Мое протеже красивое платье

Морфологические нормы

1. Допишите окончания в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода выделенных имён существительных.

Необыкновенно длинн… боа – гордость нашего террариума. Ей подарили страусов… боа. Забавн… пони звали Кити. Кенгуру кормил… детёныша. Финск… салями в России — очень востребованный продукт. Шёлков…кашне способ… смягчить даже строгий деловой костюм. В новой квартире повесим кружевн… тюль. В ваш… авто заложили бомбу. Внусн… харчо утолил… мой голод. У мое… протеже – красивое платье. В 1955 году МГУпраздновал… свое двухсотлетие. Я получил объёмист.. бандероль.

2. Запишите сложносоставные слова в родительном падеже (кого? чего?):

3. Допишите словоформы, где это необходимо.

В посылке оказалось пять бана… и пять баклаж… . При укладке пути не хватило ста рель… В галантерейной магазине большой выбор чулок и нос… Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста гектар… В продажу поступила первая партия ранних помидор…. Без шорт… на морском побережье в пляжный сезон не обойтись. Отряд партизан… освободил деревню от неприятеля. Варенье из абрикос… — настоящее лакомство. Банке шпрот…или других консервов диетологи рекомендуют предпочесть свежеприготовленную рыбу.

4. Выберите и подчеркните один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имён существительных во всех сферах общественной жизни.

(Ректоры – ректорá) ведущих вузов собрались в конференц-зале. Опытные (шофёры – шоферá) уверенно вели машины по горным дорогам, почти не убавляя скорости на поворотах. (Директоры – директорá) школ возмущены обязательным введением в учебный план новых дисциплин. (Тракторытракторá) же, по рассказам людей, в управлении легче автомобиля. Новые, комфортабельные (корпусы – корпусá) ждут отдыхающих.

Читайте также:  Красивая обувь для города

III. Лексические, морфологические и синтаксические нормы

Найдите в предложениях нарушения норм русского литературного языка. Какие ошибки здесь допущены? Постройте и запишите предложения согласно нормам русского литературного языка. Ответ оформите в виде таблицы.

1) Сделать эту передачу меня подвинули слова Никиты Михалкова.

2) Он пытался оставить сына с собой.

3) В павильонах ВДНХ на выставках-ярмарках продаются много товаров, произведённых в России по новейшим технологиям.

4) « Отношения между нами чисто патологические», — сказала Фаина (С.Довлатов).

5) Библиотекарша Тамара Петровна помогла подобрать необходимую литературу.

6) Командир отдал приказ на наступление.

7) Оставшись один, покой воцарился во мне.

8) Поразительное равнодушие за судьбу мальчика звучит в словах этого человека.

9) На деловых переговорах обе стороны с большим трудом достигли взаимного компромисса.

Источник

Исправьте ошибки в предложениях.

Практическое занятие 2

Грамматические нормы

Задания

Восстановите окончания.

Ей подарили страусовов… боа. Маленьк… пони звали Кити. У мое… протеже — красивое платье. Вскоре мы увидели известн… нам по «Доктору Айболиту» Лимпопо. В 1955 году МГУ празднова… свое двухсотлетие.

Русск… барокко, полн… фиаско, весел… попурри, бесспорн… алиби, точн.. пенальти, крепк… алое, молод… кольраби, свеж… салями, спортивн… шоу, строг… табу, маленьк… колибри, красив… колье, солнечн… Сочи, многомиллион… Токио, настоящ… леди.

От приведенных ниже слов образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Апельсин, басня, вафля, колено (часть ноги), кочерга, кушанье, яблоко, мандарин, помидор, носок, оладья, петля, перепутье, плечо, подмастерье, половодье, поместье, сапог, свадьба, свеча, снадобье, таможня, туфля, чулок, грузин, румын, якут.

3. Образуйте формы множественного числа именительного падежа следующих существительных. Если есть варианты, укажите их.

Диспетчер — диспетчеры, бухгалтер — …, офицер, почерк, торт, порт, лектор, ректор, слесарь, джемпер, договор, суп, корпус, катер, клапан, ветер, вымпел, тон, конструктор, вензель, сектор, брелок, цех, герб, доктор, контейнер, лифтер, трактор, кондуктор, корректор, профессор, табель, лагерь, шофер, конкурс, скатерть, сторож, штемпель, сорт.

Запишите предложения, заменяя цифры словами и, где нужно, раскрывая скобки.

1) Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна.

2) Прибыл поезд с 287 экскурсантами.

3) Высота останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

4) Корпорация «Платон» провела социологический опрос среди 600 (руководитель) предприятий России.

5) За массовую приватизацию высказалось более 51% (опрошенный).

6) Год приблизительно равен 365 (сутки).

7) Дом-музей был реконструирован в 2006 году.

8) (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание.

9) (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.

10) С докладами выступили (четыре, четверо; профессор).

11) Поселок находится в (1,5 километр) от города.

12) Гроссмейстер провел сеанс одновременной игры на (полтораста досок).

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Плохо вел на уроке.

Этот фильм представляет комедию.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери налить себе воды.

Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным, они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

Из института на судно пришло письмо. Скоро оно снялось с якоря.

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает.

Исправьте ошибки в образовании форм слов.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель В.Тендряков.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

7. Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

9. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота.

Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

Читая рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

Исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.

1. Каждый, кто побывал в удивительном городе на Неве, испытывает глубокое чувство восхищения и люб­ви к нему. 2. Местная селевая станция ведет наблюдение и исследование по зарождению, движению, составу и динамике селей. 3. При такой обстановке никто не был заинтересован в раскрытии и борьбе с коррупцией. 4. Максим Максимович весел, добр, хорошо относится и разбирается в людях, умеет приласкать. 5. Кабаниха невежественна, что проявляется в разговоре ее с Феклушей, странницей. Здесь же чувствуется и ее сожаление и прощание со стариной.

11. Исправьте ошибки в сложных предложениях.

Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.

И как жестокий укор на католической иконе в доме «странного человека» остается висеть браслет, который героиня вернула ему со своим мужем.

Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества.

Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов.

Салют – это когда много-много огней и очень красиво.

Определите, какие ошибки допущены в этих предложениях. Исправьте их.

Я хотел обратиться к вам по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное удушение.

В целях улучшения процесса выполнения, исправления и получения заказов нам необходимо изменить отношение к работе.

Книга, которую мне посоветовали, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, мне понравилась.

Потерпевшего Юрия соседи утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум.

Возможно, он был священнослужителем, имевший большой авторитет.

Требуется мастер по кузовным работам, согласного выехать в район.

Прекрасная была обстановка для актрисы, в которой она росла.

13. Найдите в приведенных предложениях грамматические ошибки. Запишите правильные варианты предложений.

1. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.

2. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.

3. Командир подозвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд.

4. В столице они ходили в театры, музеи, концерты.

5. Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям.

6. Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

7. Большая сила воли характерна этому герою.

8. В городе открыта школа по фигурному катанию.

9. Пшеницей засеяны сто двадцать гектаров.

10. Оказавшись на побережье, нам понравилось собирать ракушки.

Исправьте ошибки в предложениях.

Артистам преподносились цветы, улыбки.

У ивы стояла девушка, она покачивалась и скрипела от ветра.

Лицей имеет договор с вузом, три иностранных языка, прекрасный бассейн, светлые аудитории.

Праздничный костер, на который соберут весь хворост и ветеранов.

Тем быстрее пройдет ремонт, что рабочие на месте.

Существует потребность средств для нашего производства.

Мы взяли на рыбалку удочки и младшего брата.

Источник

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и кратко объясняя правописание слов.

А(л, лл)юмин…вый, эксп…р…мент, п…р…п…тии, пр…в…л…гированный, гости(н, нн)ая, пр…вередл…вый, пром…кашка, непр…ходящие ценности, пор…вняться с одноклассницей, беч…вка, ш…мпол, реч…нка, ноч..вка, сгущ…нка, бе…вкусный, бе…четный, меж…ярусный, ад…ютант, серебря(н, нн)ый, пе(сч, щ)а(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, подли(н, нн)ый, жаре(н, нн)ое филе трески, жаре(н,нн)ый в масле картофель, (не)прожаре(н, нн)ое мясо, совершенно (не)продума (н, нн)ый ответ, (не)продума(н, нн)ый учеником ответ, ответ (не) продуман, (не)широкая, но глубокая речка; сообщил (н…)кому иному, как декану; (н…)кого иного не увидел, нырнуть (в)глубь, уйти (в)глубь леса, (с)ходу отгадать, (с)непривычки испугаться, сделать (и…)(под)тишка, смотреть (и..)(под)лобья, (не) (по)товарищески; (в)следствии… непогоды, (в)отличи… от других.

7. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку. В каком примере возможны вариантные знаки препинания?

1) Соединяются и переплетаются в романе две темы а именно тема любви и тема творчества.

2) Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали осаду.

3) Со мною был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (М.Ю. Лермонтов).

4) Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А.И. Куприн).

5) Кто ты и что тебе надо?

6) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

7) Ты уже взрослый тебе пора отвечать за свои поступки.

8) Я возражал ей что если для нее и нет опасности то она велика для меня.

9) Я прыгнул в лодку и когда ее вынесло на середину реки налег на весла опасаясь как бы сумерки не застали меня у порогов.

10) Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.

8. Используя словарь иностранных слов, укажите лексическое значение слов иноязычного происхождения и составьте с каждым словом предложение.

Амбиции, апеллировать, адекватный, аншлаг, балюстрада, гармоничный, дискретный, диссонанс, индифферентный, инфантильный, менталитет, паблисити, эксклюзивный, прецедент, протеже, пунктуальный, эклектика, эпатаж.

9. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм современного русского литературного языка (подчеркните неправильно употребленные слова или словосочетания). Предложите вариант правки.

1. При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения.

  1. Родителям предоставили отпуск в июле месяце.
  2. Многие российские музыканты получили признательность за рубежом.
  3. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.
  4. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.
  5. В нашем магазине самые дешевые цены на продукты.

Найдите и исправьте ошибки, возникшие при употреблении фразеологизмов.

1. Пока суть да дело, краеведческий музей приходит в упадок.

2. Пора приподнять занавес над этой историей.

3. Известие о приезде аудиторов было как гроза среди ясного неба.

4. Не следует списывать его со счетов.

5. Власть предержащие должны больше думать о благе народа.

6. В подготовке будущих учителей большое значение играет педпрактика.

11. Допишите окончания.

1. Необыкновенно длинн… боа – гордость нашего террариума. Ей подарили страусов… боа. Маленьк… пони звали Тоби. У мое… протеже – красивое платье. Вскоре мы увидели известн… нам по «Доктору Айболиту» Лимпопо. В 2005 году МГУ празднова… свое двухсотпятидесятилетие.

2. Русск… барокко, полн… фиаско, весел… попурри, бесспорн… алиби, точн.. пенальти, крепк… алое, молод… кольраби, свеж… салями, спортивн… шоу, строг… табу, маленьк… колибри, красив… колье, солнечн… Сочи, многомиллион… Токио, настоящ… леди.

12. Пользуясь справочной литературой, образуйте формы множественного числа именительного падежа следующих существительных. Если есть варианты, укажите их.

Диспетчер – диспетчеры, бухгалтер -…, офицер, почерк, торт, порт, лектор, ректор, слесарь, джемпер, договор, суп, корпус, катер, клапан, ветер, вымпел, тон, конструктор, вензель, сектор, брелок, цех, герб, доктор, контейнер, трактор, кондуктор, корректор, профессор, табель, лагерь, шофер, конкурс, скатерть, сторож, штемпель, сорт.

13. От приведенных ниже словоформ образуйте форму родительного падежа множественного числа (например: басни – басен, поместья — поместий и т.п.). В случае затруднений обращайтесь к словарям.

Апельсины, блюдца, бриджи, вафли, гольфы, колени, кочерги, кушанья, яблоки, мандарины, помидоры, носки, оладьи, петли, перепутье, плечи, подмастерья, половодье, сапоги, свечи, снадобья, таможни, туфли, чулки, грузины, румыны, якуты.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями