Мода при петре 1 мужская одежда

Мода при петре 1 мужская одежда

С началом 18-го столетия русский мужской костюм развивается в двух направлениях. С одной стороны правящими кругами по указу императора Петра Великого внедряется немецкая и французская мода. Дворяне и бояре облачаются в тесные кафтаны, в парики. Разгуливают в расшитых галунами камзолах. А простой народ — крестьянство и купечество — в глубинке и не знают порой о том, как надо носить басурманскую одежу. Такое разделение русского мужского костюма на простонародный и господский сохранялось весь не только 18-й, но и следующий 19-й век.

Для иностранных портных после реформ Петра в России открывается громадное поле деятельности. Шутка ли — одеть в европейское тысячи и тысячи чиновников, военных. О мастерах, которые трудились в 18 веке, можно узнать по тем клеймам и печатям, что сохранились на отдельных экземплярах одежды.
Представление о костюме начала эпохи российских преобразований нам может дать гардероб самого императора Петра Великого. В собраниях столичных русских музеев имеется сегодня немало подлинных вещей, которые тщательно сберегались как артефакты священные, овеянные славой Петра Алексеевича.
Вот, к примеру, образец кафтана, сшитого на западный манер. Собрание исторического музея в Москве. Датируется 1720-м годом. Длина до колена и чуть ниже. Объемистые прорезные карманы в полах, собранных в складки, прикрыты клапанами. Веерные складки — характерная черта западноевропейского кафтана петровского времени.

Читайте также:  Мода сапог для женщин

Кафтан императора Петра Великого

Традиционный кафтан не имел ворота. Это объяснялось модой на парики. К такому одеянию вельможи и сановники носили завитые пышные парики. Но Петр, хотя и заставлял своих сподвижников носить европейские диковинки, сам их не любил. Он носил треугольную шляпу, коротко стригся. Для Петра кафтаны делали с отложными воротниками, учитывая пристрастия царя. Хотя с 1720 года, как свидетельствуют источники, русская армия получает также кафтаны с воротниками. Из рукавов кафтана французского типа выпускали край белой рубашки. Белье было также видно в расстегнутый на груди кафтан.
Если кафтан был несколько просторнее, как и полагается верхней одежде, то камзол вплотную прилегал к телу. Традиционные отличия камзола — отсутствие воротника, сборки на полах, застежка спереди по борту на меньшие, чем на кафтане, пуговицы.
Кафтан Петра из Исторического музея сделан по голландскому примеру. Белая хлопковая ткань, стеганая в мелкий рубчик. Это была одежда, удобная для работы и для отдыха.

Шлафрок и камзол Петра Первого

Петр пристрастился к хорошим и удобным камзолам в Саардаме, где изучал ремесло корабельного плотника. Подражая царю, голландские камзолы носили и «птенцы гнезда Петрова» — Меншиков, Апраксин, Шереметев, Толстой. На протяжении всего царствования Петра голландские портные снабжали русского царя своими изделиями, за которыми посылали офицеров петровской гвардии — полков Преображенского и Семеновского.
Интересна, безусловно, и домашняя одежда Петра Первого — халат-шлафрок, пришедший в Россию из Германии. Петровский шлафрок пошит из зеленого штофа. Этот тип одежды для отдыха иногда надевали для того, чтобы прикрыть парадный, расшитый галунами кафтаны.

Еще один кафтан Петра

Надо отметить, что Петр Первый колебался в выборе одежды для своих подданных. Сначала приказывалось ( с 1700 года) всем сословиям носить одежду на венгерский и польский манер. Но затем верх взяли французские образцы. Более дорогие французские кафтаны и камзолы менее состоятельные россияне заменяли на немецкое и голландское платье.

Источник

Одежда во времена Петра 1

10 лет назад Пётр Первый издал указ: Носить западноевропейские костюмы

Питание при Петре I Питание после Петра II
Наряду с традиционной русской кухней (щи, похлебки, пироги, закуски, мясные блюда, икра, квас, водка, настойки, кисель) входила в обиход и западноевропейская кухня. Супы, бульоны, пирожки, салаты, соусы, ростбиф, антрекот, устрицы, экзотические фрукты, сладости (торты и конфета), дорогие вина, кофе и многое другое.

Задание 2. Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.».

При выполнении задания используйте материалы § 18—19.

Линии сравнения Одежда при Петре I Одежда после Петра I
Высшие слои общества Западноевропейские фасоны одежды и обуви, польское платье, традиционные русские кафтаны и шубы Западноевропейские фасоны одежды и обуви (камзол, жилет, панталоны у мужчин; корсеты, платья у женщин)
Крестьяне Традиционная русская одежда (рубаха, порты, лапти, армяк, зипун, шапка) Без изменений

Задание 3. Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.

Высшие слои общества Балы, карнавалы, маскарады, званные обеды, фейерверки, иллюминации, театр, спектакли, музицирование, коллекционирование.
Горожане Все зависело от достатка.

Фейерверки, празднества, иллюминации, катание на льду.

Крестьяне В среде крестьян изменений в досуге не происходило.

Во времена Петра1 появились первые модники.

По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила) .

Кафтан носили незастегнутым — нараспашку.

В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например кюлоты — короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.

Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги — ботфорты — с широкими раструбами в верхней части голенищ.

В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру .

Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли бриллиантовым князем .

Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.

Тогда же вошел в моду и парик.

При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы) .

В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

Основным силуэтом женского костюма был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.

Европейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I.

До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: Домострой предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству в ней ценили качество и стоимость ткани.

До XVII в. в России практически не было собственного ткацкого производства одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна) , либо из привозных бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии.

Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.

Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные -наплечные мастера (так как они одевали царское плечо) .

Исключительно мужскими работами было изготовление обуви, изделий из меха, головных уборов. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы.

Первые поклонники западной моды появились в первой половине XVII в. они носили немецкое и французское платье. Например, боярин Никита Романов одевался у себя в деревне и на охоте во французское и польское платье. Но иноземную одежду было запрещено носить при дворе.

Алексей Михайлович в 1675 г. издал указ, запрещавший носить все иноземное. Во время правления царевны Софьи европейская одежда становится все более популярной.

Русский костюм XVIII века. Петровские реформы

1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России

Питание при Петре I Питание после Петра II

Наряду с традиционной русской кухней (щи, похлебки, пироги, закуски, мясные блюда, икра, квас, водка, настойки, кисель) входила в обиход и западноевропейская кухня Супы, бульоны, пирожки, салаты, соусы, ростбиф, антрекот, устрицы, экзотические фрукты, сладости (торты и конфета), дорогие вина, кофе и многое другое

Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.». При выполнении задания используйте материалы § 18—19

Линии сравненияОдежда при Петре IОдежда после Петра I

Высшие слои общества Западноевропейские фасоны одежды и обуви, польское платье, традиционные русские кафтаны и шубы Западноевропейские фасоны одежды и обуви (камзол, жилет, панталоны — у мужчин; корсеты, платья — у женщин)
Крестьяне Традиционная русская одежда (рубаха, порты, лапти, армяк, зипун, шапка) Без изменений

Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.

Высшие слои общества

Балы, карнавалы, маскарады, званные обеды, фейерверки, иллюминации, театр, спектакли, музицирование, коллекционирование

Все зависело от достатка. Фейерверки, празднества, иллюминации, катание на льду

В среде крестьян изменений в досуге не происходило

Почему Петр I велел брить бороды боярам?

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола.

Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения.

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным.

Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным.

Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости.

Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина «Бояре» Автор: Павлов П.В., 2007 г., холст,масло

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой.

На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе.

После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением.

Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам. Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое.

Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными.

Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их.

После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный «Бородовой знак» выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу».

Источник

МУЖСКАЯ МОДА ВЫСШЕГО СОСЛОВИЯ ПРИ ПЕТРЕ I.. Нет нужды говорить, каким потрясением основ стали указы Петра I, предписывавшие боярам, дворянам и чиновникам. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемабдул абдусалемов

Похожие презентации

Презентация на тему: » МУЖСКАЯ МОДА ВЫСШЕГО СОСЛОВИЯ ПРИ ПЕТРЕ I.. Нет нужды говорить, каким потрясением основ стали указы Петра I, предписывавшие боярам, дворянам и чиновникам.» — Транскрипт:

1 МУЖСКАЯ МОДА ВЫСШЕГО СОСЛОВИЯ ПРИ ПЕТРЕ I.

2 Нет нужды говорить, каким потрясением основ стали указы Петра I, предписывавшие боярам, дворянам и чиновникам сменить традиционные русские одежды на европейское платье, а также его борьба с бородами. Указ от 14 января 1700 года предписывал носить укороченное венгерское платье. Через несколько лет вышло указание носить немецкое платье как повседневное и французское — по праздникам.

3 На улицах устанавливались манекены, одетые на новый манер. Всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами отрезали полы одежды на уровне земли. Тем, кому было не по средствам немедленно заказать себе новое платье, позволяли донашивать старое русское еще два года, при этом на одежду ставилось клеймо с датой. Французский камзол из шелка. Парадный костюм Петра I.

4 Рубашка шилась из тонкого полотна, собиралась вокруг шеи на тесьму, поверх которой повязывали галстук или шейный платок, широкие рукава собирались у запястья и застегивались на пуговицы, а поверх прилаживались кружевные манжеты. Под кюлоты надевали подштанники, обычно широкие, короткие или до колен, их, как правило, шили из полотна. Сами кюлоты кроились широкими сзади и собранными на полосу ткани, их ширина регулировалась с помощью пряжки на спине. Штанины опускались чуть ниже колена и застегивались внизу на пуговицы и пряжки, завязывались лентами. Камзол носили поверх рубашки, он был без воротника, облегающим, с рукавами без обшлагов — мог быть и без рукавов. Шили его из шелковых тканей, сукна, бархата. Камзол Петра I,.

5 Поверх камзола надевали кафтан, или, по — французски, жюстокор, — чуть длиннее камзола, из такой же или более плотных тканей, парадный часто украшался богатой вышивкой золотом и серебром. Зимний костюм Петра I. Кафтан и камзол эпохи Петра I

6 Пуговицы, из которых застегивали обычно одну — две, шли от горла до подола. Они были очень дорогой и модной вещью, на одеждах богатых людей они были настоящим украшением из золота, серебра, драгоценных камней.

7 Домашней одеждой был шлафрок — халат, надевавшийся на рубашку с кюлотами, а позднее и на камзол. Его тоже часто шили из дорогого бархата или шелка.

8 Верхней одеждой в холодную погоду служили разнообразные суконные плащи. Например — епанча — широкий просторный плащ, обычно без рукавов, часто с капюшоном. Чулки облегали ногу и крепились на подвязки под кюлоты, но могли крепиться и поверх них.

9 Самой распространенной обувью были тупоносые туфли с пряжками, которые носили даже солдаты. Они шились одинаковыми, без различия на левую и правую, и знатным господам их разнашивали слуги. Для верховой езды могли носить высокие сапоги. В домашней обстановке носили туфли без задников.

10 Нововведением для Руси также были парики в сочетании с чисто выбритым лицом. Делались они, как правило, из конского или человеческого волоса ( хотя известно и о париках из перьев и из металла ), обильно пудрились. Сам Петр парики не жаловал, но его придворные носили на голове эти довольно громоздкие конструкции. На наиболее вычурные парики даже не надевали шляпу — ее носили на сгибе руки, так как она все равно была необходима для того, чтобы правильно кланяться.

11 Шляпами излюбленной формы были треугольные, их украшали мехом, галунами и перьями. Элементом военной униформы были круглые картузы.

12 В качестве аксессуаров носили перчатки, от кожаных до шелковых с искусной вышивкой, шелковые пояса. Особенно популярны были трости — из тростника, эбенового дерева, слоновой кости, отделанные драгоценными камнями, перламутром и т. д., со встроенными кинжалами, компасами, часами и даже подзорными трубами. Петр I владел тростью со встроенной линейкой. Он сам часто дарил трости подданным в знак особого расположения.

13 СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР Подготовил Бажин Максим 8 Б класс.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями