Огромные круглые окна розы стиль

Готическая роза в архитектуре

Окно роза чаще всего относится к общему термину, объединяющему такой архитектурный феномен, как круглое окно. Чаще всего его украшает витраж. Особенно известен термин «готическая роза», поскольку особенно популярен этот прием был в период готического стиля в архитектуре.

Краткое описание

Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.

Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.

Происхождение

Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.

Читайте также:  Дизайн штор для стиля лофт

Стили и виды

Окно-роза бывает нескольких разновидностей, среди которых можно выделить четыре основных:

  • Окулюс – самое простое круглое окно без фигурного переплета. Пример: Римский Пантеон.
  • Простая роза – круг в центре, по краям которого расположены арки в виде лепестков. Пример: «Глаз Настоятеля» в Линкольнском соборе.

  • Колесо – круглое окно с симметричными спицами. Называется также Екатерининской розой в честь Св. Екатерины, которая подверглась пытке на колесе. Пример: кафедральный собор Лучеры, Италия.
  • Готическая роза – круглое окно со сложным дизайном, часто украшенное витражом. По виду напоминает распустившуюся розу. Пример: Собор Парижской Богоматери.

Конечно, со временем появились и некоторые другие виды готических роз, например, овальные и эллиптические окна стиля барокко, однако вышеперечисленные виды являются самыми часто используемыми.

Размер окон

Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.

История и развитие готической розы

Несмотря на то что истоки окна-розы уходят глубоко в древность, свою современную форму и популярность оно получило именно благодаря готической архитектуре, поэтому имеет смысл проследить за развитием этой формы, начиная с периода ранней готики и заканчивая современностью.

  • Ранняя готика характеризуется сравнительно простой формой розы, в основном используется структура колеса и четкие геометрические формы: круги, треугольники и квадраты. Именно этот стиль получил наибольшую популярность во время неоготики, вероятно, благодаря своей простоте и эффектности.
  • Высокая готика характеризуется более сложным дизайном с большим количеством стоек и делений, со сложными формами и комплексной витражной композицией. Кроме того, стал увеличиваться и размер роз, им стали отводиться целые арки поперечных нефов.
  • Пламенеющая готика характеризуется витиеватыми узорами, напоминающими языки пламени, отсюда и название. Эта тенденция нашла яркое отражение в круглых окнах периода становления стиля. Узоры, напоминающие плетущиеся ветви лиан и закругления латинской S, украшают готический витраж. Роза в остальном мало отличается своими формами и размерами.

В современной архитектуре используется чаще всего простой и незамысловатый стиль окулюса. За исключением неоготики, в период модерна готическая роза стала архитектурной роскошью и редкостью.

Символизм

Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.

Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.

Источник

8 самых красивых готических роз в старинных соборах, фото витражей с описанием (Часть2)

В первой части цикла статей о готических розах мы дали общее описание круглых окон-розеток: рассмотрели историю появления таких окон, их символическое значение и разобрали подробную классификацию разновидностей оформления готических роз. Также, были представлены многочисленные примеры таких окон и витражей в виде большой галереи.

Во второй части мы составили небольшой рейтинг самых оригинальных и красивых роз средневековых готических соборов. Почти все примеры в нашем рейтинге относятся к французской готике. Такое внимание к Французской архитектуре не случайно, именно эта страна была законодателем архитектурной моды средневековья. Поэтому, именно французские окна считаются эталоном. Мы постарались представить в подборке принципиально разные проекты, относящиеся к разным периодам и имеющие совершенно разное тематическое витражное оформление. Познакомившись с материалом, вы поймёте насколько уникально каждое готическое окно.

1. Церковь Сен-Дени, витраж «Древо Иессеево»

Церковь Сен-Дени – первая крупная готическая постройка, поэтому элементы её архитектуры имеют большое значение, она заложила основы стиля и считалась эталоном многие столетия. Строительными работами руководил аббат Сугерий, поэтому большое окно-розетку иногда называют окном Сугерия. К сожалению, в первозданном виде оно не сохранилось так как было радикально отреставрировано в XIX веке, однако общие черты остались.

Аббат Сугерий написал трактат «Об освещении церкви Сен-Дени», в котором изложил символическое значение основных готических элементов. Он писал, что роза – символ колеса Фортуны и выражает цикличность времени. Во Франции того периода были популярны сочинения Овидия (греческого философа). В трактате «Метаморфозы» Овидий описывает Богиню Фортуну, которая вращает колесо судьбы и определяет будущее. В средневековой Франции эта аллегория подразумевала переменчивость мира: колесо может поднять павших или низвергнуть возгордившихся.

В церкви располагается всего три большие розы и множество круглых медальонов в классических окнах. Самым интересный сюжет окна розы размещён на северном трансепте (на северной стене). Витраж посвящён библейской теме «Древо Иессеево» и изображает предшественников Иисуса Христа в виде генеалогического древа. Из центра, где находится изображение самого Иессея, выходят ветви дерева и идут к изображениям пророков Ветхого Завета.

Появление композиции в виде «Древа» связывают со строками из книги Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Тема очень популярна в христианском искусстве, она подчёркивает преемственность Нового Завета Ветхому.

Смысл изображения подобной композиции именно на северном трансепте заключается в том, что роза размещена над входом в усыпальницу французских правителей и богословов. Подчёркивается, что все они также связаны между собой и важны для истории Франции, как и Библейские пророки.

  • Центр розетки, изображение Иессея

Изображения ветхозаветных пророков на витраже

Малые розы в стрельчатых окнах церкви

2. Нотр-Дам-де-Пари, северная роза собора – «Роза Богоматери»

Круглые окна Собора Парижской богоматери безусловно являются самыми прославленными в мировой архитектуре. В соборе находится три таких окна, со стороны фасадов (кроме восточного), они являются акцентными центрами здания как с внешней, так и с внутренней стороны. Мы рассмотрим самое старое из сохранившихся окон – северное. Дело в том, что остальные розетки подвергались реконструкции и в наименьшей степени сохранили первозданный облик.

Северная роза посвящена теме Ветхого Завета, она была застеклена примерно к 1255 году. Роза диаметром 12,9 метра заключена в квадрат поверх ажурного фриза, что вместе даёт огромный витраж высотой 18,5 метров. Архитектор Жан де Шель приложил все свои знания и умения, чтобы добиться небывалых ещё в строительстве того времени размеров окон-розеток.

В центре розы — Богоматерь с Младенцем в круге, окружённом восемью лепестками. Цифра 8 — символ воскресения Христа и человека в вечной жизни — удваивается в следующем круге 16 витражей-лепестков (16 пророков) и ещё раз удваивается во внешнем круге 32-х лепестков (цари Израиля и пророки). Среди царей — патриарх Авраам, Моисей с лучистыми рогами света и Скрижалями Завета, царь Давид с арфой. По периметру розы — 32 медальона-трилистника с изображениями по пояс (до талии) ветхозаветных царей и первосвященников. Нижние углы витражного квадрата оформлены шестилепестковым медальоном и трилистниками: справа Антихрист обезглавливает Еноха и Илию, слева — смерть Антихриста. Всего 80 медальонов с персонажами.

Витраж — символ долгого ожидания Спасителя и преемственности Ветхому завету, началу новой жизни, ставшей возможной благодаря рождению Христа.

  • Центральная часть, Богоматерь с Иисусом

Детали витража северной розы Нотр-Дам

Общий вид южного фасада (боковые фасады почти симметричны)

Окно-роза южного транесепта Собора Парижской Богоматери

3. Капелла Сент-Шапель, Апокалипсис

Сент-Шапель дословно переводится на русский, как «святая часовня» или «святая капелла», если пользоваться католическим термином. Небольшое здание было построено в XIII веке для хранения священных особо ценных христианских реликвий, свидетельствующих о жизни Христа (терновый венец и фрагменты креста с Голгофы).

Окно-роза в Сен-Шапель было добавлено через три столетия (конец XV в.) после завершения строительства церкви. Частично это было обусловлено тем, что некоторые из его цветов, например, зеленый, было технически невозможно создать в 13 веке. Окно-роза детализирует историю из книги «Апокалипсис» вокруг.

В центре — Христос восседал на радуге в окружении семи золотых подсвечников и семи церквей Азии. Во рту Его острый обоюдоострый меч. Его волосы белы, как белоснежная шерсть, Его глаза пылают, как огонь, и Его лицо, как солнце в полной силе. Выше Его правой руки семь звезд.

Смотрите также отдельную статью с расшифровкой витража розы-апокалипсис из Сент-Шапель.

Отложить в коллекцию 0 Автор Капелла Сент-Шапель, Франция

Центральный медальон витража в Сент-Шапель, Иисус Христос

Детали витража розы Сент-Шапель

Детали витража розы Сент-Шапель

4. Шартрский Собор, «Роза Франции»

Собор Нотр-Дам-де-Шартр был построен в XIII веке и стал самым грандиозным готическим сооружением Франции того времени. Именно в городе Шартр к XIV веку складывается своя витражная школа, здесь располагались крупнейшие в Европе мастерские, которые выполняли заказы для десятков городов. Естественно, архитектор собора использовал работы лучших мастеров своего времени, поэтому Шартрский собор поражал прихожан количеством и качеством стеклянных цветных картин, нигде больше нельзя было увидеть ничего подобного.

В Соборе имеется несколько витражных розеток, мы рассмотрим северную – самую уникальную и часто упоминаемую.

Северное окно-роза было изготовлено по личному распоряжению короля Людовика IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской. Оконный витраж украшен гербами Франции и Кастилии. Окно вошло в историю искусства под названием «Роза Франции».

Витражная роза северного трансепта (диаметр 10,5 м, ок. 1235 г.), как и большая часть скульптуры на северном крыльце под ней, посвящена Богородице. Центральный окулус изображает Деву с младенцем и окружен двенадцатью маленькими окнами в форме лепестков, в четырех из которых изображены голуби («Четыре дара Духа»), а в остальных — обожающие ангелы с подсвечниками. За ним находится кольцо из двенадцати ромбовидных отверстий с изображением ветхозаветных царей Иудеи, еще одно кольцо из меньших ромбов с гербами Франции в виде лилии и, наконец, кольцо из полукругов, в котором ветхозаветные пророки держат свитки.

Присутствие герба французского короля (желтые лилии на синем фоне) и его матери Бланш Кастильской (желтые замки на красном фоне) воспринимаются как знак королевского покровительства этому окну.

Под самой розой находятся пять высоких стрельчатых окон (высотой 7,5 м), в центре которых изображена Дева в младенчестве на руках ее матери, Святой Анны, — тот же предмет, что и трюмо в портале под ней. По бокам этого ланцета находятся еще четыре с фигурками из Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур изображена символически торжествующей над врагом, изображенным в основании ланцета под ними: Давид над Саулом, Аарон над фараоном, святая Анна над Синагогой.

  • Центральная часть витража, Могоматерь с младенцем

Гербы Франции и Кастилии

Детали витража, ветхозаветные цари Иудеи

Ланцетные витражи под розеткой, Шартрский собор

5. Собор Святой Марии в Лозанне, окно-роза с витражами о сотворении мира и временах года

В швейцарском городе Лозанне, в главном соборе почти полностью сохранились витражи XIII века, которые отражают средневековые представления об устройстве Вселенной. Окно-роза (1231–1235 гг.) было создано странствующим художником из Пикардии (область на севере Франции), Петром Аррасским, и по стилю и иконографии связано с лаонской школой.

На центральной композиции, отреставрированной в конце 19 века, изображено сотворение мира, а вокруг запечатлены времена года и месяцы, знаки зодиака, четыре основные стихии, четыре ветра и четыре реки Рая. Времена года показаны в виде небольших зарисовок людей и их занятий в разные месяцы (примеры см. ниже)

  • Центральная группа, сотворение мира

Детали витража

Июль — Сбор урожая, Эскиз одного из медальонов, Лозаннский собор

Февраль — Старик греется у огня

6. Страсбургский Собор, орнаментальный витраж — символ процветания города

Центральное окно-роза Страсбургского собора имеет 12 метров в диаметре и относится к 1318 году. Особенность этого уникального окна в том, что его орнамент составлен не из фигур святых или тематических библейских сюжетов, как это было принято в тот период, а орнаментов колосьев пшеницы. Колосья символизируют экономическое процветание города. Пожалуй, это единственная розетка, посвящённая городу.

Розетка была практически полностью разрушена во время бури 1840 года и восстановлена мастером Батистом Пети-Жераром (Baptiste Petit-Gérard).

7. Линкольнский собор, витраж без темы и смысла

Розы вообще редко встречаются в английской готике, но в Линкольнском соборе их две. На северной стороне расположено «Око Настоятеля», сохранившееся от оригинальной постройки трансепта, а с южной — «Око Епископа», вероятно, переделанное между 1325—1350 годами. Эти два круглых окна называли «глазами собора».

Око Епископа представляет из себя один из крупнейших образчиков криволинейного стиля декоративной готики. Обычно этот стиль применяется в прямоугольных окнах со стрельчатым завершением, а круглая форма является известным вызовом мастерству архитектора. Решением задачи стало членение большого круга на 4 меньших фрагмента, с которыми легче было справиться. Окно также примечательно тем, что центр его не является центром композиции, и переплёт вообще не имеет центральной симметрии.

Витраж был разбит во время городского погрома, связанного с революционными событиями в XVII веке. Кусочки витража сохранились, однако, когда их вернули в витраж, в конце 18 века, их поставили беспорядочно. Реставраторы не пытались сложить вместе оригинальные изображения. Они обращали внимание только на эффекты цвета и сияния.

Если приглядеться к деталям изображений, то можно увидеть голову пророка, прикрепленную к хвосту лошади, крыло ангела и осколок неспецифического синего цвета.

  • Стрелками показано расположение окон на фасаде

Детали витража. Обычный набор цветных стекол без сюжета

8. Небесный концерт, северная роза Собора Святого Этьена в Сансе. Поздняя готика

Полное название витража: Небесный концерт и Явления Архангела Гавриила.

Небесный концерт — одна из самых красивых витражных работ во всей Франции. Вся витражная конструкция имеет высоту 13 метров и ширину 9 метров. Работа над витражом заняла у мастеров почти три года: 1517-1519 гг. Её выполнили два наиболее искуссных мастера того времени: Жан Гимпте Филс и Тассен Гассо в стиле поздней готики (пламенеющий стиль).

Шестьдесят два ангела-музыканта, в том числе пятнадцать на красном фоне и сорок на синем фоне, играют на тридцати двух разных инструментах. Помимо фигур, которые находятся на центральной линии (включая Христа), витражи имеют идеальную симметрию, даже орнаменты специально перевернуты.

Иисус Христос изображён в центре розы. На красном фоне — инструменты для торжественных церемоний; на синем фоне — камерные инструменты. Очевидно, это инструменты того времени (виола, арфа, лютня, валторна, флейта и т.д.).

Нижняя часть иллюстрирует пять явлений архангела Гавриила, которого считают посланником Бога. Слева направо: явление пророку Даниилу и предсказание воскресения Праведников Ветхого Закона; явление Захарию, будущему отцу Иоанна Крестителя; явление Марии, матери Иисуса; торжество церкви над синагогой; явление Даниилу и объяснение его видения конца времен. В этом последнем ланцете архангел Михаил поражает антихриста, который падает в ад, головой вперед. В 1899 году была проведена незначительная реставрация знаменитым французским витражистом Годеном.

Смотрите также: фото и описание южной розы Собора в рейтинге «10 всемирно известных витражей».

  • Сообщение Даниилу о Воскресении

Ангелы играют на музыкальных инструментах

Лик Иисуса Христа в центре и торжествующие ангелы

Ангел Играет на флейте

Северная роза в Сансе

Ссылки, цикл статей о готических окнах

1. Обзорная статья – типы готических окон, орнаменты оконных переплётов, витражи, современные неоготические окна.

2. Окна розы

2.1 Часть 1. Классификация розеток и примеры – внешнее оформление окон орнаментами

2.2 Часть 2. 8 самых красивых готических роз с описанием витражей.

2.3 Часть 3 Полная расшифровка витража роза-апокалипсис в Капелле Сент-Шапель.

3. Другие статьи по теме: «рейтинг лучших витражей…»

  1. 10 знаменитых готических витражей церковных соборов периода средневековья
  2. 10 лучших неоготических витражей 20 века – произведения знаменитых художников авангардистов, выполненные для церквей и соборов
  3. 10 самых оригинальных и необычных витражей в истории
  4. 10 всемирно известных витражей по версии Би-Би-Си – рейтинг от известного английского медиа холдинга.

Также посмотрите общую статью о готических витражах, где рассказывается об их разновидностях и особенностях технологии изготовления.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями