Национальный проект образование до 2024 года современные проблемы образования

Нацпроект «Образование»: коррупция и иллюзия прогресса

Разочарование Кудрина, или 780 миллиардов на сомнительные перспективы

Национальный проект «Образование» подверг жесткой критике в июне глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его мнению, даже 100% реализация этого проекта в запланированные сроки не принесет России успешного и современного образования. И это при том, что кассовое исполнение по данному нацпроекту в первом полугодии показало такие же плачевные результаты, как и по остальным федеральным программам, — бюджет исполнен лишь треть. Вместе с тем, уже есть факты бессмысленной и, по сути, не целевой траты государственных денег.

«Первое антикоррупционное СМИ» уже сопоставило планы с реальным положением дел по таким нацпроектам как «Безопасные и качественные автодороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Экология», «Демография» и «Здравоохранение», «Цифровая экономика». Провал их исполнения в первом полугодии признал главный куратор всех национальных проектов — премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Если вам известно о нарушениях в ходе исполнения нацпроекта «Образование» — пишите в нашу рубрику «Сообщить о коррупции».

Равнение на лидеров

Реализация нацпроекта «Образование» предполагается в течение 2019 — 2024 годов и должна, по мнению его разработчиков, достичь четырех основных целей. Это вхождение России к 2024 году в первую десятку стран по международным исследованиям (в 2018 году — 14-е место), выход страны на 10-е место в мире по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов (в 2018 году 17-е место), охват дополнительным образованием 80% детей в возрасте 5-18 лет (в 2018 году — 71%) и достижение численности обучающихся, вовлеченных в общественную и волонтерскую деятельность, 8,8 млн человек (в 2018 году — 1,8 млн).

Читайте также:  Малогабаритные кухни стиль модерн

Если эти показатели будут выполнены, то предполагается, что будет достигнута и цель нацпроекта — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Национальный проект «Образование» включает 10 подразделов — федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профобразования), «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Куратор нацпроекта — вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель — министр просвещения Ольга Васильева.

Всего на реализацию нацпроекта «Образование» планируется потратить 784,5 млрд рублей, из которых более трети (295,1 млрд рублей) должны пойти на проект «Современная школа». Из федерального бюджета будет направлено 723,3 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ — 45,7 млрд рублей, из внебюджетных источников — 15,4 млрд рублей.

Большие надежды

Если нацпроект «Образование» удастся реализовать на 100%, то дети в России больше нигде не будут учиться на третью смену, в деревнях будут построены новые школы, а уже имеющиеся средние школы повсеместно обновят материально техническую базу. Одаренных детей во всех 85 регионах будут выявлять по примеру образовательного центра «Сириус», расположенного в Сочи. Также везде будут внедрены программы профобучения по наиболее востребованным профессиям на уровне, соответствующем WorldSkills.

Не забыты и родители. Уже в этом году для них должен быть запущен федеральный информационно-просветительской портал. В свою очередь все руководители общеобразовательных учреждений с 2020 года будут проходить аттестацию.

Среди прочих возможных достижений то, что не менее 30 ведущих российских университетов, получающих господдержку, будут не менее двух лет подряд входить в топ-1000 международных рейтингов и в топ-200, как минимум, одного предметного или отраслевого международного рейтинга.

Кудрин — против

Национальный проект «Образование» начал реализовываться с января 2019. Не прошло и полгода, как у него нашелся жесткий критик в лице главы Счетной палаты. Алексей Кудрин заявил, что уже разочаровался в образовательных планах всей страны. Он считает, что в этом нацпроекте нет важнейших элементов, которые могут сделать российское образование успешным и современным.

По мнению Кудрина, в «Образовании» сделан чрезмерный упор на работу с талантливыми и успешными учениками. «Сегодня немножко изменились в мире приоритеты системы образования. Те ребята, которых раньше бы учителя заклеймили как проблемных и с плохой успеваемостью, сегодня могут стать успешными, если использовать современные методики и системы образования, психологическую поддержку. И эта работа с, казалось бы, отстающими учениками в современном мире сильно меняет судьбу этих людей, миллионов людей», — заявил глава Счетной палаты.

Недостаточно внимания уделяет этот нацпроект и развитию предпринимательских способностей у учащихся школ, не делается должный упор на оснащенность университетов и развитие научной базы, применение научных открытий или достижений в экономике, указывает экс-министр финансов РФ.

Кудрин также отмечает, что сейчас в России примерно 3,5−3,6% ВВП направляется на образование в стране за счет государства, в то время как «инновационные страны тратят от 5% до 7% ВВП.

Университетская коррупция или что?

Между тем, в ходе реализации федеральной образовательной стратегии уже отмечаются факты, так называемого, очковтирательства, имеющего все признаки коррупции, на которое расходуются бюджетные деньги. Так, с 2012 года российские университеты потратили 80 млрд рублей на оплату публикаций в псевдонаучных изданиях и организацию фейковых научных конференций для исполнения «майских указов» президента Владимира Путина. Несмотря на потраченные средства, пятнадцать ведущих российских вузов не только не выполнили задачу попасть в топ-100 мировых рейтингов, но некоторые учреждения даже ухудшили свои позиции. Лишь МГУ имени Ломоносова оказался по показателям за 2016-2017 годы на последних позициях в топ-100 QS World University Rankings и Шанхайского рейтинга. По Times Higher Education самый передовой российский вуз на 194 месте.

Коррупция или неэффективность расходования бюджетных средств, но факт остается фактом: цели, на которые выделялись миллиарды, так и не достигнуты.

«Согласно базе Scopus, после путинского указа число публикаций выросло с примерно 19 000 до 63 500. Но российские университеты достигли этого за счет появлений в так называемых «мусорных» научных журналах. За деньги такие издания готовы разместить любую публикацию, даже если на нее нет рецензии другого ученого», — обнаружили журналисты.

Вузы должны были проводить и научные конференции — этот показатель также влияет на рейтинг. Они их проводили, причем увеличив количество таких мероприятий с 2010 года в 27 раз. И Россия вышла на четвертое место в мире по их числу. «Но на самом деле проводились так называемые заочные платные конференции. Организаторы платят деньги участникам, те высылают тезисы и презентации, а затем оформляется их «участие». Международный статус конференция получает за счет «гостей» из стран ближнего зарубежья», — отметили расследователи.

Они должны быть в курсе:
— президент России Владимир Путин
— глава Администрации президента Антон Вайно
— спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
— председатель Госдумы Вячеслав Володин
— директор ФСБ Александр Бортников
— генпрокурор Юрий Чайка

Регресс вместо прогресса

Инвестиционная компания «Финам», анализируя планы развития образования в рамках соответствующего нацпроекта, указывает на такие риски как формализм и рост отчетности вместо решения реальных проблем развития региональных систем образования; отсутствие комплексности в реализации как отдельных проектов, так и предложенных федеральных проектов в целом, несогласованность в их осуществлении; отсутствия стимулов для самообразования населения; возникновение дополнительных расходов бюджетов регионов на содержание создаваемой материально-технической базы (инфраструктуры), а также на заработную плату персоналу новых образовательных организаций.

В итоге, по мнению аналитиков, из-за формальной и некачественной реализации нацпроекта может возрасти дефицит региональных бюджетов. Он будет усилен дефицитом педкадров и дефицитом текущего финансирования системы образования. В итоге и население, и педагоги утратят доверие к мероприятиям образовательного нацпроекта.

Национальные проекты не смогут быть реализованы без контроля общественности и журналистов. Если вам известно о коррупции в ходе их выполнения, напишите в редакцию ПАСМИ. Мы проведем журналистское расследование.

О проблемах реализации национальных проектов читайте в подборке ПАСМИ.

Источник

Национальный проект образование до 2024 года современные проблемы образования

Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов.

Федеральные проекты

Современная школа

Федеральный проект «Современная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников.

Успех каждого ребенка

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)

Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» направлен на обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда.

Цифровая образовательная среда

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Социальная активность

Федеральный проект «Социальная активность» направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества.

Социальные лифты для каждого

Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов.

Патриотическое воспитание

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

Источник

Национальный проект образование
учебно-методический материал

статья знакомит педагогов ДОУ с приоритетным национальным проектом «Образование» и его основными направлениями.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 22.69 КБ
proekt_obrazovanie.pptx 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования, государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи — то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, — это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики — образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых нашим детям и нам будет комфортно развиваться.
Это позволит достичь максимального уровня вовлеченности в мировой рынок распределения труда, наша технологическая зависимость перестанет быть критичной, а наша страна станет значимым производителем технологий и открытий в науке.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024

Федеральные проекты, входящие в национальный проект:

внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».

В этом проекте сосредоточатся на обновлении материально-технической базы, внедрении новых методов обучения и образовательных технологиях. Создаются образовательные площадки(кванториумы), технопарки, с современным оборудованием. Цель-развитие инженерного мышления , инженерные кадры.

› Успех каждого ребенка Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

«Успех каждого ребенка» — призван воспитывать «гармонично развитые и социально ответственные личности». Для школьников разработают программы обучения по индивидуальным планам, в том числе дистанционно. Минпросвещения будет развивать направление профориентации и создавать новые места для дополнительного образования. Для талантливых детей во всех регионах появятся центры поддержки.

Система дополнительного образования

› Поддержка семей, имеющих детей Задача проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Суть проекта в том, чтобы родители работали над всесторонним развитием ребенка с самого юного возраста. К 2024 году во всех регионах заработают центры помощи родителям. Другими словами, прежде, чем учить детей, нужно обучить и родителей.
– Большое внимание здесь уделяется развитию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. – Чем раньше родители начинают работать с проблемами ребенка, тем быстрее есть возможность у их сына или дочери выйти на нормальный уровень развития.
Для обучения родителей основам педагогики и психологии (а также другим необходимым знаниям и навыкам) в стране будут создавать консультационные центры или группы поддержки на хорошем методологическом и профессиональном уровне.

Цифровая образовательная среда Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды. Минпросвещения хочет реализовать такую модель, которая позволит во всех школах создать профили «цифровых компетенций» для учеников и педагогов. Отчётность в школах полностью переведут в электронный вид. Все образовательные организации обеспечат интернетом, а на уроках будут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников».

Онлайн-образование, цифровые библиотеки, получение образование через он-лайн

Учитель будущего Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.

За национальную систему учительского роста отвечает федеральный проект «Учитель будущего». Во всех регионах введут систему аттестации директоров и педагогов-психологов. Министерство просвещения разработает единую модель для работников из образования и утвердит систему карьерного роста, которая будет учитывать достижения педагога.

Создание сетевых сообществ. В сообществах делиться опытом. Создавать программы. Это подразумевает учительский рост.

модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Для модернизации профобразования разработали проект «Молодые профессионалы». В его рамках проведут мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в 2019 году в Казани и Европейский чемпионат по профмастерству в Санкт-Петербурге. К декабрю 2024 года создадут сеть центров опережающей профессиональной подготовки. Это поможет готовиться к демонстрационным экзаменам, которые через шесть лет будут сдавать в 50% техникумов и колледжей.

формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.

Ведомство создаст платформу-навигатор и набор сервисов с курсами и образовательными программами. Кроме того, будут проходить мероприятия по стимулированию самообразования граждан.

Умение и возможности педагога пользоваться программами (АИС аттестация)

создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства.

Росмолодёжь будет отвечать за реализацию проекта «Социальная активность», который будет развивать наставничество и волонтёрство. В России сформируют сеть центров поддержки добровольчества на базе образовательных и некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных учреждений. Планируется разработать информацию платформу для поиска и обучения добровольцев.

увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству.

Повышение конкурентноспособности российских вузов

Этот проект, по словам Васильевой, обеспечивает преемственность с другими приоритетными проектами: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Экспорт российского

формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями