Ниу вшэ современное искусство саунд арт саунд дизайн

Содержание
  1. Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ
  2. Записи сообщества Поиск Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена Сегодня в 19:00 свою отрытую лекцию читает сооснователь этнографического лейбла Ored Recordings, журналист и исследователь традиционной музыки Булат Халилов «Global Zomia: панк-этнография и ненависть к world music». ⠀ Обсудим, кто, зачем и как играет, записывает и продвигает традиционную музыку и с какими новыми проблемами и этическими дилеммами встречаются независимые этнографы сегодня. Зарегистрироваться на лекцию можно по ссылке в комментариях под постом. ⠀ Фото: @mitya_lyalin Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена Полезная статья об эффекте близости во время записи на микрофон. Эффект близости — это усиление низких частот при приближении источника звука к записывающему устройству. Статья расскажет о типах микрофонов в зависимости от диафрагмы, как избежать или, наоборот, добиться эффекта близости, как можно его использовать в своих проектах. Кроме того, автор делится бесплатным плагином, который имитирует данный эффект и помогает понять, как работает увеличение характерных частот на ваших инструментах. Подробнее по ссылке в комментариях Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена Полевые записи или Field Recording — это звуковая практика, суть которой крайне проста: записывать окружающую среду. Для выполнения нужно лишь записывающее устройство (достаточно телефона) и интересующее вас место. После у вас остаётся не только сама аудиодорожка, но и опыт вслушивания. Сегодня мы предлагаем послушать работу, уже успевшую стать классикой в жанре филдрекординга. Birds of Venezuela орнитолога Жана Клода Роше посвящена птицам, обитающим в одном из регионов Южной Америки. Звуки таких птиц, как исполинский козодой (изображён на обложке), настолько необычны нашему уху, что альбом можно спокойно назвать уникальным как со звуковой, так и с музыкальной точки зрения. Местная фауна образует интереснейший аудиальный ландшафт, ознакомиться с которым можно по ссылке в комментариях Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена Во втором модуле первого курса студенты бакалавриата «Саунд-арт и Саунд-дизайн» изучают синтез и встроенные синтезаторы в Ableton Live: имитируют звук физических инструментов или создают собственные уникальные тембры. Если вам интересно создание собственного звучания таким образом, видео по ссылке в комментариях знакомит с необычным методом работы в предустановленном инструменте Operator и показывает, как можно с его помощью быстро создавать ритмические секвенции. Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена В рамках года Германии в России независимый лейбл KlammKlang, программы магистратуры Sound Art & Sound Studies Школы Дизайна и Sound Studies & Sonic Arts Берлинского университета искусств запускают онлайн-лабораторию и резиденцию Unthinking/Unlearning. Проект состоит из теоретического курса и практических занятий с участием звёзд саунд-арта со всего мира: Фелисити Манган, Саломея Фёгелин, Хольгер Шульце, Никита Сафонов, Одри Чен и других специалистов. Unthinking/Unlearning будет интересен не только людям с опытом работы со звуком, но и тем, кто до этого не занимался подобными практиками. Лаборатория направлена на формирование звукового мышления и новых способов взаимодействия с аудиальным практиками. Подать заявку на участие в лаборатории можно по ссылке в комментариях Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена Джон Кейдж считается одним из влиятельнейших художников XX века. Его произведения, обращающиеся к случайности и шуму вокруг, послужили катализатором для будущего саунд-арта. «4’33’’» — самая известная работа Кейджа. Премьерный показ трёхчастной композиции из «тишины» состоялся в 1952 году и вызвал скандал: раздражённая аудитория осознала, что ничего в ближайшее время не произойдёт, начала шептаться и выходить из зала, не обращая внимания на шум ветра, стук дождевых капель о крышу, стук крышки фортепиано и звук переворачивания страницы. Интерпретируют «4’33’’» по-разному: как провокацию, как попытку в определённой степени отказаться от диктатуры композитора в академической музыке, как присвоение окружающему шуму статус музыки. Кейдж утверждал, что каждый человек есть художник, и его произведения как раз раскрывают возможность сочинять музыку даже без владения инструментами. Приложение «4’33’’» даёт возможность записать собственный перформанс и поделиться им в сети с другими пользователями. Также можно послушать чужие записи и звуки из последней квартиры Джона Кейджа в Нью-Йорке. Подробнее о приложении по ссылке в комментариях Источник Ниу вшэ современное искусство саунд арт саунд дизайн 8 февраля — 28 февраля 2021 «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры»
  3. Ниу вшэ современное искусство саунд арт саунд дизайн
Читайте также:  Самая красивая напольная плитка

Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ

Официальный аккаунт направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ, первой академической программы в России, посвященной работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства. В Школе дизайна открыты бакалаврский профиль “Саунд-арт и саунд-дизайн”, магистерский профиль Sound Art & Sound Studies, а также программы ДПО и Детская школа дизайна.

Здесь мы рассказываем о новых релизах, работе со звуком и междисциплинарными формами искусства, которые сделали наши студенты и преподаватели.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена

Сегодня в 19:00 свою отрытую лекцию читает сооснователь этнографического лейбла Ored Recordings, журналист и исследователь традиционной музыки Булат Халилов «Global Zomia: панк-этнография и ненависть к world music».

Обсудим, кто, зачем и как играет, записывает и продвигает традиционную музыку и с какими новыми проблемами и этическими дилеммами встречаются независимые этнографы сегодня.

Зарегистрироваться на лекцию можно по ссылке в комментариях под постом.

Фото: @mitya_lyalin

Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена

Полезная статья об эффекте близости во время записи на микрофон. Эффект близости — это усиление низких частот при приближении источника звука к записывающему устройству. Статья расскажет о типах микрофонов в зависимости от диафрагмы, как избежать или, наоборот, добиться эффекта близости, как можно его использовать в своих проектах. Кроме того, автор делится бесплатным плагином, который имитирует данный эффект и помогает понять, как работает увеличение характерных частот на ваших инструментах. Подробнее по ссылке в комментариях

Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена

Полевые записи или Field Recording — это звуковая практика, суть которой крайне проста: записывать окружающую среду. Для выполнения нужно лишь записывающее устройство (достаточно телефона) и интересующее вас место. После у вас остаётся не только сама аудиодорожка, но и опыт вслушивания.

Сегодня мы предлагаем послушать работу, уже успевшую стать классикой в жанре филдрекординга. Birds of Venezuela орнитолога Жана Клода Роше посвящена птицам, обитающим в одном из регионов Южной Америки. Звуки таких птиц, как исполинский козодой (изображён на обложке), настолько необычны нашему уху, что альбом можно спокойно назвать уникальным как со звуковой, так и с музыкальной точки зрения. Местная фауна образует интереснейший аудиальный ландшафт, ознакомиться с которым можно по ссылке в комментариях

Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена

Во втором модуле первого курса студенты бакалавриата «Саунд-арт и Саунд-дизайн» изучают синтез и встроенные синтезаторы в Ableton Live: имитируют звук физических инструментов или создают собственные уникальные тембры. Если вам интересно создание собственного звучания таким образом, видео по ссылке в комментариях знакомит с необычным методом работы в предустановленном инструменте Operator и показывает, как можно с его помощью быстро создавать ритмические секвенции.

Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена

В рамках года Германии в России независимый лейбл KlammKlang, программы магистратуры Sound Art & Sound Studies Школы Дизайна и Sound Studies & Sonic Arts Берлинского университета искусств запускают онлайн-лабораторию и резиденцию Unthinking/Unlearning.

Проект состоит из теоретического курса и практических занятий с участием звёзд саунд-арта со всего мира: Фелисити Манган, Саломея Фёгелин, Хольгер Шульце, Никита Сафонов, Одри Чен и других специалистов.

Unthinking/Unlearning будет интересен не только людям с опытом работы со звуком, но и тем, кто до этого не занимался подобными практиками. Лаборатория направлена на формирование звукового мышления и новых способов взаимодействия с аудиальным практиками.

Подать заявку на участие в лаборатории можно по ссылке в комментариях

Саунд-арт и Саунд-дизайн. Школа дизайна НИУ ВШЭ запись закреплена

Джон Кейдж считается одним из влиятельнейших художников XX века. Его произведения, обращающиеся к случайности и шуму вокруг, послужили катализатором для будущего саунд-арта.

«4’33’’» — самая известная работа Кейджа. Премьерный показ трёхчастной композиции из «тишины» состоялся в 1952 году и вызвал скандал: раздражённая аудитория осознала, что ничего в ближайшее время не произойдёт, начала шептаться и выходить из зала, не обращая внимания на шум ветра, стук дождевых капель о крышу, стук крышки фортепиано и звук переворачивания страницы.

Интерпретируют «4’33’’» по-разному: как провокацию, как попытку в определённой степени отказаться от диктатуры композитора в академической музыке, как присвоение окружающему шуму статус музыки. Кейдж утверждал, что каждый человек есть художник, и его произведения как раз раскрывают возможность сочинять музыку даже без владения инструментами.

Приложение «4’33’’» даёт возможность записать собственный перформанс и поделиться им в сети с другими пользователями. Также можно послушать чужие записи и звуки из последней квартиры Джона Кейджа в Нью-Йорке. Подробнее о приложении по ссылке в комментариях

Источник

Ниу вшэ современное искусство саунд арт саунд дизайн

8 февраля — 28 февраля 2021

«Соник-фикшн: проектируя звучащие миры»

С 8 февраля по 28 февраля 2021 года в HSE ART GALLERY прошла выставка проектов, созданных современными звуковыми художниками и студентами профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн».

На время проведения выставки «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры» HSE ART GALLERY превратилось в «пространство для слушания», в котором студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ (профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн»), а также российские и зарубежные саунд-художники (Lisokot, Павел Миляков, Влад Добровольский и Perila) представили свои «звучащие миры». Звуковые и музыкальные работы рассказали как знакомые нам истории, так и создали фантазийные аудиопространства.

Описывая подобные миры, исследовательница звука Саломея Фегелин использует термин «соник-фикшн» — это вымышленные художественные вселенные, которые способны становиться реальными. Каждый автор представит свою работу с помощью многоканальной аудиосистемы, производящей «эффект погружения». Элементы композиций распределяются по участкам звуковой системы, установленной в пространстве галереи. Слушатель сам формировал маршрут и сценарий прослушивания работ художников, перемещаясь от одного источника звука к другому, буквально оказываясь при этом внутри произведения.

В зависимости от выбранного сеанса слушатели могли познакомиться с разными мирами: апокалиптическим — разрушаемым наводнениями и эпидемиями, или утопическим — где гармонично сосуществуют друг с другом животные, природа и искусственный интеллект. Посетители смогли прочувствовать, как забрели на просторы Ноева ковчега, наполненного голосами птиц из библиотеки профессора биофизики Б.Н. Вепринцева. Или стать свидетелями аудио-интерпретации древнегреческого мифа о захвате Протея. Часть работ затрагивали более личные темы — ритуальность привычных действий и даже тиндер-дейтинг.

«Главная задача, которая стояла перед нами, — это создать определенный мир со своими законами и собственной „физикой“, чтобы человек с открытыми или закрытыми глазами мог очутиться в другой вселенной», Андриеш Гандрабур, куратор выставки.

Для звука нет барьеров — языковых, идеологических и социальных — следовательно, он без особых препятствий преодолевает границы тела, получая прямой доступ к нашему сознанию. При этом звучащее не заменяет визуальное восприятие, но предлагает расширить опыт — так ухо часто оказывается способным обнаруживать то, что скрывается за пределами глаза.

Специально для выставки художник Дмитрий Кавка создал несколько видеоработ на основе композиций саунд-артистов, которые будут представлены в онлайн части проекта.

«Когда я думал над образами будущих видео, я представлял себе, что все музыкальные произведения на этой выставке имеют какую-то свою особенную форму. Эти формы непохожи друг на друга, не сочетаются между собой, но тем не менее усилиями кураторов они вдруг оказались в одном пространстве. Это напомнило мне то, как непохожие и часто противоположные по своей сути предметы оказываются собранными в один стройный гармоничный натюрморт. Это сравнение я посчитал удачным и стал подбирать для каждой композиции какой-то особенный объект и способ движения этого объекта, предполагая, что в финале я соберу общую композицию , свой пульсирующий видеонатюрморт», — Дмитрий Кавка

Кураторы: Андриеш Гандрабур, Ольга Зубова, Стас Шарифуллин
Продюсер: Георгий Сафаров
Оформление витрин и фойе галереи: Анатолий Гращенко
Техническое сопровождение: Тимофей Кайгородов, Григорий Шмидко

Расписание сеансов

12:00 — 12:10 Анастасия Зырянова / Контакт

12:15 — 12:30 Влад Добровольский / Протей

12:35 — 13:00 Василиса Хмызова / Тиндерленд

13:05 — 13:27 Никита Прошкин / Про снег

13:30 — 13:52 Софья Афанасьева /

13:55 — 14:25 Роман Жаров (RICAAI) и Александр Филатов / Esc

14:30 — 14:50 Lisokot / I want / I have to share my life with you

14:55 — 15:22 Мочкина Анна / No longer future

15:25 — 15:55 Eva Reicher (Боброва Ева) / Muse of the Apocalypse

16:00 — 16:23 Мария Карпович / Ноев ковчег. Средний ярус

16:25 — 16:45 Иван Ерофеев / Звёздный

16:50 — 17:10 Павел Миляков / Autotuned landscapes — 2021

17:15 — 17:40 Perila / In invisible in betweens

17:45 — 18:12 Трейлеры — превью каждой работы, звучащей на выставке

18:15 — 18:25 Анастасия Зырянова / Контакт

18:30 — 18:45 Влад Добровольский / Протей

18:50 — 19:15 Василиса Хмызова / Тиндерленд

19:20 — 19:42 Никита Прошкин / Про снег

12:00 — 12:25 Perila / In invisible in betweens

12:30 — 12:50 Павел Миляков / Autotuned landscapes — 2021

12:55 — 13:15 Иван Ерофеев / Звёздный

13:20 — 13:43 Мария Карпович / Ноев ковчег. Средний ярус

13:45 — 14:15 Eva Reicher (Боброва Ева) / Muse of the Apocalypse

14:20 — 14:47 Мочкина Анна / No longer future

14:50 — 15:10 Lisokot / I want/ I have to share my life with you

15:15 — 15:45 Роман Жаров (RICAAI) и Александр Филатов / Esc

15:50 — 16:12 Софья Афанасьева /

16:15 — 16:37 Никита Прошкин / Про снег

16:40 — 17:05 Василиса Хмызова / Тиндерленд

17:10 — 17:25 Влад Добровольский / Протей

17:30 — 17:40 Анастасия Зырянова / Контакт

17:45 — 18:12 Трейлеры — превью каждой работы, звучащей на выставке

18:15 — 18:40 Perila / In invisible in betweens

18:45 — 19:05 Павел Миляков / Autotuned landscapes — 2021

19:10 — 19:30 Иван Ерофеев / Звёздный

19:35 — 19:53 Мария Карпович / Ноев ковчег. Средний ярус

Участники

Проект Ивана Ерофеева — это фантазия о разной скорости течения времени в одном и том же месте. В этом произведении с помощью «растягивания» звуков автор создает эффект темпоральной дисторсии — один и тот же фрагмент времени может ощущаться как имеющий разную длительность. Благодаря этому у слушателя может сформироваться впечатление, что пространство галереи постепенно растягивается и сжимается. Звук позволяет обратить неосязаемое явление в физическую форму и дает слушателю возможность ощутить четвёртое измерение — тайну места, скрытую под видимым слоем действительности. Время и пространство взаимопроникают друг в друга, но ни одно из измерений не превалирует над другим. Название работы отсылает и к сидеральному (звёздному) времени, которое всегда неравномерно и позволяет ученым обнаружить нужный космический объект, и к самому космосу, где человечество столкнулось со сложными пространственно-временными явлениями.

Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Ивана Ерофеева, 2021

Роман Жаров (RICAAI) и Александр Филатов

Проект Романа Жарова (RICAAI) и Александра Филатова озвучивает вселенную, где люди настолько погрязли в проблемах настоящего, что перестали мечтать об утопиях. Будущее в этом мире мертво, а единственным выходом остается лишь обращение в прошлое, эскапизм, погоня за призраками. Время в этом мире работает нелинейно, жизнь похожа на бесконечную временную петлю, где человек словно находится внутри одной и той же постоянно звучащей пленки. В своей работе художники не просто создают дистопичную вселенную, но и повествуют историю о попытке выбраться из нее, разорвав петлю, погрузившись в фантазию о будущем.

«Ноев ковчег. Средний ярус»

В этом проекте Мария Карпович сталкивает ультрадокументальность и миф, выходя за рамки и того, и другого. Работая с фонотекой профессора биофизики Бориса Вепринцева «Голоса птиц России», она размышляет о странном соседстве, существовании птиц, собранных в одном месте, словно помещенных в клетки, в отсеки Ковчега.

Бог дал Ною наставления: ковчег должен быть 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Он должен быть сделан из дерева гофер и разделен на «qinnim» (это слово, которое в других местах Библии всегда относится к птичьим гнездам). Птичий отсек располагается на втором ярусе ковчега, а прямо над ним находится помещение, где спит Ной. Ему 600 лет, но он очень чуток к голосам.

В работе художница создает пространство, в котором звуки, очищенные от реальности, смешиваются, а на их пересечении рождаются новые формы смыслов: ковчег-организм, ковчег-храм, ковчег-тюрьма, ковчег-матрица, ковчег-корабль.

Eva Reicher (Боброва Ева)

Muse of the Apocalypse

В работе Eva Reicher собраны наиболее вероятные и популярные теории о конце света. Они представлены в четырех Вселенных, у каждой из которых свой собственный сюжет: взрыв йеллоустонской кальдеры, эпидемия, третья мировая война и восстание машин. Произведение строится не только на разрушении всех этих миров, но и на их восстановлении — регенерации природы и повторной эволюции. Прислушиваясь к каждой истории, зритель может узнать отсылки и к нашей реальности. Тема апокалипсиса здесь манифестирует возможность появления чего-то нового и прекрасного за счет разрушения старого порядка вещей.

Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Eva Reicher, 2021

no longer future

«Эта звуковая работа — попытка сконструировать среду, в которой животные, природа, искусственный интеллект и человек гармонично сосуществуют друг с другом, коммуницируют друг с другом. Это утопия, в создании которой принимают участие все формы жизни. Тягучая и пустотная, с налётом грусти и меланхолии композиция будто транслирует состояние человека, который уже разрушил свой собственный мир, но мечтает о лучшей и вместе с тем невозможной реальности. Ему безразлично, фикция это или нет. Его фантазии похожи на сон — немного размытый, нечеткий, не всегда логичный и понятный. Это звучание прекрасного мира, которое мы слышим через восприятие человека, потерявшего все.»

В своей работе Василиса Хмызова создает вымышленный мир, состоящий из моментов и звуков первых и единственных встреч, свиданий и событий. Василиса исследует то, как знакомятся современные люди, как соотносятся образы человека, сконструированные в приложениях для знакомств, и те, что мы видим, когда встречаемся с людьми вживую. Что происходит, когда выбор того, с кем нам встретиться и познакомиться, становится похож на покупку товаров или продуктов в магазине? Слушатель оказывается внутри чужого свидания — тиндер-дейтинга, собранного из записей реальных встреч.

Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Василисы Хмызовой, 2021

Софья Афанасьева (aka selective miracles)

Слушателю предлагается погрузиться в завораживающий мир строгой ритуальности. Познакомившись с человеком, который живет согласно выверенной системе ритуальных, но при этом абсолютно будничных действий (3 раза закрыть молнию на кошельке в определенной последовательности, нажать на выключатель 5 или 9 раз, повернуть ручку у окна, перед тем как закрыть его), художница создала композицию на основе ритма, заданного таким поведением. В своем проекте Софья Афанасьева обращает внимание и на тему психического здоровья, а именно — обсессивно-компульсивного расстройства, с которым в России живут около 4 миллионов людей. Эта работа — попытка дать возможность зрителю поразмышлять на эту тему и создать предпосылку для ее открытого обсуждения.

Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Софьи Афанасьевой, 2021

Проект Анастасии Зыряновой исследует телесность и возможность прикосновения, ощущения интимной близости с людьми лишь с помощью звука — минуя тактильность. В своей работе художница, используя многоканальную акустическую систему, размышляет о том, как определить границы тела, распознать самого себя и способы взаимодействия с другими людьми: от медитативных и спокойных движений до агрессивных — сопротивления или драки.

Работа собрана из «отходов звукового производства»: фрагментов неполучившихся треков, записей на телефон или рекордер, которые никогда не были использованы и лежали без какой-либо цели. В своем произведении Никита Прошкин размышляет об информационной экологии, но художественно его пьеса оказывается поэтической и свободной от идейной составляющей. Ее смысл заключается в том, чтобы дать существование, казалось бы, ненужным звукам.

Электронный музыкант, художник и продюсер из Москвы, также известный под псевдонимом Buttechno, куратор лейблов PSY X и John’s Kingdom, один из основателей пространства «Наука и Искусство». Павел создает концептуальные аудиовизуальные работы для различных фестивалей и биеннале — CTM, Berlin Atonal, Венецианской биеннале, Terraforma и пр.

В произведении использованы звуки радиосвязи, человеческий голос, гитара, орган, барабаны бласт-бит и классические инструменты — вместе они создают одиннадцать различных звуковых ландшафтов. Все звуки связаны между собой с помощью знаменитого плагина Autotune, который часто используется для коррекции вокала и придания ему более гладкого, совершенного звучания. В своей работе художник применяет этот эффект для противоположной цели. Хаотические обертоновые переливы переносят разные голоса и инструменты в неорганическое измерение, словно находящееся на краю «Зловещей Долиной» — так называют эффект неприязни, страха или даже отвращения у людей, когда они встречаются с чем-то нечеловеческим (машиной, роботом или просто объектом), подобным человеческому, имитирущим его.

Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Павла Милюкова, 2021

Композитор, куратор и саунд-художник из Москвы, участник фестивалей Ars Electronica, Geometry of Now, Fields и многих других. Влад работает на пересечении импровизационной, электронной и электроакустической музыки, а также звукового искусства, занимаясь созданием не только нарративных работ и мультимедийных инсталляций, но и «экспериментальных» перформансов — например, в области исследований человеческой памяти. Под псевдонимом Fitz Ellarald издавался на лейблах Amorfon, Squiggle Dot и 12th Isle; работы под своим настоящим именем Влад выпускал, например, на российском Klammklang и словацком Mappa.

Разные виды начнет принимать и являться вам станет,
Всем, что ползет по земле, и водою и пламенем жгучим.

«В работе я раскрываю процесс захвата Протея и проявляю его внутренний мир через звучащие голоса его субличий.

В каждом из аудиоканалов — проявление одной из манифестаций или субличий Протея.

Лики Протея:
— в подлинной форме, как прима;
— гендерно разнообразен в человеческих манифестациях;
— представляет видовое разнообразие в манифестациях животных;
— может быть выражен голосами и звуками стихий, огня, воды, воздуха или камня.

(По мифу) Протей мог превращаться в тюленя, льва, дракона, пантеру, вепря, ветер, даже в воду или огонь.

В своих жизненных странствиях мифический герой, желая что-либо выведать у Протея, должен был схватить его в одной из манифестаций и крепко держать, не выпуская, пока он не явит себя в своей подлинной форме. Но и тогда этот хитрейший из богов никогда не открывал всей глубины своей мудрости даже самому искусному из вопрошающих. Он отвечал только на конкретный вопрос, и то, что он открывал, в равной мере могло быть и многозначимым, и пустячным, в зависимости от заданного вопроса.

Многоликость Протея — черта присущая нашему времени. Я утверждаю, что любая личность — это всегда совокупность образов. Человек сознательно держится за иллюзии, он не знает реальность, составляя только представления о ней, основанные в том числе на архетипических проекциях. Отражая проекции из окружающего мира, человек узнает мир, и это знание приносит печаль и радость. Чаще бывает так, что полученные знания приносят больше печали и разочарования. Вот почему человек не спешит расставаться с иллюзиями и самообманом на протяжении своей жизни и предпочитают носить „розовые очки“ личного „счастливого“ мифа.»

Lisokot (При участии Киберчайка)

I want/I have to share my life with you

Певица, художница и поэтесса Варя Павлова. Авторка музыкальных перформансов на фестивалях Рижская Биеннале современного искусства, музее «Гараж», Manifesta 10, Ars Electronica, «Архстояние», Outline и многих других. В первую очередь Варя Павлова (это настоящее имя артистки) работает с голосом — не только в рамках традиционных вокальных практик, но и с голосом как звучащим: фонетическими и экстралингвистическими свойствами языка. Её перформансы часто имеют театрализованный характер — от элементов костюмированного шоу и специальных декораций до, собственно, телесных и перформативных практик.

В прошлом году я вместе с коллегами начала экспериментальную оперную лабораторию ЭОЛА. Для нее мы с разработчиками создали нейросеть, которая обучилась на нескольких часах данных моего голоса, и теперь ее усовершенствованные версии продолжают обучаться.

Такие обстоятельства заставили меня задуматься не только об абстрактном будущем музыки в целом, но, в частности, и о том, каким будет дальнейшее взаимодействие артиста и инструмента. Наблюдая за глобальным процессом работы в этом направлении, можно сделать общее предположение, что техническая революция и работа с искусственным интеллектом бьет по заурядности, ведь именно банальное и обычное легко сгенерировать, а оригинальность и уникальность остается преимуществом человеческого. В то же время, краткосрочное погружение в процесс взаимодействия с инструментом на базе ИИ дает обратное ощущение — новизны и неповторимости опыта, соприкосновения с ранее неизведанным и неизбежным. В древние времена люди одушевляли неизвестные им явления, потому что не понимали, с чем имеют дело. Ситуация с машинным обучением, конечно, несколько другая. Но в своем воображаемом мире я решила так же одушевить своего партнера, сделав его полноценным соавтором в подготовленной импровизации.

Коллектив «Киберчайка», изучающий применение технологий машинного обучения и ИИ в творческой деятельности: «Для этого проекта мы обучили три отдельных нейросети. Первая сводит всё многообразие голоса к двухмерной карте. Вторая — учится преобразовать в пение маршрут на этой карте вместе с информацией о высоте и громкости голоса в каждой точке. И третья — учится придумывать новые песни наподобие песен, которые мы ей показали, при том что каждая песня для неё — это маршрут по ландшафту голоса. Все вместе они работают, чтобы петь как можно убедительнее».

Дмитрий Кавка, фрагмент из видео на основе саунд-арта Lisokot, 2021

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями