Научные проекты по современному русском

Исследовательская работа «Русский язык в современном мире»

Каков статус русского языка среди молодежи? И каково его значение не только в России,но и за рубежом?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Русский язык в современном мире»»

МБОУ «Сакмарская средняя общеобразовательная школа»

Секция: «Гуманитарные науки»

Тема: «Русский язык в современном мире»

Выполнила: ученица 8 «А» класса

Руководитель: учитель русского языка и

Ефременко Татьяна Ивановна

Глава 1. История появления русского языка……………………………………4

Глава 2. История русской графики, орфографии и пунктуации…………..…. 5

Глава 3. Русский язык в мире профессий………………………. ……………. 6

Глава 4. Русский язык в странах дальнего Зарубежья…………………..……..7

4.1 Русский языка на постсоветском пространстве…………………………. 8

Глава 6. Современный русский язык в интернет – пространстве. Тенденция сокращения слов…………………………………………………. …………….11

Глава 7. Молодежный сленг………………………………………. 12

Глава 8. Развитие русского языка в условиях интернет – коммуникации….14

Глава 9. Русский язык в современном мире………………………….………..15

Список используемой литературы……………………………………………. 17

Актуальность: Среди пяти тысяч языков, существующий сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Русский язык входит в число мировых языков, он приобретает все большее международное значение, его изучают многие люди в разных странах мира, и он является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах. Но каков статус русского языка среди современной молодежи? И какого его значение не только в России, но и за рубежом.

Цель исследовательской работы:

Узнать значение русского языка в различных странах мира.

Раскрыть влияние русского языка на школьников.

Выяснить значение русского языка в современном мире.

1. Изучить сведения по данной теме, используя специальную литературу, ресурсы Интернет

2. Выявить отношение людей к данной проблеме.

3. Познакомится с историей языка.

4. Выяснить популярность языка в различных уголках мира.

6. Сравнить значение языка раньше и сейчас.

Объект исследования: Русский язык в современном мире

Какая история происхождения языка?

Каковы особенности русского языка?

Современный русский язык?

Значение русского языка в современном мире?

Глава 1. История появления русского языка

Русский язык вместе со своими украинским и белорусским «собратьями» образует восточнославянскую языковую подгруппу. Она, в свою очередь, входит в славянскую группу, так называемого, индоевропейского «семейства». Увлекательная история русского языка, его происхождение и этапы формирования, интересуют многих ученых. Причем и по сей день они не могут найти ответы на многие вопросы. В частности, до сих пор не выявлена точная периодизация развития данного явления. Любая из попыток подойти к вопросу истории русского языка с научной точки зрения (например, здесь) многими малообразованными читателями воспринимается как негатив – «в штыки». Так, известно, что примерно в первом тысячелетии до нашей эры из диалектов индоевропейской языковой семьи был выделен протославянский язык, в котором использовались особые глаголы, существительные и др. А уже к 1-7 вв. он получил название праславянского. В 9-12 вв. на территории Киевской Руси этот язык использовался в качестве средства общения между различными народностями. Причем каждая из них использовала определенные особенности словообразования и построения фраз. Однако уже к 13-14 вв., вследствие феодальной раздробленности и сопутствующего ей диалектного дробления, единство древнерусского языка было нарушено. В 15 веке были окончательно сформированы русское, белорусское, а также украинское наречия. Причем вплоть до 17 века продолжали развиваться диалектные особенности русского языка, формировалась отличающая его орфография (правила правописания) и другие тонкости.

А уже в 18 веке была проведена реформа русского языка, проведенная Петром 1. Например, благодаря этому правителю был создан русский гражданский шрифт, преобразована азбука и т. п. В этот же период начинает активно развиваться грамматика и орфография русского языка, которая еще не слишком, но уже напоминает современную.

В частности, Петр 1 стал инициатором разделения алфавита на отдельные ветви – церковный, а также гражданский. В результате были сформированы два соответствующих варианта речи. Причем во втором из них использовались междометия, недопустимые для первого типа (церковного). Реформа азбуки привела не только к смене формы букв, но и к изменению ее состава, которое свелось к исключению надстрочных знаков, а также определенных букв. К сожалению, в наше время язык из области науки перешагнул в область спекуляций.

Глава 2. История русской графики, орфографии и пунктуации

До начала XVIII века реформирование русской графики и орфографии не производилось. Поэтому к данному времени уже появилась необходимость в существенном изменении состава алфавита. В ходе Петровской реформы 1708-1710 годов из состава азбуки были исключены буквы ѫ (юс большой) и ѧ (юс малый), которые использовались в кириллице для обозначения носовых звуков, рано утратившихся в русском языке; ѱ (пси), ω (омега) , диграф оу (заменен на у) и некоторые другие устаревшие знаки. Кроме того, в алфавит добавлены буквы э (для использования в заимствованных словах) и я (результат преобразования ѧ в скорописи). Тогда же упорядочивается употребление прописных и строчных букв, вводятся арабские цифры вместо прежних буквенных обозначений.

В 1735 году из азбуки исключаются ѯ (кси) и ѕ (зело); получает официальный статус буква й. С конца XVIII века начинает использоваться ё — в частности, она появляется в текстах Н.М. Карамзина. Знак ё, скорее всего, был заимствован из французского языка; до него в той же функции использовалось сочетание iо.

Очередная реформа состоялась лишь в 1917-1918 годах. В это время отменены буквы ѣ (ять), i (и десятеричное), θ (фита); ъ на конце слов; установлено современное правило орфографического оформления приставок на -з (ср. дореволюционные написания рассказ, бесполезный). Кроме того, флексии -аго, -яго в род. падеже прилагательных, причастий и местоимений заменяются на -ого, -его; -ыя, -iя в им. и вин. падежах мн. ч. женского и среднего родов – на -ые, -ие. Прежние формы были церковнославянскими по происхождению; таковыми являются и сохранившиеся до сих пор окончания -ый, -ий в именах прилагательных.

Основные пунктуационные знаки древнейших русских текстов — это точки. Они чаще всего ставились в середине строки и обозначали границы предложений и синтагм. Изредка в той же функции использовались некоторые другие знаки, в частности, кресты. В период с XIV по XVIII век состав знаков препинания существенно расширяется. Начинают употребляться запятая, точка с запятой, двоеточие, кавычки, вопросительный и восклицательный знаки. Со второй половины XVIII века распространяются многоточие и тире. Популяризации тире способствовал Н.М. Карамзин

Глава 3. Русский язык в мире профессий

Во все времена гуманитарные науки привлекали к себе большое количество людей. Русский язык входит в число крупнейших языков мира. История его берет начало в древности. В образовательных учреждениях предмет «Русский язык» — и объект изучения, и средство обучения. Язык тесно связан с повседневностью, необходимо умение владеть родным языком. Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. Профессиональное общение – это речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами в ходе осуществления профессиональной деятельности. А каково происхождение слова «профессия»?

Обратимся к этимологическому словарю. Это слово происходит от латинского professio и означает «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. Выступление перед аудиторией, перед определённым количеством людей – это не просто. Для этого необходимо в совершенстве владеть родным языком, навыками культуры речи. Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения, и, конечно же, знания родного языка. Русский язык лежит в основе профессий лингвиста, журналиста, переводчика, рекламного агента, преподавателя, писателя, поэта, редактора издательств и программ, корректора, логопеда, диктора радио или телевидения, специалиста по связям с общественностью. И это далеко не полный перечень!

Велика роль русского языка и в кругу языков современной науки и техники. На нём издаются научные и технические журналы, выходит новая научная литература. Научные публикации на русском языке по физике и математике, лингвистике и литературоведению пользуются международным признанием. Большой интерес за рубежом вызывают работы на русском языке в таких технических областях, как разработка космических аппаратов и приборов, электротехника. Потребности науки и технического описания изобретений инженерной мысли привели к формированию в русском литературном языке функционального развитого научного стиля, позволяющего чётко и определённо описать по-русски любые научные открытия и технические достижения. Общение на профессиональные темы в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но и соблюдение общих норм культуры речи.

Глава 4. Русский язык в странах дальнего зарубежья

Русский язык принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. Согласно оценочным данным, русский язык по числу владеющих им занимает 3 место в мире после китайского и английского. Он является официальным или рабочим языком в большинстве авторитетных международных организаций.

В общеобразовательных школах русский язык изучается в Германии (168тыс.), Франции(10тыс.), Англии (10тыс.), Австрии (4тыс.). В Бельгии, Ирландии, Исландии, Испании русский язык изучается в основном в системе высшего образования.

В последние годы в Германии, Испании, Греции, Португалии и на Кипре появились значительные группы из числа бывших советских и российских граждан. В связи с этим организуются курсы русского языка для работников сферы обслуживания и гостиничного бизнеса. Русским языком владеют десятки тысяч граждан Азии, получивших высшее образование в нашей стране. Русский язык продолжает преподаваться в национальной системе обучения в Китае, Монголии, Корейской народно-демократической республике, Вьетнаме.

В Израиле также сложилась многочисленная русская община, для которой русский язык является родным. Существует русско-ивритский билингвизм.

В большинстве стран Азиатского континента русский язык преподается в отдельных культурных центрах и на курсах при российских центрах науки и культуры.

В странах Африки русским языком владеют десятки тысяч выпускников российских и советских вузов и те, кто обучался российскими специалистами на объектах сотрудничества. В Египте, Мали, Сенегале русский язык преподается в отдельных школах, лицеях и вузах.

В странах Америки имеются две достаточно многочисленные группы населения, владеющие русским языком: иммигранты из Российской империи, СССР, России и СНГ и специалисты, подготовленные в советских или российских вузах. В Северной Америке проживает более 1,5млн. человек, считающих русский язык родным. В странах Латинской Америки русским языком владеют, прежде всего, выпускники советских и российских вузов, а также русскоязычная диаспора. Значительное число жителей Кубы владеет русским языком.

В настоящее время разными формами изучения русского языка в дальнем зарубежье охвачено почти 2млн. человек.

4.1 Русский языка на постсоветском пространстве.

В самом сложном положении русский язык оказался на постсоветском пространстве. С одной стороны, по исторической инерции, он до сих пор играет роль языка межнационального общения. Русский язык используется в различных сферах жизни, большинство населения стран еще достаточно свободно им владеет. С другой стороны, идет процесс разрушения русскоязычного пространства, последствия которого ощутимы в настоящее время. Сокращаются возможности получения образования на русском языке, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, обучение в которых ведется на языке титульных наций, ему уделяется всё меньше внимания.

Источник

Учебно-исследовательская работа на тему: «Русский язык в современном обществе»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

на тему: «Русский язык в современном обществе»

Выполнила: студентка Кимирилова Т.

Научный руководитель: преподаватель

II квалификационной категории

Введение……………………………………………………………………………..3

1.1. Русский язык — наше национальное достояние……………………………………5

1.2. Русский язык в современном мире…………………………………………………11

1.3. Русский язык как развивающееся явление…………………. 16

Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области русского языка ………………. 12

«Враги» русского литературно языка ………………………………………..18

Цель работы:- выявление современных путей развития русского языка.

Дать учащимся представление о позитивных и негатив­ных явлениях в современном русском языке.

Формировать мир чувств студентов.

Привлечь внимание учащихся к проблемам русского литера­турного языка.

Способствовать развитию интереса к родному языку.

Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи; побуждать к самостоятельной работе со словарями.

Учить осмысленно, воспринимать явления жизни и рассказывать о них в устной и письменной форме.

Развивать диалогическое, дивергентное, творческое мышление.

На рубеже веков русский язык переживает сложные времена. В нём происходят изменения, которые сложно оценить однозначно.

Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) резкое сти­листическое снижение русской речи, ее огрубление и вульгаризация, массовые отступления от норм русского литературного языка, резкое падение престижа подлинной речевой культуры; 2) агрессивное воз­действие со стороны американского варианта английского языка, экс­пансия которого в некоторые сферы языка (СМИ, реклама, массовая культура) так сильна, что может привести его к разрушению.

В последние годы наше общество, поставив в главенствующее поло­жение экономику, отодвинуло культуру в целом на второй план. Русский язык, являясь определяющим элементом культуры, стал стремительно терять свои позиции.

Не замечать этого стало невозможно.

Важно помнить, что русский язык – наш государственный язык. Нация существует до тех пор, пока жив язык. А мы слишком расточительны, владея таким богатством!

1.1. Русский язык — наше национальное достояние

Функции русского языка в современной России

Русский язык в современной России выполняет три основные функции:

является языком русской нации (русским этническим языком);

является государственным языком Российской Федерации;

является языком межнационального общения.

Национальный русский язык представляет собой средство общения всех этнических русских, живущих в России, и включает в себя все разновидности русского общенародного языка: русский литературный язык (представляющий собой высшую, образцовую разно­видность общенационального языка, отличительной особенностью которой является наличие норм, т.е. правил, литературного слово­ употребления), просторечие, диалекты (народные говоры) и жарго­ны. Национальный русский язык используется говорящими во всех сферах общения, в том числе бытовой. В словарном составе национального русского языка и его организации отражаются особенности русской культуры и своеобразие мировосприятия русского народа. Национальный русский язык является основой великой русской литературы. Наличие единого национального русского языка есть основное условие существования русской нации.

Русский язык как государственный — это литературный русский язык, который законодательно утвержден в Российском государстве, где живут не только русские, но и представители других националь­ностей (татары, башкиры, марийцы, чуваши, чукчи, карелы, ненцы и др.), для использования в официальных сферах общения: в законо­дательных органах и органах управления, в сфере науки, культуры, образования, СМИ. Статус русского языка как государственного закреплен в Конституции Российской Федерации (1993 г.), в Законе «О языках народов Российской Федерации — (1991 г.), а также в при­нятом 1 июня 2005 г. Законе «О государственном языке Российской Федерации».

В названных документах подчеркивается, что «государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является рус­ский язык»; статус русского языка как государственного предусматривает обязательное использование русского языка в официальных сферах общения и не распространяется на неофициальное, межлич­ностное общение; обязательность использования русского языка как государственного не отрицает и не умаляет прав на пользование другими языками народов России и другими государственными языка­ми республик, входящих в Российскую Федерацию. В 6-ой статье За­кона о государственном языке Российской Федерации указывается, что «при использовании русского языка как государственного не до­пускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам русского литературного языка, за исключением иностран­ных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке». Содержание приведенной статьи четко определяет то обстоятельство, что государственным языком является только русский литературный язык. Другие разновидности общенародного русского языка (просторечие, диалекты, жаргоны) не входят в понятие «госу­дарственный русский язык».

Функция русского языка быть языком государственным очень важна и значима. В этой функции русский язык выступает как сила, укрепляющая государство, обеспечивающая единство населяющих его народов и способствующая экономическому, социально-полити­ческому и культурному развитию Российского государства.

Как язык межнационального общения русский язык позволяет пре­одолевать языковой барьер между представителями различных этно­сов внутри многонационального Российского государства в самых разных ситуациях и сферах общения. Как средство межнациональною общения русский язык способствует объединению народов России в единое духовное содружество.

Указанные функции русского языка определяют его значимость для сохранения русской нации, русской государственности и духовной куль­туры русского народа и с необходимостью требуют заботливого и бе­режного отношения к языку как к важнейшей национально-культурной ценности.

В настоящее время русский язык особенно нуждается в поддерж­ке и заботе, так как современный этап его развития (именуемый в на­учной литературе новейшим или постсоветским и датируемый послед­ними десятилетиями XX века и первым десятилетием XXI века) характеризуется целым рядом негативных тенденций.

1. Одна из наиболее ярких подобных тенденций проявляется в том, что русский язык в настоящее время переживает массовое и аг­рессивное вторжение иностранных слов, которые во многих случаях не просто пополняют лексический состав нашего языка (что само по себе вполне естественно и необходимо), но нередко вытесняют из него исконно русские или давно заимствованные и обрусевшие лек­сические единицы, многие из которых отражают особенности наци­онального мировосприятия русского народа (ср., напр., частотное в настоящее время и далеко не всегда оправданное использование слов легитимный вместо законный; презентация вместо открытие, основание; имидж вместо образ, лейбл вместо этикетка и т.д.; ср. также замену русского слова любовь, в семантике которого присутствует компонент «высокое духовное чувство» словом секс; слов любимый, возлюбленный, жена, муж: словами и выражениями сексуальный партнер, брачный партнер и т.п.).

Названная тенденция опасна, прежде всего, для этнического (национального) русского языка, которому грозит перспектива утраты I национальной идентичности и разрушения его как основы культурного и духовного объединения русской нации, хранилища морально-нравственных ценностей русского народа. Одной из форм защиты русского языка от подобной угрозы должно стать выполнение принятого в 2005 г. Закона «О государственном языке Российской Федерации», в котором имеется статья, запрещающая в официальных сферах использовать иноязычные слова, если имеются их русские эквиваленты.

2. Очень опасной является наблюдаемая в настоящее время тенденция к сужению функций русского языка как государственного и как языка межнационального общения.

Русский язык в современной России начинает все чаще вытесняться иностранными языками при оформлении общественных мест (вывески, объявления, таблички с указателями), в сфере торговли и предпринимательства (инструкции к товарам, этикетки, реклама), в средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидение), в деятельности многих предприятий (деловая переписка, переговоры). В этом случае можно говорить о том, что русский язык перестает в полном объеме выполнять функцию государственного языка Российской Федерации, что противоречит Конституции Российской Федерации 1993 г. (Государственным языком Российской Федерации является русский литературный язык, и именно он должен использоваться в официальных сферах общения). Сокращается также использование русского языка как средства межнационального общения между народами, живущими в России (в том числе в националь­ных республиках, округах, краях, областях). Более востребованными для межнационального общения все чаще становятся западно-евро­пейские языки, прежде всего, английский и немецкий.

Ослабление названных функций русского языка в целом и русского литературного языка весьма опасно для развития государственнос­ти и создает угрозу существованию самого Российского государства. Поэтому вопросы поддержки и сохранения русского языка в настоящее время рассматриваются даже как вопросы национальной безопасности России.

3. Серьезную тревогу вызывает также усиливающаяся в настоящее время тенденция к разрушению границ между русским литературным и пиком и такими нелитературными формами существования националь­ного русского языка, как просторечие и жаргоны. С точки зрения русского языкового сознания литературный язык есть высшая разновидность тонального русского языка, принимаемая его носителями за образ­цовую и отграниченная от других (нелитературных) его разновидностей. Литературный язык обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от нелитературных форм существования наци­онального русского языка. К числу главных особенностей русского литературного языка относятся, как известно, нормативность (наличие инфицированных норм) и устойчивость. Резкое повышение в совре­менной речи частотности употребления просторечий и жаргонизмов разных видов (например, таких, какморда, шмотье, мужик — о мужчине, порнуха, клевый, разборка, наркота, навороты, отмыть — о деньгах и т.п.) приводит к тому, что языковым сознанием многих носителей русского языка они начинают восприниматься как стилистически нейтральные, вполне допустимые для «литературного» употребления. При том литературный язык начинает терять свои главные отличительные признаки.

Одной из характерных особенностей современного этапа развития русского языка является разрушение традиционной для русской исковой культуры триединой стилистической системы русского языка, предполагающей существование высокого, среднего и низкого стилей. (Но словам известного русского философа и писателя В. Соловьева, русский человек высоким стилем обращается к богу, средним — к другому лицу, а низким беседует с самим собой). В настоящее время в русской речи практически утрачен высокий стиль; средний стиль вос­принимается ныне как высокий, а вульгарный и низкий — как средний и вполне нейтральный.

К числу наиболее ярких примет современной языковой ситуа­ции в России относится также резкое снижение уровня культуры рус­ской речи. Указанная тенденция проявляется, с одной стороны, в огрублении русской речи за счет высокой частотности использования современными носителями русского языка грубо просторечных, бранных и нецензурных слов и выражений (такие слова и выражения широко используют в своей речи не только не­достаточно образованные россияне, но и многие известные политики и даже деятели культуры). Например: (дОговор вместо договОр, бухгалтерА вместо бухгалтеры, один туфель вместо одна тУфля, приехать с Москвы вместо приехать из Москвы, инциНдент вместо инцидент, по прибытию вместо ПО прибытии и т.п.). Очевидно, что снижение уровня культуры русской речи тесно связано с наблюдаемым в настоящее время общим падени­ем духовной культуры российского общества.

Отмеченные тенденции создают реальную угрозу разрушения и гибели русского литературного языка, который, в отличие от всего общенацио­нального русского языка, не может развиваться совершенно стихийно. Литературный язык нуждается в постоянной обработке, корректировке, поддержке и защите. Кодификация (установление) его норм предполагает сознательную и очень сложную деятельность специалистов: историков языка, лексикологов, лексикографов. Поэтому процессы разрушения рус­ского литературного языка, как и явления, связанные с сокращением сфер его функционирования, характерные для современной языковой ситуации в России, не могут не вызывать серьезной тревоги.

Оптимизм в отношении исторических судеб русского языка в насто­ ящее время внушают, главным образом, два обстоятельства. Во-пер­ вых, в истории России уже бывали периоды, когда также существовала угроза гибели русского, в том числе русского литературного, языка. К подобным периодам относятся, например, екатерининская эпоха, когда русский язык испытывал огромное воздействие французского языка, или 20-е годы XX века, когда к активной общественной жизни в нашей стране пришли тысячи носителей народных говоров, жаргонов и просторечия и литературная речь даже в официальных сферах общения оттеснялась речью нелитературной. Имея прочные корни и огромные внутренние резервы, русский язык в то время выстоял и не утратил це лостности и национального своеобразия. Поэтому есть все основания надеяться на то, что и нынешние испытания русский язык сумеет вы­ держать и благополучно пережить. Во-вторых, немаловажным является то обстоятельство, что в настоящее время Правительством России предпринимаются достаточно серьезные меры по защите и поддержке русского языка. К числу таких мер относится принятие уже упомянуто­го Закона «О государственном языке Российской Федерации», реализа­ ция Федеральной программы «Русский язык» и объявление Президен­ том России 2007 года Годом русского языка.

1.2. Русский язык в современном мире

Русский язык постепенно утрачивает статус мирового. В одном из своих выступлений ректор МГУ В.А. Садовничий сказал, что сегодня русским языком владеет 278 миллионов человек. Для 164 миллионов он родной; 114 миллионов владеют им как иностранным. Если срав­нить наши дни с восьмидесятыми годами прошлого века, когда в мире русским владело более 500 миллионов человек, то мы наглядно увидим, что за три десятилетия количество людей, владеющих русским языком, уменьшилось почти вдвое. Русский язык в настоящее время по распространенности занимает четвертое место в мире после китайского, английского и испанского. Если же падение интереса к русско­му языку будет продолжаться, то, по прогнозам специалистов, через пять лет русский язык будет оттеснён с мировых позиций целым рядом иностранных языков, в первую очередь — французским, хинди, арабским.

Особенно тяжёлым является положение русского языка в некото­рых бывших республиках СССР, прежде всего в прибалтийских. Там его дискриминация превратилась в государственную политику.

• Русский язык планомерно вытесняется из всех сфер жизни. Им запрещено пользоваться в госучреждениях, объём передач на радио и телевидении на русском языке ограничен десятью процентами от общего эфирного времени, школ с преподаванием на русском языке с каждым годом становится всё меньше, и это при том, что, например, в Эстонии он является родным для сорок процентов населения.

Республики Прибалтики, конечно, наиболее радикальны в этом Отношении, но и в других постсоветских республиках, кроме, пожалуй, Белоруссии, где русский язык — второй государственный, и Киргизии, где он официальный язык межнационального общения, наблюдаются те же тенденции. Несмотря на повсеместное владение русским языком и русской грамотой среди людей пожилого и среднего возраста, на Украине русский язык теряет свои позиции за счёт молодёжи. Украинские власти поступают не так откровенно, как их прибалтийские коллеги. Они действуют умнее, бросив все усилия на обработку молодёжи. За годы «независимости» на Украине полностью ликвидирована система русскоязычного дошкольного воспитания. Близка к исчезновению сеть русских школ. В Киеве их осталось только восемь (в 1990 году их было | 155). Молодые граждане Украины практически все знают русский язык, но он для них — язык бытового общения. Читать и писать по-русски они уже, как правило, не умеют. Подростки братской Украины могу прочитать Пушкина, Гоголя только в переводах. Кстати, о рус­скоязычном творчества Гоголя они часто даже не подозревают. Ву­зовское образование во всех центральных и западных областях Украи­ны ведётся на украинском языке, а русский не преподаётся даже как иностранный. Русскоязычные газеты, радиостанции, ТВ ущемляются в правах, сокращаются.

В самой России ситуация тоже далека от идеальной. Конечно, это наш государственный язык, он преподаётся в школах, на нём произ­водится теле- и радиовещание, издаются книги, газеты, журналы.

Но и в России, особенно в столицах — Москве и Петербурге — рус­ский язык постепенно превращается в язык бытовой. Сокращаются и тиражи толстых журналов, серьёзных газет, на радио и в телеэфире царит языковая безграмотность, сленг. В молодёжных кругах мегаполиса становится модным говорить и писать по-английски, к русскому языку «продвинутая» молодёжь начинает относиться так же, как относились к нему русские дворяне XVIII — XIX веков, между собой говорившие по-французски, а русский оставлявшие исключительно для общения с простонародьем.

Только ли русского человека должно волновать состояние русско­го языка? Дало ли размежевание не только политическое, но и языковое какие-то положительные результаты?

Если мы раньше знали о талантливых авторах из союзных республик и их произведениях, то сейчас мы не знаем, кто пришел на смену Межелайтису, Абуладзе, Думбадзе из творческой молодёжи. Навер­ное, то, что произошло, не обогатило ни общечеловеческую, ни национальные культуры.

Государство начинает осознавать, что сокращение нашего языко­вого присутствия в остальном мире грозит утратой геополитических позиций России.

Год от года наш язык сдаёт свои позиции. В Литве им владеют 60% населения, но среди детей и подростков до 15 лет — только 17%. В Кир­гизии русскоговорящее население за годы независимости уменьшилось I вдвое, а в Таджикистане число этнических русских сократилось в 15 j раз. Быстрыми темпами идёт дерусификация в Туркмении, Узбекистане, Молдавии, Азербайджане, Западной Украине. Если названная тен­денция сохранится, то к 2025 году в странах СНГ большинство населе­ния утратит способность говорить по-русски. Чем это обернётся для нас? Распространённость языка — показатель конкурентоспособности страны, инструмент её геополитического противоборства с другими державами. Известно, что сокращению изучения русского языка в мире сопутствует сокращение потока туристов, едущих в Россию.

Численность населения, владеющего русским языком

в странах СНГ и Балтии в 2004 году

Всё меньше людей, интересующихся нашей историей, нашей культурой, желающих приехать к нам в гости.

Забывают русский, например, в Китае: состоятельные китайцы все чаще посылают детей учиться в Европу или США, а не в Россию. Например, в США насчитывается 88 тысяч китайских студентов, в Японии — 76 тысяч, а в России — всего 13 тысяч. Кстати, в Китае не­мало преподавателей русского языка из Киева — на Украине они остались без работы. Насильственная дерусификация образования в Латвии приводит к трагикомическим ситуациям, когда русский пре­подаватель вынужден учить русских детей математике на плохом латышском.

Почему же русский проигрывает английскому, немецкому, фран­цузскому, испанскому? На Украине действует 13 культурных центров Франции, 5 отделений Британского совета, 5 отделений немецкого Ин­ститута Гёте, отделение Американского образовательного центра. Рас­ходы этих организаций на продвижение своего языка и культуры по всему миру внушительны: годовой бюджет Британского совета — свы­ше 500 млн. фунтов стерлингов (750 млн. евро), Института Гёте — 250 млн. евро, почти столько же выделяется Францией, Канадой и Бельги­ей на программу франкофонии (бесплатные курсы французского языка посещают 400 тысяч человек в 135 странах мира). В то же время на под­держку русского языка в России и за границей в 2006 году из федераль­ного бюджета выделено 220 млн. рублей, или 8,5 млн. евро.

Да и те до исполнителей проектов дошли лишь к концу года. На за­рубежных курсах русского языка при Российских культурных центрах в 42 странах обучается примерно 7 тысяч человек. При этом в странах СНГ таких курсов нет вообще.

Преподаватели иностранного языка, помимо прочего, прививают интерес и любовь к стране, где он используется. Их деятельность сродни миссионерству. Таких преподавателей надо подбирать, гото­вить, достойно оплачивать их труд.

Остаётся надеяться, что государство создаст организацию наподо­бие того же Института Гёте, которая продвигала бы русский за грани­цей. Иначе нам будет всё труднее находить общий язык даже с наши­ми ближайшими соседями.

Собственно языковые явления не могут рассматриваться с поло­жительной или отрицательной стороны. Подобные оценки всегда субъективны, а процессы, происходящие в языке, — реальность, не за­висящая от чьих бы то ни было намерений и желаний.

Нарастающая в настоящее время вариантность языковых знаков может рассматриваться не как признак потери русским языком ста­бильности, а как показатель его приспособляемости к различным жизненным ситуациям.

Но если другие формы национального языка могут развиваться стихийно, то литературный язык нуждается в обработке, корректи­ровке, поддержке и защите. Нужна сложная и кропотливая работа специалистов, чтобы не допустить разрушения и сокращения сфер функционирования русского литературного языка.

Важная роль в решении этой задачи принадлежит школьному учи­телю, потому что именно в школе надо привить ребёнку не только на­выки орфографии и пунктуации, научить правильно выражать свои мысли и строить высказывание в соответствии с речевой ситуацией, но и привить вкус к настоящему, чистому, меткому, красивому рус­скому литературному языку, способному передать тончайшие движе­ния человеческой души, сложнейшие понятия и умозаключения.

Источник

Читайте также:  Модные шкаф для ванной
Оцените статью
Поделиться с друзьями