гармонизации стихий воды и земли.

Среди камней и деревьев ненавязчиво, дополняя общую задумку, размещают немногочисленные строения, дорожки и мостики.

Общая композиция может показаться сложной и многослойная, что помогает объединить множество образов на маленьких пространствах. Это помогает посетителям каждый раз находить что-то новое для созерцания.

Корейские сады всегда имеют глубокую символичность. Например, любимое растение ландшафтных дизайнеров – сосна – символ долголетия, примулы и магнолии – символизируют достаток.

Для того что бы посетители могли наслаждаться разными видами, в садах размещают мосты и извивающиеся тропинки. Это способствует умиротворению, отстранению от суеты большого города. Время почти не ощущается. Шум листвы и бескрайнее небо в водоемах позволяют обрести покой.

В традиционных корейских садах принято строить множество различных террас. Они должны быть максимально непохожими и с разными определенными функциями. Посещая верхние террасы, посетителям открываются общие виды на сады и парки. Их специально возвышали над землей, чтобы символически вознести человека на небо, ближе к облакам. Ближе к террасам располагают и другие постройки.

Чтобы постичь всю задумку дизайнера нужно посещать сад множество раз, рассматривать его с разных ракурсов, открывать самые потаенные уголки, и все равно каждый раз он может удивить и преподнести что-то новое.

Источник

Тайны корейского сада

Корейский полуостров расположен на востоке Евро-Азиатского континента. Около трети площади полуострова занимают две горные системы, не препятствующие циклонам, а лишь распределяющие осадки. Восточное побережье омывается Японским морем, западное — Жёлтым, вследствие этого на территорию страны часто приходят обильные дожди. Климат муссонный, с ярко выраженной сменой четырех времен года. Весна и осень теплые, но короткие, лето жаркое и влажное, зима сухая и морозная, с ясной погодой.

Природный мир Корейского полуострова очень близок к континентальному, иногда он очень напоминает российский. Здесь произрастают и широколиственные леса с дубами и кленами, и хвойно-лиственные. Ближе к горным системам появляется больше низкорослых сосен, елей, кедров. На юге страны, где теплое течение Корейского пролива слегка сглаживает резкость климатических перепадов, можно встретить заросли бамбука, редкие виды черной сосны.

Весной цветут традиционная для данной части Азиатского региона дикая вишня (здесь насчитывается до 40 ее видов) и азалия. Символ осени здесь, как и в России, багряный клен. В мире очень ценятся корейский женьшень и другие местные лекарственные растения. В Корее более 20 национальных парков, и еще 30 — провинциального значения.

Ландшафтный дизайн в Южной Корее издревле считался высоким искусством. Как много веков назад созидатели опирались на традиционные ценности общества, так и по сей день ландшафтные дизайнеры руководствуются догмами философских школ, провозглашавших сосуществование и взаимодействие положительного и отрицательного. Сад — не просто окружение дома, а его продолжение, развитие идеи домашней атмосферы при помощи богатства флористического мира.

Корейский сад необходимо воспринимать по-особенному, памятуя о том, что здесь не может быть только одной точки обзора. Этот принцип объясняется очень просто: корейские дизайнеры создают свои шедевры, черпая вдохновение в ландшафтах дикой природы — с деревьями, прудами и реками, горами. Как и повсеместно в Азии, корейцы благоговейно относятся к национальным традициям, которые находят логическое продолжение в современном ландшафтном дизайне.

Для корейцев природа — не только источник красоты, радующий глаз, но и питание для ума и духа. Основополагающих принципов при создании садов в Корее несколько. Несмотря на то что сад создается руками человека и в нем применяются некоторые искусственно созданные объекты, он должен выглядеть абсолютно естественно, словно рожден природой. Ведь здесь в силу вступает принцип созерцания — только в молчании и спокойствии духа можно постичь истинную гармонию и понять сад как миниатюрный мир.

Вследствие небольших площадей садов ощущение пространства и завершенности композиции, как уже говорилось, достигается при помощи особых приемов. Многоплановая перспектива помогает создать иллюзию пространства. Составляющие ландшафта, соседствующие друг с другом, должны быть обязательно различны, только в таком случае они помогают каждому вошедшему обнаружить для себя множество образов, каждый раз по-новому воспринимать их, пропуская через призму эмоционального состояния.

В корейских садах, при всем их стремлении к объемам и визуальному наслаждению красотой, основными элементами являются вовсе не горки, цветы или газоны. Бал правят камни и вода, затем — деревья или бамбук, и уже только потом в ход идут строения. Камни символизируют тело Земли, силу рождения и созидания, вода, в свою очередь, — ее жизненный дух, безмятежность и разум. Именно вода приносит в сад живительную силу.

В большинстве водоемов вода полна жизни: растений, рыб, насекомых. Но у нее есть еще одно важное и глубоко символичное значение для ландшафтного дизайна. Водная гладь отражает предметы подобно зеркалу; в отличие от людей она лишь демонстрирует, но не оценивает эти картины, не хранит память о них. Это очень знаковый элемент сада, предназначенный для совершенства духа. Камни необычных форм используются и как отдельные объекты, и как строительный материал. В таких случаях их размещают по берегам прудов, фонтанов, для единения и взаимной нейтрализации стихий земли и воды, а также как основу под деревянные балки, дорожки, мосты.

Корейские сады неповторимы, загадочны, глубоко символичны. Одним из любимых растений является сосна, символ долголетия, магнолии — символы достатка, а также рододендроны, примулы. Но основной цвет сада все же зеленый. Необходимо полностью осмотреть корейский сад, познакомиться с каждым, даже самым укромным его уголком, и кто знает, какой еще секрет он предложит нам разгадать.

Обязательным элементом всегда являются зигзагообразные тропы и мосты: так посетителям открывается больше видов, а также водоемы, отражающие небо. Благодаря всем этим принципам при нахождении в корейском саду очень легко отключиться от суеты внешнего мира; создается ощущение настоящей бесконечности времени, что способствует обретению спокойствия и умиротворения.

Многочисленные постройки в традиционных корейских садах возводились так, чтобы быть максимально непохожими друг на друга. У каждого имелись определенные функции. Выйдя на верхние террасы, можно созерцать всю панораму сада. Террасы специально поднимали над землей, чтобы символически приблизить человека к облакам. Рядом обычно располагались несколько небольших зданий.

Источник

Сад в восточном стиле (японский, китайский, корейский) своими руками — оформление

  • ✓ Философия садового интерьера
  • ✓ Хвойная основа сада в восточном стиле
  • ✓ Листопадные фавориты японского сада
  • ✓ Звезда восточного сада
  • ✓ Многолетники для оформления восточного сада
  • ✓ Сад в японском стиле своими руками
  • ✓ «Наша» Япония
  • ✓ Какие растения сажают в японском саду?
  • ✓ Источник вдохновения
  • ✓ Максимальный уход за садом в японском стиле
  • ✓ Сад в китайском стиле
  • ✓ Инь и ян
  • ✓ Значение камня в китайском саду
  • ✓ Архитектура китайского сада
  • ✓ Растения для китайского сада
  • ✓ Потаенный смысл
  • ✓ Сад в корейском стиле
  • ✓ Корейские традиции садоводства

Создаем сад в восточном стиле – растения и идеи для него

Философия садового интерьера

Сады стран Азии созданы для умиротворения, покоя и побуждают входящего в них к расслаблению. Именно поэтому растения, которые используются для оформления, должны оставаться в единой цветовой гамме, а основу садового интерьера составляют все оттенки зеленого. На просторах такого сада крайне осторожно применяют пестролистные сорта и формы, особенно если речь идет о японском направлении.

Классики японских садов утверждают, что самые строгие ценители не позволяют цвести даже рододендронам, их бутоны педантично удаляют каждый год. Ведь цветы присутствуют лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление. Это не значит, что такой сад скучен и монотонен. Наоборот, симфония зелени и камней, легкое журчание воды и шелест ветра, играющего деко­ративными злаками, как нельзя более подходит для медитативного чаепития после напряженного рабочего дня.

Творения азиатских садовни­ков отличаются изящной просто­той и лаконичностью ассортимента растений. И в то же время крайней аккуратностью и чистотой посадок. Эти основные факторы должны стать первыми при выборе ассортимента. То есть культуры и формы должны сочетаться между собой круглый год и быть устойчивыми в климате вашего региона.

Не нужно пытаться адаптировать сложные теплолюбивые виды под свой регион, ведь красота любого сада достигается, лишь когда он сформирован, а его жители предстают перед вами во всей своей красоте в любое время года.

Вторым моментом становится философия, идея сада. Недостаточно красиво расположить камни и подобрать истинно китайские или японские сорта, необходимо, чтобы они отражали вашу задумку и были частью цельной картины. В таком саду принадлежность к восточной культуре выбранного растения отходит на второй план, подчиняясь общему движению.

Хвойная основа сада в восточном стиле

Специально для желающих следовать букве азиатской садовой культуры остановимся более подробно на основных представителях Востока среди посадочного материала. Начнем с древесной группы, формирующей скелет сада.

Для структуры выбирайте устойчивые в вашем климате виды хвойных, прежде всего сосен. Для Востока, и в первую очередь Японии, сосна — это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. Это может быть видовая сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), у которой с детства прищипывают и формируют крону, или старое, узловатое дерево, изогнутое непогодой и ветрами. Подойдут также пушистые сорта сосны горной (Pinus mucio), сосны Веймутовой (Pinus strobes) и сосны кедровой (Р. cembra), а также сосна стланиковая, или кедровый стланик (Pinus pumild). Компактные размеры и высокая морозостойкость делают их прекрасным посадочным материалом для отечественных садовых композиций в восточном стиле.

Главное, чтобы финальные размеры дерева или кустарника гармонично вписывались в общую структуру и не нарушали целостную картину восприятия. Кстати, именно необходимость вписать габаритное дерево в небольшой формат сада, придав при этом растению форму, заданную природой, и стала причиной развития техники прищипывания, столь популярной в садах Азии.

Кроме сосен, можно использовать лиственницу японскую (Larix leptolepis), пихту корейскую (Abies koreana). Среди высокорослых сортов туи западной (Thuja occidentalis) проще всего работать с культиваром Smaragd. Его отличают компактная форма роста и постоянство цвета хвои. Другие вертикали помогут создать высокорослые виды и сорта можжевельника. При использовании высокорослых хвойных не забывайте о защите крон от снежных разломов зимой. Для этого обязательно обвязывайте их по спирали бечевкой, чтобы весной посадки сохранили свой внешний вид.

В качестве низкорослых культиваров возможно использование раскидистых видов можжевельника, например можжевельника казацкого (Junipcrus sabina) или м. чешуйчатого [Ju. squamala). С большой осторожностью стоит выбирать сорта И. китайского (Ju. chinensis), так как большинство из них имеет неприятную особенность заметно желтеть после зимы, что сильно портит внешний вид всей композиции. Более устойчивы кипарисовик горохоплодный (Chamaecyparis pisifera), карликовые культивары туи западной, например Teddy или ‘Danica’, подушкообразные ели (Picea), тсуга канадская (Tsuga canadiens) и микробнота перекрестно-парная (Microbiotadecussata).

Листопадные фавориты японского сада

Среди лиственных видов формированию также хорошо поддаются растения с медленным ростом или держащие свою форму. Так, к примеру. очень красиво смотрятся старые кусты боярышника обыкновенного (Crataegus oxyacantha). Он отлично поддается стрижке, его гибким ветвям можно задать нужное направление роста, а ствол со временем принимает вид узловатого, перекрученного старого дерева. Похожими особенностями обладают декоративные яблони — я. Недзвецкого Malus niedzwelzkyana,. я. декоративная Royalty, устойчивые виды вишни (Cerasus), сливы (Prunus) и тернослива (Prunus domestica subsp. insititia), а для многих регионов таким деревцем может стать сумах оленерогий (Rhus typhina), полыхающий каждую осень ярко-красным костром.

Единственным важным недостатком перечисленных выше лиственных деревьев является их склонность давать дикую поросль, с которой приходится постоянно бороться. Этим отличается также и ряд кустарников, напри мер устойчивый хеномелес Маулея (Chaenomeles maulei), известный также как айва японская, и, кроме того, миндаль степной (Amygdalus nana), который нередко называют русской сакурой за его обильное цветение.

Более стабильными и требующими меньше ухода, а главное хорошо поддерживающими свои размеры являются сорта спиреи Вангутта (Spiraea х vanhouttei), с. японской (S. japonica), а также с. серой (S. x cinerea). Эти растения стабильны, хорошо относятся к формовке и переносят даже сильную полутень в саду. Говоря о кустарниках, выбирайте такие устойчивые в нашем климате растения, как барбарис Тунберга (Berberis thunborqii), магония падуболистная (Mahonia aquifolium), а также виды и сорта бузины. Например, бузина красная (Sambucus racemosa), сорт б. черной (S. nigra) ‘Black lace’ или б. черная рассеченная (S. Nigra f. laci nia ta). Их резные, перистые листья с успехом заменят в дизайне восточного сада клен веерный, который часто не оправдывает возложенных на него надежд.

Звезда восточного сада

Впрочем, истинной звездой восточного сада станут виды и культи-вары рододендронов. Вечнозеленые представители этой группы кустарников — рододендрон катевбинский (Rhododendron catawbiense), p. короткоплодный (Rh. brachycarpum), р. Смирнова (Rh. smirnowii) — создадут стабильно зеленую группу в течение всего сезона. Необычайно красивы их припорошенные ноябрьским снегом сложенные листья на фоне монотонного белого ковра. В свою очередь, листопадные виды и сорта — гибриды серии Knap Hill, р. желтый (Rh. luteum), p. японский (Rh. japonicum) — отличаются ранним цветением. Они создадут изящную воздушную структуру сада.

Используя рододендроны в восточном саду, выбирайте только проверенные виды и не бойтесь обрезать свежие побеги после цветения для сохранения общей формы куста.

Многолетники для оформления восточного сада

Создав каркас из растений, нельзя пренебрегать В многолетними травянистыми культурами, также играющими важную роль в жизни восточного сада. Всем известны популярные и любимые в странах Азии пионы (Paeonia) и хризантемы (Chrysanthemum). Наряду с ними можно использовать такие фактурные растения, как хосты (Hosta), ирисы сибирские (Iris sibirica), астиль-бы (Astilbe), лилейники (Hemerocallis)r роджерсии (Rodgersia), клопогоны (Cimicifuga), баданы (Bergenia), разнообразные культуры папоротников (Polypodiophyta). При этом не стоит увлекаться выбором сортов и красотой цвета. Опирайтесь на видовые формы, чья красота раскроется в изящной простоте листьев.

Отдельно стоит упомянуть злаковые культуры, ставшие популярными в отечественных садах. Ключевыми растениями этой группы станут мискантусы китайские (Miscanthus sinensis) с неброской окраской листвы. В полутени можно высадить строгие формы молинии голубой (Molinia caerulea), осоки грея (Carex grayi), щучки извилистой (Deschampsia flexuosa). Для светлых и открытых участков подойдет просо прутьевидное (Panicum virgatum), разные ожики (Luzula), овсяница сизая (Festuca glauca) и многие другие.

МИНИАТЮРЫ В МОДЕ

Любители почвопокровных растений могут создать небольшой сад мхов и ползучих культур. В качестве подходящих растений на открытых участках используют армерию альпийскую (Armeria alpina), вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia), мшанку шиловидную (Sagina subulata), способную создать иллюзию настоящего сада мхов, а также стелющиеся очитки (Sedum) и цимбалярию постенную (Cymbalaria muralis). Для полутени подойдут барвинки (Vinca), копытень европейский (Asarum europaeum), пахизандра верхушечная (Pachysandra terminalis).

Сад в японском стиле своими руками

Традиционные японские сады – это вселенная, заключенная на одном маленьком участке. все здесь символично и имеет глубокий смысл при внешней сдержанности и простоте. именно поэтому так сложно создавать садовые объекты в японском стиле. Сложно, но интересно!

Создание сада в японском стиле — мечта многих людей, ищущих гармонию в своей душе. Существуют различные стили, и это не только сады для медитации из гравия и камней, как кажется тем, кто видел фотографии лишь знаменитого гравийного сада Реандзи. Созданный в 1400-х годах в Киото, он представляет собой прямоугольную площадку размером 23×9 м из белого гравия с 15 камнями, образующими пять групп. Его простоту и таинственную недосказанность созерцают с террасы дома настоятеля.

Одним из самых известных японских садов Европы считается водный сад Клода Моне, который не был в Японии, но много читал о традициях, искусстве и философии этой страны, увлекался японскими эстампами.

В его саду нет характерных фонарей, зато присутствует игра света и тени, зыбкость отражений, неуловимо меняющийся цвет воды. С моста, увитого белой и лиловой глицинией, открывается один из лучших видов на нимфеи В пруду, которые художник рисовал всю жизнь. Японские сады есть во всех странах мира. Немало их в Великобритании, мой любимый — Сад Киото в Холланд-парке, сделанный японскими мастерами в 1991 году. Настоящий шедевре водоемами, водопадом и волшебной атмосферой!

«Наша» Япония

Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Если ваше обычное времяпрепровождение по выходным и праздникам

на даче подразумевает обилие друзей и родственников, песни и шашлыки, это замечательно, но тогда японский сад не для вас. Аскетичная японская беседка не предназначена для приготовления барбекю и проведения застолий. Японский сад создается для созерцания.

Также от этой идеи следует отказаться увлеченным цветоводам и любителям ярких красок. В японских садах преобладает зеленый цвет, они раскрашиваются лишь цветением сакуры весной и яркой листвой кленов осенью. Конечно, есть азалии, глицинии, новее это очень эпизодически. В таких садах практически нет многолетников, только деревья и кустарники. Как говорится, любителей флоксов и роз просьба не беспокоиться. Для европейского садовода главное в саду — растения, неважно, стриженые (для регулярного стиля) или вольно растущие (для композиций в пейзажном духе). У японцев иные приоритеты — в своих прогулочных садах они создавали идеализированный природный ландшафте горами, озерами, деревьями. Мир в миниатюре, в котором присутствуют все элементы природы — камни, вода, растительность. Обратите внимание: растения на последнем месте!

Какие растения сажают в японском саду?

Завораживающие осенние краски обязаны изящным листьям кленов. Вместо проблемных у нас японских видов выбирайте устойчивые в средней полосе к. маньчжурский и к. ложнози-больдов с резными мелкими листьями, оранжевыми и пурпурными осенью.

Японскую весну невозможно представить без сакуры, которая плохо себя чувствует в Подмосковье. Так что заменим ее вишней сахалинской, в. курильской или в. обыкновенной, боярышниками, даже декоративными или плодовыми яблонями и сливами. Их пышное цветение, пусть и не аутентичное, интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур.

В качестве стриженых полусферических кустов японцы используют мелколистную азалию, можно ее попробовать для этой цели, но проще и дешевле делать такие стрижки из спиреи Бумальда и спиреи японской.

Источник вдохновения

Источником вдохновения для тех, кто хотел бы создать японский садик, могут послужить сады Тофуку-дзи. По японским меркам они неприлично молоды, созданы в 1939 году в Киото японцем Сигэмори Мирэй, считавшим, что истинный путь — не слепое копирование идеальных образцов, а создание собственного стиля. Четыре разных сада предстают перед нами один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

Южный сад состоит из четырех групп камней и валунов, утопающих в море гравия и символизирующих острова блаженства. Камни разных размеров — лежащие на боку, горизонтальные и вертикальные в виде острых пиков — создают ощущение движения, застывшего в какой-то миг. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзэнские монастыри Киото, весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает. Исходные данные схожи с тем что можно увидеть в саду камней в Реандзи – небольшая прямоугольная гравийная площадка, на которой расставлены камни, но этот сад словно к пульсирует энергией.

Минимализм четырех садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый наполнен глубокой символикой и философией, но и для совершенно далекого от этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто – и так выразительно!

Восточный сад — семь серых цилиндрических к камней разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных камней в различных постройках храма. Западный сад — стриженые прямоугольные параллелепипеды азалий чередуются с гравием как квадраты на шахматной доске. Особенно хорош Северный сад —прямоугольная площадка, на которой в шахматном порядке чередуются квадраты мха и каменных плиток. Мох все плотнее смыкается и постепенно поглощает каменные квадраты. По краям площадки расположены полусферы стриженой мелколистной азалии.

Один из классических видов японских садов — холмистый, который может быть большим или маленьким, но в его центре всегда находится водоем с островом, связанным с сушей мостиком.

Максимальный уход за садом в японском стиле

Японский сад требователен в уходе. Необходимо своевременно удалять сорняки и различный мусор типа опавших листьев, 2 — 3 раза в год обрезать кроны деревьев и кустарников. Формирование и обрезка займут у вас много времени, в таком саду невозможны сосны, растущие сами по себе, их обязательно прищипывают. Японский сад всегда находится в идеальном состоянии, не может быть речи о легкой запущенности пейзажного стиля. Так что не подойдет японский уголок и тем, кто готов уха живать за ним лишь время от времени, когда выпадает свободная минута или случается подходящее настроение. Выразительность этого стиля достигается использованием минимума деталей, но это сады максимального ухода.

Надеюсь, я достаточно напугала вас сложностями создания и ухода за японскими садами. Те жег кто, осознавая все трудности, лишь укрепился в желании сотворить на своих немногих сотках простоту и гармонию, умноженную на совершенство, ни за что не откажутся от своей мечты. Несколько минут пребывания здесь снимут нервное напряжение и очистят душу. Искренне желаю вам успехов!

Попытайтесь и вы, подобно великому Сигэмори, не копировать творения японских мастеров, а использовать их работы как источник вдохновения. Нужны ли в вашем японском садике каменные фонари и пагоды? На мой взгляд, это необязательно, но если решите «завести», пусть это не будет дешевой имитацией, вульгарная пластиковая подделка не придаст «японистости» вашему творению, зато разрушит его спокойно-созерцательную атмосферу.

Сад в китайском стиле

Многие века Китай оставался закрытой страной. Неудивительно, что ценители садового искусства со всего света уже давно проявляют интерес к китайским садам, поскольку они отличаются большим своеобразием и самобытностью, ведь их можно считать одними из самых древних на Земле.

Садовое искусство Китая имеет многовековую историю. Его становление происходило еще в I тысячелетии до н.э. С течением времени в этой стране сложились разные типы садов: императорские, храмовые и монастырские, сады философов, частные сады вельмож и зажиточных горожан. Особого упоминания достойны современные масштабные общественные сады и парки, где реализованы самые прогрессивные идеи ландшафтного дизайна.

Понимая невозможность охватить в одной статье все разнообразие проявлений садового искусства Китая, мы попытаемся представить здесь обобщенный образ классического частного сада. Образцы таких садов сохранились в Сучжоу.Янчжоу, Нанкине, Шанхае и других городах со времен Средневековья до наших дней.

Инь и ян

В основе устройства китайских садов лежат глубоко философские и религиозные концепции, известные нам как даосизм и конфуцианство. Сад представляет собой символ идеального мира, обожествленной природы. В нем все компоненты связаны друг с другом, целостны и гармоничны. Их взаимодействие подчиняется закономерностям фэншуй — учения о влиянии природной энергии ландшафта и его частей на жизнь и сознание человека.

Создание садового пейзажа в китайском понимании — это сооружение водоемов и гор, олицетворяющих гармоничное сочетание основных природных стихий — инь и ян. Поэтому сады строятся как насыщенные знаками-символами ландшафты, в которых обязательно присутствуют главные

Люди, незнакомые с тайными значениями символов, на основе которых построены сады Поднебесной, способны оценить форму такого явления, как китайский сад, но не его содержание. Хотя уже этого бывает достаточно для формирования образа сада и сохранения о нем восторженных впечатлений. Остается только догадываться, насколько же китайский сад интересен для знатока, умеющего постигать его скрытые смыслы.

элементы-противоположности: камень, как образ активного мужского начала, и вода — пассивная женская сила инь. Их дополняет, безусловно, и третий основной элемент — растительность, но во многих садах она, похоже, все-таки выступает на вторых ролях.

Как правило, китайские сады имеют свободную планировку, именно они в свое время сыграли большую роль в становлении пейзажного стиля садоводства в Европе. Во многих случаях значительную площадь сада занимают водные пространства. Водоему часто отводится главное место в саду, он может быть связан каналами с другими прудами, так формируется целый архипелаг островов, соединенных мостовыми переходами. В воде, лениво шевеля плавниками, скользят яркие рыбы, в ней отражаются прибрежные растения и береговые скалы, по ее поверхности плавают лодки.

Значение камня в китайском саду

Многие китайские сады изобилуют камнем. В целом, учитывая мощение, горки и другие элементы искусственного рельефа, отделку бордюров, берегов каналов и протоков, отдельно стоящие скалы и пейзажные каменистые группы, камня здесь гораздо больше, чем в европейских садах. Особенно ценятся пронизанные отверстиями известняковые глыбы со сглаженной поверхностью, которые привозят из района озера Тайху близ города Сучжоу.

Китайский сад предназначен для неспешных прогулок, бесед, чтения и рисования, веселья и дружеского времяпрепровождения. Это то место, где любуются окружающим ландшафтом, красивыми камнями и водой, размышляют о жизни и мечтают.

Из них выкладывают причудливую береговую линию водоемов, делают арки, мостики, но чаще их ставят в виде скульптурных композиций, иногда прямо в воду. Порой кажется, что камня даже слишком много.

В садах велико разнообразие примеров использования камня. Для мощения дорожек, площадок и тропинок используют бутовый камень, прямоугольные каменные плитки и бруски разных пород, черепицу и гальку. Из плитняка и брусчатки выкладывают геометрические фигуры, узоры и даже целые каменные картины, изображающие цветы, рыб или птиц.

В китайских садах часто встречается мощение галькой. Плоские или округлые камешки заполняют промежутки между плитами, впечатанные в цементный раствор, они формируют рисунок на поверхности площадок или дорожек. Для оформления краев дорожек и площадок, а также для сооружения низких бордюров используют глиняные плитки черепицы, поставленные торцом. Такой материал, имеющий естественную терракотовую или сероватую окраску, хорошо гармонируете камнем, почвой, растениями и постройками в саду, тем более что крыши всех построек тоже покрыты черепицей.

Архитектура китайского сада

С целью зонирования пространства и для ограждения в китайских садах сооружают стены, в которых оставляют арки или фигурные проходы, а также прорезают оконные проемы. Их форма

можетбыть различной: прямоугольной, круглой, в виде цветка, чаши или вазы. Частоони забраны изящными ажурными решетками, которые не скрывают пространства за пределами ограждения, превращая его в подобие садовой ширмы или трельяжа.

Одни из самых распространенных элементов в садах Китая — малые архитектурные формы. Это различные павильоны и навесы с черепичными Крышами, крытые галереи. В китайских садах часто строят горбатые мостики, перекинутые через каналы и водотоки. Отражаясь в воде, они символизируют небосвод или лунный диск. Беседка с характерной конической формой крыши, установленная на берегу водоема, или резная пергола, увитая девичьим виноградом, могут и в вашем саду стать организующим центром садового уголка в китайском стиле.

Растения для китайского сада

Что касается растительного наполнения китайских садов, то, несмотря на известную сдержанность в количестве посадок, их флористическое богатство очень высоко. В большой степени это объясняется разнообразием дальневосточной флоры. Особенно яркими сады становятся весной. В эту пору они пестрят красками, в них празднично, весело и многолюдно. Белыми, розовыми, красными облаками цветут многочисленные семечковые и косточковые культуры, привлекающие ценителей этой красоты.

В это же время цветут магнолии, камелии и рододендроны, способные поразить воображение. Затем на смену им приходят хеномелесы, пионы, жасмин голоцветковый и восхитительные глицинии. Им вторит молодая изумрудная листва ивы, алая — клена дланевидного, фотинии Фразера и нандины домашней. Велико видовое разнообразие декоративных деревьев и кустарников всолитерных, групповых и бордюрных посадках.

В садах Китая можно увидеть миниатюрные формованные деревья в плошках, а также и чуть более масштабные композиции — в грунте. Искусство выращивания карликовых деревьев появилось здесь не позднее II века н.э., а по некоторым данным, даже еще раньше. Неизвестно, что явилось причиной возникновения нового садового направления, то ли это была прихоть богатых правителей Поднебесной, то ли изобретение даосских философов, считавших миниатюрные растения вместилищем живых духов природы, а может быть, и недостаток пространства в перенаселенных китайских городах.

Практика выращивания крошечных деревьев стала китайской традицией, а в Средние века об этом новом искусстве узнали в соседней Японии. Там это течение, называемое, как известно, бонсаи, получило столь мощное развитие, что почти во всем мире оно ассоциируется исключительно с японской культурой и философией и о его китайских корнях вспоминают нечасто.

Тем не менее кашпо с деревцами и кустарниками, в том числе и миниатюрными, с цветочными многолетниками, бамбуком или злаками остаются традиционными аксессуарами китайских садов.

Потаенный смысл

Многим растениям в китайских садах придается особое, символическое значение. Так, излюбленная китайцами сосна олицетворяет долголетие, бамбук – стойкость, верность и постоянство, а слива символизирует выносливость и возрождение жизни, ее как «дерево счастья» можно встретить почти в каждом китайском саду.

Сад в корейском стиле

Сады Кореи, Японии и Китая, для европейца выглядят более чем схожими между собой. В садовой традиции всех культур востока можно встретить символические каменные композиции, покрытые мхами ландшафты, горбатые мостики, пагоды и особый ассортимент растений. однако как в культуре каждой из этих стран есть свой дракон, так и садовая стилистика для каждой из них своя

Географически эти страны очень близки, но ошибкой было бы полагать, что внутрикультурные течения у народов также едины. Более того, даже климатические условия этих государств заметно различаются, что также накладывает отпечаток на стили садового искусства. Так, японские сады отличает продуманное до мелочей воздействие на зрителя. Как правило, у них сложная природная архитектура, каждое деревце которой прошло через трудолюбивые японские руки. Их эффект отточен и проанализирован многими поколениями. И кажущиеся на первый взгляд естественными на самом деле сады Японии полностью рукотворны и контролируются своими создателями.

В свою очередь, садовое искусство Китая направлено скорее на подчеркивание красоты природы Однако построение композиции сада тяготеет к преувеличению деталей на ограниченном пространстве и несет в себе идею концентрации чего-то особенного на выделенном участке. В то же время основной ансамбль сада остается в роли статиста, подчиняясь главной идее.

Корейские традиции садоводства

Основными характерными чертами корейского сада остаются простота и минимализм. Эти два понятия наиболее полно охватывают дух традиционного пейзажа для культуры полуострова. Ландшафтный дизайн в Южной Корее издревле считался высоким искусством. Его создатели опирались на традиционные ценности общества, да и сегодня корейские дизайнеры руководствуются догмами философских школ. Основа этой философии в том. что человек – это лишь часть природы, но ни в коем случае не ее повелитель. Так что согласно этой концепции дом становится лишь дополнением к созданному саду.

Структура корейского сада состоит из густого леса, прудов с озерами, водных протоков, скал и каменных мостиков или лестниц. Здесь, так же как и в других азиатских садах, присутствуют лотосы, павильоны, заросли бамбука. Однако влияние человека на природу выражается крайне осторожно, деликатно и используется лишь для того, чтобы выделить особенно красивый вид. Достигается этот эффект тем, что при создании садов используются особенности выбранного места. Так, корейский архитектор построит мост над протоком, давая доступ к определенной части сада или видовому месту. Но вмешательство в пейзаж не должно выделяться, забирать на себя внимание. Искусственное дополнение в корейском саду всегда находится в балансе с окружающей его атмосферой и композицией.

Также обязательными элементами садовой культуры Кореи являются зигзагообразные тропы и мосты, с которых посетителям открывается больше видов, а также водоемы, отражающие небо. Кстати, в отличие от китайского течения, корейские ландшафтные архитекторы все же допускали в саду прямые тропинки, если так задумано природой. Благодаря всем этим принципам в корейском саду очень легко отключиться от суеты мира.

Характерная особенное классических корейских садов – это искусное и незаметное для посетителей сочетание дикорастущих растений с искусственно посаженными деревьями и цветами. При этом кусты и деревья никогда не подвергаются фигурной обрезке.

Традиция корейской садовой культуры стремится быть более натуралистичной, чем в Японии и Китае. И хотя во всех трех странах находит применение идея миниатюрных идеализированных пейзажей, частое использованием сюжетов гористой местности, корейские архитекторы придают больше значения тому ощущению, которое останется после прогулки по саду, чем красивым видам и изящно сформированным ландшафтам.

Этот стиль садового дизайна стал продолжением распространенной китайской философии фэншуй (пхунгсу в корейском языке). В основе данного искусства геомантии лежит убежденность древних, что ландшафты и окружение напрямую оказывают влияние на судьбу человека и даже нации. По принципам фэншуй в Корее возводились дворцы и примыкающие к ним сады и парки, место для которых выбиралось особым образом.

Из древних корейских садов в стране лучше всего сохранился пруд Анапчи в Кенчжу в провинции Кенсапукто. Его выкопали еще в 674 году по указу правителя Мунму. Вся выкопанная земля была выложена холмами, на которых позднее расположились сады с диковинными птицами и животными, привезенными для этих целей из разных уголков страны. Сейчас вокруг пруда выложена круговая тропинка, причем пруд Анапчи сделан таким образом, что в какой бы точке ни находился человек, он не сможет увидеть пруд целиком.

Другой прекрасный дворцовый сад, сохранившийся с XV века, — это тайный сад Хувон (или Пивон), составляющий значительную часть дворцового комплекса Чхандоккун в Сеуле. В переводе его название означает «Сад естественной красоты». Иногда его также называют «Задний» 1 или «Секретный». Сад настолько красиво построен и спланирован, что был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Он занимает площадь около 300 тыс. м3 и представляет собой густой лес, в котором размещены живописные павильоны и залы, пруды с лотосами, водные протоки и ручьи. Все эти элементы гармонично сочетаются друг с другом.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями