Модель современного учителя проект

«Модель современного учителя в контексте новых стандартов».
методическая разработка по теме

«Модель современного учителя в контексте новых стандартов» в рамках Августовской педагогической конференции работников системы образования Советского городского округа «Языковая экология как важнейшая проблема современности».

Скачать:

Вложение Размер
model_sovremennogo_uchitelya.zip 978.59 КБ

Предварительный просмотр:

Модель современного учителя в зеркале стандартов.

Цель: рассмотреть компоненты модели современного учителя.

Школа XXI века диктует новые требования к работе учителя. Главными профессиональными качествами педагога всегда были и остаются: знание предмета, владение методикой преподавания, хорошие взаимоотношения с учащимися, умение правильно оценивать их знания, готовность к переменам, ответственность и самостоятельность в принятии решений. А также постоянное самообразование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность, овладение новыми современными технологиями, увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, организаторские умения и навыки, педагогический такт, владение технологиями общения. Среди личностных качеств учителя считаю: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, ораторских способности, готовности к эмпатии. (Слайд).

В рамках стандартов важно, чтобы педагог:

Формировал и развивал универсальные учебные действия, ключевые компетенции. Владел психолого-педагогическими технологиями. Эффективно управлял классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Эффективно регулировал поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Умел общаться с детьми, признавал достоинство и интересы учащихся. Помогал детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. Поддерживал в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Существует система профессиональных компетенций учителя: (Слайд).

1. Социально-психологическиая компетенция. 2. Предметная компетенция знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания. 3. Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

3. Управленческая компетенция, умение проводить анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность. 4. Рефлексивная компетенция , т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности, обобщать свою работу.

5. Компетенция в сфере инновационной деятельности ( учитель экспериментатор): организовать, провести и проанализировать эксперимент. 6. Креативная компетенция , т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

8. Профессионально-коммуникативная компетенция , степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса. 9. Информационно-коммуникативная компетенция , связанная с умением работать в сфере ИК-технологий (информационно-коммуникационных технологий и интернет).

Остановлюсь только на некоторых из них. Коммуникативная компетенция важна. Нужно уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет. Эта компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе.

Общепредметные (базовые) компетенции учителя связана с владением современными педагогическими технологиями (коммуникация, получение информации, преобразование её и передача другим). Также необходимо владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Основные компетенции современного учителя. Он должен уметь: (Слайды).

Учиться вместе со своими учениками. Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и результаты на языке умений (компетенций). Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности . Сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности. Владеть проектным исследовательским мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной исследовательской деятельностью учащихся. Для обучаемых — это возможность проявить творческую активность, что поможет развить недостающие навыки и умения, получить опыт применения знаний в реальной жизни. (Слайд).

Ведь главная задача учителя — мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности, на достижении в открытии новых знаний. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок. У учеников появляется интерес к новому материалу, познавательная мотивация и достигается подлинное понимание материала учениками. Ученик лучше усвоит и поймёт материал, когда он сам сравнивает, ищет оптимальный вариант, причину; решает проблему. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учеников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, желание вместе думать и дискутировать, проявлять мышление, высказывать точки зрения, ставить оригинальные вопросы. Он создаёт условия, в которых становится возможным приобретение каждым учеником определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний . (Слайд).

На уроках использую информационно-коммуникативную технологию (презентации, тестовые задания (карточки); работая в паре по карточкам-вопросникам, ученик не только учится сам, но и помогает учиться другому. Такое сотрудничество учащихся на практике показало, что ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим. В коммуникативную технологию входит (дискуссия, диалог, игра) . Игра создаёт благоприятных условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников; развивают фантазию, воображение и речь, мышление. Для снятия умственного перенапряжения обучающихся использую технологию в области здоровьесбережения. Дидактические игры, викторины в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими .

В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, консультирует и корректирует действия учащихся, находит способы включения в работу каждого ученика, создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Отличительными чертами профессионального роста современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда, самообразовательная потребность. (Слайд). Далее представляю вам модели современного учителя. (Слайды).

Источник

Презентация на тему: Модель современного учителя

Личность учителя: что в ней главное? 900igr.net

Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер.

Цели педсовета: дать теоретические знания по теме «Система ценностей современного учителя»; обозначить психологическую основу к современному «Портрету учителя»; ознакомить с рекомендациями по формированию качеств современного учителя (имиджа современного учителя); научить учителей проводить самоанализ личностных профессионально значимых качеств необходимых современному педагогу.

Система ценностей современного учителя: Фундаментальная основа — это мировоззрение учителя. Кредо — (убеждение, мировоззрение (словарь Ожегова) лежит в основе модели учителя. Модели определяет карту учительских достоинств. Истины , составляющие кредо современного учителя — Я знаю, чему надо учить. — Я знаю, как научить. — Я понимаю, что эти знания нужны людям. -Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Каждая истина начинается с «Я» — буквы, любимой не всеми. Но именно ее наука объявляет определяющей в системе самоанализа и самооценки личностных качеств — кредо современного учителя.

Личность- человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Социальная структура личности ( по Г.Смирнову) 1. Социальный статус: место человека в системе общественных отношений. 2. Социальная роль: образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу. 3. Направленность: потребности , интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Личностные качества учителей. 1. Направленность личности. — направленность на интересы уч-ся -стремление обеспечить развитие личности каждого ребенка; -наличие волевого контроля; -направленность на уважение и признание коллег; -уверенность в своих педагогических действиях;

-удовлетворение от результатов педагогического труда; неустойчивое эмоциональное состояние; -наличие авторитарных тенденций; -наличие либеральных тенденций. 2.Возможности личности. -быстрота реакций на действия и поступки учеников; -наблюдательность; -связность и убедительность изложения; -развернутость и доступность высказываний.

Ценности личности учителя: 1. Желание изменить мир к лучшему 2. Терпение 3. Современный имидж 4. Оптимизм 5. Любовь к детям 6. Умение доходчиво объяснять материал 7. Доброжелательность 8. Самокритичность 9. Умение сочетать требовательность и уважение к ученику 10. Владение дидактическими приемами 11. Чувство долга 12. Авторитетность 13. Быстрота реакции 14. Крепкое здоровье 15. Кругозор

Ранжирование ценностей личности учителя (научное мнение) 1. Желание изменить мир к лучшему 2. Современный имидж 3. Любовь к детям 4. Доброжелательность 5. Умение сочетать требовательность и уважение к учащимся 6. Умение доходчиво объяснять материал 7. Чувство долга 8. Владение дидактическими приемами 9. Терпение 10. Оптимизм

Ранжирование ценностей личности учителя (мнение учащихся) 1. Терпение 2. Оптимизм 3. Любовь к детям 4. Современный имидж 5. Умение доходчиво объяснять материал 6. Самокритичность учителя 7. Владение дидактическими приемами 8. Умение требовать в сочетание с уважением 9. Доброжелательность 10. Авторитетность

Ранжирование ценностей учителя самими учителями: 1. Любовь к детям 2. Терпение 3. Умение доходчиво объяснять материал 4. Владение дидактическими приемами 5. Быстрота реакции 6. Оптимизм 7. Авторитетность 8. Современный имидж 9. Самокритичность 10.Крепкое здоровье

Модель современного учителя. «Учитель -главная фигура в образовательном процессе». Наука выделяет 4 модели современного учителя: Учитель-новатор Учитель-профессионал Учитель-исследователь Учитель

Учитель- профессионал. 1. Не просто ходит на работу, а проживает и переживает все , что происходит с детьми. — творчески работает. — задумывается над картой учительских достоинств. -безупречное владение своим ремеслом. 2.Современный имидж.

Карта достоинств учителя-профессионала 1. Старается знать многое о новых достижений в науке, которую преподает , в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета. 2. Серьезно и обстоятельно готовится к урокам. 3. Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока. 4. Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку. 5. Умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу. 6. Не растрачивает время урока попусту, умеет организовать познавательную деятельность и общение на уроке.

7. Настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта. 8. Умеет переключить виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки. 9. Знает и использует методику дифференцированного обучения. 10. Создает творческую атмосферу на уроке: разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учащихся. 11. Владеет умением задавать вопросы. 12. Постоянно работает с понятийной базой предмета.

13. Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом. 14. Знает, кого из учащихся и как опрашивать, в какой форме оценивать знания, умения, навыки. 15. Умеет организовать микрогрупповую творческую деятельность учащихся. 16. Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет оценки. 17. Подбирает и выдает разнообразные , интересные, оригинальные творческие домашние задания.

Имидж-представление о внутреннем облике, образе. Учитель-это: -свеча, которая светит другим, сгорая сама; -человек, который может делать трудные вещи легкими; -человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

Критерии успешности :___ Педагогические. Психологические. Личностные.

Педагогические критерии успешности учителя: Уровень обученности учеников. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Способность к самоанализу, рефлексии. Инновационная деятельность. Образование педагогов и повышение квалификации.

Психологические критерии успешности учителя: Интерес, мотивация. Сознательное обучение. Взаимоотношения в системе «учитель-ученик». Учет индивидуальных особенностей.

Профессионально- личностные критерии успешности учителя. Эмоциональность. Выразительность речи. Творческое начало личности. Организаторские способности. Чувство юмора. Настойчивость.

Учитель- организатор процесса обучения, поэтому отношение учителя к своим воспитанникам и его позиции предопределяет развитие человеческих отношений в классе, а значит и предопределяет развитие социальных мотивов.

Стиль общения учителя, принятая им позиция-это первое , что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе. Второе – РЕФЕРЕНТНОСТЬ -это значимость учителя для учеников. ( по терминологии А.В.Петровского)

Референтный учитель- это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок.

Принципы успешности воспитания: 1. Педагогический гуманизм; 2. Эмпатийное понимание учеников; 3. Сотрудничество; 4. Диалогизм; 5. Личностная позиция.

Решение педсовета: Каждому члену педагогического совета разработать свое педагогическое кредо. Для успешной работы каждому учителю стремиться к модели учитель- профессионал, основываясь на карте достоинств учителя-профессионала. Обсудить на методическом совете и разработать рекомендации по теме «Из чего складывается имидж современного учителя».

«Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В. М. Лизинский.

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени.»

«Учитель –хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.»

«Установленный в детском коллективе дух взаимопонимания, дружбы, взаимопомощи, чуткости и отзывчивости полностью зависит от учителя, от гуманности его общения со школьниками. Лишь на этом фоне усваиваемые детьми знания будут оказывать то воспитательное и развивающее действие, которое предусмотрено программами и учебниками.» Ш. А. Амонашвили

«Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что с ними происходит. Лучше становимся мы, лучше становятся дети». С. Соловейчик

Источник

Читайте также:  Красивый ремонт маленьких ванных комнат
Оцените статью
Поделиться с друзьями