Модели ленинградского дома моды

Модели ленинградского дома моды

Автор: Maks Мар 30, 2019

Ленинградский дом моделей одежды был явлением уникальным, единственным в своём роде. Открытый в 1944 году на базе швейного цеха, производившего военную форму, он просуществовал до 2000 года. Во многом он определял направление и стиль советской моды в течение многих лет…

В чем было отличие этого Дома моделей от уже существовавших модных домов Европы? За рубежом мода создаётся художниками, мэтрами. Они разрабатывают свои коллекции — каждая из них является результатом серьёзного кропотливого труда. Для её воплощения привлекаются специалисты. Художники-модельеры создают свои линии, модные дома и фирмы с издательскими и рекламными отделами, своими магазинами. Известные модельеры создают свои личные коллекции, подписывают изделия своим именем. Так появляются бренды.

В СССР всё шло своим путём. Ещё не закончилась война, а перед министерством лёгкой промышленности была поставлена задача — удовлетворить потребности советских людей в одежде и товарах народного потребления.

Своим путём к своим целям

Петербург издавна был образцом хорошего вкуса и моды высокого уровня. После революции эмигрировавшие во Францию русские аристократки открывали свои дома моделей, менее состоятельные шли работать в ателье, также внося свой вклад в развитие моды. Именно этот стиль развили и понесли дальше создатели ЛДМО. Даже само расположение Дома моделей — в одном из первых памятников неоклассицизма Санкт-Петербурга, в прекрасном доме, где до революции располагалась фирма меховых изделий Мертенса — заставляло высоко держать голову.

Читайте также:  Красивый вечерний дизайн ногтей

С самого начала отличительными чертами спроектированных моделей одежды стали элегантность, сдержанная поэзия нашего северного города, строгость и лаконичная красота — все то, что впоследствии назовут ленинградским стилем. По свидетельству одной из ведущих специалисток, наивысшим пилотажем считалась именно благородная простота. Та, при которой художественное решение настолько совершенно, что нет необходимости прятаться за отделку и декоративные детали. Сложность задачи состояла ещё и в том, что поначалу техника на фабриках была устаревшей, а её возможности — весьма скромными.

Группа художников создавала модели для промышленности, зная возможности предприятий. С самого начала учитывалось, какие имеются ткани, какое оборудование. Потом модели передавались предприятиям для производства.

Если вкратце, ЛДМО создавал перспективные коллекции моделей одежды, промышленные коллекции, разрабатывал техническую документацию для швейных предприятий, пропагандировал моду среди населения.

В послевоенные годы была проведена огромная работа по восстановлению лёгкой промышленности: совершенствовалось управление, внедрялось высокотехнологичное оборудование. Мода стала индустрией, а художники окончательно оказались в зависимости от технических возможностей швейных предприятий и смежников, производящих ткани, отделочные материалы и фурнитуру.

Раз в год нужно было создавать направляющую новую коллекцию, где бы содержались все актуальные течения моды на тот момент. Для ознакомления с мировыми тенденциями развития моды Минлегпром в очень ограниченном количестве закупал модели ведущих европейских домов. Затем журналы с этими моделями для ознакомления на месяц передавались каждому из домов моделей, а их было более 10. Первым получал журналы Московский дом моделей на Кузнецком Мосту, затем ЛДМО. Потом через Ригу и Киев журналы отправлялись в гастрольное турне до Владивостока. Но пока они добирались до конечного пункта (а то и раньше), мода успевала устареть…

Так же, раз в год, перспективная коллекция демонстрировалась в ЛДМО, в его знаменитом белом зале. Это мероприятие было большим праздником и для сотрудников Дома моделей, и для города.

Коллективизм и скромность

На показ приглашались представители руководящей организации Леншвейпрома, швейных предприятий и торговых организаций, производители ткани, фурнитуры и обуви. Таким образом, специалистов лёгкой промышленности оповещали о перспективах на ближайшее будущее. На эти просмотры приглашались только те, кто был связан с производством одежды. Простым смертным попасть туда было невозможно.

Для широкой публики устраивались выездные мероприятия. Сотрудники ЛДМО ездили с лекциями и показами модных коллекций в учебные заведения, на предприятия, во дворцы культуры и т.д. Показ мод, который, как правило, происходил во время обеденного перерыва, завершался распродажей привезённого. Нередко, увидев какую-нибудь модель на манекенщице, сотрудницы хотели иметь точно такую же и раскупали, не заботясь о том, что на них эта вещь может выглядеть по-другому.

В ЛДМО должности «модель» не существовало. Вместо неё была должность «демонстратор одежды».

Во время выездов за рубеж многие зарубежные зрители отмечали, что показы ЛДМО носят светский характер: манекенщицы, несли свои модели артистично, создавая определённый образ и в то же время не переигрывая. Не допускалось ничего, хотя бы отдалённо напоминающего вульгарность. Замеченных в ней могли «снять с дорожки», то есть отстранить от показа.

Во время показов и публикаций в журнале ЛДМО не указывались фамилии художников, разработавших модель, и тем более тех, кто эту модель демонстрировал. Это делалось принципиально, чтобы не создавать склоки в коллективе, чтобы кто-нибудь не почувствовал себя обойдённым и несправедливо обиженным. Фамилии художников появились только в одном из последних номеров журнала.

По той же причине отношение к принципиально новым идеям было недоброжелательным, всякая новизна воспринималась буквально в штыки. Спорить в коллективе было не принято, а недовольных творцов могли ждать неприятности от администрации. Каждая модель должна была пройти путь от художника до внедрения её в массовое производство. Как невесело шутили работники модной индустрии: «Наша промышленность только называется лёгкой».

Сперва модель принимали на малом художественном совете, который проводился ежемесячно. Обязательное условие: она должна была быть сшита из ткани отечественного производства. Тут же по ходу дела вносились необходимые изменения. Для экономии времени на изготовление или при невозможности выполнить какую-нибудь операцию снимались некоторые детали отделки, украшения. Художники хватались за сердце, но упорно отстаивали свои детища, спасая их от «раздевания».

Когда стали модными куртки на молнии, в СССР не было фурнитурной фабрики, которая бы выпускала молнии нужного размера. Пока её не построили, художественный совет не пропускал модели с такой застёжкой.

Прошу не путать!

В те годы между создателями моды, как и сегодня, царила конкуренция, иногда принимающая необычные формы. Например, на Невском, 12, находилось ателье под неофициальным названием «Смерть мужьям». Там шили одежду для жён высшего руководства. На Петроградской стороне для более широкой публики находился Дом мод.

В ЛДМО о неудавшихся моделях говорили «Это как в ателье» или «Ой, это как в Доме ленинградской одежды». Образ советской женщины за границей представлял только ЛДМО. От Дома ленинградской одежды и ателье на Невском, 12, за рубеж не выезжали. Но выдержать эту высокую планку Дому моделей не всегда удавалось.

Прежде всего потому, что существовал дефицит всего, что только можно. Например, ткани для моделей ЛДМО производили на фабрике имени Веры Слуцкой, затем посылали во Францию, где их красили и разрисовывали, а затем снова отправляли в Ленинград. Поэтому был поставлен вопрос о создании своего красильного производства. Его собирались строить неподалёку от того места, где сейчас находится станция метро «Старая Деревня». Но наступила новая эпоха: недостроенное здание выкупила таможенная служба.

С начала 1990-х у Ленинградского дома моделей началась борьба за существование, которая, к сожалению, не увенчалась успехом. С середины 2008 года в доме Мертенса открыли магазин.

Источник

Ленинградский Дом моделей одежды — самая модная одежда создавалась в городе на Неве

Знаете ли вы, что именно в Ленинграде открылся первый в СССР Дом моделей?! Это было ещё во время Великой Отечественной войны, в 1944 году. Позже он расположился в знаменитом Доме Мертенса на Невском, 21. Только там создавалась самая яркая и самая модная одежда на территории СССР, которая даже демонстрировалась за границей.

Новый важный и свежий виток в истории моды Российского государства начался в 1944 году — на исходе победоносной схватки с фашизмом. Демонстрируя свою заботу о народе-победителе, советское руководство подготовило ему необычный подарок.

Что нужно было сделать, чтобы человек, истосковавшийся за четыре годы войны по празднику, воспрянул духом? Необходимо, чтобы, скинув опостылевшую шинель или телогрейку, он получил возможность красиво и модно одеться, почувствовать вкус к жизни, — счастье будущей Победы.

Было решено форсировать возрождение моделирования одежды в стране, но с принципиально иным прицелом. Предполагалось доверить разработку новых моделей только лучшим художникам-модельерам страны, работающим в создаваемых для этого специализированных Домах моделей, а затем в директивном порядке обязать швейные фабрики производить продукцию не по своему усмотрению, а лишь по лекалам этих лучших образцов, но большими партиями.

Поскольку немодные и некрасивые вещи должны были при такой системе вскоре совершенно исчезнуть, советский человек мог быть уверен, что в любом магазине ему будет предложена лишь самая изысканная одежда. При созданных условиях, через некоторое время всё население СССР должно было внешне преобразиться, модно одевшись и почувствовав себя настоящими аристократами моды.

По крайней мере, так рисовалось в идеале. Этот проект был очень своевременным, так как перевод лёгкой промышленности страны, работавшей на нужды армии, на мирные рельсы был неизбежен, и можно было сразу начать выпуск швейными фабриками модельных вещей. В тяжелейших условиях голода и разрухи казавшийся почти фантастикой, он был плоть от плоти своего времени.

История Ленинградского Дома моделей

Ленинградский Дом моделей одежды сначала располагался в Апраксином переулке, в марте 1946 года он переехал на проспект Майорова (теперь Вознесенский проспект), дом № 46. В апреле 1959 года Исполком Ленгорсовета принял решение передать Ленинградскому Дому моделей помещения по Невскому проспекту, дом № 21.

Дом Мертенса

Только в декабре 1959 года Ленинградский Дом моделей переехал в так называемый Дом Мертенса, построенный в 1911-1912 годах ХХ века по проекту архитектора М. С. Лялевича и скульптора В. В. Кузнецова. При проектировании здания были применены абсолютно новые инженерные и художественные решения — это монолитный железобетонный каркас и огромные арочные окна, объединяющие три этажа, что давало ощущение воздуха и света в помещении.

Такой трехарочный приём — фирменный стиль архитектора М. С. Лялевича. До 1917 года Торговый дом Мертенса вмещал в себя меховые магазины и производство меховых изделий. Во дворе был установлен фонтан с фигурой медведя. После 1917 года в доме Мертенса работали Ленинградское городское управление легкой промышленности, «Ленлегпромснаб», «Леншвейсбыт», «Главуглесбыт» и другие учреждения с говорящими советскими названиями.

3 ноября 1944 года Государственная штатная комиссия при Совете народных комиссаров Союза ССР утвердила штат Ленинградского Дома моделей треста «Ленинградодежда» Ленобллегпрома. Штат состоял из 143 единиц. С 1967 года Дом стал называться ЛДМО (Ленинградский Дом моделей одежды).

Работа Дома моделей одежды в Ленинграде

В бывшем здании торговой фирмы Ф. М. Мертенса открылся «Ленинградский дом моделей одежды». Это было своеобразное конструкторское бюро по моделированию коллекций для советской швейной промышленности. Работали в нём лучшие в городе модельеры, искусствоведы, конструкторы, швеи, вышивальщицы.

Одними из первых приказов по Ленинградскому областному управлению лёгкой промышленности говорили о том, что Дом Моделей должен изготовить образцы на новые фасоны моделей гражданских изделий, лекала на все размеры и роста, рассчитать нормы расхода материала.

Работа мастеров Дома Моделей заключалась не только в непосредственном пошиве одежды, но и в работе над тенденциями. Он содержал роскошную библиотеку с подшивками западных модных журналов, книги по истории костюма на основных европейских языках. По большому счёту, тут не шили, а работало небольшое экспериментальное производство.

Для пропаганды своей деятельности Дом моделей проводил систематические показы моделей в демонстрационном зале, которые сопровождались пояснениями искусствоведов о направлениях современной моды. Дом моделей устраивал выездные просмотры моделей на крупных предприятиях, в клубах и Домах культуры города Ленинграда и близлежащих областей.

Манекенщицы, или, как их тогда называли, — демонстраторы моделей, были невероятными красавицами. Их имена в то время были никому не известны, но они быстро стали популярными, вдохновлявшие модельеров, всецело служившие своему делу и любившие это занятие. Когда дамы, работавшие в «Доме моделей», выходили в 18:00 на Невский, это было шоу: столько стильных женщин в одном месте в Ленинграде больше нигде нельзя было увидеть.

Дом участвовал в отечественных и международных выставках, фестивалях, ярмарках, съездах и праздниках. Со временем в стране образовалась стройная система взаимодействия предприятий и моделирующих организаций. Регулярно проводились методические совещания, семинары, художественные и технические советы, рабочие комиссии.

ЛДМО занимал в этой системе достойное место. Художники получали профессиональную информацию о новинках мировой и советской моды из единого центра, пользовались практическими рекомендациями от теоретиков и практиков моделирования.

Ленинградский Дом моделей стал центром Северо-западного региона СССР по созданию модной одежды. Здесь разрабатываются перспективные коллекции и образцы массовой одежды для внедрения на швейных предприятиях.

Ленинградский Дом моделей швейной промышленности

Параллельно в Ленинграде на основании Приказа по Тресту Ленинградодежда за № 103 от 11 сентября 1944 года был организован Ленинградский Дом моделей швейной промышленности Ленгорисполкома.

С 1 июня 1950 года Ленинградский Дом моделей перешёл в непосредственное подчинение Главного Управления швейной промышленности Министерства лёгкой промышленности РСФСР. Подчинённость Дома моделей менялась в зависимости от изменения названий министерств, главное управление на протяжении всего периода оставался Главшвейпром.

С 15 августа 1957 года Дом моделей стал подчиняться управлению швейной промышленности Ленинградского Городского Совета депутатов трудящихся. Профиль производства — моделирование всех видов одежды.

Советская мода рассматривалась как синтез лучшего отечественного и мирового моделирования. Планировалось учесть в первую очередь положительный советский опыт 1920-1930-х гг. Главной особенностью и источником создаваемой советской моды называлось широкое использование народных мотивов.

Художники должны были создавать такие образцы одежды, в которых угадывались признаки общемировой моды, а также были оригинальные черты самобытности нашей современной женщины. Работа над творческим преобразованием народных форм явилась началом большой и ответственной задачи по созданию советской моды.

Отличительными чертами её должен был стать демократизм, массовость, бессословность и общедоступность — в отличие от Запада, где лучшие модельеры удовлетворяют вкусам верхушки общества — советские художники в равной мере ориентировались на все категории граждан.

Ещё один вид деятельности Дома моделей по распространению моды — издание журнала мод. С первых лет существования Дома начал издаваться журнал с изображением моделей одежды, разработанных художниками.

Журнал «Ленинградская мода»

Город на Неве всегда шёл впереди страны в культуре и моде. «Ленинградский дом моделей одежды» выпускал очень современные, яркие и модные вещи. А многие винтажные вещи сейчас современны и актуальны. И именно Ленинградский дом моделей одежды стал основателем журнала «Ленинградская мода». Вот, что можно было прочитать в журнале:

Молодёжная мода тяготеет к удобству, практичности, яркости, декоративности. В ней мирно сосуществуют фольклор и спортивность, классика и романтизм. Комплектность — основное свойство современной моды. Этот принцип — формирование рационального гардероба из минимума вещей – особенно пришелся по вкусу молодым».

К наиболее острым новым предложениям в области мужского нетрадиционного костюма следует отнести комбинезоны. Скорее всего, их наденут молодые мужчины, уверенные в себе любители экстравагантного. Думается, они не пожалеют об этом. Ведь истоки этого вида одежды кроются в рабочем костюме, следовательно, комбинезоны особенно удобны.

В решении мужских плащей, утеплённых шерстяными подкладками, чувствуется поиск, стремление к новым формам, новому образу. Подчёркнутая геометричность линий, функциональность деталей — вызывает ассоциации с рабочей спецодеждой, в частности с ветровками рыбаков.

ЛДМО, созданный в 1944 году, вплоть до конца 1980-х оказывал существенное влияние на вкусы и стиль одежды не только ленинградцев, но и жителей всей страны. Здесь разрабатывались перспективные коллекции для ленинградской швейной промышленности, выполнялись индивидуальные заказы для работников государственного аппарата и знаменитых артистов. Одной из заказчиц ЛДМО была Эдита Станиславовна Пьеха.

Советские женщины жили в условиях тотального дефицита и жёстких социальных установок, но несмотря ни на что стремились красиво и со вкусом одеваться, находили возможность стильно выглядеть. В этом им помогал Ленинградский Дом моделей одежды.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями