История советской моды. Часть пятая — 1960-е. Начало
История советской моды. Часть пятая — 1960-е. Начало
От оттепели к эпохе застоя
1960-е годы — один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века, его по праву называют революционным. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй Мировой войны, экономическое возрождение пятидесятых годов и «бэби-бум», приведший к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества, не могли не повлиять и на модные тенденции. Мировоззрение молодых, их взгляды и вкусы становились все более значимыми. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила. В 1960-е годы сформировалось такое понятие, как «молодежная мода».
Небывалое развитие научно-технического прогресса 1950-х годов, частью которого стали космические исследования, также нашли отражение в модной индустрии. В космическом состязании двух сверхдержав США и СССР победу одержало советское государство. Первый в истории человечества полет в космос, осуществлённый Юрием Гагариным в 1961 году, а затем, в 1963 году — первый полет в космос женщины-космонавта, выполненный Валентиной Терешковой, вдохновили многих блистательных кутюрье того времени на воплощение космической темы в моде. Советские летчики-космонавты стали героями дня, для них был открыт весь мир, они представляли СССР за рубежом и принимали иностранных гостей у себя на Родине.
В начале 1960-х годов режим Хрущёва переживал кризис. Первый секретарь ЦК КПСС вызывал недовольство партийных чиновников и терял свой авторитет в обществе.
Хрущевские реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей в СССР. Многие из них оказались малопродуманными и совершенно не подготовленными. За 11 лет своего правления Хрущёв не смог изменить принципы социалистического развития. Сталинский тоталитаризм был уничтожен, но до демократизации дело так и не дошло. При Хрущёве политический режим в стране превратился в авторитарную систему, получившую дальнейшее развитие в период брежневского правления. В 1964 году закончилась короткая советская «оттепель», после отставки Хрущева во главе государства встал Леонид Ильич Брежнев, в стране начался период «застоя».
Два параллельных мира, в одном из которых жили простые советские люди, а в другом обосновались те, кто ими руководил и строил для них светлое будущее, мирно существовали рядом друг с другом, и никогда не пересекались.
Люди слышали одно, а видели иное, но были так воспитаны и воодушевлены начальниками из параллельного мира, что до поры до времени верили, терпели, надеялись.
Официальная мода в СССР соответствовала новым мировым тенденциям. Журналы мод 1960-х годов наглядно демонстрировали, что изменения, происходящие в этот период, очень быстро были зафиксированы и донесены до сведения советских граждан.
Но вот реальная жизнь вносила деструктив в информационно-просветительскую идиллию.
Подчиняясь идее создания уникальной советской моды, журналисты и искусствоведы писали о бессмысленности ежегодных модных перемен и предостерегали от подражания модам западным. Производители одежды должны были выпускать вещи простые, функциональные, лишенные ультрамодных элементов. Очевидно, в этом было рациональное зерно, но простые вещи без ультрамодных элементов должны были хотя бы радовать глаз.
Медленный рост производства потребительских товаров приводил к превышению спроса над предложением. Социалистическая экономика, основывалась на плановом хозяйстве. План диктовал и требовал проценты, а не красивую одежду. Частая смена стандартов и следование за модой при таких условиях были невозможны. Например, воспоминая о тех временах, сотрудники Алтайского Дома моделей с гордостью рассказывали, что каждый год их Дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство, а на одном из швейных предприятий города Бийска конвейер, на котором работало 79 человек, за 15 минут выдавал готовое швейное изделие. А носить то хотелось не швейные изделия, а красивую и модную одежду.
Как отмечал в 1964 году главный художник киевского Дома моделей: «Для массового производства наши модели неприемлемы. А на швейных фабриках моделирование ведётся собственными силами, но часто очень плохо. Разрыв между моделирующими организациями и производством – основная беда нашей работы». Об этой проблеме говорили на многих швейных предприятиях Советского Союза.
Швейные фабрики действительно часто занимались моделированием самостоятельно, причем практика показывала, что на самом деле, хорошие, радующие глаз модели, которые наверняка бы пользовались спросом у потребителя, создавать самостоятельно им было по силам, но даже собственные качественные разработки не шли в массовое производство, а оставались лишь выставочными моделями. Еще одной проблемой, которую было невозможно решить при социалистической системе производства, была поставка тканей на фабрики, производящие готовую одежду. Нельзя сказать, что в стане была катастрофическая ситуация с текстильной продукцией, отечественные ткани неплохого качества были, но не для производящих предприятий и моделирующих организаций. Образцы, которые получали фабрики и Дома моделей, были либо плохие, либо очень плохие.
Работа ткацких и швейных фабрик являлась постоянной темой для советской прессы, где все время появлялись взаимоисключающие друг друга опусы, повествующие о деятельности предприятий, производящих ткани и одежду. В одних пелись хвалебные оды, прославляющие советское производство, в других – звучала критика, вскрывались недостатки, высмеивались уродливые и однообразные модели. Еще одной темой, полной противоречий и полярных мнений была торговля. Журналисты с пристрастием рассказывали о браке, халтуре, грубости, дефиците, но при этом радостно информировали о великолепном обслуживании и новых достижениях. Из газет и журналов люди узнавали о чудесах, которые были старательно скрыты от глаз потребителей. Ощутить, что кто-то действительно заботится о тебе, стараясь сделать быт лёгким и комфортным как-то не получалось, зато можно было почитать об этом в прессе.
В 1960-е годы многие крупные города имели собственные Дома моделей. Модные показы и, так называемые, творческие отчёты для населения проводились даже в сельских Домах культуры. Так что посмотреть на модную одежду и узнать о том, чем занимаются модельеры-конструкторы, мог каждый советский труженик. Такие показы обязательно сопровождались комментариями искусствоведа, рассказывающего не только о демонстрируемых моделях и новых тенденциях моды, но и о том, что такое хороший вкус, как найти свой стиль, что можно сочетать в комплекте одежды и чего следует избегать.
Вектор моды для всей страны задавал и ВИАЛЕГПРОМ. В СССР существовал Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) — орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. У Госплана была целая структура организаций, одной них был Государственный комитет по легкой промышленности, в который, в свою очередь, входил ВИАЛЕГПРОМ — Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды.
На методические показы ВИАЛЕГПРОМа съезжались представители Домов моделей со всей страны. Возвращаясь из Москвы, они информировали свои рабочие коллективы о «центральной установке» и принимались за создание новых коллекций. В ВИАЛЕГПРОМе можно было под расписку получить для ознакомления образцы импортной одежды, некоторые из них с целью изучения разрешалось распарывать. Отечественные конструкторы одежды, в работах которых чувствовалось влияние зарубежных модельеров, подвергались критики идеологического отдела ЦК КПСС. В прессе то и дело появлялись статьи об отсутствии собственного взгляда и подражательстве Западу.
У ВИАЛЕГПРОМа было издание «Модная одежда» — каталог моделей одежды, рекомендованных методическим совещанием специалистов Домов моделей союзных республик. Такой каталог издавался ежегодно, он включал в себя модели одежды крупнейших Домов моделей СССР «наиболее ярко характеризующих направления моды в одежде». Достать такой каталог было очень сложно, так как его тираж был всего 10 000 экземпляров. Кроме того, для Общесоюзного Дома моделей и других моделирующих организаций издавалась брошюра «Мода за рубежом», где излагались главные мировые тенденции, и публиковалась подборка фотографий из таких журналов, как «Vogue», « L’Officiel», «Elle», «l’art et la mode» и др.
«Одежде присущи спортивно-деловой характер и более мягкая, утонченная линия в нарядных, выходных ансамблях. Большой интерес проявляется к национальным формам одежды, историческому костюму и созданию на их основе современных жизненных и оригинальных образцов. По-прежнему значительное внимание уделяется разработке комплектной одежды из нескольких предметов».
Источник
Мода 60-х: особенности и тенденции
Мода 1960-х: Pixabay
Мода циклична, поэтому нет ничего удивительного в том, что стиль 1960-х до сих пор пользуется популярностью. Образы Одри Хепбёрн, Твигги и участников группы The Beatles по сей день будоражат сердца. Как им удавалось выглядеть стильно? Подсмотрим у именитых дизайнеров, которые используют элементы 1960-х в современных коллекциях.
Как развивалась мода 1960-х и в чем ее особенности
Мода 1960-х — один из самых ярких периодов в истории. Он отличался свободой, раскрепощенностью, экспрессией. Некоторые тенденции того времени популярны и по сей день.
Франция продолжала предлагать девушкам романтичный стиль — элегантные платья, перчатки, жемчуг. Однако эти тенденции перестали быть интересными, и Париж не сумел удержать статус столицы моды — он перешел к Лондону.
Мода 80-х: главные тренды и особенности
Модники того времени предпочитали предметы гардероба с такими характерными особенностями:
- юбки и платья мини и миди длины;
- геометрические и анималистические принты;
- контрастные цвета;
- абстрактные узоры;
- искусственные материалы в одежде и аксессуарах;
- сочетание разных фактур и принтов;
- обувь на устойчивом каблуке;
- широкополые шляпы.
У молодого поколения появились новые кумиры:
Певцы стали объектами подражания. Однако не только на них ориентировалась молодежь. Благодаря другим кумирам появилось несколько непохожих друг на друга стилей.
«Моды» — субкультурное движение, которое возникло как результат развития «эдвардского стиля» — стиля короля Британии Эдуарда VII. Приверженцев течения называли тедди-бой. Их было легко узнать по:
Стиль гранж: особенности, характеристики, создание модных образов
- узким брюкам;
- белым рубашкам;
- приталенным жакетам;
- тонким галстукам.
«Тедди» ратовали за аккуратность и умеренность, носили безупречные прически и обожали езду на скутере. Поклонниками новомодного движения стали популярные The Beatles. В 1962 году участники коллектива отказались от кожаных курток, отдав предпочтение стильным костюмам.
Новое течение пришлось по вкусу не только парням. Девушки тоже обратили на него внимание и облачались в мужские рубашки и брюки, предпочитали короткие стрижки и туфли с плоской подошвой.
Мини-мода — течение, которое кардинально отличалось от предыдущего. Это скандальное направление произвело фурор, поскольку одежда выглядела вызывающе и броско.
Зародилось оно благодаря Мэри Квант — британскому модельеру и дизайнеру. В 1962 году она выпустила коллекцию под названием «Стиль Лондон»:
Стиль хиппи в одежде: как создать модный образ
- модели отрицали безукоризненную элегантность и традиции так называемого хорошего вкуса, как и ханжескую мораль буржуазного мира;
- мини-юбка стала одеждой протеста молодых женщин, которые покидали родительские дома в поисках независимости.
Воплощением образа сексуальной и раскованной женщины стала модель и певица Твигги.
Космический стиль
Со временем Париж вновь сумел отвоевать звание модной столицы. В большей степени руку к этому приложил Андре Курреж — создатель «космического стиля». Французский модельер вдохновлялся первым полетом человека в космос.
Курреж воплотил идеи с помощью синтетических виниловых тканей:
- На подиуме дефилировали манекенщицы в белых виниловых полусапожках, шляпах, похожих на шлемы космонавтов.
- С этого момента самыми модными стали мини-платья в форме трапеции, брючные костюмы и жакеты с двумя бортами.
- На пике популярности оказались комбинации белого, черного, серебристого, желтого, розового, оранжевого и зеленого цветов.
Современная мода: тенденции и стили
Одновременно с Куррежем в «космическом стиле» работал Пако Рабан. Французский модельер создавал одежду из пластика и металла, а также пластиковую бижутерию.
Облегченную и менее вызывающую версию направления создал Пьер Карден. Модельер продемонстрировал полюбившийся многим сарафан из кожи, синтетики и трикотажа с глубокими проймами. Однако визитной карточкой Кардена стал тандем, разработанный в 1967 году, — сочетание высоких сапог и супермини.
В США мода в это время развивалась не менее стремительно. Американский модельер Руди Гернрайх ввел в тренды:
- монокини и купальники с открытым верхом;
- комбинезоны унисекс и боди телесного цвета;
- блузки из прозрачных тканей и одежду с анималистическими принтами.
Модные тенденции 1960-х
Что сейчас в моде: одежда, обувь и аксессуары для женщин
Нет ничего удивительного в том, что современные дизайнеры включают в свои коллекции элементы моды 1960-х. Встретить их можно на показах Miu Miu, Paco Rabanne, Prada, Brioni, Chloé.
Поговорим подробнее о женском и мужском гардеробах.
Женская мода
В 1960-е дамы облачались в такие наряды:
- Платья. Самый модный фасон — платье-трапеция. Также в 1960-х леди носили платья-халаты, платья в стиле милитари с погонами, воротником-стойкой и золотыми пуговицами, модели с облегающим верхом и пышной юбкой, как в коллекции Miu Miu.
Модные платья 1960-х: YouTube/NasheVideo100
- Водолазки и свитера. Водолазки часто носили под рубашки или сарафаны. Свитера предпочитали облегающие, с крупными принтами, их сочетали с однотонным низом. Такой стильный вариант представили Chloé.
- Рубашки. Спросом пользовались прилегающие к телу как однотонные предметы гардероба, так и рубашки в полоску, клетку, горошек.
- Пальто. В 1960-х пальто стали более приталенными, изменилась и длина — чуть выше колена. Украшали пальто карманами с клапанами и выразительными пуговицами. Такую модель встретите у Paco Rabanne. Некоторые дамы предпочитали носить пояс, подчеркивая осиную талию.
Винтажный стиль в одежде женщин и мужчин
Модное женское пальто 1960-х: YouTube/Nevskie Berega
- Юбки. Женщины отдавали предпочтение юбкам-карандаш, полусолнце и вариантам в форме трапеции, как модель мини у Alice+Olivia. Популярными были юбки из вельвета и предметы гардероба с крупной вязкой.
- Брюки. Особой популярностью пользовались капри, которые популяризировала Одри Хепбёрн. Однако в тренде также были широкие брюки-палаццо и клеш.
- Брючные костюмы. Этот наряд шокировал не меньше, чем мини-юбки. В моду вошли брючные костюмы с укороченными жакетами, как в коллекции Paco Rabanne, и смокинги. Обязательный элемент — стрелки на брюках, которые придавали образу утонченность и строгость.
- Обувь. В тренде в 1960-х — устойчивые каблуки, а также обувь на плоской подошве. Дамам нравились высокие сапоги серебристого и белого цвета, как у Miu Miu, и яркие сандалии из блестящей пластмассы.
- Аксессуары. Самыми модными были украшения из пластмассы. Девушки носили объемные колье, часто из крупных бусин, массивные браслеты, огромные серьги с подвесками. Стильно смотрелись солнцезащитные очки в массивной оправе.
Модные летние платья: тенденции, фасоны, цвета
Модные аксессуары 1960-х: YouTube/Nevskie Berega
Мужская мода
Мужская моды 1960-х отличалась простым кроем, строгими линиями и элегантностью. Чтобы создать образ в стиле 1960-х, присмотритесь к следующим предметам гардероба:
- Пиджаки. Мужчины носили однобортные прилегающие пиджаки в темных тонах, как в коллекции Gabriela Hearst.
- Рубашки. В тренде были приталенные белые рубашки с узкими воротниками. Одной из самой модных считалась модель из нейлона.
- Брюки. Как и пиджаки, мужчины предпочитали носить вещи черного, серого или коричневого цветов. Брюки были зауженными, как у Prada.
- Пальто. Элегантности всему образу добавляло черное пальто, как в коллекции Brioni. Особое предпочтение мужчины отдавали предметам гардероба из шерсти.
- Обувь. Элегантный стиль подчеркивали ботинки и туфли с зауженными носками. Незаменимым предметом гардероба стали белые носки.
- Аксессуары. Модники носили шляпы из фетра и узкие галстуки.
С чем носить ботфорты, чтобы выглядеть стильно
Мода 1960-х оказалась настолько эффектной, что дизайнеры и модники до сих пор отдают ей дань уважения. Если и вы в восторге от смелых и элегантных людей прошлого, не стесняйтесь примерить на себя стильный ретрообраз.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник