Стиль ампир
Ампир – от французского «empire» — Империя. Его название говорит само за себя. Это был холодный, пафосный, надменный стиль, в котором было много театрального. Его расцвет пришелся с 1804 (год коронации Наполеона) до 1813 года, хотя просуществовал он немного больше: с 1799 года по 1815, закончился он во время реставрации Бурбонов, но предметы в стиле ампир аж до 1820 года иногда встречались во дворцах и резиденциях правящей верхушки.
Стиль ампир – заключающий этап и одновременно наивысшая точка развития классицизма. Его предшественник, стиль классицизм был первым искусственным стилем, который возник не стихийно, т. е. вследствие потребности «в красивом». Он произошел в результате просвещения и изучения античного искусства. Ампир же – это насаждаемый искусственно, по приказу сверху, рационалистический стиль, который берет курс на рассудочность и целесообразность мебели. И хотя формальный язык стиля Людовика XVI служил одинаково и королевской буржуазии, и, затем, наполеоновской империи, теперь демократически строгий вид мебели стиля Директории сменяет театральный пафос и парадное великолепие ампира.
Стиль ампир берет направление на подражание Риму. Нельзя, пожалуй, сказать, что Наполеон Бонапарт был помешан на Римской империи. Но первый император Франции стремится окружить себя пышностью и блеском, коим окружали себя древнеримские императоры.
Во времена ампира мебель снова становится помпезной, монументальной. Творческая фантазия сменяется рассудочностью. Элита изо всех сил стремится подражать житейскому укладу древнего Рима, и убранство интерьеров становится показным, театральным, не лишенным оттенка подражания.
Законодателями Ампира можно считать Пьера Фонтена и Шарля Персье. Начиная свою карьеру с простых мебельщиков, очень скоро они стали придворными архитекторами и мебельщиками. Как только все улеглось во Франции после революции, в нее устремились многие мебельщики, столяры, художники со всей Европы.
Можно отметить еще один интересный факт. Вся знать, которая еще недавно возносила стиль Людовика XVI, сейчас с не меньшим рвением покровительствует новым тенденциям ампира. Но в отличие от своих предшественников, ампир был слишком регламентирован, что исключало образование местных школ.
Альбом Персье и Фонтеном образцовой мебели, изданный в 1801 году способствовал распространению ампира. Все предметы этого альбома демонстрировали широкое использование традиций не только древнеримского искусства, но и древнеегипетского.
С Персье и Фонтеном главным образом сотрудничали Жорж Жакоб и его сын, Жакоб -Демальте, которые были не менее известными мебельщиками того времени. Мебель, выпущенная в результате сотрудничества Жакоб, Перьсе и Фонтена имела широкое распространение по всей Европе, вплоть до Санкт-Петербурга.
В противоположность классицизму, ампир заимствует античные формы напрямую. Поверхность мебели снова начинают обрамлять колонны, пилястры, карнизы. Столы же декорируются напрямую перенесенными из античных образцов грифонами, сфинксами, львиными лапами, кариатидами. В этом отношении ампир, можно сказать, сделал шаг назад, не в пример своему предшественнику.
Интерьеры ампира – спокойные, полностью уравновешены, упорядоченные и строго симметричны. Утонченность и изысканность интерьеров классицизма сменяет надменная торжественность ампира. Фантазия мастеров заменяется точным расчетом и тотальной рассудочностью. Потолки становятся холодно-белыми, Стены редко драпируются в стиле античных нарядов, чаще на них клеятся строгого рисунка обои. Изредка используемая позолота и пастельные пятна немного сглаживают суровость интерьеров. Все компоненты интерьера несут на себе отпечаток театральности, характерную для интерьеров всех дворцов со времен классицизма.
Мебель для сидения подчеркнуто удобна для сидящего. Боковины часто исполняются в виде буквы S или рога изобилия. Опорные конструкции решаются иногда в виде герм с львиными лапами, чаще в виде античных пилонов или колон.
Шкафы обычно монолитные, массивные, с острыми углами. Все поверхности обычно гладкие, декор – симметрично расположенные накладки из бронзы. Карнизы прямые, профилированные «без фанатизма». Стенки зачастую абсолютно лишены членений. Фанеровка простая, но доведена до совершенства.
Из материалов используются как темные породы дерева (красное и черное дерево), так и светлые (клен, лимонное дерево). Излюбленным становится красное дерево, и для декорирования предметов из него используется бронза.
Так же встречаются гладко отполированные предметы фанерованные красным и черным деревом. Они украшаются бронзовыми накладками тонкой работы, реже – золоченой резьбой.
Во времена ампира появляется множество новых форм мебели: книжный шкаф с трельяжем, шкаф-горка, узкие витрины, серванты, круглые столы для сервировки, а так же совершенно новая форма мебели для сидения «рекамье». Это была короткая, но элегантная кушетка, выполненная изогнутой в виде гусиной шеи.
Столы в эпоху ампира были весьма разнообразны. Это были небольшие столики на одной ножке круглой формы, большие круглые столы, высокие тумбочки цилиндрической формы, которые ставились по обе стороны от кровати, туалетные столики с зеркалами.
В качестве декоративных элементов часто использовались предметы военной тематики. Это были мечи, пики, щиты, копья, трофеи, факелы, стрелы, пирамиды и лавровые венки. Часто использовалась буква N – символизирующая Наполеона. Эти символы должны были прославлять великого полководца и завоевателя Наполеона Бонапарта.
Остальные предметы мебели остались без существенных изменений. Письменные столы так и остаются весьма вариативными. Зато комоды почти вытесняются низкими шкафами, прилавками, имеющими 2 дверцы. Верхняя крышка таких шкафов покрывается мраморной плитой, таким образом, этот шкаф выполняет еще и функцию консоли. Часто такие шкафы обрамлялись высоким настенным зеркалом, расположенным выше «столешницы» шкафа. Секретеры не теряют своей популярности, теперь они абсолютно закрытые, все ящички исполняются из благородных пород дерева, декорируются камнями, зеркалами и прячутся за откидную доску.
Прочно закрепляются в обиходе и напольные зеркала, популярность приобретают и небольшие зеркала для туалетных столиков. Каминные экраны увеличивают свою важность, и теперь они обтягиваются гобеленами и другими дорогими вышитыми тканями.
Рукомойники исполнятся в виде жертвенных алтарей (так сказать «алтари чистоты»). Реже в виде лиры. Курильницы приобретают форму урны или капители. Большую важность имеют канделябры. Ампирные канделябры напоминают по виду столик с подсвечником на нем. Но это была одна монолитная конструкция, верхняя часть которой несла осветительную функцию, а нижняя использовалась в качестве столика.
Но в эпоху Империи имело место еще одно направление в производстве мебели. Это была мебель для среднего класса, немного аляповатая, но придерживающаяся традиций. Она обильно украшалась бронзовой пластикой, но поскольку, это было слишком дорого, мастера часто прибегали к имитации, используя позолоченное папье-маше вместо бронзы. Так же из папье-маше изготавливались другие части декора: козлиные, орлиные или львиные лапы, лебеди, бараньи головы, сирены, львиные маски. Опоры такой мебели исполнялись в виде дельфинов, грифонов, тритонов, кариатид, атлантов. А после египетского похода Наполеона, к декоративным элементам прибавились еще и иероглифы, сарацины, сфинксы.
+7-911-137-72-46
Интерьеры
Статьи
История мебели – одна из важнейших частей мировой истории. Данная информация – введение к циклу статей под названием «Стили мебели».
Эта статья расскажет Вам о романском стиле в истории мебели. С чего он начался, его основные характерные особенности, а так же, чем он был обусловлен.
Готический стиль стал идейным началом многих стилей, появившихся впоследствии.
Стилевые особенности готического стиля в мебели.
Ренессанс зародился в Италии XIV века, и расцвет его пришелся на XV и XVI века.
Стиль барокко в архитектуре и мебели берет свое начало в конце XVI века в Италии.
Законодательницей мебельной моды становится Венеция.
Французские королевские стили.
или эту эпоху еще называют зрелым барокко.
Переходный этап от традиционного барокко к рококо.
Логическое завершение стиля барокко.
или еще его называют стилем Томаса Чиппендейла.
Классицизм. Во Франции этот стиль именовался стилем Людовика XVI.
Стили Хэплуайта, Шератона и братьев Адамов.
Ампир – от французского «empire» — Империя.
Можно выделить несколько этапов формирования американской колониальной мебели.
Господство бидермейера берет свое начало с середины 1810 гг и продолжается.
Стиль Второй империи (второй ампир) 1852-1870 Франция.
Источник
Мебель в стиле ампир: особенности, история, интересные факты и отзывы
Стиль ампир известен своим антикварным аристократизмом, четкостью форм и роскошью отделки. Он стал ярким отражением исторического правления Наполеона Бонапарта. Ампир выражается в целом направлении искусства, архитектуры и дизайна. Классическое направление в оформлении интерьера наполнено изяществом, неповторимым вкусом и очарованием.
Мебель в стиле ампир можно назвать произведением искусства. Она вобрала в себя основные черты представленного направления. Ампир был создан с целью подчеркнуть благосостояние, аристократичность и могущество, величие и значимость. Это одновременно роскошный, но сдержанный интерьер.
Зарождение стиля
Сегодня пользуются большой популярностью салоны мебели в стиле рококо, барокко, ампир. Они словно сошли с холстов великих художников прошлого. Ампир характеризует направления в искусстве 18-го века. Этот стиль зародился во Франции. Тонкое искусство, очарование и одновременно величие пронизывает его. В переводе с французского ампир означает «империя». Поэтому в нем царят пафос и надменность, театральность и утонченность.
Ампир соответствует эпохе правления великого полководца Наполеона Бонапарта. Расцветом стиля считается 1804 год. Просуществовал этот стиль с 1799 по 1820 гг. Царившие в то время настроения в обществе, культурные течения нанесли свой отпечаток на этот стиль.
Ампир стал наивысшей точкой развития классицизма. Это рационалистический стиль, который предполагает применение рациональности и целесообразности мебели. Он не появился стихийно. Его создала рука художника. Именно поэтому все элементы оформления выглядят так празднично и великолепно. Они словно написаны кистью на холсте.
Черты ампира
Ампир является искусственно созданным стилем. Он унаследовал черты нескольких великих цивилизаций. В первую очередь в нем нашли отражение культурные взгляды Древней Греции, Рима, а также Египта.
Название стиля также можно перевести с латинского языка. В этом случае оно будет звучать как «власть». Именно в этом и заключается главный смысл старинного направления в искусстве и дизайне.
В России во времена зарождения ампира считалось хорошим тоном подражать французской культуре. Поэтому возникшие направления в оформлении интерьеров, мебели и аксессуаров были тут же переняты элитой российского общества. Благодаря этому стиль был разделен на два вида. Появилась мебель в стиле русский ампир, а также французское направление. В первом варианте присутствовало больше мягкости и простоты. Франция же предпочитала вычурный пафос, роскошь.
Особенности мебели
Мебель в стиле ампир, особенности которой определяли ее принадлежность именно к этому направлению, заимствует античные формы. В элементах декора снова появляются пилястры, колонны, карнизы и т. д. В декорациях поверхностей столов присутствуют грифоны и сфинксы, кариатиды и львиные лапы.
Это помпезные, монументальные изделия. Творческая фантазия авторов несколько ограничивалась рассудительностью. Однако знать предпочитала стремиться к повторению уклада жизни Древнего Рима. Интерьеры в это время стали отличаться театральностью, кричащим убранством с ярко выраженными чертами подражания.
Ампир был четко регламентирован. Местные школы в это время просто отсутствовали. Это выражалось в некоторой ограниченности творческой фантазии и точном математическом расчете. Симметричность линий, уравновешенность и упорядоченность стали основными чертами ампира.
Предметы мебели
Мебель в стиле ампир подчеркнуто комфортна. Для ее изготовления применяются как темные, так и светлые породы древесины. Причем на стенках изделий могут полностью отсутствовать членения. Самым часто применяемым материалом становится красное дерево. Его декорируют бронзой или позолотой. Фанеровка достаточно проста, но ее исполнение совершенно. Предметы мебели были отделаны ею. При этом применялись гладко отполированные черные и красные фанеровки.
Шкафы в стиле ампир массивные и монолитные. Их углы острые. Декор симметрично расположен на гладких блестящих поверхностях. Профиль прямых карнизов не выражен ярко.
В этом стиле появляется множество новых конструкций. Это, например, шкаф-горка, сервант, книжный шкаф с трельяжем, узкие витрины. Также появляются столы с круглыми столешницами для сервировки. Для сиденья была разработана такая форма, как рекамье. Это элегантная короткая кушетка. Она имела изогнутую форму, которая напоминает шею гуся.
Французский ампир
Мягкая мебель в стиле ампир , столы, тумбы и шкафы французского направления имели подчеркнутую пафосность. Симметрия, четкие линии, вычурная, тяжелая отделка были характерны именно для этого направления.
Для декора французский ампир применяет различные мотивы. Чаще всего это военная тематика. Например, пики, мечи, факелы, лавровые венки. Также могли изображаться пирамиды, трофеи. На некоторых предметах мебели была выгравирована буква N. Она символизировала власть Наполеона, прославляя великого императора и завоевателя.
Комоды практически полностью были вытеснены низкими шкафами, прилавками с двумя дверцами. Их верхняя крышка имела мраморную плиту, которая выполняла функцию консоли. Мебель украшалась высокими зеркалами. Секретеры стали полностью закрытыми.
Русский ампир
Мебель в стиле ампир также изготавливалась в совершенно ином направлении. Русский вариант оформления предметов интерьера отличался присутствием естественности и строгости. При ее изготовлении сохранились античные формы и рисунки, колоны и пилястры.
Однако это уже не был тот пышный французский ампир, который зародился в Европе. Российский стиль отличался академичностью и сдержанностью. Все элементы интерьера вписывались в общую картину, были выдержаны в одном стиле. Помимо красного дерева стал применяться материал, крашеный «под старую березу». Также при оформлении мебели в русском ампире стала применяться вышивка. Красочные картины вносили домашнюю теплоту в строгий профиль предметов интерьера.
Ампир, который выражался в предметах царских дворцов, отличался от присутствовавшего в помещичьих апартаментах декора. Императорские залы и покои украшали кресла, стулья, диваны из самых дорогих сортов древесины. Их отделка была вычурной и красивой. Мебель для помещичьих усадеб изготавливалась по дворцовым образцам. Однако оригинальные эскизы дорабатывались в соответствии с вкусовыми предпочтениями заказчиков. Поэтому в этом направлении определялась большая свобода творческой мысли.
Сталинский ампир
Мебель в стиле сталинский ампир стала отражением культурного развития эпохи становления СССР. Это направление в искусстве стало лидирующим в 30-50-х гг. прошлого столетия. Ярким примером представленного стиля стали сталинские высотки. В них стояла габаритная, тяжелая мебель из разных сортов древесины, потолок украшали хрустальные люстры и лепнина. Резные шкафы, изогнутые линии стульев, бархат стали выражением сталинского ампира.
Это направление соединяет в себе несколько стилей. В итоге интерьер приобретал добротность, массивность и строгость. Массивом дуба отделывали пол и даже стены. Цветовая гамма состояла из черных, зеленых, коричневых и бежевых красок. Этот стиль впитал в себя классические древнеримские идеи искусства.
Народная мебель
Следуя традициям времени расцвета ампира, мастера начали создавать не только дорогую мебель для знати, но и относительно дешевые изделия. При этом сохранялись основные черты стиля. Отличие заключалось в применяемых материалах.
Недорого мебель в стиле ампир могли себе позволить приобрести представители среднего класса. Она отличалась аляповатостью, но в целом ее внешний вид соответствовал общепринятым канонам.
Чтобы придать мебели роскошь, ее активно украшали бронзовой отделкой. Для тех, кому такой декор был не по карману, мастера предлагали позолоченное папье-маше, которое имитировало натуральный металл. Этот дешевый материал также применялся для изготовления орлиных, львиных лап. Мебель также могла украшаться лебедями, грифонами, атлантами из папье-маше и позолоты. Встречались также египетские мотивы.
Ампир сегодня
Современная мебель в стиле ампир изготавливается из дорогих пород древесины (орех, красное дерево и т. д.). Она отличается внушительными габаритами, симметричными формами. Она хорошо смотрится в просторных помещениях с высокими потолками.
Диван в стиле ампир обязательно должен иметь подушки, в интерьере и украшении мебели применяется множество зеркал. Подобные поверхности могут оказаться над кроватью, над столами. Классикой стиля считается наличие зеркала над туалетным столиком.
Многие не решаются применять ампир для декора в своей квартире или доме. Он считается слишком пафосным. Однако роскошный имперский ампир вполне можно сделать мягче и уютнее. Правильно подобранные декорации способны вписать каждый элемент в общую картину. Мягкая мебель, подушки, правильное освещение позволяют создать домашнюю, теплую обстановку.
Особенности современной мебели
Правильно подбирая мебель для гостиной в стиле ампир, можно добиться потрясающего эффекта. Антикварная роскошь может сочетаться с современным дизайном. При этом интерьер получается оригинальным, интересным и захватывающим.
Стулья в этом стиле имеют низкие спинки. Их форма изогнута, а габариты внушительны. Обивка выполняется из натуральной кожи или дорогой ткани. Кушетки, диваны также обшивают парчой, бархатом или шелком. Их спинки также невысокие, но сиденье достаточно просторное. Каркас делают из бронзы или древесины. Ножки украшают различными орнаментами, античными изображениями. Мелкие подушки под цвет обивки дополняют композицию.
Шкафы имеют внушительные размеры. Их создают из тяжелых цельных массивов древесины. Украшают зеркалами, позолотой и изящными ручками. Стол может иметь прямоугольную или круглую форму. Ножки обязательно имеют красивые изгибы или античные фигуры. Кровати отличаются большими габаритами и красивой спинкой. Иногда применяются балдахины.
Рассмотрев особенности мебели, созданной в стиле ампир, каждый сможет создать роскошный, необычный интерьер в квартире или частном доме.
Источник