- Требования к учебному кабинету в соответствии с ФГОС. материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 10 предметов в 4-х классах
- система дизайна интерьера учебных классов
- Система окраски классов:
- Система дизайна классов:
- Класс биологии, химии и физики
- Учебные материалы для проверки знаний
- Класс географии, истории и обществознания
- Класс математики и финансовой грамотности
- Класс литературы и русского языка
Требования к учебному кабинету в соответствии с ФГОС.
материал на тему
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с обучающимися, методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса в полном соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_uchebnomu_kabinetu_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к учебному кабинету в соответствии с ФГОС.
Положение об учебном кабинете с учётом требований ФГОС.
1. Общие положения
1.1 Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с обучающимися, методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса в полном соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом.
1.2. Настоящее Положение об учебном кабинете с учётом требований ФГОС разработано в соответствии с требованиями
— ст. 7 Закона РФ «Об образовании»,
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
1.3. Оснащение учебного кабинета должно обеспечивать возможность:
— достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
— развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;
— овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
— индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;
— формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
— проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;
— проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;
— создания обучающимися материальных и информационных объектов.
2. Требования к учебному кабинету
2.1. Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету.
2.2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации учебных программ.
2.3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам.
2.4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
2.5. Наличие вариативного дидактического материала по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.), необходимый для выполнения учебных программ, реализуемых школой в результате введения ФГОС ООО. Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях.
2.6. Наличие планов и отчётов работы учителя, планов-конспектов открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытых уроков, родительские собрания, внеклассные мероприятия и др.).
2.7. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.
2.8. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:
— государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);
— рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);
— правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
— материалы, используемые в учебном процессе;
— выставочные работы обучающихся;
— рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к различным формам диагностики;
2.9. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
2.10. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
3. Оборудование учебного кабинета (см. Приказ МО и Н РФ №336 от 30.03.2016 г. «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ…»)
3.1. Помещение учебного кабинета, его оборудование, площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, а также требованиям пожарной безопасности.
3.2. Оснащение учебных кабинетов основной ступени общего образования должно обеспечиваться:
— оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся;
— набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса;
— традиционными средствами обучения по предметным областям, которые содержат различные средства наглядности, а также лабораторным и демонстрационным оборудованием, приборами и инструментами для проведения натурных экспериментов и пр.
3.3. В учебном кабинете оборудуется удобное рабочее место для педагогического работника: рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий, экспозиционные устройства, инструменты и приспособления в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины.
3.4. Рабочее место педагогического работника оборудуется классной доской, которая должна быть изготовлена из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
3.5. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям.
3.6. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом с учетом его роста, состояния зрения и слуха. Организация рабочих мест должна обеспечивать возможность выполнения практических и лабораторных работ в полном соответствии с практической частью образовательной программы, при этом необходимо учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для организации образовательного процесса.
3.7. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
— между рядами двухместных столов — не менее 60;
— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;
— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50;
— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
— от первой парты до учебной доски – не менее 240;
— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;
3.8. Полы в учебных кабинетах должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
3.9. Оформление учебного кабинета должно соответствовать требованиям современного дизайна для учебных помещений.
4. Организация работы учебного кабинета
4.1. Занятия в учебном кабинете проводятся в соответствии с действующим расписанием занятий и внеурочной деятельностью.
4.2. В целях сохранности учебно-методической базы и УМК приказом директора школы назначается заведующий кабинетом из числа работающих в нем педагогов. Исполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом осуществляется в соответствии с должностной инструкцией заведующего кабинетом и настоящим Положением.
4.4. Заведующий учебным кабинетом:
— планирует работу учебного кабинета, в т. ч. организацию методической работы;
— максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;
— выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т. е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;
— осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;
— принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;
— при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей.
5. Требования к документации кабинета
5.1. Наличие приказа о назначении заведующего кабинетом;
5.2. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов, ЦОР, ЭОР и др.
5.3. Наличие правил техники безопасности и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.
5.4. Наличие правил пользования кабинетом;
5.5. Наличие графика занятости кабинета;
6. Оценка деятельности кабинета
6.1. Выполняется на основании данного Положения один раз в год.
6.2. По результатам смотра подводятся итоги и определяются кабинеты, подлежащие оплате и размер оплаты.
Источник
10 предметов в 4-х классах
система дизайна интерьера учебных классов
В разработке дизайна мы ставили задачу – разработать единую систему оформления классов, но при этом вариативную, что бы можно было адаптировать дизайн к каждому предмету. И по-возможности внедрить некоторые принципы современных образовательных пространств – предусмотреть разные активности, в том числе и игровые, дать возможность учителям и ученикам взаимодействовать с пространством и менять его.
Всего на 4 класса приходится 10 предметов
- Математика, финансовая грамотность
- Биология, Химия, Физика
- История География Обществознание
- Литература, Русский-язык
Система окраски классов:
В каждый класс мы ввели свой цветовой акцент, что бы он добавлял пространству структуру, настроение, а самое главное – зондировал функциональную область
Система дизайна классов:
Далее мы распределили разные типы зон. Стену, на которой школьная доска – мы никак не оформляли, что бы не отвлекать внимание учеников. Стена, противоположная этой стене была самая насыщенная по материалу, что бы ученики могли там работать. Далее идет иллюстративная зона. Зона для крепления материалов и зона для работы с учебным материалом.
Благодаря такой системе-конструктору мы довольно быстро спроектировали все классы. С одной стороны они смотрятся в едином стиле, с другой — каждый обладает своей индивидуальностью.
Класс биологии, химии и физики
Учебные материалы для проверки знаний
На стенке, противоположной доске, мы разместили материалы для коллективной работы, они покрыты маркерной пленкой — можно писать разными цветами и стирать. Это очень удобно.
Таблица Менделеева, частично “слепая” – в ней нет обозначения самих элементов. Как дальше с ней работать – вопрос к фантазии учителя. Слева находится поле, на ней можно писать задание по таблице, и ученики могут отмечать на ней решения. Например, отметьте пары элементов обладающих сходными свойствами. Или обведите щелочные металлы.
Учитель может прямо на ней объяснять материал, попутно рисуя.
Для проверки знаний в игровой форме – можно разделить класс на команды, дать им маркеры разных цветов — кто быстрее заполнит свое поле таблицы или правильно обозначит агрегатные состояние вещества.
В геохронологической шкале та же идея, что и в таблице Менделеева. Ученики могут подписывать название эр, периодов, название ископаемых животных и даже что-то подрисовывать.
Класс географии, истории и обществознания
Учебные материалы для проверки знаний:
Контурная карта. Как ее использовать все знают. А вариаций проверок знаний учеников огромное и в разных форматах — одиночная проверка, коллективная работа, игра…
Тайм-лайн. На первый взгляд выглядит очень просто, но в этой простоте заложено масса вариаций для использования. Даты можно писать самому из любых периодов, а ученики к ним будут писать события. И наоборот – написать события, а к ним дети будут приписывать даты.
Класс математики и финансовой грамотности
Учебные материалы для проверки знаний:
Маркерная ось координат – возможно давать самые разные задачи в координатной плоскости, уравнения прямой и окружности.
Класс литературы и русского языка
В классе литературы и русского языка, нет обучающих поверхностей. Но есть полка с буккроссингом и книжная полка с литературой для 9-го класса, с QR — кодами.
В заключении, хочется сказать, что правильное проектирование класса — это пол-дела. Очень важно, что бы пространство было живым – на доски вешали актуальную, интересную информацию, проекты учеников – все это постоянно обновлялось, менялось. Поверхности для проверки знаний использовались, придумывались новые задания, конкурсы, игры. Ученики вставали с парт и начинали что-то делать. Лишь тогда пространство может быть образовательным, когда его используют в образовательной деятельности.
Источник