Сад в восточном стиле
Сад в восточном стиле
Восточный сад начинается, прежде всего, с философии природы, уравновешенности внутреннего мира, умения созерцать окружающую природу. Ибо в терпении, умиротворённости, в проникновении в суть ландшафта, в ощущении гармонии между собой и природой скрывается основа восточной садовой или парковой, да и просто общей философии, но которая ярче всего проявляется именно в создании сада. Восточный стиль в садовом дизайне выражается, прежде всего, в умении тонкого и чуткого облагораживания человеком природного ландшафта.
Главная идея китайской традиции ландшафтного проектирования сада — создать уголок естественной природы, доведённый до совершенства в соответствии с определёнными эстетическими критериями, который должен настроить на философские размышления о смысле жизни и окружающем мире. Многоплановость созданной композиции сада, независимо от его масштаба, должна вызывать смену эмоций в душе. Пейзаж созданных садов в восточном стиле это обязательно плавные линии, водоёмы, мягкие формы, свободно растущие растения. Архитектурные сооружения подчёркивают особое настроение ландшафта.
Особая философия восточного сада
История создания садов в Китае, исходя из данных доступных источников, насчитывает порядка 4 тысяч лет. Разработанные китайскими садовниками подходы к использованию естественного (природного) ландшафта, как и в целом географической основы и/или искусственного создания «естественной природы» в малом объёме, найдены способы достижения проникновения в мир природы через особую и точную художественную выразительность. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных и исторических (особенно императорских и монастырских) садах и парках.
Главная идея китайского сада — это умение автора передать мир живой природы в рукотворной миниатюре. Как это сделать и воплотить в жизнь — это уже мастерство садовника (садовода). Китайцы говорят: «… Одна горка камней способна вызвать в душе несчётные отклики; камень же, даже размером с кулак, рождает многие чувства», или еще: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». По-китайски лаконично отточенные фразы — ключ к пониманию тонкостей контакта человека с природой. Ибо сама природа — вот неисчерпаемый источник для вдохновения, всё порождающей магической философии основ сада. Сад, как таковой, должен быть «взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь в звучание этих словосочетаний. Вчитайтесь вдумчиво. Настройтесь на определённый, философский лад.
Мастерство садовника должно заключаться в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты для самореализации и выражения каждого из них. «Смотри вокруг, смотри в себя» — это краеугольный камень при создании своею особого сада в восточном с тиле. Ибо даже хаос в природе — и тот красиво организован. Ну а сад, как и любая цветочная композиция — просто обязаны быть гармоничными во всём — по идее, мысли, цвету, форме, объёму, линиям.
Отличительная черта именно восточного стиля в саду — формирование культурных ландшафтов, но так созданных, чтобы взгляд не замечал его рукотворность. Восточный Сад — это место медитации, релаксации, отдохновения.
Основные элементы восточного стиля
В Китае можно выделить шесть основных типов садов: при императорских дворцах, императорских гробницах, храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады учёных-философов. При этом в каждом регионе, в каждой провинции свои традиции, стиль и характер садовника и, выражаясь современно, ландшафтного дизайнера.
Второе направление — проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоёмов и водопадов, мостов и мостиков, рукотворных скал или гор. В таких садах обязательна организация высадок растений большими группами, пересечёнными извилистыми дорожками, «речками или ручьями», визуально и территориально разделёнными. В садах высаживают группами миндаль, яблони, вишни, сливы, декоративные персики, древовидные пионы, розы, лагерстремии, сирени или другие красивоцветущие древесно-кустарниковые виды растений.
Основная воплощаемая идея ландшафтного восточного сада «… чтобы, проходя садом, в каждой новой точке обзора, за его видимыми пределами, имелся (хоть зрительно) ещё и следующий новый вид (ландшафт)». Важно в саду создать иллюзию его «безграничности», но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским, и при этом без пустых и потерянных мест. В саду важно организовать такие места, которые всегда будут притягивать, завлекать, создавать настроение.
Водная стихия
Шум падающей воды — обязательная принадлежность китайского сада. Ибо ничто так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии, как шум падающей воды. «Вода», например, в садах Китая, постоянная спутница. Вода — стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстаёт в двух качествах. Это и зеркало мира, воплощение покоя. При возможности — делают водоём со стоячей водой. Но вода это и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Это речка или водопад. Восточный стиль сада предполагает наличие в нём как «живой» воды — водопада, гак и «водной глади» — водоёма.
Водоёмы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от зрителей. Императорские павильоны (беседки) на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к величине острова. Это создавало впечатление, что они «вырастают» прямо из воды. Создаётся особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водотоки перекинуты «верблюжьи» или «горбатые» мостики. Значительная часть пространства водоёмов занята нимфеями и лотосами, или касатиками вдоль береговой линии.
Живая вода — водопады, могут быть созданы с помощью фигурной крыши и стоков. Во время дождя можно слушать всевозможные оттенки «шума падающей воды». Крыши павильонов в Китае строят таким образом, чтобы дождевая вода низвергалась с них и выглядела как настоящий водопад.
Камни как предмет пейзажа
Камень — сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества. Он был создан природой, но поддаётся обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды, а также знаки человеческого присутствия — архитектурные сооружения». В Китайской садовой традиции камень — это «чистая энергия Неба и Земли». Поэтому камню в саду уделяется важное место. Необходимо найти и принести в сад «нужный, правильный» камень, и не менее важно — точно и в нужном месте его расположить. Камни в саду позволяют реализовать идею — «микромир в конкретном месте».
Камень может быть один. Большой. Но очень красивый. Он может быть расположен на подставке. Он может быть вписан в композицию. Но это также может быть и самостоятельная композиция из камней, самого разного размера, цвета, фактуры и т.д. Особо ценны камни с переливами, узорами, с вкраплениями разнообразных цветов. Такие камни становятся ценными с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной — это уже и вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.
Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования каких-либо растений. Китайские философы но этому поводу говорили: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения — это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг — нетронутая природа».
Ограждения и ворота
Сады, особенно в Китае, принято обязательно огораживать, поскольку это символ рая на Земле. Стена (ограда) выделяет особое пространство именно сада, и делает его «миром в мире». С практической точки зрения, это граница усадьбы или земельных владений. Создаётся же она как часть окружающего ландшафта, всегда строится с таким расчётом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону». Посмотрите на Великую Китайскую стену — и все вопросы отпадут сами собой.
Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Они могут быть даже без стен или какой-либо ограды. Ворота сами по себе — это символ, это Знак, это уровень.
Павильоны
Восточный сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Это могут быть самые разнообразные по размерам сооружения: павильоны и беседки, длинные крытые дворики или крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде. Тем не менее, в пространстве сада нет никаких нарочитых сочетаний и композиций. Всё подчинено идее созерцания из любой точки. Всегда важно, чтобы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем. Оно должно логично вписываться и не быть акцентом.
Проходы, окна
Во многих районах Китая существует правило придавать проёмам и проходам разную форму: круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или тыквы-горлянки и т.д. Дом открывается саду через окно, а сад также через окно входит в дом. Разная форма окон — разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и наружного.
Надписи
Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Это особое садово-парковое искусство, связанное и с литературой: надписи — обязательная принадлежность каждого китайского дома и сада, и с особым восприятием самого сада. Точнее — той или иной его экспозиции. Часто перед наиболее красивыми частями парка или коллекцией-экспозицией стоит такой камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. Стихотворные вирши могут быть воплощены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада. Слово, знак или иероглиф в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как нечто значимое, важное. Он может быть начертан на камне (самого разного размера), на стволе дерева, на стене сада (строения). Этот символ обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, «нести счастье и радость, душевный покой и равновесие».
Растения
Восточный сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец — тем богаче флористический состав сада. Сад включает большое число декоративных, красивоцветущих, декоративно-лиственных, разных вечнозелёных хвойных растений. Сад имеет также вкрапления небольших плантаций не только плодовых деревьев (выращиваемых не только ради красивого цветения, как персики, сливы, а как раз ради съедобных плодов, как, например, хурма с её многочисленными сортами, у которых плоды разной интенсивности окраски и многообразию форм), но и участки с лекарственными растениями.
Распределять по местам, а также степени «любви» и предпочтений те или иные растения в саду — неблагодарная задача. Но есть некоторые символичные виды, которые определяют, пожалуй, «первую пятидесятку» наиболее часто используемых родов.
Хвойные: сосны, пихты, можжевельники, гинкго, плосковеточник и др. — как символ долголетия, вечности, благородства наиболее часто возглавляют список видов. В китайском саду обязательно есть «деревья счастья» — сливы и персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии и другие виды. Высаженные древесные растения обязательно кронированы, форм созданных крон много. Стрижке и формировке подвергаются практически все выращиваемые древесные и кустарниковые растения.
Отдельное, особое место в садах уделяется розам. Мало кто знает, что чайно-гибридные розы — это как раз самые что ни на есть исконно китайские садовые розы («чайные» — от русифицированного английского слова China — Китай, и от латинского видового названия — chinensis — китайская, т.е. правильнее было бы их называть китайско-гибридные или гибриды розы китайской). Розы высаживают большими группами, создавая розарии вдоль дорожек, на шпалерах и т.д.
Травянистые растения — также неотъемлемая часть сада. Однолетние и двухлетние растения выставляют в горшках (пластиковых, керамических) или высаживают в грунт, многолетние — высаживают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.
Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры (временные или темпоральные композиции на газонах) из однолетников, которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Однолетники используются в большом количестве, и чаще всего это ноготки, анютины глазки, флоксы, бархатцы, бегонии, бальзамины, амаранты и другие. Среди травянистых многолетников необходимо выделить тюльпаны, пионы (древовидные и травянистые), георгины, хризантемы, кардиокринум, ирисы, флоксы, лилии и др.
Для водоёмов главнейшим видом является лотос. Это важный буддийский символ. Но это ещё и важное пищевое растение, которое широко используется при приготовлении разных блюд. Важная особенность Китайского сада — он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.
Времена года
Назначение рукотворного Сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства цвета цветущих видов растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.
В саду обязательно есть такие уголки, которые предназначены для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными (соснами, можжевельниками, плосковеточниками), весной — персиками, сливами, яблонями, миндалём. Летом — буйство и разнообразие растений. Осень расцвечена осенней листвой клёнов, осин и абрикосовых деревьев.
Особенности мощения
Отличительная черта садовых дорожек в восточном стиле — фигурные орнаменты, сделанные в виде рисунков, цветов, рыб, птиц. Тропинки могут быть и тематическими — например, дорожка, ведущая к коллекции определённых видов растений, сделанная с элементами этих растений. Часто дорожки, сконструированные из плотно уложенных камней-гладышей (морская галька), имеют не только декоративную, не ещё и оздоровительную функцию — но ним ходят босиком, как по массажной дорожке. Во многих современных садах дорожки могут выкладывать из плитки, из плоских крупных или мелких каменных плит, или в различном сочетании плит и гладышей, поставленных на ребро. При этом важным моментом является то, что все эти дорожки ровные, т.е. идти по ним легко и просто, не нужно следить за тем, куда и как ставить ногу при ходьбе.
В наших условиях при создании дорожек в восточном стиле важно помнить, что дорожки обязательно должны быть извилистыми, с мягкими волнистыми кривыми (эго не торные дороги и проспекты). Они не должны быть излишне широкими или очень узкими, а перетекать друг в друга естественными змеевидными линиями. По ним должны свободно идти рядом два человека. Часто на тропинке может быть расположен большой камень необычной формы или цвета, который заставит остановиться и разглядеть его, сделать паузу и осмотреть пейзаж вокруг. При создании рукотворного ландшафта предпочтение должно отдаваться не броской красоте, а пробуждению философских размышлений о смысле жизни и окружающем мире, способствуя поэтическим ассоциациям.
Источник