Окна роста плакаты стиль
«проводником линии партии в печати», грубо говоря, передаточным звеном большевистской пропаганды. Декреты ВЦИК, новости под толстым слоем идеологической глазури, промаринованные коммунистическими идеями «журпартработники» и даже должностные инструкции – всё потоком хлынуло из трубы РОСТА на союзные и местные газеты и журналы (чтобы представить реальное положение вещей, см. картинку).
Кроме того, РОСТА само вело издательскую деятельность – «составляло контент» журналов «Красный журналист», «Красная звезда» и газеты «АгитРОСТА», а также стенные газеты, еженедельники, принимало участие в агитпоездах ВЦИК, выделяло крупицы правдивой информации и тонны пропаганды западным агентствам Гавас, Рейтер, Венскому официальному информационному агентству.
Позже РОСТА отдало свою инфраструктуру возникшему ТАСС и стало отделом оного в РСФСР, а в 1935 году благополучно кануло в лету постановлением Правительства СССР.
Революционные события сильно повлияли на лирику Владимира Маяковского. В поисках новых форм, жанров и тем, поэт наконец находит то, что искал: работа в РОСТА — его форма участия в революционной борьбе. Маяковский приступил к работе над «окнами» в 1919 году. О начале деятельности в РОСТА Маяковский пишет в статье «Прошу слова»:
«Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву Ростой, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе. ». То есть воссоединение РОСТА и поэта произошло не позднее пяти недель со времени создания первого «окна».
«Это — не только стихи.
Эти иллюстрации — не для графических украшений.
Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».
Принято считать, что Маяковский нарисовал около 500 плакатов (или 3600—4000 отдельных плакатов-рисунков). Такой «плодовитости» можно только позавидовать.
Художники РОСТА работали в тесном контакте, поэтому со времен выработался свой, «ростовский» стиль, вбирающий в себя приёмы сразу всех авторов. Стиль самого Маяковского в том числе являлся некоторой разновидностью общего.
Сама атмосфера мастерской «РОСТА» была пропитана энтузиазмом. Маяковский пишет: «Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА. Придя домой, рисовал опять… С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией». До автоматизма доходил уровень создания «окон». Ирония, едкий сарказм, героический пафос; строки и интонации призывают, воспитывают, разъясняют и убеждают. И рабочий, и крестьянин, посмотрев «окно» буквально впитывает его содержание, после чего действует по замыслу агитаторов. Поэтическое слово наконец стало действенным, весомым, имеющим результат. «График был таким напряжённым, что Маяковскому приходилось работать
Источник
«О́КНА РО́СТА»
В книжной версии
Том 24. Москва, 2014, стр. 31
Скопировать библиографическую ссылку:
«О́КНА РО́СТА», «Окна сатиры РОСТА», ежедневные агитац. плакаты, создававшиеся в 1919–21 сов. художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА; ныне ИТАР-ТАСС ). Плакаты, сделанные вручную, при помощи трафаретов (до 200–300 экз.), выставлялись в витринах магазинов, расположенных в людных местах (отсюда их назв. «окна»), и превратились в своеобразную летопись периода Гражданской войны 1917–22 и интервенции, когда «из-за типографской разрухи у нас не было литографий, красок, бумаги, специалистов литографского дела и т. д.» (П. М. Керженцев ). Первые «О. Р.» появились в Москве в 1919, по инициативе художника М. М. Черемных и журналиста Н. К. Иванова-Грамена, работавших в РОСТА, возглавляемом Керженцевым. Вскоре к ним присоединились В. В. Маяковский , И. А. Малютин, Д. С. Моор . Сначала «О. Р.» делались в виде увеличенных страничек сатирич. журнала, состоящих из нескольких самостоят. произведений разных жанров. Маяковский сыграл существенную роль в создании плакатов, взяв на себя всю лит. часть и работая также как художник; он создал новый тип «окон сатиры», подчиняя композицию одной теме и конкретной агитац. задаче. Текст и рисунки дополняли друг друга. Плакатам, состоящим как бы из 2–4–6 и т. д. кадров, был присущ «телеграфный стиль» с его чёткостью, сжатостью, лаконизмом выразит. средств, основанных гл. обр. на выразительности силуэтов и броской раскраске в 2–3 цвета, использованием символики, традиций рус. лубка и новаторских методов рос. авангардизма . Плакаты рассылались во все местные отделения РОСТА. В Петрограде «О. Р.» делали В. В. Лебедев , Л. Г. Бродаты, А. А. Радаков , В. И. Козлинский, в Костроме – Н. Н. Купреянов , в Самаре – С. Я. Адливанкин , в Курске – А. А. Дейнека , в Одессе – Б. Е. Ефимов ; «О. Р.» выходили также в Баку, Саратове и др. городах. По словам Маяковского, это было «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища». Плакаты должны были воодушевлять людей идеями революции, показывать картины светлого будущего («Да здравствует электрификация!», «Пахали сохой – запашем трактором»), бороться за мировую революцию и интернациональную солидарность трудящихся, клеймить врага («Вот Советской России враги. С каждым боритесь, пока не погиб»), провозглашать диктатуру пролетариата. Поднимались самые злободневные вопросы современности: борьба с голодом («Чтоб с голодом справиться и с разрухой-дурой, введена совнаркомом премия натурой»), распространение всеобщей грамотности и новой социалистич. культуры, равенства мужчины и женщины («Что делала работница и что работнице надо делать»), восстановления нар. хозяйства. Традиции «О. Р.» в годы Вел. Отеч. войны продолжили «Окна ТАСС» .
Источник
Окна РОСТА
Плакаты «Окна РОСТА» были опубликованы в первые дни русской революции российским телеграфным агентством (РОСТА). Эти плакаты, выпущенные в период с 1919 по 1921 год, были созданы для передачи новостей и привития ценностей, поддерживаемых государством, охватывая диапазон от мирского до героического.
Для общения с полуграмотным населением художники разработали иконографический словарь, который связывал кузнецов с трудолюбием, солнечный свет — с достатком, а паутину — с праздностью.
Изображения были нанесены группами художников по трафарету на бумагу или фанеру, а затем развешаны в витринах магазинов, а также на железнодорожных станциях и рынках для максимальной экспозиции. Они были упорядочены, как комикс, часто насчитывая от четырех до двенадцати панелей в тематической серии. В то время, когда машины были в плохом состоянии, а бумага в дефиците, «Окна РОСТА» обеспечивали легкий способ для государства общаться с до- или полуграмотным обществом.
Первое «Окно РОСТА» появилось в Москве. Оригинальная концепция была разработана художником Михаилом Черемных в соавторстве с журналистом Н. К. Ивановым. Черемных (1890-1962) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и был директором художественного отдела «РОСТА» с момента создания проекта до его упадка в 1921 году.
Владимир Маяковский (1893-1930), поэт-революционер и футурист, присоединился к московской коммуне «РОСТА» вскоре после того, как увидел первый опубликованный плакат. Хотя у него не было официального титула, его часто признавали директором всего проекта. Он был ответственен за написание большинства текстов и составление примерно трети изображений.
К 1921 году за пределами Москвы, в таких городах, как Петроград и Одесса, было создано более пятидесяти отделений «РОСТА». Информация телеграфировалась из Центрального агентства в отдаленные группы, где команды писали текст и составляли изображения. Всего было создано около 1600 оригинальных серий и продублировано два миллиона кадров.
Источник
Плакаты Маяковского в Окнах РОСТА
Большинство людей помнят Владимира Маяковского – как громогласного поэта, стихи которого нужно читать в полный голос. Его рифмы – грубые, резаные, сочные и конкретные.
Немало сказано и про саму жизнь Маяковского. В последнее время, особенно в биографических журналах, появляются все новые и новые подробности о его отношениях с Лилей Брик, любовь к которой довлела над поэтом долгие годы, вплоть до неожиданной смерти.
Известными являются и особенности поведения Маяковского. Так, рассказывают, что поэт всегда носил с собой в кармане пиджака кусок мыла и предпочитал ни с кем не здороваться за руку. Если же это случалось, он старался как можно быстрее вымыть руки, боясь инфекций: его отец умер от заражения крови, и это наложило огромный отпечаток на всю жизнь Маяковского.
Можно вспомнить и его участие в митингах. Люди толпами ходили слушать Маяковского-агитатора. Немало написано строк и про Маяковского в Америке.
Владимир Маяковский – фигура многогранная. Он – человек – скала, хотя, как оказалось, и с нежным, ранимым сердцем.
В этой статье мы хотим вспомнить его не как поэта, но как иллюстратора.
В сентябре 1918 года было принято правительственное постановление «о слиянии Петроградского телеграфного агентства и Бюро печати при Всероссийском центральном исполнительном комитете». Новое образование получило название Российского телеграфного агентства (РОСТА) при ВЦИК. И уже в марте 1919 года Маяковский начинает своё сотрудничество с ним, выступая в качестве автора и художника сатирических «Окон РОСТА».
Представляем вашему вниманию наиболее интересные из них.
Источник
«Окна сатиры РОСТА». История создания и выпуска плакатов ТАСС
1 сентября информационному агентству ТАСС исполняется 115 лет. Рассказываем об «Окнах сатиры РОСТА» («Окнах РОСТА») — агитационных плакатов, которые в 1919-1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (образовано 7 сентября 1918 года; с 10 июля 1925 года – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС).
Начало выпуска «Окон РОСТА»
«Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА») — агитационные плакаты, которые в 1919-1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (образовано 7 сентября 1918 года).
«Окна РОСТА» представляли собой новый вид журналистской и пропагандистской деятельности. Они возникли и получили распространение в условиях гражданской войны, когда полиграфическая промышленность испытывала значительные сложности. Бюллетени большого формата выполнялись от руки сотрудниками Российского телеграфного агентства и выставлялись в пустующих витринах магазинов.
Первое «Окно сатиры РОСТА» не сохранилось, однако известно, что оно было посвящено наступлению на Москву войск главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Антона Деникина и поражению коммунистов в Венгрии. Оно содержало карикатуры, сатирические стихи и фельетоны. Плакат был подготовлен художником Михаилом Черемных (1890-1962) и поэтом Николаем Ивановым-Граменом (1885-1961). После одобрения ответственным руководителем РОСТА Платоном Керженцевым (1881-1940) в конце сентября 1919 года он был размещен в витрине бывшего магазина «Фабрично-торгового товарищества А. И. Абрикосова сыновей» на углу Тверской улицы и Чернышёвского переулка.
Изначально «Окна РОСТА» рисовались в одном экземпляре и выходили с еженедельными интервалами, однако впоследствии периодичность их выпуска была увеличена.
В октябре 1919 года основными авторами, работавшими над «Окнами сатиры», были Михаил Черемных, поэт Владимир Маяковский (1893-1930) и художник Иван Малютин (1891-1932). Участие в выпуске плакатов также принимали художники Антон Лавинский, Дмитрий Моор, Василий Хвостенко и др.
К декабрю 1919 года в Москве имелось девять витрин с постоянно обновлявшимися «Окнами РОСТА» — в зданиях на Кузнецком Мосту, Сретенке и др.
Распространение
В начале 1920 года был разработан способ тиражирования «Окон сатиры» при помощи картонных трафаретов, благодаря чему за два — три дня удавалось подготовить до 300 экземпляров. Первые копии незамедлительно выставлялись в витринах, а также на вокзальных агитпунктах и других оживленных местах. «Окна РОСТА» были значительно оперативнее еженедельных общественно-политических журналов, а также дополняли материалы ежедневных газет.
В феврале — марте 1920 года была введена общая нумерация всех «Окон РОСТА». Весной того же года около 300 экземпляров московских плакатов начали рассылать в 47 местных отделений Российского телеграфного агентства. Наряду с этим, самостоятельный выпуск плакатов наладил ряд филиалов: Одесский (ЮгРОСТА), Омский (СибРОСТА) и др. В Петроградском отделении РОСТА (ПетроРОСТА) в апреле — мае 1920 года был создан специальный плакатный отдел. Его возглавил художник Владимир Козлинский, помощниками которого стали Владимир Лебедев и Лев Бродаты. Они начали выпуск петроградских «Окон РОСТА». Тексты к ним писали сатирики Владимир Воинов и Александр Флит. Петроградские «Окна РОСТА» выставлялись в витринах пустующих магазинов, демонстрировались на заводах и фабриках, в рабочих клубах и воинских частях. К началу 1921 года «Окна сатиры» выходили в более чем 50 городах.
Содержание
«Окна РОСТА» не только решали задачи оперативной политической агитации в поддержку власти партии большевиков, но также сообщали о событиях в стране и мире, утверждали необходимость восстановления народного хозяйства и борьбы с голодом, распространения всеобщей грамотности и новой социалистической культуры.
Графическое оформление «Окон РОСТА» сочетало символику русского лубка и новаторские методы художественного авангардизма. Отличительными чертами плакатов были взаимодополняемость стихотворного текста и рисунков, выразительность силуэтов, использование двух-трех цветов. Первоначально рисунки содержали несколько многотемных «кадров», а тексты нередко имели частушечную или раёшную (с парной рифмовкой) первооснову. Под влиянием Владимира Маяковского постепенно был осуществлен переход к выпуску однотемных плакатов с равновеликими словесно-изобразительными «кадрами-сценками». Текстовая составляющая становилась более лаконичной, «телеграфной». Это позволяло более эффективно решать функционально-агитационные задачи «Окон РОСТА».
Общее количество выпущенных «Окон РОСТА» оценивают в 2 тыс. плакатов.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов агитационные традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».
Источник