Оборудование современного учебного кабинета

Методическая разработка «Современный кабинет, как одно из условий повышения качества образования»
методическая разработка на тему

Представленные рекомендации могут помочь современному учителю в создании образовательного пространства в своём кабинете, в соответствии с современными стандартами и требованиями САНПИНа.

Скачать:

Вложение Размер
sovremenniy_kabinet.docx 24.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Современный кабинет как одно из условий повышения качества образования»

учитель начальных классов

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поговорить о кабинете, с которого начинается школьная жизнь каждого ребенка. И от того, насколько правильно и грамотно он будет оснащен, зависит, станет ли интересно маленькому ученику в школе и захочется ли ему бежать сюда каждое утро.

Говоря об основных ресурсах развития и повышения качества образования в современной российской школе, можно выделить три группы:

Первый ресурс : это тематически оформленный (предметный) кабинет

Второй ресурс: использование современных информационных технологий на уроках

Третий ресурс: УМК нового поколения

Исходя из этого, мы понимаем, что качество образования зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения.

Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

Так звучат слова в «Положении об учебном кабинете начальных классов».

Проблемы оформления, оснащения, оборудования кабинета были актуальны всегда. И сейчас, в наш век использования компьютерной техники, эта проблема стала еще более острой. Но кабинет формируется не сразу, а постепенно.

В своём кабинете я работаю с 2010 года. На протяжении этих лет, ежегодно в кабинете происходили изменения: косметический ремонт, обновлялась мебель, были заменены окна, приобреталась методическая литература, наглядные пособия и т.д. Казалось, ну куда же ещё лучше…

Современный школьный кабинет – это пространство, обеспечивающее разнообразную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учитель-ученик», и «ученик-ученик». И в этом пространстве, в условиях нашей школы, он находится полный день. .

Сегодня в связи с внедрением ФГОС как никогда актуальна проблема организации образовательного пространства школьника. В учебном кабинете начальных классов учитель создаёт все условия для выполнения образовательной программы школы, которая отвечает современным стандартам.

Я, являясь учителем начальных классов, буду говорить именно о кабинете начальной школы.

Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в младших классах : использование одного кабинета для преподавания всех предметов и проведения внеурочных занятий, а в нашей школе ещё и коррекционных занятий.

Учебный кабинет как ресурс должен :

*Содержать информационное обеспечение ( ученик должен иметь возможность знать)

*Быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, межпредметным навыкам ( ученик должен иметь возможность научиться уметь)

*Быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы ( ученик должен иметь условия для проявления своих психофизических и психических возможностей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности составляют его могу)

*Обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению разных предметов ( ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов )

Таким образом, создание оптимального школьного кабинета, оснащенного, новейшими техническими средствами обучения, `другим современным оборудованием, где рационально размещены стенды и плакаты, учебно- наглядные пособия — одна из задач, которую я ставила перед собой создавая образовательную среду в классе.

У каждого учителя нашей школы на сегодняшний день есть добротный «инструмент» — это его творческая лаборатория, которая работает на ученика и на его результат. Без своей методической копилки невозможно дать качественное образование и воспитание ученику. Такой копилкой, лабораторией, инструментом является современный кабинет — психологически комфортная среда для управления познавательной деятельностью учащихся и совершенствования качества образования.

В качестве одного из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса выступают средства обучения -это абсолютно все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса.

Системно-деятельностный подход, предусмотренный в ФГОС НОО, ориентированный главным образом на предметную (практическую) деятельность младших школьников, предопределил наличие взаимосвязи (тематической, внутрипредметной и межпредметной) между средствами обучения. Особое внимание уделено взаимодействию субъектов процесса обучения: учитель — ученик. Учитель использует средства обучения в целях реализации воспитательной, обучающей и управленческой функций. Ученик применяет средства обучения для учебно-познавательной деятельности. Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность, проведен специальный подбор средств обучения, включающих как традиционные, привычные для учителя массовой школы (печатные материалы, натуральные объекты, модели и т.п.), так и современные, представленные средствами информатизации процесса обучения.

Современная система средств обучения рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. Условно средства обучения можно поделить на:

  • основные информационно-образовательные ресурсы,
  • вспомогательные информационно-образовательные ресурсы,
  • программно-аппаратные средства, функционирующие на базе компьютерных технологий.

Данная классификация представлена в примерном перечне учебного и учебно-наглядного оборудования кабинета начальных классов.

Основные информационно-образовательные ресурсы представлены учебно-методическим комплектом по предмету, который включает: учебники, рабочие тетради, тетради-тренажеры, примерные программы по предметам, дидактические и методические учебные пособия, а также электронные приложения к учебникам.

Вспомогательные образовательные ресурсы включают учебно-наглядные пособия, в том числе мультимедийные (цифровые), а также приборы, оборудование, инструменты.

Программно-аппаратные средства представлены автоматизированными рабочими местами (АРМ) учителя и ученика, а также современным программным обеспечением.

Принято считать, что основные и вспомогательные образовательные ресурсы реализуют предметную составляющую образовательного процесса, программно-аппаратные средства — межпредметную.

Все многообразие средств обучения, связанных между собой, делится на два вида: традиционные (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий) и инновационные (функционирующие на базе компьютерных технологий). Данная классификация соответствует нормам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые устанавливают, что достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения, как традиционных, так и средств обучения, основанных на базе компьютерных технологий.

Немаловажную роль в организации современного кабинета играет школьная мебель.

Эргономическая мебель: ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Стеллажи для книг.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Концепция развития кабинета разрабатывалась с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, а также с учетом всевозрастающих учебных нагрузок современного школьника. Моей целью было создание условий для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материал, занимается любимым делом, играет, но и отдыхает.

Исходя из данных предпосылок в организации пространства кабинета условно создано зонирование.

Учебная зона класса представлена рабочим местом учителя и рабочим местом учащегося .

Ученическая мебель регулируется согласно роста ребенка и имеет соответствующую маркировку.

Моя гордость – это рабочее место учителя. Где нет ничего лишнего, а все находится под рукой. Здесь находится самое современное оборудование, о каком только может мечтать учитель. В прошлом году в классе установили стационарный компьютер, интерактивную доску, проектор, документкамеру, что раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектор с интерактивной доской даёт возможность сделать уроки интересными и запоминающимися. И конечно сегодня я уже не могу представить свою работу без такого чуда техники как МФУ (принтер+сканер+копир). Наличие современной технике в классе раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Использование в работе компьютера позволяет учителю постоянно пополнять и обновлять дидактический и раздаточный материал кабинета. Современные информационные технологии помогают учителю сделать уроки интересными и эффективными, а работу учащихся увлекательной и успешной .

Методическая зона класса представлена в шкафах и укомплектована комбинацией дидактических материалов, учебных пособий, лабораторного оборудования для преподавания каждого из предметов курса начальных классов по программе.

Львиная доля информационно-образовательного материала хранится в лабораторной комнате, которая находится в шаговой доступности каждого из кабинетов начальной школы.

Среди дидактических пособий в классе преобладают мультимедийные ресурсы и материалы на современных DVD и CD-носителях, электронные приложения к учебникам и т.д.

Здесь также находится учебно-методическая литература для учителя и учащихся: словари, энциклопедии, справочники, дополнительная литература по предметам и классная библиотека.

В каждом кабинете, соответственно классу, есть наборы дидактического материала по каждому предмету, которые передаются из класса в класс. (показать образец). В наличии большое количество наглядных таблиц, которые систематизированы по классам и по предметам и хранятся в лабораторной комнате.

Для демонстрации опытов на уроках окружающего мира были приобретены мини- лаборатории .(Сл.11) Н-р при изучении таких явлений, как «Тепловые явления», «Наблюдение за погодой», «Свет и тень», «Весовые измерения» и др.

По воспитательной работе в кабинете собраны разные материалы: методическая литература, интеллектуальные игры, игрушки и др. Есть полочка с детской литературой.

Информационная зона представлена сменными и постоянными стендами. Мы постарались выдержать их в единой цветовой гамме, лаконично без перегруза. На сменных стендах помещается материал, изучаемый на уроках и во внеклассной работе классе, увлечениях, поручениях, планах и т.д. . На постоянном стенде есть вся информация позволяющая узнать о государственной символике, правилах безопасности. Соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.

Своевременно ведётся паспорт кабинета, в котором отражены задачи на каждый год обучения, перечень оборудования кабинета и план оснащения его методическими пособиями.

Комфортная обстановка зоны отдыха активно задействована во время перемен и организации досуга. Здесь дети могут поиграть в настольные игры. Кроме этого здесь много цветов, что свидетельствует о хорошей энергетике.

Конечно же, работу по оформлению и оборудованию кабинета закончить нельзя. Надо постоянно обновлять, совершенствовать, пополнять.

Но на данный момент, можно с уверенностью сказать, что наши кабинеты оснащены согласно всем требованиям ФГОС, а наша задача – всё это сохранить, преумножать и использовать для повышения качества образования наших детей.

Когда педагогу и обучающемуся созданы для работы комфортные условия, когда в кабинете имеются новейшие технические средства обучения, методическая и дидактическая литература, свободный доступ к ресурсам сети Интернет, тогда кабинет действительно становится творческой лабораторией, которая помогает в повышении качества образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье поднимается одна из важных проблем школы — проблема мотивации преподавания и обучения. Как пробудить в ученике желание учиться. Что нужно делать учителю, чтобы обеспечить возникновение.

Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля; 2) получение систематической информации о качестве усвое.

Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро.

Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся».

В работе излагаются условия, позволяющие развивать на уроках в спортивных классах языковую , лингвистическую , коммуникативную компетенции. .

Интеграция основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до.

Источник

Требования к учебному кабинету в соответствии с ФГОС.
материал на тему

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с обучающимися, методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса в полном соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом.

Скачать:

Вложение Размер
trebovaniya_k_uchebnomu_kabinetu_v_sootvetstvii_s_fgos.docx 17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к учебному кабинету в соответствии с ФГОС.

Положение об учебном кабинете с учётом требований ФГОС.

1. Общие положения

1.1 Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с обучающимися, методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса в полном соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом.

1.2. Настоящее Положение об учебном кабинете с учётом требований ФГОС разработано в соответствии с требованиями

— ст. 7 Закона РФ «Об образовании»,

— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

1.3. Оснащение учебного кабинета должно обеспечивать возможность:

— достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

— развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;

— овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

— индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;

— формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;

— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

— проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;

— проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;

— создания обучающимися материальных и информационных объектов.

2. Требования к учебному кабинету

2.1. Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету.

2.2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации учебных программ.

2.3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам.

2.4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

2.5. Наличие вариативного дидактического материала по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.), необходимый для выполнения учебных программ, реализуемых школой в результате введения ФГОС ООО. Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях.

2.6. Наличие планов и отчётов работы учителя, планов-конспектов открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытых уроков, родительские собрания, внеклассные мероприятия и др.).

2.7. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

2.8. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:

— государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);

— рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);

— правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

— материалы, используемые в учебном процессе;

— выставочные работы обучающихся;

— рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к различным формам диагностики;

2.9. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

2.10. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

3. Оборудование учебного кабинета (см. Приказ МО и Н РФ №336 от 30.03.2016 г. «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ…»)

3.1. Помещение учебного кабинета, его оборудование, площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, а также требованиям пожарной безопасности.

3.2. Оснащение учебных кабинетов основной ступени общего образования должно обеспечиваться:

— оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся;

— набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса;

— традиционными средствами обучения по предметным областям, которые содержат различные средства наглядности, а также лабораторным и демонстрационным оборудованием, приборами и инструментами для проведения натурных экспериментов и пр.

3.3. В учебном кабинете оборудуется удобное рабочее место для педагогического работника: рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий, экспозиционные устройства, инструменты и приспособления в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины.

3.4. Рабочее место педагогического работника оборудуется классной доской, которая должна быть изготовлена из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

3.5. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям.

3.6. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом с учетом его роста, состояния зрения и слуха. Организация рабочих мест должна обеспечивать возможность выполнения практических и лабораторных работ в полном соответствии с практической частью образовательной программы, при этом необходимо учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для организации образовательного процесса.

3.7. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски – не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

3.8. Полы в учебных кабинетах должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

3.9. Оформление учебного кабинета должно соответствовать требованиям современного дизайна для учебных помещений.

4. Организация работы учебного кабинета

4.1. Занятия в учебном кабинете проводятся в соответствии с действующим расписанием занятий и внеурочной деятельностью.

4.2. В целях сохранности учебно-методической базы и УМК приказом директора школы назначается заведующий кабинетом из числа работающих в нем педагогов. Исполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом осуществляется в соответствии с должностной инструкцией заведующего кабинетом и настоящим Положением.

4.4. Заведующий учебным кабинетом:

— планирует работу учебного кабинета, в т. ч. организацию методической работы;

— максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

— выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т. е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;

— осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;

— принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

— при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей.

5. Требования к документации кабинета

5.1. Наличие приказа о назначении заведующего кабинетом;

5.2. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов, ЦОР, ЭОР и др.

5.3. Наличие правил техники безопасности и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.

5.4. Наличие правил пользования кабинетом;

5.5. Наличие графика занятости кабинета;

6. Оценка деятельности кабинета

6.1. Выполняется на основании данного Положения один раз в год.

6.2. По результатам смотра подводятся итоги и определяются кабинеты, подлежащие оплате и размер оплаты.

Источник

Читайте также:  Проект домов красивых современных домов
Оцените статью
Поделиться с друзьями