Мода одежды древнего мира

История костюма и мода в Древнем Риме

«Владыки мира – народ, одетый в тоги»
Вергилий «Энеида»

Древний Рим в качестве фундамента для собственной культуры избрал культуру завоеванной им Древней Греции. У греков римляне переняли религию, лишь переименовав богов. Так, Афродита стала Венерой, а Зевс – Юпитером. У греков римляне научились строить храмы с колоннами и делать скульптуры из мрамора.

Главным же отличием римлян от греков была воинственность. Римляне еще во времена Римской Республики славились своими воинами, а Римская Империя включала в себя как территории Северной Африки, так и британские острова.

Статуя императора Августа
Одежда – туника, сверху доспехи и тога

Что касается одежды, то в основе традиционной одежды римлян лежали греческий хитон, преобразившийся в тунику, и греческий плащ-гиматий, ставший римской тогой.

Основными тканями, из которых была изготовлена одежда древних римлян, являлись шерсть и лен, также римлянам был известнее шелк, который привозили из другой империи – китайской.

Кадр из кинофильма «Цезарь и Клеопатра» 1945 года
Цезарь одет в тунику (белого цвета) и тогу

Одежду римляне шили дома, каких-либо ремесленников, занимавшихся пошивом одежды, в Римской Империи почти не было. Так, император Август, живший в I веке до н.э., гордился тем, что его туники и тоги были пошиты сначала его матерью, а затем и женой.

Туника – одежда прямоугольного покроя
из тонкой шерсти или льна,
надевалась под тогу как нижняя одежда
или использовалась в качестве домашнего платья.

Все мужчины римской империи носили туники. Туника сшивалась на плечах и надевалась через голову. Существовали различные виды туник. К примеру, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась.

Туника таларис имела длинные узкие рукава и ее носили люди знатного происхождения. Туника далматика была более длинной с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Первые христиане, жившие в Римской Империи, часто носили именно данный вид туник.

Тога – верхняя одежда граждан Рима,
представляющая собой кусок белого шерстяного полотна
в три раза превышающего рост человека и
сложно драпирующегося вокруг тела.

Поверх туники носили плащи. Одним из которых была тога. Однако тогу могли носить лишь мужчины и при этом римляне по происхождению. Недаром сами римляне величали себя народом, одетым в тоги.

Тога — это плащ из большого куска шерстяной ткани (6 на 1,8 метров), прямоугольной, а чуть позже эллипсообразной формы. Тога оборачивалась вокруг фигуры и укладывалась складками. Надевать и драпировать тогу своему хозяину помогали рабы.

Цезарь упрекает Корнелия Цинну в предательстве.
Изображенные на картине одеты в туники и тоги

Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось и определенное значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом).

Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов. Позже пурпурный цвет, как символ власти, сохраниться в мантиях европейских королей и облачении кардиналов католической церкви.

Ассоциация пурпурного цвета в одежде с властью, возможно, была связана и с дороговизной самой одежды, окрашенной в пурпур. Пурпурную краску смогли получить жители Финикии – народ, живший на побережье Средиземного моря. Они вылавливали и толкли в порошок определенных моллюсков, таким образом, получая пурпурную краску для ткани. Ткань такого цвета стоила очень дорого.

Помимо пурпура определенное значение было и у белого цвета. Белая одежда считалась одежой праздничной. Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.

Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.

Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.

Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.

Скульптура императрицы Ливии

Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок также была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни.

Плащ, который носили римлянки, назывался палла. Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. К слову, в отличие от гречанок римлянки на улицы городов вполне могли выходить с непокрытой головой. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.

Статуя молящейся Ливии
Одета в плащ паллу

Были известны римлянкам и купальники – это были тонкие полоски ткани, которые завязывались на груди и на бедрах. Также римлянки носили строфии — прообраз современных бюстгальтеров. Строфии (кожаные полоски) надевали под туники и их целью было поддерживать грудь снизу.

Древнеримская мозаика
Купальный костюм

Впрочем, костюм древних римлян разделялся не только на женский и мужской. Он также делился на гражданский и военный. Римские солдаты-легионеры имели надежную броню.

выражение «надеть сагум» у римлян означало «начать войну»

Кадр из фильма Астерикс и Обеликс против Цезаря, 2000 год

Так, в эпоху Империи солдаты носили сагум – короткий плащ из шерстяной ткани. Обязательным элементом была броня. Военоначальники носили чешуйчатые панцири. На ноги крепились кожаные или же металлические поножи. Также, после войн с племенами галлов, римские солдаты начнут носить шерстяные штаны длиной ниже колен – в основном для защиты ног.

Обувь легионеров – калиги – сапоги, которые удерживались на ногах прочными ремешками. Не могли обходиться солдаты и без шлемов. Римляне носили как кожаные, так и металлические шлемы самой разнообразной формы. Шлемы центурионов (командиры воинских подразделений) украшались посеребренным гребнем, а также султаном из конского волоса и перьев. Шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Источник

Одежда древних цивилизаций

Интересно узнать, как одевались люди в Древнем Египте, Шумере, Риме и Греции? Тогда вперед!

Родиной льна считается Египет, потому что именно природные условия долины Нила позволяли выращивать эту культуру. Ткани Древнего Египта были широко известны, их вывозили в Сирию и Месопотамию. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, которая была надета на человека, отчетливо было видно его тело.

Усовершенствование ручного ткацкого станка способствовало ускорению темпа работы ткача, да и качество ткани стало значительно выше. В период Среднего царства ткачество стало отдельным ремеслом, которое выполнялось в специальных мастерских. Самые крупные мастерские находились при храмах.

Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

Мужчины в период Древнего царства носили набедренные повязки различной длины — схенти. На талии повязка поддерживалась тонким ремешком или лентой со спущенными концами. Она роскошно декорировалась, а спереди завязывалась в центре талии. С набедренной повязкой или без нее египтяне носили узкий треугольный передник, который имел различную длину и ширину. На женщинах был надет кусок материи, которая обертывала фигуру от щиколоток до груди, — калазирис. Поддерживали ее одна или две бретели. Такую одежду носили и царицы, и рабыни. Только лишь по качеству ткани можно было судить о различии в сословиях.

Мужчины в период Среднего царства носили костюм из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой. Женская одежда практически не изменилась, только одежда знати стала богаче в плане украшений.

В период Нового царства усложняется форма костюма знати, применяются тонкие дорогие ткани различных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений и т.д. Из Сирии в Египет пришла новая форма женской и мужской одежды: накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы. По бокам такая одежда сшивалась до линии проймы.

Самой древней мужской одеждой у шумеров был так называемый каунакес, который имитировал мех. Изначально плащи, украшенные шарфами и накидками, были отделаны мехом. Впоследствии мех заменился бахромой. Набедренные покрывала из меха очень долго сохранялись в церковном обряде, а бахрома до сих пор используется в обязательном молитвенном еврейском туалете — покрывале. Одежда ассирийцев была проще, нежели одежда египтян. На настенной живописи и рельефах можно увидеть лишь верхний плащ, который слабо прилегает и имеет короткие рукава до локтя. Он достигал до половины икр, а подпоясывали его плетеным пояском. Знатные люди носили длинные плащи, плащи богов и правителей были украшены широким поясом и бахромой. Воины и люди не знатного происхождения носили короткие и менее украшенные плащи.

Что касается Древнего Рима, то как и в Древней Греции, ткани там изготавливались вручную из овечьей шерсти и льна. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани, модны были и плотные и тяжелые ткани, типа парчи.

Основной мужского костюма в Древнем Риме были туника и тога. Туника служила в качестве повседневной домашней одежды. Шилась она из двух полотнищ и закрывала оба плеча. Надевалась туника через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Позже у нее появились короткие по локоть рукава, причем они образовывались складками ткани. Воротника у туники не было, зато ее длина достигала колен, что вызывало необходимость подпоясываться.

Что же такое тога? Тога — это кусок материала, как правило, из белой шерсти, который носили как плащ. Рабы, чужеземцы и ссыльные не имели права носить тогу. По достижении 16-летия юноша надевал мужскую тогу. Дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой. Тот, кто претендовал на высшую должность, получал право на белоснежную тогу. Консульская тога была украшена пальмовым узором, у триумфатора тога была расшитая, а у императора — пурпурная.

Женщины Древнего Рима, которые являлись представительницами знати, на тунику надевали столу, имевшую рукава. Поверх столы носили палу — широкий и длинный плащ.

В Древней Греции использовались мягкие, эластичные ткани из шерсти, а позже и льняные ткани. Широкое распространение имели ткани с рисунком, которые в классический период вытеснили одноцветные синие, красные, пурпурные, зеленые, желтые, коричневые и особенно белые ткани. Черный цвет в греческом костюме отсутствовал вовсе, а серый и коричневый считались траурными цветами.

Мужская одежда в Древней Греции состояла из хитона и гиматия. Хитон был в виде рубахи и поначалу состоял из метрового куска ткани, позже стали сшивать два куска больших размеров. На плечах хитон застегивался фибулами (застежками), часто одно плечо оставляли открытым. Иногда с рукавами, но чаще без них, хитон не сшивался по бокам или сшивался до талии или бедер. Женские хитоны были длиннее мужских. Конечно же, форму, линии, размеры и качество хитона определяли возраст, общественное положение и пол человека.

Гиматий — это верхняя одежда, прямоугольный кусок шерстяной ткани, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Его надевали на хитон и на левом плече застегивали фибулой, правое оставалось неприкрытым. Как правило, гиматий надевали в ненастье, при этом у него не было ни рукавов, ни бортов, ни подкладки, ни пуговиц. О положении человека или о роде го занятий в Древней Греции можно было судить по тому, каким способом он носит одежду.

Источник

Мода древнего мира

1. Костюм древнего Египта, эстетический идеал красоты

В Древнем царстве одежду мужчин составлял передник из льна или кожи, укрепляемый на поясе. Назывался он схенти. Схенти на статуе Ранэфера украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян. Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани

Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей – уреем – символом власти, и клафт – большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани. Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса. Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой. Бороду крепили завязками современных очков.

2. Костюм древней Греции, эстетический идеал красоты

Греческий костюм больше, чем у любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка – основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, прекрасно подчеркивал гармонию тела и одежды. Искусство одевания и умение носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками – фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск. Самой распространенной верхней одеждой был гиматий – прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7×4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Обувь греков – повторяющая форму ступни, на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать.. Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей – наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи. В классический период прическа мужчины состояла из коротко остриженных волос, круглой бородки и усов. Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее. Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Короткие стрижки украшали обручем или лентой. Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни. Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа. В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме образцами металлического литья, филиграни, гравировки. Это – серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента. Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знатных слоев, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.

3. Костюм древнего Рима, эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми.

Цветовая гамма в римском костюме – яркая красочная, основные цвета – пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя – туника и верхняя – тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, однако их конструктивное решение различно: хитон – драпированная одежда, которой обертывали тело, туника – накладная, надеваемая через голову одежда. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде – тоге – римляне придавали глубоко символическое значение. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Разновидностью плаща, небольшого по объему, длиной до коленей, был палудаментум, набрасываемый на спину и левое плечо и застегиваемый на правом. Палудаментум – костюм императора и знати – возродился впоследствии в пурпурной мантии королей.

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III–IV в. н.э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Обычно она выполнялась из шерстяной ткани и была различной по ширине и длине рукавов. Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Если у гречанки нижняя одежда была из тонкой, а верхняя из плотной ткани, то у римлянки, наоборот, туника делалась из плотной ткани, а стола – из тонкой, прозрачной. Если туника была с рукавами, стола – без них, и наоборот. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ, напоминающий по форме греческий гиматий, – палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камнейОбувь римлянок – мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

Источник

Читайте также:  Стиль одежды с очками мужчины
Оцените статью
Поделиться с друзьями