Мебель стиле русского модерна

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Рубрики

  • Европа (1031)
  • Россия (489)
  • АРХИТЕКТУРА (478)
  • Афиши, плакаты, открытки (449)
  • ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА (420)
  • Мода (321)
  • Старые фотографии (278)
  • Разное (225)
  • Личности (189)
  • Предметы интерьера (155)
  • Wish List (138)
  • Интерьеры (126)
  • Дамские штучки (112)
  • Вазы (112)
  • Статьи, цитаты (110)
  • Украшения (107)
  • Посуда (98)
  • Старые журналы (81)
  • Мебель (62)
  • Светильники (61)
  • Mucha (60)
  • Орнаменты (43)
  • Шехтель (36)
  • Танец (35)
  • Lalique (31)
  • Gaudi (29)
  • Galle (28)
  • Витражи (28)
  • Женщина и Книга (20)
  • Klimt (20)
  • Tiffany (15)
  • Книги о модерне (14)
  • Фаберже (12)
  • Игрушки (12)

Статистика

Русский модерн и мебель

Понедельник, 17 Декабря 2007 г. 18:48 + в цитатник

Эпоха русского модерна, недолговечная по времени, оставила нам великолепные образцы национального зодчества, монументально-декоративного и прикладного искусства, живописи, скульптуры, графики, сценографии, печатных изданий, костюма, посуды, изумительных по красоте ювелирных изделий. В интерьерах архитектуры модерна, наряду с декоративными панно, картинами, статуями, люстрами, витражами, каминами, лестницами, декорированными резными и коваными перилами, особое место занимала мебель. На ней сидели за дружеской беседой или, сосредоточенно склонившись за рабочим столом, изобретали новаторские проекты талантливые художники — истинные создатели русского модерна.

Если в Европе творцами модерна были архитекторы, то в России инициаторами нового стиля стали одарённые живописцы. Отечественные зодчие присоединились к ним позднее, восприняв их идеи с воодушевлением.

Читайте также:  Стиль лофт серые стены

Мебель, как необходимый атрибут внутреннего убранства, привлекала внимание участников Абрамцевского кружка и тех мастеров, которые подхватили их начинания. Это проекты мебели в неорусском стиле, сделанные Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (1856 — 1933), — таков буфет монолитно-приземлённый, с витражными стеклами на верхних створках и коваными бляхами и металлическими ручками на фасаде и нижних ящиках. Мебелью увлекался и Врубель. Для парка в Абрамцеве он сделал скамью-диван, покрыв спинку и сиденье зелёной майоликой и фантастическими птицами с женскими головами (1899 -1900). Более ранним опытом претворения Врубелем новых идей в пространстве интерьера стала печь-лежанка в проходной комнате усадебного дома в Абрамцеве, украшенная скульптурной головой изумрудно-бирюзовой львицы (1890). Грозная энергия, исходящая от царственного зверя, несколько смягчена весёлым цветочным орнаментом майоликовых плит, выдержанных в той же голубовато-зелёной колористической гамме. Источник

Пройдёт всего несколько лет, и деревянная резьба вместе с цветной майоликой оставят мебель, перешагнут через порог интерьера, чтобы занять более престижное место на стенах доходных домов и церквей, особняков и общественных зданий. Экспериментальная мебель Абрамцева была своего рода повивальной бабкой многих архитектурных проектов. Недаром самый знаменитый зодчий русского модерна Фёдор (Франц) Осипович Шехтель (1859-1926), не получивший законченного архитектурного образования, считал своим учителем Виктора Васнецова, согласовывал с художником свои проекты сооружений в неорусском стиле. Всем известен построенный по шехтелевскому проекту Ярославский вокзал (1902 -1903), декорированный монументальными майоликовыми панно. Немалой популярностью пользуется и Дом П.Н. Перцова на Лесном пр. (Москва), сооружённый по эскизам художника С.В. Малютина в 1905 -1907 г.г., где композиции из цветных плиток майолики празднуют свой триумф.

Село Талашкино, расположенное вблизи Смоленска, было вторым после Абрамцева очагом развития неорусского стиля. Владелицей Талашкина была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, побочная дочь императора Александра II. Будучи от природы одарённой — певицей и художницей -, Тенишева сплотила вокруг себя талантливых художников. Огромную роль в мастерских Талашкина играли С.В. Малютин, М.А. Врубель и Н.К. Рерих (1874 -1947).

Читайте также:  Дизайн спальни минимализм современные идеи 2020

Внешняя театральность стала характерной чертой русского модерна от интерьера, мебели до архитектуры. Эта осознанная тяга к театрализации мебели возникла на заре зарождения неорусского стиля, возможно, под влиянием трилогии А.К. Толстого, пьес А.Н. Островского.

Неорусский стиль в модерне получил за самое короткое время широчайшее распространение не только в двух столицах, но и в крупнейших центрах провинции и был воспринят как своё, родное, отечественное искусство. Спешно строились особняки и виллы частных лиц, общественные сооружения, доходные дома в этом стиле. Проектировалась мебель для их интерьеров.

Наряду с неорусским стилем в модерне появились иные направления: неоготика, неоклассицизм. Характерным образцом неоклассицизма может служить кресло из Кустарных мастерских Звенигородского уезда Московской губернии. Это был один из крупнейших центров по изготовлению мебели в России в XIX — начале XX веков. Мастер избрал излюбленное красное дерево и традиционную форму «корытца». Украсил внутреннюю часть спинки и низ сидения бронзовым орнаментом. Вместо ручек использовал стилизованные скульптуры бараньих голов. Эти резные детали, единственные во всём кресле, вносят лёгкий оттенок ироничности, совсем не присущей истинному классицизму, но зато бытовавшей в модерне.

Стилизация была отличительной чертой модерна вообще и русского в частности. Всё в интерьере – от витражей, лестницы, мебели до формы дверных ручек – подчинено единому замыслу. Так создавался особый мир пластически пространственных искусств, и «культура деталей» играла в нём важную роль.

Большой популярностью пользовались так называемые венские стулья, недорогие и лёгкие. Стулья эти напоминали скорее табуреты со спинками по лапидарности форм. Ценители вычурных линий модерна приобретали мебель фирмы «Ф. Мельцер» в стиле позднего рококо. Таковы столик и кресло из красного дерева с инкрустацией (1900-е годы). Тяготение к простым удобным формам мебели без всяких украшений, что удешевляло её производство и делало доступной для средних слоев населения, чётко обозначилось в 1910-е годы. Так модерн прокладывал путь к будущему, к новым поискам и новым стилям XX века. И современный минимализм может считать модерн своим прямым предшественником, своим «дедушкой».

Рекомендую:

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Источник

Интерьер России в эпоху модерна

В русском варианте модерна использовались традиции самых различных эпох и регионов. Московскому модерну ближе всего франкобельгийская линия. Но в варианте московского модерна использовались и готические мотивы, и неоклассицизм, проявления которого активнее были в Петербурге. Были и флореальный, и графический, и национально-романтический варианты стиля.

В России живописность, интимность, «уютность» национально-романтического стиля Москвы противостояла холодности и графичности западно-классического стиля Санкт-Петербурга. В Москве традиционно больше строили частные особняки, в Петербурге — доходные дома.

Церковь в Абрамцеве, созданная по проекту В. Васнецова и В. Поленова, является характеным для Абрамцевского кружка примером национально-романтической линии модерна. Художники пытались использовать в этой постройке традиции новгородского зодчества, преобразованные стилем модерн.

Живописный вариант московского модерна представляет знаменитый отель Метрополь, построенный архитектором Валькоттом. Рельефный фриз фасада отеля выполнил скульптор Андреев, изразцовое панно «Принцесса Грёза» по мотивам произведения Э. Ростана создал Михаил Врубель. Интерьеры Метрополя выполнены разными мастерами в стиле разных эпох. В них в качестве декоративных средств использованы и золотые «византийские» мозаики, и витражи, и «венские», и бельгийские мотивы.

Самый знаменитый архитектор московского модерна — — Федор Шехтель. Типичный образец раннего шехтелевского модерна — особняк Рябушинского в Москве (1900 — 1902). В этом интерьере архитектор создает планировку здания по принципу свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Архитектор очень пластично, почти скульптурно трактует объемы. В интерьере особняка используется принцип уподобления архитектуры органической, растительной форме. Прихотливые, асимметричные выступы крылец, эркеров, балконов, очертания оконных проемов уподобляют здание растению — оно «пускает корни», как будто органически врастает в окружающее пространство. Вместе с тем оно монолитно и замкнуто на себе. Особняк Рябушинского вызывает ассоциации с небольшим замком, как будто символизирует принцип частного буржуазного жилища «Мой дом — моя крепость».

В застеклении окон применяется цветной витраж. По периметру здание опоясано широким мозаичным фризом со стилизованными изображениями ирисов. Орнамент повторяется во фризе, потом в оконных переплетах, в узоре уличной ограды и балконных решеток, и далее этот мотив особенно богато использован в декоративном убранстве интерьера. Центром композиции интерьера является мраморная лестница с перилами, напоминающая поднявшуюся и опадающую волну.

В интерьере чередуются сумрачные, затененные пространства и светлые помещения, использовано много материалов, которые «играют» со светом: мрамор, стекло, полированное дерево. Асимметрия присутствует везде: асимметрично располагаются дверные проемы, все внутреннее пространство изгибается, световой поток тоже распределяется не по прямой линии. Внутри дома создается особенный, романтически- сказочный мир.

К знаменитым работам Шехтеля относятся «готический» особняк Морозова в Москве во Введенском переулке, особняк Морозовой на Спиридоновке в Москве, особняк Дерожинской в Штатном переулке в Москве.

По мере развития стиля в нем все больше усиливались рационалистические тенденции. Например, Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии «Утро России» (1907) можно отнести к «предконструктивистским» работам Шехтеля. Основной эффект, использованный архитектором в этих постройках, — конструктивное выделение формы. Основные элементы декора фасада — огромные застекленные окна. Скругленные углы, пилястры, которые вытянуты на несколько этажей, добавляют пластичности геометрическим объемам.

Источник

Модерн в интерьере. От фасада до дверной ручки

Модерн – русское название стиля art nouveau, зародившегося во Франции в начале 20 века. Архитекторы, художники, скульпторы, работавшие в этом стиле, считали, что пора порвать с салонным искусством, ведь оно устарело, и нужно выработать новые художественные принципы. Отсюда название стиля, подразумевающее принципиально новый подход. Блистательные архитекторы воплощали эти принципы в жизнь. Вспомним особняки Фёдора Шехтеля! Архитектор также выступает в роли декоратора, оформляя интерьеры своих построек, что даёт возможность создать целостный декор: от фасада до дверной ручки!

Фасады

Здания в стиле модерн богато декорируются как снаружи, так и изнутри. Фасады украшаются лепниной и резными деталями. Распространенный декоративный элемент – витражи. Все детали увязываются в сложную композицию, разглядывать которую можно, кажется, бесконечно.

Источник: designcapital.ru, sublime-decor.com

Один элемент переходит в другой – принцип компоновки напоминает узоры восточных ковров, где нет начала и конца. За счёт этого фасад производит впечатление художественного полотна.

Ансамбль

Интерьер также оформляется как единое целое. Декор переходит с потолка на стены, «захватывает» часть пола. В канву резьбы вплетаются предметы обстановки, они как бы вырастают из стен. Отчасти это действительно так: ведь резные панно, которыми декорируются стены, и сиденья, столы проектируются и монтируются как единая конструкция.

Интерьер должен производить впечатление сказочного леса, ведь главное в модерне – связь с природой. Архитекторы и художники, работавшие в этом стиле, чаще всего обращались именно к изображению флоры и фауны.

Лестницы

Лестницам в модерне уделялось особое внимание. Архитекторы создавали фантастические произведения из резного дерева, камня и металла. Лестничные марши часто вырезались из блоков гранита или мрамора, по форме напоминая поток лавы или каскад водопада. Ограждения вторили дизайну маршей, имитируя волны. Из них как будто поднимались на гребне кованые светильники, спроектированные как часть общей конструкции. Лестничный блок часто перекрывали световым фонарём, чтобы всё пространство заполнялось мягким естественным светом, что усиливало ассоциации с морской пучиной.

Камин

За счёт целостного восприятия интерьера ни в одном другом стиле такую роль не играли камины. Это самый крупный элемент обстановки.

Архитекторы модерна превращали его в гигантскую сложносочинённую конструкцию, используя в качестве обрамления целые скульптурные композиции или эффектную роспись. Камины в модерне – самодостаточный элемент декора, и часто это подлинное произведение искусства!

Мебель

Мебель в стиле модерн, как правило, из резного дерева. Её украшают изображениями цветов, картушами (вставками) в виде женских головок, символизирующих нимф и наяд, речных фей. Ведь стихия модерна – это вода, отсюда текучесть линий и изображения флоры и фауны, а также главные героини.

Источник: pinterest.se, mosans.lv

Мебель – самых причудливых форм. Узнаются ведущие мотивы стиля: подкова, изогнутая линия, так называемый «удар бича» (считается, что именно он породил эту прихотливую форму), стебли растений, изящный женский стан.

Декор

Главным элементом декора в интерьерах в стиле модерн становятся стеновые панели, в изобилии украшенные резьбой, витражи, которые используются не только для декора фасадов, но и внутри здания – ими декорируют двери и лестничные пролёты, например, а также плитка.

Последняя – яркая, цветная, с множеством мелких деталей. Главный мотив украшающего её узора – изображения цветов – прежде всего, кувшинок, птицы, стрекозы.

Источник: pinterest.com, archiexpo.com

Светильники

В интерьерах модерна используют светильники ручной работы. Каждая вещь делается по своему эскизу. Часто люстры и настольные лампы проектировали даже сами архитекторы.

Как правило, используется кованый или литой металл, а также цветное стекло. Вспомните произведения Луиса Комфорта Тиффани: они датируются как раз этим временем.

Источник: blogspot.ru, liveinternet.ru

Аксессуары

Модерн – стиль ансамбля, поэтому даже мельчайшим деталям вроде дверных ручек здесь уделяется пристальное внимание. Узнаваемые мотивы используются в дизайне аксессуаров, например, настольных часов и даже посуды и столовых приборов!

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями