Мода при петре 1 проект

Презентация, доклад по истории на тему : моды при Петре I

Презентация по истории на тему : моды при Петре I, предмет презентации: История. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 14 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Изменение моды при Петре 1

Проект
По истории
На тему: Изменение моды при Петре 1.
Ученицы 8-гик
МБОУ «Гимназия»
Г.Бахчисарай
Марчук Есении

Изменение моды при Петре 1

Правление Петра I вошло в историю не только
судебными и финансовыми реформами, но и
преобразованиями в культурной сфере, в том
числе, в области моды. Многие историки
появление самого понятия моды в России
связывают именно с именем Петра. За три
десятилетия ему удалось не только переодеть
консервативное русское дворянство
на европейский лад, но и изменить стиль
поведения и мышление столичных
и московских жителей.

Петр I против традиций. Налог на бороду.

Еще до реформы Петр I традиционным долгополым одеждам
предпочитал более удобное европейское платье, а в конце 1690-х годов,
вернувшись из-за границы, принялся за европеизацию страны, причем
начал с самого неприкосновенного – бороды.
Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом.
Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Петр I собственноручно
отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание
и удивление.
Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его
действиях неуважение к исконно русским традициям. К тому же, после
сбривания бороды священники отказывались обслуживать безбородых,
и были даже случаи, когда после принудительного бритья бояре
кончали жизнь самоубийством.

В 1698 году Петр I установил налог на бороду,
уплатившим который выдавался специальный
жетон, предъявлявшийся городовым. Уже в 1705
году был издан указ, согласно которому
единственными, кому разрешалось не брить
бороду и усы, оставались священники, монахи
и крестьяне.
Со всех остальных
за непослушание взимался повышенный налог,
размер которого зависел от сословия
и имущественного положения нарушившего.
Всего существовало четыре уровня пошлины:
600 рублей в год, что было огромными
деньгами, должны были платить царедворцы
и городовые дворяне, 100 рублей в год взимали
с купцов, 60 рублей платили посадские люди,
а слуги, ямщики и московские жители разных
чинов за ношение бороды отдавали 30 рублей
в год

Кюлоты и шлафрок вместо халата и штанов.

Не успевших оправиться от запрета на бороду
дворян вскоре ждало новое потрясение .
29 августа 1699 года- указ о запрете на старый
русский костюм.
В январе 1700 года- Петр I велел всем носить
платье на манер венгерского, немного
позже в качестве примера стал приводиться
немецкий костюм, и в конце концов боярам
и дворянам предписывалось носить немецкое
платье по будням и французское – по праздникам.

Согласно предписаниям, мужчинам
теперь следовало одеваться
в укороченный кафтан,
камзол и штаны.
Европейский кафтан был
значительно короче традиционного
русского – он доходил только
до колен.
Достаточно плотно
облегавший фигуру сверху, книзу он
становился более широким – по бокам
у кафтана были складки, а по центру спинки
и по бокам – разрез. Это делало кафтан
более удобным и практичным, теперь в нем
можно было даже ездить верхом. Отвороты
на рукавах – обшлага – делали достаточно
широкими и нашивали на них декоративные
пуговицы.

Камзол в большинстве случаев
шился из одной ткани с кафтаном,
но был значительно короче и не
такой широкий снизу.
По бокам у этой одежды также
были разрезы, но не было
складок. Рукав был узкий (иногда
его не было вовсе), а воротник
к камзолу никогда не пришивали.
Камзол застегивался на пуговицы
и мог украшаться
вышивкой и узорами на ткани.

В это же время вошла
в моду специальная
одежда для дома
– шлафрок. Шлафроком
называли халат, который
бояре и дворяне
надевали в домашней
обстановке.
Судя по названию (с
немецкого- Schlafen –
«спать», Rock – «одежда»)

Корсеты в кружеве и робы в камнях.

Если мужчины
переодевались в новые
костюмы довольно неохотно,
то женщинам переход
на европейскую моду дался
еще тяжелее. Привыкшие
к длинным и широким
сарафанам, к многослойным
нарядам, теперь девушки
должны были надеть узкое
и открывающее плечи
европейское платье.

В начале 18 века одежда столичных дворянок
стала походить на французское платье конца
XVII века. Дамский костюм теперь состоял
из юбки, корсажа и распашного платья – все это
доставляло женщинам особые неудобства. У
состоятельных дам он всегда был обтянут
шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом
и лентами. Корсет нельзя было надеть
самостоятельно – шнуровку на спине девушкам
затягивали служанки, в нем было трудно дышать
и расслабиться или согнуть спину.
С непривычки многие дамы, находясь весь
день в узком платье, падали в обморок. Помимо
неудобства, корсет был еще и введен для здоровья:
в нем организм становился уязвимым
для желудочных и легочных заболеваний.

Как и узкий корсет,
неотъемлемой частью
женского платья была
очень широкая юбка,
которая на фоне
изящного верха
выглядела особенно
контрастно.
Чтобы юбки
держали форму, под них
надевались каркасы –
фижмы.

Наряды дополняли ожерельями, диадемами, браслетами, поясами, пряжками для платьев и обуви. Вместе с висящими жемчужными нитями теперь стали носить склаваж – украшение на тканевой повязке, которую завязывали высоко на шее.

Вопросы к презентации.

Почему понятие моды России в прошлом у историков ассоциируется с Петром первым?
За что платили налог если не следовали моде?
Как именно корсеты влияли на здоровье дам?
Как называлась специальная одежда для дома?

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • История России (264)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (102)
  • Исторические личности (49)
  • Романовы (41)
  • История (37)
  • История храма (23)
  • Романовы. Царственные мученики. (20)
  • Труд и быт (19)
  • Известные личности (13)
  • Ювелирное искусство России. (12)
  • Императорский двор (11)
  • Русская культура (10)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (7)
  • Свадьба (5)
  • Музеи (2)
  • Живопись (156)
  • художники (92)
  • пейзажи (92)
  • Портреты (65)
  • Женский образ (38)
  • Дети (16)
  • Натюрморты (2)
  • Поэзия (146)
  • Духовное (70)
  • Времена года (20)
  • О России (17)
  • Стихи о танцах (16)
  • Женский образ (9)
  • Стихи о матери (8)
  • О природе (2)
  • Царственные мученики. (1)
  • Праздники (130)
  • День Победы (27)
  • Рождество (27)
  • Пасха (21)
  • Масленица (11)
  • Новый Год (10)
  • пасхальные открытки (8)
  • Крещение Господне (8)
  • Благовещение (7)
  • Троица (5)
  • Троица (4)
  • Вербное воскресенье (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Декоративно — прикладное искусство (130)
  • Народный костюм (72)
  • История вещей (40)
  • Кружево (8)
  • Иконы (6)
  • Ювелирное искусство (6)
  • Фарфор (5)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Русский костюм (97)
  • История костюма (78)
  • Женский костюм (68)
  • Головной убор (28)
  • Мужской костюм (21)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (4)
  • Полезная информация для дневника (79)
  • Рамочки (47)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (41)
  • Истории из жизни (19)
  • Советы (10)
  • Проза (9)
  • Духовные песни (8)
  • Личное (32)
  • Времена года (28)
  • Осень (28)
  • Молитва (24)
  • Полезная информация (22)
  • Полезные советы для дома (1)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Поздравления (16)
  • Украина (13)
  • История (6)
  • Юмор. (5)
  • Клипы (5)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (2)
  • Ангелы (2)
  • Православие (447)
  • Иконы Божией Матери (91)
  • Притчи (64)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (41)
  • Поминовение усопших (36)
  • Иконы святых (30)
  • Храмы, соборы и монастыри (27)
  • Живопись, искусство (23)
  • Проповедь (19)
  • Посты (7)
  • Прощеное воскресенье (5)
  • День Ангела, именины (5)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Храмы, соборы, монастыри (1)
  • Святые (70)
  • Церковные праздники (109)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Русский костюм XVIII века. Петровская реформа костюма.

Пятница, 31 Августа 2012 г. 22:12 + в цитатник

Русский костюм XVIII века

Петровская реформа костюма

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин — широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).

Рис. 1

Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского» — заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы.

Преобразования совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.

Энергичная натура Петра, активное привлечение им дворянской молодежи к разнообразной деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды. Судить о ней можно по гардеробу представленному в коллекции Эрмитажа. В составе ее много предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчатобумажных тканей. Например, двубортный кафтан из двустороннего и зеленого сукна, воротник отложной, широкие обшлага пристегнуты к рукаву тремя пуговицами, обтянутыми парчой плащ из двустороннего синего и малинового сукна (носился на обе стороны), отделанный серебряным галуном; летний кафтан и штаны из шелкового голубого репса на белой шелковой подкладке с цветочным узором, отделанные серебряным кружевом и оплетенными серебряной нитью пуговицами. Под кафтан надевался камзол из небеленого холста, вышитый гладью серебром, с серебряными пуговицами, на подкладке из шелка.

Европеизация внешних форм быта и костюма, ориентация на вкусы Запада вовсе не мешали Петру развивать русское ремесленное производство, ограничивая ввоз тканей и других промышленных товаров границы.

Рис. 2

При Петре появляются шелковые и полотняные мануфактуры в Москве, Петербурге, Ярославле. Русские художники создают для них декор шелковых и золотых тканей.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). В появляется платье со складкой Ватто.

Коронационное платье императрицы Елизаветы на корсете и фижмах было сшито из серебряного глазета (тонкой парчи) и украшено золотым позументом. На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. После смерти Елизаветы в ее гардеробе осталось до 15 тысяч таких же роскошных платьев.

Основные формы и виды одежды второй половины XVIII века

Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования связанный с усилением влияния французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм.

Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период.

Эстетический идеал и костюм второй половины века отражены в портретной живописи замечательных русских художников Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Аргунова.

Мужской костюм

Основные формы мужского костюма с начала века и до изменяются незначительно: остаются французский кафтан с прямыми полами, расширенный книзу за счет жесткой прокладки, камзол, кюлоты. Однако с каждым годом возрастают богатство и роскошь применяемых тканей, отделки, украшений. В конце в моде французский и английский фраки.

На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли «бриллиантовым князем». Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.

Женский костюм

Рис. 3

Основным силуэтом женского костюма второй половины за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка — панье, позднее фижмы. Такое платье мы видим на портрете Сарры Элеоноры Фермор художника Вишнякова Вишняков: «Портрет Сарры Элеоноры Фермор»).

В в моду, как и на Западе, входит профильный силуэт, высокие прически и головные уборы, украшенные лентами, перьями, оборками

Рис. 4

Так же как и для мужского костюма, для женского применялись дорогие привозные ткани с богатой отделкой: вышивкой (золотыми и серебряными нитями), драгоценными камнями, тончайшим кружевом, газом. Эта роскошь часто граничила с расточительством и приводила к разорению дворянских семей. Распространенная в период расцвета дворянского государства иллюзия о разумном и образованном монархе, который с помощью гуманных и справедливых законов решит все социальные конфликты, нашла отражение в указах Екатерины, предписывающих умеренность в использовании дорогих тканей, отделки, украшений.

Один из указов Екатерины определял форму придворного женского платья в праздники — национальный сарафан — распашная одежда из дорогой ткани, надевавшаяся на корсаж и каркасную юбку.

В под влиянием моды эпохи Великой французской революции в России начинают носить тонкие с высокой талией, прическу с локонами или греческим узлом, мягкие туфли без каблуков, с завязками вокруг икр. Такие костюмы можно видеть на портретах Боровиковского («Портрет М. Лопухиной», «Портрет сестер Гагариных»).

Влияние дворянского костюма на костюмы других сословий

Рис. 5

Например, покрой спинки долгополого русского кафтана с застежкой налево был близок к покрою западноевропейского жюстокора с боковыми веерами складок.

Исходя из представления, что лишь длинная одежда придает ее носителю степенность и достоинство, купцы и горожане никогда не носили коротких кафтанов, длина их всегда превышала модную.

Женский купеческий костюм в еще большей степени испытывал влияние дворянской моды, проявлявшееся в покрое, манере ношения, дополнениях (косынках, чулках, обуви). Так, рубахи и сарафаны могли иметь более глубокое декольте, душегреи были прилегающего силуэта, русский головной убор повязывался в виде модной в то время чалмы

В противоположность мужскому женский костюм характеризовался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов (малинового, лилового, зеленого, голубого, красного), с применением атласных, бархатных, парчовых тканей, дорогого меха, модной обуви на высоких каблуках.

Формы распространения моды и ее регламентация государственными указами

Русский костюм развивался в соответствии с требованиями общей европейской моды. Мода распространялась в основном с помощью готовых образцов, выписываемых наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона или заказываемых в иностранных мастерских.

Регулярных модных журналов в это время еще не было, но информация о модных новинках костюма появляется в таких популярных журналах для чтения, как «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний».

Большую роль играют в государственные постановления и указы об одежде дворян, четко регламентирующие не только форму костюма, но и характер его отделки, цвет, ткань, украшения. Так, в издала три указа. Первый из них — «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору». В нем рекомендовалось соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды» и запрещалось отделывать платье золотым и серебряным шитьем или кружевом шире двух вершков (9 см) и носить головные уборы выше двух вершков. Во втором указе рекомендовалось дворянам (мужчинам и женщинам) являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, которые присвоены их губернии. Например, мундир дворянина Петербургской губернии представлен кафтаном с черными бархатными отворотами, воротником и обшлагами; Московской губернии — красным кафтаном с отделкой В этой же цветовой гамме должны были решаться наряды их жен и дочерей. Третий указ — «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» — разрешал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в менее торжественных — из шелка и сукна. Все ткани должны быть русского производства.

Целым рядом государственных указов были встречены в России заимствования из моды революционной Франции.

Екатерина II высмеяла моду «инкроаблей неподражаемых», приказав одеть в такой костюм всех петербургских постовых полицейских.

Источник

Читайте также:  Интерьер штор все красивое
Оцените статью
Поделиться с друзьями