Окна роста стиль маяковского

Aгитационное искусство » Окна РОСТА

Окна РОСТА, точнее — «Окна сатиры РОСТА» — плакаты, создававшиеся в 1919—1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20.

Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В «Окна РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2—3 цвета).

Первое «Окна РОСТА» исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах.

«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Взял» и т. д.) и «желтыми кофтами фата», и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.

Читайте также:  Обои стиль лофт для гостиной

Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.

Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и такие лирические стихи, как «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское «я»:

Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».

Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее:

Многие, поверхностно знакомые со стихами Маяковского, отпугнуты от них непривычной «лесенкой» построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации. Тем не менее, больше читая его, начинаешь понимать такую особенность стиха, как органическое слияние трубного баса поэта-трибуна с доверительностью «тихих» интонаций лирика.

Величественный итог жизни Владимира Маяковского, трагически оборвавшийся на своем высоком излете, — производное от большого и сложного пути поэта, его жизненной и литературной биографии, его открытий, его неутомимого новаторского поиска, вечной «езды в незнаемое», и постоянного ощущения себя «заводом, вырабатывающим счастье».

Источник

Окна роста стиль маяковского

«проводником линии партии в печати», грубо говоря, передаточным звеном большевистской пропаганды. Декреты ВЦИК, новости под толстым слоем идеологической глазури, промаринованные коммунистическими идеями «журпартработники» и даже должностные инструкции – всё потоком хлынуло из трубы РОСТА на союзные и местные газеты и журналы (чтобы представить реальное положение вещей, см. картинку).

Кроме того, РОСТА само вело издательскую деятельность – «составляло контент» журналов «Красный журналист», «Красная звезда» и газеты «АгитРОСТА», а также стенные газеты, еженедельники, принимало участие в агитпоездах ВЦИК, выделяло крупицы правдивой информации и тонны пропаганды западным агентствам Гавас, Рейтер, Венскому официальному информационному агентству.
Позже РОСТА отдало свою инфраструктуру возникшему ТАСС и стало отделом оного в РСФСР, а в 1935 году благополучно кануло в лету постановлением Правительства СССР.

Революционные события сильно повлияли на лирику Владимира Маяковского. В поисках новых форм, жанров и тем, поэт наконец находит то, что искал: работа в РОСТА — его форма участия в революционной борьбе. Маяковский приступил к работе над «окнами» в 1919 году. О начале деятельности в РОСТА Маяковский пишет в статье «Прошу слова»:
«Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву Ростой, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе. ». То есть воссоединение РОСТА и поэта произошло не позднее пяти недель со времени создания первого «окна».

«Это — не только стихи.
Эти иллюстрации — не для графических украшений.
Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».

Принято считать, что Маяковский нарисовал около 500 плакатов (или 3600—4000 отдельных плакатов-рисунков). Такой «плодовитости» можно только позавидовать.

Художники РОСТА работали в тесном контакте, поэтому со времен выработался свой, «ростовский» стиль, вбирающий в себя приёмы сразу всех авторов. Стиль самого Маяковского в том числе являлся некоторой разновидностью общего.

Сама атмосфера мастерской «РОСТА» была пропитана энтузиазмом. Маяковский пишет: «Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА. Придя домой, рисовал опять… С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией». До автоматизма доходил уровень создания «окон». Ирония, едкий сарказм, героический пафос; строки и интонации призывают, воспитывают, разъясняют и убеждают. И рабочий, и крестьянин, посмотрев «окно» буквально впитывает его содержание, после чего действует по замыслу агитаторов. Поэтическое слово наконец стало действенным, весомым, имеющим результат. «График был таким напряжённым, что Маяковскому приходилось работать

Источник

Окна роста стиль маяковского

«Окна РОСТА» — это агитационные плакаты, которые выпускались ежедневно в 1919-1921 годах. Плакаты создавались советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства, сокращенно РОСТА. На сегодняшний день это агентство ИТАР-ТАСС.

Агитационные плакаты создавались вручную при помощи трафаретов. В день создавалось до 200-300 экземпляров. Затем плакаты вывешивались на витринах магазинов, располагавшихся в людных местах. Отсюда появилось название «окна». Окна РОСТА – это своеобразная летопись времени Гражданской войны 1917-1922 года и периода интервенции, когда в стране из-за типографской разрухи не было бумаги, красок, литографии, отсутствовали специалисты литографского дела.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первые «Окна РОСТА» появились в 1919 году в Москве. Инициаторами их создания были художник М. М. Черемных и журналист Н. К. Иванов-Грамен, которые на тот момент работали в РОСТА, возглавляемого Керженцевым. В скором времени к ним присоединились И. А. Малютин, В. В. Маяковский, Д. С. Моор.

Сначала плакаты «Окна РОСТА» создавались в виде увеличенных страниц сатирического журнала и состояли из нескольких самостоятельных произведений разного жанра. Существенную роль в создании плакатов сыграл Владимир Маяковский, который взял на себя всю литературную часть. Кроме этого, он работал и в качестве художника. Маяковский создал новый тип «Окон РОСТА», в которых композиция и тема подчинялись одной конкретно агитационной задаче. В новых «окнах сатиры» текст и иллюстрации дополняли друг друга.

Плакаты состояли из 2-4-6 кадров и были выполнены в «телеграфном стиле», которому присущи четкость, сжатость, лаконичность выразительных средств. Выразительные средства главным образом основывались на выразительности образов и яркой, броской раскраске два или три цвета. Активно использовалась символика, традиции русского лубка, а также новаторских идей и методов российского авангардизма.

Рисунок 2. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Созданные плакаты отправлялись во все местные отделения РОСТА. «Окна РОСТА» выходили во многих крупных городах. Маяковский говорил, что это было «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища».

Задачей агитационных плакатов было воодушевление людей революционными идеями, задача плакатов заключалась в том, чтобы показывать народу картины светлого будущего, призывать к борьбе за мировую революцию и интернациональную солидарность всех трудящихся, призыв позорить и клеймить врага, а также провозглашать диктатуру пролетариата:

  • «Пахали сохой – запашем трактором!»
  • «Да здравствует электрификация!»
  • «Вот Советской России враги. С каждым боритесь, пока не погиб»
  • «Чтоб с голодом справиться и с разрухой-дурой, введена совнаркомом премия натурой»
  • «Что делала работница и что работнице надо делать» и т.д.

В плакатах поднимались самые волнующие вопросы современности – развитие народного хозяйства, борьба с голодом и т.д. в годы Великой Отечественной войны традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».

Агитационные плакаты «Окна РОСТА» сыграли большую роль в формировании советского изобразительного искусства.

Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА»

Владимир Маяковский, молодой талантливый поэт, пришел в поэзию как дин из членов футуристов. Футуристы запомнились в поэзии своим шумным, скандальным появлением. Поэты – футуристы удивляли, эпатировали читателя необычностью названий своих сборников (например, «Взял», «Пощечина общественному вкусу» и другие), максимализмом провозглашаемых ими литературных манифестов, разрисованными лицами, «желтыми кофтами фата», а также нарочитой скандальностью и шумом выступлений.

Исключением не был и Владимир Владимирович Маяковский, который также удивлял публику броскими стихами, желтой кофтой и эстрадными сарказмами. У Владимира Маяковского, как и у других поэтов-футуристов, было чрезвычайно повышенное чувство личности, под влиянием которого он написал трагедию «Владимир Маяковский». Это чувство личности продиктовало ему и лирическое стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В этих произведениях было ярко выделено и подчеркнуто авторское «я» поэта:

Рисунок 3. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однако под воздействием революционных событий эпохи тональность произведений Маяковского претерпела изменения. У него проявилась острая потребность говорить новым, но понятным языком. Владимир Маяковский настойчиво ищет для себя новые формы деятельности, в которых мог бы проявить свой талант, новые жанры и не избитые темы новой, революционной действительности. При этом поэт не теряет своих предреволюционных достижений. Такой новой формой участия в революционной борьбе для Маяковского становится работа над агитационными плакатами «Окна РОСТА». Причем эта работа становится еще и своеобразной лабораторией, в которой Маяковский, как он сам выражался, освобождал стихи «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».

Маяковский называл себя неутомимым «чернорабочим революции» и без тени сомнения широко раздвигал границы своих поэтических возможностей. Маяковский шел к простоте своего поэтического образа и к простоте стиха, чувствовал пульс того времени и устремлял всю свою поэтическую энергию в будущее.

В работу над «Окнами РОСТА» Владимир Маяковский уходит с головой, сразу же берет всю литературную часть на себя, при этом еще успевает интенсивно работать над иллюстрациями. В скором времени Маяковский становится душой всего процесса, связанного с созданием «окон сатиры». Дело расширялось и крепло с каждым днем. Маяковский, во время подготовки текстов, определял тематику плакатов, намечал их объем и содержание. Большой литературный опыт поэта, политический авторитет и личное обаяние способствовали тому, что Маяковский стал негласным руководителем всего процесса по выпуску агитационных плакатов.

Источник

«Окна сатиры РОСТА». История создания и выпуска плакатов ТАСС

1 сентября информационному агентству ТАСС исполняется 115 лет. Рассказываем об «Окнах сатиры РОСТА» («Окнах РОСТА») — агитационных плакатов, которые в 1919-1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (образовано 7 сентября 1918 года; с 10 июля 1925 года – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС).

Начало выпуска «Окон РОСТА»

«Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА») — агитационные плакаты, которые в 1919-1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (образовано 7 сентября 1918 года).

«Окна РОСТА» представляли собой новый вид журналистской и пропагандистской деятельности. Они возникли и получили распространение в условиях гражданской войны, когда полиграфическая промышленность испытывала значительные сложности. Бюллетени большого формата выполнялись от руки сотрудниками Российского телеграфного агентства и выставлялись в пустующих витринах магазинов.

Первое «Окно сатиры РОСТА» не сохранилось, однако известно, что оно было посвящено наступлению на Москву войск главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Антона Деникина и поражению коммунистов в Венгрии. Оно содержало карикатуры, сатирические стихи и фельетоны. Плакат был подготовлен художником Михаилом Черемных (1890-1962) и поэтом Николаем Ивановым-Граменом (1885-1961). После одобрения ответственным руководителем РОСТА Платоном Керженцевым (1881-1940) в конце сентября 1919 года он был размещен в витрине бывшего магазина «Фабрично-торгового товарищества А. И. Абрикосова сыновей» на углу Тверской улицы и Чернышёвского переулка.

Изначально «Окна РОСТА» рисовались в одном экземпляре и выходили с еженедельными интервалами, однако впоследствии периодичность их выпуска была увеличена.

В октябре 1919 года основными авторами, работавшими над «Окнами сатиры», были Михаил Черемных, поэт Владимир Маяковский (1893-1930) и художник Иван Малютин (1891-1932). Участие в выпуске плакатов также принимали художники Антон Лавинский, Дмитрий Моор, Василий Хвостенко и др.

К декабрю 1919 года в Москве имелось девять витрин с постоянно обновлявшимися «Окнами РОСТА» — в зданиях на Кузнецком Мосту, Сретенке и др.

Распространение

В начале 1920 года был разработан способ тиражирования «Окон сатиры» при помощи картонных трафаретов, благодаря чему за два — три дня удавалось подготовить до 300 экземпляров. Первые копии незамедлительно выставлялись в витринах, а также на вокзальных агитпунктах и других оживленных местах. «Окна РОСТА» были значительно оперативнее еженедельных общественно-политических журналов, а также дополняли материалы ежедневных газет.

В феврале — марте 1920 года была введена общая нумерация всех «Окон РОСТА». Весной того же года около 300 экземпляров московских плакатов начали рассылать в 47 местных отделений Российского телеграфного агентства. Наряду с этим, самостоятельный выпуск плакатов наладил ряд филиалов: Одесский (ЮгРОСТА), Омский (СибРОСТА) и др. В Петроградском отделении РОСТА (ПетроРОСТА) в апреле — мае 1920 года был создан специальный плакатный отдел. Его возглавил художник Владимир Козлинский, помощниками которого стали Владимир Лебедев и Лев Бродаты. Они начали выпуск петроградских «Окон РОСТА». Тексты к ним писали сатирики Владимир Воинов и Александр Флит. Петроградские «Окна РОСТА» выставлялись в витринах пустующих магазинов, демонстрировались на заводах и фабриках, в рабочих клубах и воинских частях. К началу 1921 года «Окна сатиры» выходили в более чем 50 городах.

Содержание

«Окна РОСТА» не только решали задачи оперативной политической агитации в поддержку власти партии большевиков, но также сообщали о событиях в стране и мире, утверждали необходимость восстановления народного хозяйства и борьбы с голодом, распространения всеобщей грамотности и новой социалистической культуры.

Графическое оформление «Окон РОСТА» сочетало символику русского лубка и новаторские методы художественного авангардизма. Отличительными чертами плакатов были взаимодополняемость стихотворного текста и рисунков, выразительность силуэтов, использование двух-трех цветов. Первоначально рисунки содержали несколько многотемных «кадров», а тексты нередко имели частушечную или раёшную (с парной рифмовкой) первооснову. Под влиянием Владимира Маяковского постепенно был осуществлен переход к выпуску однотемных плакатов с равновеликими словесно-изобразительными «кадрами-сценками». Текстовая составляющая становилась более лаконичной, «телеграфной». Это позволяло более эффективно решать функционально-агитационные задачи «Окон РОСТА».

Общее количество выпущенных «Окон РОСТА» оценивают в 2 тыс. плакатов.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов агитационные традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями