Моральные ценности современной молодежи проект

Моральные ценности современной молодежи проект

Библиографическая ссылка на статью:
Ласточкина М.А. Нравственные ценности современной молодежи (региональное исследование) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/08/7535 (дата обращения: 12.04.2021).

Молодежь всегда являлась важным звеном и фактором человеческого, трудового, демографического, репродуктивного потенциала страны. При этом не только уровень их образования, профессиональной подготовки определяет их место в обществе, весьма существенную роль несут их ценностные ориентации. В условиях динамичности и разносторонности современной жизни, важно определить ценности, которыми руководствуется молодежь. Жизненные установки, обусловливающие их поведение и повседневные представления о настоящем и будущем [1]. Весьма значим для социологического исследования ценностного мира нынешней молодежи становится анализ жизненных планов и установок, учет целого ряда обстоятельств, особенностей ценностных ориентаций и образа жизни. При этом подрастающее поколение проходит свое становление в очень непростых условиях смены многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений [2].

Целью исследования являлось изучение ценностных ориентаций современной молодежи региона. Для достижения ее были поставлены следующие задачи: определить состав, иерархию наиболее значимых терминальных и инструментальных ценностей современной молодежи; интересы и жизненные приоритеты молодого поколения; каналы их социализации в обществе.

Анализом ценностных ориентаций, проблем и особенностей социализации молодежи занимались многие российские ученые (Л.А. Вербицкая, С.Н. Иконникова, А.М. Караев, В.Т. Лисовский, В.Т. Пуляев, Е.С. Топилина, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.)

В данной статье представлены результаты исследования, осуществленного в рамках проекта «Положение молодежи Вологодской области», информационной базой послужили данные социологического опроса молодежи (от 14 до 30 лет) Вологодской области. Анкетирование было проведено в 2012 г. Институтом социально-экономического развития территорий РАН. В выборке участвовали все муниципальные образования области: 2 крупных города Вологда и Череповец, а также 26 районов. Объем выборочной совокупности составил 2923 человека. Репрезентативность выборки обеспечивалась соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города); половозрастной структуры молодежи области (ошибка выборки не превышала 3%).

Читайте также:  Красивые фасады для одноэтажных домов

Анализируя терминальные ценности молодежи Вологодской области отметим, что первое место по области и г. Вологде занимает здоровье, второе – семья, третье – материальная обеспеченность. У череповчан на первом месте – семья, а на втором – здоровье. Последние места в списке занимают активная жизнь и творчество (табл. 1)

Таблица 1 – Распределение ответов на вопрос «Какие терминальные ценности для Вас наиболее значимы?», в %

Источник: Данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г. (ИСЭРТ РАН)

Образованность считается главной инструментальной ценностью как среди молодежи районов, так и крупных городов Вологодской области (табл. 2). Нравственные потребности (честность и ответственность) также в числе превалирующих ответов молодежи. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах и занятиях в свободное время.

Таблица 2 – Распределение ответов на вопрос «Какие инструментальные ценности для Вас наиболее значимы?», в %

Источник: Данные социологического опроса молодежи Вологодской области, 2012 г. (ИСЭРТ РАН)

Череповецкая молодежь более остальных ориентирована на высокий заработок, не обращая внимания при этом на вредное производство и неблагоприятные климатические условия (33%). В г. Вологде таких молодых людей меньше на 5%, а в районах – на 7%. Основная масса молодого населения области (62%) ориентирована на то, чтобы иметь средний и даже низкий заработок, но при этом иметь собственное жилье и работать на безопасном производстве. Подобный факт свидетельствует о существовании такой проблемы среди большинства молодых людей, как отсутствие собственного жилья и потребность в социальной стабильности. Подростки в возрасте 14-17 лет чаще (разница 17%), чем молодежь в возрасте 18-29 лет предпочитают иметь высокие доходы, но жить в неблагоприятных климатических условиях и работать на вредном производстве. Значительно меньшая доля среди них, тех кто желает иметь средний и даже низкий заработок, но иметь собственное жилье и работать на безопасном производстве (разница 14%). Аналогичная ситуация наблюдается при анализе предпочтений молодежи по доходным группам: чем выше доход, тем больше понимания того, что деньги не самое главное в жизни, а важнее социальные гарантии и стабильность.

Наиболее контрастные различия при ответе на вопрос «В какой области находятся Ваши главные интересы?» выявлены при разделении респондентов по возрасту. Почти каждый второй молодой человек в возрасте 18-29 лет связывает свои основные интересы с семьей и домом, каждый шестой – с работой, а каждый десятый – с обеспечением приличного заработка, а также с учебой, образованием, повышением квалификации. У подростков 14-17 лет иерархия другая: на первом месте – учеба (36%), на втором – семья (24%), на третьем – приличный заработок (9%). Подобные различия вполне закономерны в силу потребностей и возможностей, возникающих по мере взросления человека и вхождения его в общественную жизнь. Большая доля женщин, в отличие от мужчин, видит свои главные интересы в семье и доме (47% и 35% соответственно). Учеба актуальна для каждой пятой девушки и для каждого 6-7 юноши (табл. 3). Интересы мужчин нацелены больше на работу и обеспечение приличного заработка – 33%, среди женщин таких почти в 2 раза меньше – 18%. По доходным группам также есть значимые отличия: чем более обеспечен человек, тем больше его интересы связаны с источниками достижения дохода. Соответственно снижается интерес к семье и дому с 50% – у наименее обеспеченной молодежи до 42% – у наиболее обеспеченной молодежи. При разделении молодежи по уровню образования выяснилось, что получение специального высшего образования естественным образом снижает интерес к учебе и повышает интерес к семье и дому (с 34% до 46-50%).

Таблица 3 – Распределение наиболее популярных ответов на вопрос «В какой области находятся Ваши главные интересы?», разрез половозрастной, по доходным группам, в %

Источник

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Содержимое публикации

Виктория Алексеевна Крылова

пдо, МБУДО «Юность»

(Россия, г. Белгород)

Ирина Владимировна Балдина

зам директора по УВР МБУДО «Юность»

(Россия, г. Белгород)

Татьяна Васильевна Грицаева

зам директора по УВР МБУДО «Юность»

(Россия, г. Белгород)

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Нравственные ценности современной молодежи- это очень важная и актуальная тема, не являющаяся сугубо теоретической, она носит практический характер. Как отличить добро от зла? Недаром все те, кто пытались осмыслить эту проблему приходили к одному решению: должны быть какие- то принятые, основанные на каком- то безусловном бесспорном авторитете критерии: что такое хорошо и что такое плохо. Религия, в этом отношении конкретно дает определение, что- хорошо, а что – плохо. Но идея какого- то нравственного хауса всегда где- то подспудно звучит, еще пророк ИСАЯ писал: горе тем, которые зло называют добром, а добро – злом, тем кто тьму называют светом, а свет – тьмой. Сейчас мир находится в таком состоянии, когда мы все чаще наблюдаем как добро называют злом, а зло – добром. В такое время просто необходимо обратить внимание общественности, педагогов, христианства на повышение уровня нравственности, особенно у молодежи и подростков. Что же такое нравственность? Нравственность – это образ, характер внешнего поведения человека, который очевиден для всех окружающих, т.е. -это внешнее поведение, если человек не ворует, не нарушает закон, не убивает, не обманывает, не подводит, честно относится к своему слову- это нравственный человек. Нравственность всегда очевидна и поэтому нравственные нормы везде описаны. В ветхом завете огромное значение придается внешней форме, обряду (как сделать, зачем и почему). Всю ветхозаветную религию можно даже выразить одним словом «суббота». Форма превыше всего. Христос обличал евангелие: горе вам книжники и фарисеи, вы подобно гробам, окрашенным. Рассматривая нравственность, мы рассматриваем внешнюю сторону поведения человека, но при всей своей внешней порядочности, человек может быть очень плохим. Поэтому помимо нравственности есть еще понятие духовности. Иногда в литературе употребляются эти два понятия тождественно, говорят – нравственность, подразумевают – духовность, но духовность – это совсем другое, более глубокое понятие. Православие в большей степени занимается именно развитием духовности в человеке. Духовность от слова «дух», а первичный дух – это БОГ, значит человеческая духовность_ это уподобление самому БОГУ. Есть целый ряд качеств, которые указывают на это. Духовный плод есть любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие. Православие нацелено на внутренний мир человека: дай мне сердце твое сыне, царство Божие внутрь вас есть, блаженны чистые сердцем и т.д.Христос своих учеников не остановил, когда в субботу они шли в засеянные поля. Для Христа традиция не работать в субботу не имеет никакого значения, он даже внимания не обратил на эти предрассудки, которыми жили люди, целая религия, живущая только внешними традициями и обрядами. Христос осуждает такое поверхностное отношение к религии, потому что при всем внешнем нравственном поведении, человек может быть абсолютно бездуховным. Говоря о нравственных ценностях, необходимо помнить о ценностях, именно духовных. Согласно определению, Сократа-высшая ценность и соответственно цель — человека- это счастье. Счастья очень часто трактуется не верно: счастья равно удовольствие, что является традиционным представлением с точки зрения античности и единственно возможным пониманием счастья, потому что, если возвратиться к этике Сократа, то мы понимаем, что Сократ определяет счастье как соединение с благом или движением к благу. После этого появляются две школы: сократическая и противоположная: кинике, киренаике, которые понимают счастье по-разному: с одной стороны, киренаики понимают счастье в гедоническом(наслаждение) плане, как переживание удовольствий, а киники- как отвержение удовольствий. Поэтому, когда мы рассматриваем счастье равно переживанию удовольствия- это частичное представление о счастье. Счастье в христианстве связано с познанием. Христианство – это классическое учение о счастье, потому что ему две тысячи лет и не нужно забывать, что вся европейская культура выросла на христианстве. Христос проповедовал: блаженны нищие духом, т.е. счастливы нищие духом. В евангелие выражено то представление о счастье, которое станет ключевым в христианстве. В монашеских текстах встречается понятие «макариос» и помимо самого термина, там встречаются те категории, которые в античности были связаны с представлением о счастье. Первая группа текстов – это тексты, повествующие о нагорной проповеди Христа (блаженны плачущие, т.е., находящиеся в состоянии переживаний). В христианстве представление о счастье соединяет в себе и радость и страдание, в этом отличие христианства от других религии. Если хочешь быть счастливым- пострадай! Эта идея выражена в словах Христа и монашеской литературе. На самом деле человек приходит в церковь с какими- то страданиями, приходит, чтобы получить облегчение и дальше быть счастливым. Люди получают в церкви то, что делает их счастливыми. Преодоление себя есть большое удовольствие, это удовольствие заложено у нас в природе, преодолевая себя, мы что- то получаем, получаем от нашей психики. По теории возрастания личности, когда человек себя преодолевает, он становится личностью. Именно движение, развитие личности требует проблем и конфликтов. Человек должен заниматься постоянной борьбой с самим собой и в борьбе он получает отдачу на уровне своего морального удовлетворения. Эти моменты общие как для христианства, так и для светской психологии. Еще один аспект счастья, в монашеской литературе, похож на то, что встречается в античных текстах. Речь идет о так называемом интеллектуальном христианстве, из которого в последствии разовьется практика молитвы и практика умного делания. Счастье, в их представлении- это бесстрастие и покой. Покой достигается через преодоление своих страстей, именно преодолевая свои страсти, человек достигает покоя. Таким образом христианская традиция включает в себя античную, изменяя при этом перспективы. Перспектива в христианстве связана с познанием, с общением с личностью Бога, который никогда и никуда не исчезает, который общается с человеком лицом к лицу и для него важен человек как личность, которая бессмертна, поэтому христианское учение о бесстрастии и покое, это учение не о смерти души, а о таком ее состоянии, когда она живет постоянно и в таком состоянии бесстрастия, которое ей радостно и в котором, она готова жить вечно. Внутренний мир человека по-разному структурирован, исходя из разных субъектов, которые действуют внутри человеческой души: есть сам человек, есть ангел и есть демон и человек, внутри себя, чувствует эту борьбу, в этой борьбе счастье связано с тем, что, когда ты борешься и все преодолеваешь- ты счастлив. Учение о счастье в христианстве –это учение о преодолении себя, своих пороков, т.е. в какой –то степени страдание. Поэтому счастье включает в себя страдания и эти страдания являются необходимым условием для счастья. Это общехристианская идея о счастье, как школе психологического взросления человека.

Каковы же представления о счастье и благе у современной молодежи?

Самое главное, что произошло в нашем мировом сообществе за последние десятилетия- это образ жизни. Молодое поколение начало жить совсем не так, как предыдущие поколения, появились такие технологии, которых не было у предшествующих поколений. Появилась потребность в динамичных вещах, таких как квест, появилась потребность в большей коммуникативности личной, несмотря на всю сетевую коммуникативность.

Тренд- это овладение новым набором интеллектуальных, над профессиональными навыками, знаний, которые обеспечат молодому человеку конкурентоспособность, а значит активную включенность и закрепление важных для него навыков в профессиональных и социальных сферах. Это же – выработка привычки к постоянному обновлению знаний, шлифовка уже имеющихся. освоение новых технологий, которые, в свою очередь, помогают освоению этих самых новых знаний. Основу этих навыков составляют:

— критическое мышление (умение ставить под сомнение поступающую информацию);

_эмоциональный интеллект (умение распознать эмоции, понимать настроение и мотивацию, а также способность управлять своими эмоциями);

Креативность (умение принимать творческие решения).

Все эти навыки необходимы современному человеку для того, чтобы он стал конкурентно способным. Но такие понятия как любовь и дружба утрачены, они вызывают лишь сарказм.

В современном мире молодежь учится не только в школах и в институтах, и от того, что она видит, слышит, читает во многом зависит морально- нравственный климат в обществе в целом. Информации очень много, в том числе и ненужной, и вредной, найти нужную и полезную информацию для молодого человека не всегда просто и если человек не подготовлен, т.е. поиск осуществляется не, а том направлении, в которой нужно, то у нас возникает проблема: молодежь впитывает в себя негатив. Но без коммуникации, без информационного пространства сегодня на может реализоваться ни один проект в развитии нашего общества. В целом как источник информации для молодежи на первом месте стоит интернет.

Тема духовно- нравственного воспитания личности тесно связана с информацией, которую получает эта самая личность. Информационная безопасность значительно усложнилась в современных условиях. Радужные надежды человечества, которые были в начале двадцатого века и которые сосредотачивались на потенциальных возможностях культуры и интеллекта, как залога счастливого будущего, не оправдались, победил натуралистический тип человека. Современная цивилизация- это цивилизация рисков. Технологическая составляющая цивилизации развивается очень быстро, духовная составляющая – очень медленно, а возможно даже деградировала. На сегодняшний день не решены никакие глобальные проблемы при всей мощности современной цивилизации. Десятки миллионов людей на планете голодают, при этом каждый гражданин Европы выбрасывает в отходы пищевые продукты в размере одного килограмма. Не ведется борьба с нравственным невежеством, нет противостояния насилию во всех его проявлениях. Это _ духовное невежество постоянно уничтожает планету, налицо экологическая катастрофа. Сейчас самое употребляемое слово «деньги», оно затмило разум человека, затмило его сущность и человек сейчас нуждается в духовной реанимации. В этих условиях, для осознания происходящего, нет другого пути как обращение к внутренней реальности, к духовному миру человека, иначе наша цивилизация погибнет. В России политика государства в духовной сфере на сегодняшний день является незавершенной: нет четких очертаний этой политики, которая проявлялась бы через механизмы правового регулирования, не разработана государственная политика подготовки квалифицированных кадров по вопросам духовно- нравственного воспитания, отсутствует методологическое обеспечение для работы специалистов в данной области.

Духовная безопасность- это элемент национальной безопасности, который в данный момент уязвим перед деструктивными информационными потоками.

Принят документ, который называется» Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» в 2016 году, где отмечено, что размывание традиционных духовно- нравственных ценностей отнесено к группе информационных угроз. Нейтрализация такой угрозы декларируется в документе, формирование культуры личной информационной безопасности. В решение этого вопроса входят технологии информационного воздействия, разработка методов противостояния таким воздействиям. Сейчас ситуация усугубляется тем, что в условиях запущенной идеологической войны и насаждения материальных ценностей духовное возрождение как восхождение к традиционной духовности затрудненно. Использование современных информационных технологий привело к смене вектора развития личности человека, вместо изменения окружающего мира трансформируется сознание человека, воспринимающего этот мир. Трансформировались духовные и культурные ценности, они сменились на хай- теки, высокие технологии, где человеку просто нет места. Эта революция не имеет аналогов, люди сейчас занимаются тем, к чему не приспособлены, ни физически, ни психически и как следствие, на сегодняшний день- это личная духовная дезориентация. Появилось огромное число нетрадиционных течений в культуре, религии – все это продукт того, что у человека утрачены основные жизненные ориентиры. Происходит трансформация личности, информационные технологии делают ее пластичной, мозаичной, внушаемой, не способной на долгосрочное целеполагание и систематическое приложение сил. Суть современного информационного воздействия- это обмен внимания пользователя на получаемые им эмоции, это очень выгодно бизнесу. . Содержательная деятельность в таких условиях перестала существовать, там, где на первое место выходит эмоция- разум отходит на второй план. Необходимо отметить и изменения самой картины жизни, все люди находятся в «коконе» гаджетов, мобильных устройств, причем информация, которую они получают, может быть не безопасна, особенно для подростков и молодежи. Общество распалось на индивидов, социальные структуры устремились к социальной организации и вступили в противоречия с традиционной культурой духовного общества, таким образом возникли многоуровневые проблемы духовно- нравственного плана. Структурообразующим элементом общества стали социальные сети, трансформирующие социальные формы, которые интегрируют всю внешнюю активность личности через информационно- эмоциональный фон и потом определяют ее поведение. Общество обретает свойства алгоритмичности, развитие индивида как творца прекращается, что свидетельствует о выходе на новый уровень коллективного сознания. Бизнес стремится укрепить и использовать эти модели как инструмент захвата новых рынков сбыта.Эти структуры переформатируют сознание человека. Никто не может с уверенностью определить, что творится в соцсетях, там невозможно провести серьезную аналитическую работу. Соцсети – это дикие джунгли, неизвестные никаким научным сообществам, представляющие серьезную опасность для духовно- нравственного благополучия современной молодежи. Глобализация информационного пространства, использование современных технологий переориентирует человека в первую очередь на новое мировоззрение и соответственно изменяются и его морально – нравственные ценности Изменение форм коммуникации, искажение форм информации, которая к нам поступает способствует появлению новой мании – виртуальной среды. Новое явление – это мобофобия) зависимость от мобильников), которая сопровождается сильным стрессом. Проводились исследования, если лишить молодого человека мобильного устройства начинаются психические и физиологические изменения личности. Психологические начинаются через шесть часов, физиологические – через двенадцать (сердцебиение т.д.).

Большая часть молодежи интегрирована в жизнь общества, но есть часть молодежи _ они совсем другие, они утверждают, что уже не вписались в сообщество учебного заведения, где они получают образование. они не понимают: чем они будут заниматься в будущем, крайне пессимистично смотрят на мир и на реальность. Учитывая, что мы рассматриваем изменения, некий вектор в будущее, необходимо понять, что делать с этой частью реинтегрированной молодежи. Кто-то в конце концов все равно интегрируется, пусть не совсем удачно, пусть он выберет какие-то догоняющие жизненные стратегии, но найдет себя в жизни. Таких будет большинство, кто- то не интегрируется и будет исповедовать маргинальный статус, маргинальные (негативные установки восприятия информации) стратегии, как тактику выживания. Это нездоровая часть общества, так называемое поколении z, живет с сети, не ходит в храм и библиотеки. Это чьи дети? Они же не с Марса к нам прилетели, они дети поколения Х, поколения советских бебибумеров. Это поколение чрезвычайно цинично и материалистично, поэтому они, не чувствуя родительского тепла, поддержки близких крайне испытывают дефицитарную потребность. К сожалению, есть некий процент, который никогда не интегрируется в общество, они не придут ни в храм, ни в библиотеки, ни в центры молодежных инициатив, никуда. А вот с остальными необходимо работать, они придут в разные жизненные периоды, у них будут разные потребности и ко всем надо найти индивидуальный подход. Молодежь хочет участвовать в конкретных делах, это одна из особенностей т.е. при всей, казалось бы. оторванности, отрешенности, при этом при всем, один из ведущих мотивов участия в общественных молодежных движениях – это поучаствовать в конкретных делах. Тема социальной интеграции очень бурно обсуждается и встает вопрос: а куда им интегрироваться? Нужно четко понимать в какие структуры и в какие отношения должна интегрироваться молодежь, поэтому через регулятивное участие государственной молодежной политики, православия эта интеграция должна осуществляться.

Не эффективная молодежная политика ставит молодого человека в позицию социально- исключенного, осознавая себе, как отторгнутого, молодой человек формирует запрос на представительство интересов. Молодёжь будет участвовать в общественных движениях в том случае, если они ощутят созвучие со своими интересами, если какая-то структура, организация артикулирует и продвигает интересы, которые отличают ту или иную группу молодежи, они будут в этом участвовать. Таким образом: если социокультурное пространство дает им то, что им нужно, отвечает их социальным ожиданиям, их запросам, а этот запрос нужно еще знать и он очень разный, то в этом случае, они придут в эти общественные структуры и организации.

Настоящее образование требует создание того положительного образа, который наделен совестью, который определяется духовно- нравственным началом жизни. Пифагор говорил: «Ученик – это не чаша, которую надо заполнить, это факел, который надо зажечь» стремлением к добродетели, не просто наполнить какими-то формальными знаниями, а зажечь! Христос говорил: «Огонь принес я на Землю и как бы хотел, чтоб он разгорелся». Сердце может загореться и этот огонек может и должен загореться в человеке и ветх, в ком этот огонек загорелся, они показывают удивительные образы жизни. Когда же душа мертва очень трудно жить одним умом, но надо, потому что сердце не может долго противиться уму. Если ум будет настойчиво стремиться к той цели, которую видит, сердце в конце концов загорится.

Таким образом, главные моменты в образовании:

1.Мировозренческая сторона (человек без мировоззрения- не образован).

Мировоззрение – это тот план, который человек должен знать (что ему делать, к чему стремиться, как жить). Мировоззрение определяет смысл и цель образования и в зависимости от мировоззрения цель может меняться. И самое главное сформировать духовно- нравственное мировоззрение, нацелить человека на добро, совесть, красоту его духа. Мировоззрение – это основа образования. Поэтому образование, при котором у человека нет возможности приобрести мировоззрение – это не образование, это пародия на образование. Пускай у человека будет 10 высших образований, но, если у него нет мировоззрения, т.е. нет понимания смысла жизни, как конечной цели, он – не образован. Компьютер обладает огромным количеством информации и тем не менее образованным мы его назвать не можем….

Первой задачей образования должна быть – выработка твердо обоснованного мировоззрения, понимание смысла жизни и если этого нет, то наше образование- дом, построенный на песке. Нейтрализация опасности информационного воздействия невозможна без привлечения специалистов, педагогов, духовенства.

В современное время необходимо вернуться к традициям воспитания личности. Национальные интересы нашего народа требуют духовного возрождения общества, сохранение нравственных ценностей и идеалов. Особая роль в таком возрождении принадлежит православию. Духовно- нравственная жизнь веками воспитывалась церковью. Православие имеет огромный опыт в воспитании духовно- нравственного человека. Православие необходимо воспринимать сейчас как миссию! Только в совместной работе педагогов образовательных учреждений и служителей церкви мы сможем спасти от разрушения нравственность наших детей!

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями