Окно роза характерно романскому стилю

Окно роза характерно романскому стилю

РОЗА (фр. rosace, нем. Fensterrose, англ. rose window) — большое круглое окно на фасадах романских и готических церквей 12 — 15 вв. Постепенно переплет Р. приобретал все более сложный рисунок, начиная от подобия фигурных спиц колеса докаменного кружевного узора. Р. украшались цветными витражами. Иногда Р. достигает огромных размеров, свыше 10 м в диаметре.

РОЗЕТКА (фр. rosette, от rose — роза) — декоративный мотив, с древности распространенный в орнаментальных композициях, в декоре архитектуры, мебели и т. д.: стилизованное изображение увиденного сверху крупного цветка (обычно розы).

РОКАЙЛЬ (фр. rocaille — осколки камней, раковины) — 1) то же, что рококо; 2) характерный для рококо мотив орнамента в виде раковины; часто встречается изысканное прихотливое соединение раковины с растительным орнаментом. Вначале, под влиянием традиций барокко, рокайль ный орнамент был симметричным, массивным, а в дальнейшем приобрел асимметричность, подчеркнутую изощренной легкостью и феерическим богатством форм.

РОКОКО фр. rococo, от орнаментального мотива рокайль), рокайль — стиль европейского искусства 2-й четв. и сер. 18 в. Проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратив присущие барокко монументальность и размах, связь с торжественной парадностью ритуализованного быта. Стиль Р. обращен к домашнему обиходу и его нуждам. Для французского Р. характерны отказ от ордера в интерьере, причудливый, изысканный орнамент (завитки, рокайли), покрывающий стены и потолки, внимание к удобству человека, к комфорту и утонченности каждодневного бытия (мебель Шарля Крессана, Жана Анри Ризенера, решетки Жака Ламура); изобразительное искусство Р. (живопись и графика Франсуа Буше, скульптора Жана Батиста Лемуана) отличают асимметрия композиции, демонстративное легкомыслие, изящество, легкие светлые краски и светские, преимущественно любовные, сюжеты. Французское Р. проникает в менее обеспеченные слои населения, создавая в домах атмосферу комфорта и уюта. В Юж. Германии и Австрии Р. соединяется с традицией барокко, создавая мощные и причудливые ансамбли и богатое декоративное искусство (архитекторы Бальтазар Нейман, Даниель Пёппельман; майссенский фарфор). В России Р. проявилось в декоре барочных зданий (архитекторы Бартоломео Франческо Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский).

Читайте также:  Модные оттенки для покраски стен

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (англ. romanesque style, фр. art roman, нем. Romanik) — художественный стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стран Зап. и Центр. Европы. Р. с. был первым после античности крупным художественным стилем, объединившим в единое целое все виды искусства на огромных территориях. Развитие Р. с. длится с 11 до сер. 13 в., когда его сменяет готика (во Франции первое готическое сооружение появляется уже в сер. 12 в.).После разделения христианской церкви на западную и восточную ветви (окончательно в 1054 — 1204) католицизм стал мощнейшим фактором развития Зап. и Центр. Европы, подчинившим искусство своему влиянию и потребностям. Это обеспечило единство Р. с. и силу его художественной выразительности. Синтез всех искусств, органичность и цельность художественного ансамбля были осуществлены на основе важнейшего вида искусства — архитектуры: в романском зодчестве впервые последовательно выражены главные цели культового строительства — построение дома Бога и создание организованного пространства для объединения верующих и совершения ритуала. Романский храм — базилика (как правило, трех нефная), построенная из тщательно отесанного камня с безупречной основательностью; спокойная, суровая сила романского зодчества, особенно впечатляющая в природном окружении, компактные формы, лаконизм и ясность силуэта делают базилику Р. с. ярким олицетворением религиозного идеала. Для романских храмов характерны массивность стен и башен, мощные опоры, несущие тяжесть цилиндрических или крестовых сводов, полукруглые арки и завершения порталов, преобладание горизонталей. Особое значение получает восточная часть базилики — хор, расположенный между апсидой и трансептом, который выдается из тела здания, что придает ему план латинского креста. При равной высоте и ширине центрального нефа и трансепта место их пересечения (средокрестие) получает форму квадрата и становится модулем плана: в центре средокрестия помещается алтарь, под ним — крипта с реликвиями; на высоких арках, ограничивающих сре докрестие, на парусах или тромпах возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. Центральный неф шире и выше боковых (при связанной системе — вдвое). Храм освещался через окна центрального нефа. Романская базилика впечатляет ясной стереометрией своих объемов и четким разделением однородных пространственных ячеек, строгостью ритма. Это ощущение усиливали парные башни по сторонам западного фасада и хора. В Германии имперские соборы сохранили западный литургический центр (развившийся из каролингского вестверка). На юге и юго-западе Франции строились купольные базилики. В Италии в 12 в. появился в Тоскане инкрустационный стиль, связанный с возникновением Проторенессанса. Монументальная живопись и скульптура неразрывно связаны с архитектурой Р. с., подчинены ее формам и ритмам, оживляют ее мощью пластики и грозной, звучной цветовой гаммой. Иконография романских росписей и рельефов четко определена: Вседержитель или Богоматерь изображены в конхе апсиды. Страшный суд — на западной стене; рельефное изображение Страшного суда помещается в тимпанах западных порталов. В росписи преобладают сцены из Ветхого и Нового заветов. Отвлеченные, иератически строгие человеческие фигуры, суровые лица с широко раскрытыми глазами выражают вечный и неизменный мир христианского вероучения. Плоскостные, упрощенные формы наделены удивительной одухотворенностью и экспрессией. Господство линии и цветового пятна выразилось и в родившемся искусстве витража. Стилизованная, плоскостная, но подчас полная экспрессии скульптура сосредоточена на капителях и в порталах. Р. с. ярко проявил себя в искусстве миниатюры, в литье, чеканке, эмали, ткачестве, ковроделии, резьбе по дереву и кости.

Читайте также:  Современные обои для кухни моющиеся

(c) Ответы на кроссворды и архив ответов

Источник

Окно-Роза, готика

Огромное окно-роза, до 12 метров в диаметре, обычно над входом в собор, украшенное фигурным переплётом, напоминающим распустившуюся розу или звезду. Роза пришла в готику из романского стиля и изначально была довольно скромным архитектурным элементом готического собора, но в процессе развития готики, а особенно в архитектурном стиле «пламенеющая готика», роза стала украшаться замысловатыми узорами, лепестками и лучами.

Соборы Франции, особенно Руанский собор, собор в Реймсе украшены очень красивыми окнами-розами, имеющими, как считают видные исследователи готического искусства, скрытый смысл.

На фото: окно-роза Руанского собора.

Здесь роза диаметром 14 метров. Окно-роза, по мнению французского философа и знатока готической архитектуры соборов Франции, позаимствована из кельтской мифологии. Кельты — загадочный народ, населявший юго-запад Европы и безжалостно истреблённый Римской Империей, оставил множество загадочных артефактов на территории Франции, Германии, Испании. Но о кельтах нужно говорить особо.

Вернёмся же к розе. Так вот, у кельтов роза была символом удачи, Колесо Фортуны одна из интерпретаций розы. На портале Руанского собора находится так называемая «Северная роза», многие элементы которой встречаются в готике соборов, построенных между 1100 и 1400 годами на территории Нормандии.

Роза на порталах соборов Франции, в частности, на примере Реймсского собора, это сложная геометрическая матрица в которой заложены основные теологические принципы католицизма. Но если присмотреться повнимательней, то можно увидеть определённые числовые пропорции, открытые гораздо позже, в эпоху Возрождения. Золотое сечение, закономерность Фибоначчи, вот лишь некоторые из них. Довольно часто розу на главном нефе соборов называют теологической картой мира в средневековье.

На фото: окно-роза собора в Реймсе.

Архитектура готического собора. Бернар де Суассон, знаменитый архитектор средневековья, именно ему принадлежит потрясающее по красоте окно-роза на западном портале собора в Реймсе. Это тоже одна из вариаций Северной розы, но в узорах лучистых лепестков уже чувствуется влияние традиционных кельтских орнаментов Юга Франции.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Окно-роза — Rose window

Окно-роза часто используется как общий термин, применяемый к круглому окну , но особенно используется для тех, которые встречаются в готических соборах и церквях . Окна разделены на сегменты каменными столпами и узором . Термин окно-роза не использовалось до 17-го века и, согласно Оксфордскому словарю английского языка , среди других авторитетов, происходит от английского названия цветка роза .

Название «окно колеса» часто применяется к окну, разделенному простыми спицами, исходящими из центрального выступа или проема, в то время как термин «окно-розетка» зарезервирован для этих окон, иногда очень сложной конструкции, которые, как видно, сходство с многолепестковой розой. Окна-розетки также называют «окнами Екатерины» в честь святой Екатерины Александрийской , приговоренной к казни на ломающемся колесе с шипами . Круглое окно без узоров, которое встречается во многих итальянских церквях, называется окном или окулусом .

Окна-розетки особенно характерны для готической архитектуры и их можно увидеть во всех основных готических соборах Северной Франции. Их происхождение намного раньше, и розовые окна можно было увидеть в различных формах на протяжении всего средневекового периода. Их популярность возродилась с другими средневековыми чертами во время возрождения готики 19 века, так что их можно увидеть в христианских церквях по всему миру.

СОДЕРЖАНИЕ

Стиль

  • Глаза : они могут быть открытыми или слепыми, могут быть покрыты глазурью или заполнены тонким алебастром . В период поздней готики очень большие окошки были обычным явлением в Италии, их использовали вместо ажурных окон и заполняли замысловатыми изображениями в витражах, разработанными наиболее опытными дизайнерами позднего средневековья и раннего Возрождения, включая Дуччо , Донателло , Уччелло и Гиберти .
  • Колесные окна : эти окна имели простой узор из спиц, исходящих либо от центральной выступа, либо от центрального круга. Популярные в романский период и готическую Италию, они встречаются по всей Европе, но особенно в Германии и Италии. Они также встречаются в зданиях романского возрождения XIX и XX веков.
  • Тарелка с орнаментом : окна- розетки с пробитыми отверстиями, а не с узором, встречаются на переходе от романского стиля к готике, особенно во Франции и особенно в Шартре. Наиболее ярким примером в Англии является северное окно трансепта , известное как «Глаз декана» в соборе Линкольна . Эти окна иногда встречаются в зданиях эпохи Возрождения XIX века.
  • Ранняя готика : окна-розетки с узором, состоящим из перекрывающихся дуг, таких как лепестки цветов, круглой и квадратной формы. Эта форма встречается в Северной Франции, особенно в Лаонском соборе , Италии и Англии. Этот стиль окна популярен в архитектуре неоготического возрождения из-за сходства с цветком, а также используется со специальной ссылкой на Богоматерь Розария .
  • Районнантная готика : окна- розетки разделены столпами, исходящими из центрального кругляка, накладывающимися друг на друга в сложном дизайне, каждый свет заканчивается заостренной аркой и часто перемежается четырехлистниками и другими подобными формами. Многие из самых больших окон-розеток во Франции относятся к этому типу, особенно в Париже и в трансептах Сен-Дени. Примером может служить Англия в северном трансепте Вестминстерского аббатства . Этот стиль широко используется в готических церквях, а также широко имитируется в зданиях готического возрождения.
  • Яркая готика : стиль отмечен S-образными изгибами узора, из-за чего каждый свет приобретает пламенеющую или «яркую» форму. Многие окна состоят из светильников довольно правильной формы, богатство дизайна которых зависит от множества деталей. Хорошие примеры — собор Бове и Сент-Шапель в Париже. Некоторые позднеготические окна-розы отличаются невероятной сложностью дизайна, часто неожиданным образом используя элементы готического стиля. Великолепным примером является фасад Амьенского собора . Хотя конструкция обычно исходит из центральной точки, она может не быть симметричной относительно каждой оси. Это можно увидеть в ярком декорированном готическом окне под названием «Епископский глаз» в соборе Линкольна, в котором рисунок принимает форму двух колосьев пшеницы.
  • Ренессанс : Ренессанс сделал разрыв с готическим стилем и вернулся к классическому. Иногда использовались простые неотслеживаемые окулы либо в классических фронтонах, либо вокруг куполов, как в капелле Пацци во Флоренции.
  • Барокко : в стиле барокко гораздо шире использовались окошки, которые не всегда были круглыми, но часто овальными или более сложной формы. Они не были изучены или пересекались множеством очень простой формы, но часто были окружены декоративной резьбой. Целью таких окон было тонкое освещение внутренних пространств, не прибегая к использованию больших окон, обеспечивающих видимость снаружи. Они редко являются доминирующим визуальным элементом фасада или интерьера, как большие готические окна. Однако есть некоторые примечательные исключения, в частности, великолепная вспышка света, которая льется через овальное алебастровое окно, изображающее Святого Духа в Reredos за высоким алтарем базилики Святого Петра в Риме.
  • Современные : современные круглые окна, которые чаще всего относятся к простому окулярному типу, имеют эклектический спектр влияний, который включает абстрактное искусство , корабельные иллюминаторы и неглазурованные круглые проемы восточной архитектуры.

Окулус — Флорентийский собор

Колесо — Церковь Сан-Франческо в Лучера, Италия

Тарелка — в Дзялошицах, Польша

Районнант — у руин аббатства Лангиду.

Яркий — Собор Мо, Франция

Современный — Церковь Святого Саввы, Сербия

История

Источник

Происхождение окна-розы можно найти в римском окулусе . Эти большие круглые отверстия пропускают свет и воздух, наиболее известным из которых является верхняя часть купола Пантеона . Окна с каменным узором появились еще в античности. Геометрические узоры роз очень развиты и распространены в римской мозаике .

Римская мозаика. Афины

Римская мозаика. Рим

Римская мозаика. Помпеи

Геометрическая роза в римской мозаике. Испания

В раннехристианской и византийской архитектуре есть примеры использования круглых глаз. Они обычно происходят либо вокруг барабана купола, как и в церкви Гроба , Иерусалим , или высоко в конце фронтона низкого тона классического фронтона формы, как у Sant’Agnese Fuori ле мура , Рим, и Торчелло собор .

Окулус Санта-Мария-Маджоре , Рим, V век (оформление позднее)

Базилика Аквилея , Италия, 11 век

Окно 8-го века, ныне находящееся в Венеции и вырезанное из единой плиты, имеет чередующиеся узкие детали двух ярусов по четыре ланцета, разделенных тремя окулами. Многие полукруглые окна с пронизывающим узором существуют с 6-го по 8-й век, а затем и в Греции .

Маленькие круглые окна, такие как в Сан-Аньезе и Торчелло, а также неглазурованные декоративные круглые ниши продолжали использоваться в церквях в Италии, приобретая все большую популярность в более поздний романский период .

Немецкий историк искусства Отто фон Симсон считал, что окно-роза зародилось в окне с шестилопастными розетками и восьмиугольником, которые украшали внешнюю стену дворца Омейядов Хирбат аль-Мафьяр, построенного в Иордании между 740 и 750 годами нашей эры. Эта теория предполагает, что крестоносцы принесли дизайн этого привлекательного окна в Европу, представив его церквям. Но декоративный узор для розы и, независимо от этого, узор очень присутствуют в пережитках раннехристианской архитектуры , византийской архитектуры и особенно в искусстве Меровингов и вестготской архитектуре до мусульманского завоевания Испании. Но также известны половинки роз, как, например, церковь Сан-Хуан-Баутиста в Баньос-де-Серрато. Немногочисленность и хрупкость пережитков этого времени не позволяют говорить о том, что в раннем средневековье не существовало полного окна-розы в ажурной технике.

Меровингов декоративные архитектурные мраморные рельефы, 6 — го века, на выставке в Баптистерий Святого Иоанна в Пуатье

Иллюминация Меровингов в Missale Gothicum, около 700. Две большие розы шестилопастные.

Обычный вестготский декор. Археологический склеп в соборе Валенсии , 6–7 века.

Вестготский дизайн из роз, доисламский, из базилики Святого Винсента Леринского Кордовского , 6–7 века.

Вестготическое окно с каменным узором церкви Сан-Хуан-Баутиста, Баньос-де-Серрато , 7 век

Окна Овьедо

В окрестностях Овьедо в Испании есть несколько церквей конца 9 — начала 10 века, в которых есть замечательные окна с самыми ранними образцами окон из роз за пределами Византийской империи . Узоры очень напоминают мотивы византийской рельефной резьбы на мраморных саркофагах , кафедрах и истоках колодцев, а также пронизанные украшения ширм и окон Равенны и Константинополя . Церковь Сан-Педро имеет прямоугольное окно с пронизывающим орнаментом из двух перекрывающихся кругов, верхний из которых содержит греческий крест , а окно разделено кругами и руками креста на многочисленные секции, похожие на узорчатые «огни».

В другой из этих церквей, Сан-Мигель-де-Лилло , находится самый ранний известный пример аксиально расположенного окулуса с узором. Существует несколько таких окон разных размеров, и встречается украшение как в виде греческого креста, так и в форме зубчатого лепестка, предвосхищая как колесо, так и окна-розетки.

Романские круглые окна

Круглые окна и декоративные круглые ниши являются особенностью многих романских церквей и соборов, особенно в Германии и Италии, где этот стиль существовал в течение длительного периода, перекрывая развитие готики во Франции и ее появление французскими архитекторами в Англии.

В Германии Вормсский собор имеет колесные окна в передней части нефа и фронтонов, что очень похоже на раннехристианскую базилику Сан-Аньезе в Риме. Апсидный западный конец имеет центральное окно колеса с меньшими окулами на каждой грани. Церковь Апостолов в Кельне имеет множество окулярных и лопастных окон, образующих декоративные элементы на фронтонах и под шпилем Рейнского руля . Восьмиугольный купол имеет кольцо глаз с двумя изогнутыми гранями.

В Тршебиче , Чешская Республика , находится базилика Святого Прокопия в романском стиле XII и XIII веков с апсидными окнами, подобными окнам в Вормсе, но в этом случае проемы заполнены узором готической формы, четко обозначая переход к новый стиль.

В Италии использование круговых мотивов в различных средствах массовой информации было характерной чертой церковных фасадов, что встречается в церквях раннего христианства , романского , готического , ренессансного и барочного стиля ; хорошо известным примером являются большие круги из полихромного мрамора, которые дополняют центральное круглое окно. на фасаде раннего Возрождения Альберти в Санта-Мария-Новелла во Флоренции . Окулы также обычно использовались в барабанах, поддерживающих купола, и в качестве верхних фонарей в восьмиугольных баптистериях, например, в Кремоне .

Романские фасады с окулами включают Сан-Миниато-аль-Монте , Флоренция , 11 век, Сан-Микеле, Павия , ок. 1117 и собор Пистойи , 1150. Поскольку окна увеличивались в размерах в более поздний романский период, колесные окна стали стандартной чертой, прекрасные примеры которых есть в Сан-Зено-Маджоре, Вероне и соборе Монцы .

На фасаде собора Сполето в романском стиле есть множество углубленных и ажурных глаз, окружающих центральные элементы окна-розы, установленного на площади под большой мозаикой 1207 года.

В Англии существует пять колесных окон в романском стиле, особенно в приходских церквях Барфрестона и Замка Хедингема .

Сен-Дени, Шартр, Мант, Лаон и Париж

Переход от романского стиля к готике не был четким даже в аббатстве Сен-Дени к северу от Парижа, где аббат Сугер между 1130 и 1144 годами собрал различные недавно появившиеся черты готики в одном здании. , тем самым «создав» готический стиль .

Оригинальное окно-розетка Сугера в прототипе готического фасада Сен-Дени, вероятно, предшествовало многим из оставшихся круглых окон в романских зданиях, таких как те, что в Англии, в Тршебиче и Сполето, и на фасаде в Шпейере.

Окно Сугера не было явно готическим по внешнему виду. Он больше не имеет своей первоначальной формы, но рисунок середины XIX века реставратора Виолле-ле-Дюк показывает, что у него было очень большое окулярное пространство в центре, стекло поддерживалось железным обручем и окружено простыми полукруглыми Лепестки с заостренными выступами вырезаны из плоского камня в технике, известной как «пластинчатый узор». Окно теперь украшено готическим орнаментом, возможно, добавленным Виолле-ле-Дюк, который был очень обеспокоен отсутствием устойчивости всего фасада и, восстановив башни, был вынужден снести северную, когда она внезапно осела.

Наряду с простыми колесными окнами позднего нормандского периода в Англии, Германии и Италии, в Шартрском соборе все еще существует большое окно конца 12-го века . Это замечательное окно сочетает в себе большой кругленький круг в центре с излучающими спицами окна колеса, окруженное кольцом меньших «пластинчатых ажурных» огней с зубчатыми краями. Окно, изображающее Страшный суд , имеет оригинальную схему остекления и сохраняет большую часть оригинального стекла 1215 года, несмотря на то, что оно было повреждено во время Второй мировой войны .

Вслед за западным окном Шартра были созданы более смелые готические окна в Соборной церкви Нотр-Дам в Мант и в динамично скульптурном фасаде Лаонского собора (который также, что необычно, имеет окно-розу в восточном конце, а также в это трансепт заканчивается). Эти окна имеют большие светильники, заключенные в узоры полукруглой формы, похожие на перекрывающиеся лепестки.

Окно, которое занимает центральное место в хорошо известном готическом фасаде Нотр-Дам в Париже , имеет более отчетливый готический вид, с двумя столбами, исходящими от центрального круглого круга, каждая из которых заканчивается остроконечными арками. Именно это окно, завершенное около 1255 года, стало образцом для многих других окон-роз, включая окна трансептов в Сен-Дени и гигантское и сложное окно в южном трансепте в Нотр-Дам.

В Шартре розы трансепты повторяют стиль оригинальной розы XII века, развивая тему контрастных форм. Южная роза сочетает в себе колесо с кругами и полукругами, а северная роза представляет собой квадратные огни, которые, вращаясь вокруг центра, расположены под разными углами, создавая калейдоскопический эффект большой энергии.

Дальнейшее развитие

Со времени постройки Шартра размеры окна-розетки начали увеличиваться с развитием более сложных оконных стилей, связанных с готической архитектурой . К середине 13 века роза достигла максимально возможного размера — во всю ширину нефа или трансепта, как это видно на трансептах роз в Сен-Дени и Париже.

На фасадах Сен-Дени, Шартра, Манта, Лаона и Парижа роза была помещена под круговую арку. Следующим важным событием в его использовании для готического стиля было размещение его под остроконечной аркой, как это было сделано в Нотр-Дам де Реймс (после 1241 года), в трансептах, а также в более поздних розах фасада . Эта форма, вероятно, произошла от ныне разрушенного Святого Никайза, также в Реймсе.

Окно-роза часто помещалось над рядом вертикальных огней в качестве вершины композиции, небольшие угловые «промежутки» между розой и нижним ярусом заполнялись меньшими огнями в форме розы, как в трансептах Сен-Дени и Нотр-Дам. .

Последним шагом в эволюции готического стиля было расположить розу в ряд вертикальных огней разной высоты и превзойти ее за счет сужающегося точечного света, чтобы она стала центром обширной оконной композиции, покрывающей весь конец фасада. трансепты, как в соборах Руана или Бове . Подобную сложную композицию также можно увидеть в восточной части Миланского собора .

Окна- розетки также были вставлены в квадратные окна, при этом прожекторы были пронизаны и заполнены меньшими огнями, как в Париже 1257 г., или не пронизаны скульптурой, форма, более распространенная в Италии, как и в Сполето, а также видна в северном трансепте Вестминстерского аббатства и в Страсбургский собор (см. Изображение выше).

Региональные примеры

Австралия

В ряде соборов Австралии есть окна- розетки в стиле готического возрождения, в том числе три Уильяма Варделла в соборе Святой Марии в Сиднее и еще одно в соборе Святого Патрика в Мельбурне, которые образуют верхнюю часть очень большого окна с семью светами в западном конце.

Эквадор

Два примера окон-розеток можно найти в Национальной базилике, построенной в 1893 году, и в церкви Санта-Тереза, построенной в 1934 году. Собор в Куэнке , на юге Анд, имеет заметное окно-розу.

Англия

В Англии использование окна-розетки обычно ограничивалось трансептами, хотя розы большого размаха были построены на западном фасаде Байлендского аббатства и на восточном фасаде Старого собора Святого Павла в Лондоне.

Средневековые окна-розы встречаются в соборах Йорка , Линкольна , Кентербери , Дарема и Оксфорда .

В средневековом соборе Беверли есть пример окна в виде колеса в стиле ранней готики с десятью спицами, каждый световой элемент заканчивается трилистником с заостренными выступами и окружен декоративным узором из пластин.

Более поздние окна можно будет увидеть в капелле внеконфессионального Abney Park в Лондоне, спроектированной в 1838–1840 годах Уильямом Хоскингом из FSA; Церковь Святой Троицы, Барнс , Лондон; Святой Николай, Ричмонд ; и Сент — Олбанс собор от Джорджа Гилберта Скотта .

В Крайст-Черч- Эпплтон-ле-Мур , Йоркшир, архитектор 19 века Дж. Л. Пирсон, похоже, вдохновил региональный цветочный символ белой розы . Это необычное окно с узором из тарелок, датируемое 1860-ми годами, имеет пять двойных секций, похожих на двухчастные лепестки простой розы.

Считается, что самое большое окно-роза в Англии было установлено в часовне Лансинг-колледжа в 1978 году и имеет диаметр 32 фута.

Франция

Во Франции огромное количество средневековых розовых окон, многие из которых сделаны из старинного стекла. В северной Франции окно-роза обычно является центральным элементом фасада. На фасадах трансептов также обычно есть окна-розетки. Примеры можно увидеть в Нотр-Дам в Париже (см. Слева), Базилике Сен-Дени (см. Слева), Шартрском соборе (см. Выше), Реймском соборе , Амьенском соборе и Страсбургском соборе (см. Вводные изображения).

Италия

В Италии окно-роза особенно использовалось ломбардскими архитекторами , как в Сан-Зено в Вероне , и в соборе Модены , и в тосканских готических церквях, таких как соборы Сиены и Орвието . Выдающийся пример окна-розетки — центральная часть Малой базилики с тринадцатью спицами в Ларино , Молизе (1312 г.). Другие — базилика Святого Франциска Ассизского и Санта-Мария-ди-Коллемаджо (1289 г.) в Аквиле .

Соединенные Штаты

В первой объединенной методистской церкви в Лаббоке, штат Техас, находится одно из самых больших окон-розеток диаметром 26 с половиной футов. Окулус в стиле барокко без узоров и витражей можно увидеть в Миссии Сан-Хосе в Сан-Антонио , штат Техас, которая была основана отцами-францисканцами и датируется 1718-1731 гг.

Самое большое окно-роза в Соединенных Штатах — Великое окно-роза над главными дверями собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Он выполнен в стиле готического возрождения и изготовлен из более чем 10 000 витражей .

Вашингтонский национальный собор имеет три больших окна-роз, которые символизируют Сотворение, Страшный суд и Славу Божью.

В 1954 году французский художник Анри Матисс создал Мемориальное Розовое Окно Эбби Олдрич Рокфеллер на восточной стене Объединенной церкви Покантико-Хиллз, Нью-Йорк .

Символизм

В готических соборах и церквях, где роза часто находится над Западной дверью, наиболее распространенным предметом витража, который он содержит, является Страшный суд , который по давней традиции изображается либо на фреске, либо на стекле на западной стене здание. В таких окнах Христос изображен сидящим в центре «света», а в свете вокруг него — символы четырех авторов Евангелий , Апостолов , Пророков , Святых и Ангелов . Некоторые окна показывают владычество Бога над Небом и Землей, включая знаки Зодиака и Подвиги месяцев .

Когда окна-розетки используются в концах трансепта, одно из этих окон часто посвящается Марии как Матери Иисуса . В современной католической мысли окно-роза часто ассоциируется с Девой Марией, потому что один из ее титулов, на который ссылается св. Бернар Клервоский , — « Мистическая роза ». Однако конкретная ассоциация Марии с окном-розеткой в ​​средневековый период маловероятна, потому что термин «окно-розетка» не был придуман до 17 века, когда таких окон строилось мало. Однако с возрождением готического стиля в XIX и XX веках многие витражи, которые были установлены в окнах-розетках как в новых церквях, так и в качестве реставрации в старых церквях, были посвящены Деве Марии .

Лента новостей

Специальное примечание, которое следует прочитать в первую очередь: стили, приведенные ниже, относятся к архитектурным достижениям, которые произошли в процессе эволюции окна Rose.

  • Считается, что происхождение общей концепции пришло из римского окулуса.
    • Примеры):
      • Пантеон, Рим (Построен в 113–125 годах нашей эры)
    • Римская мозаика была обычным явлением для розовых узоров.

Ранний христианин (260–525 гг. Н.э.)

  • Oculi Style
    • Часто используется во Франции и Италии в это время.
    • Примерно всего 6 футов в диаметре.
    • Некоторые из них были искусно украшены резным орнаментом и символами евангелиста. Также их часто украшали изображения львов, быков, орлов и ангелов. С учетом сказанного, у большинства из них почти не было украшений.
    • Самым важным отличительным признаком стиля окули было то, что технически, в традиционном понимании, окно не было. Это было связано с тем, что не было стекла, отделяющего внутреннюю часть здания от внешней. Иногда в них были металлические решетки.
    • Вера в цель и использование заключалась в том, чтобы иметь естественный свет внутри структур.
    • Примеры):
      • Часовня Бурдж-Хейдара (298 г. н.э.)
      • Храм Гроба Господня (335 г. н.э.)

Византийский (330–1453 гг. Н.э.)

  • Oculi Style
    • Примеры):
      • Сен-Женеру (950 г. н.э.)
        • Созданный позже, в византийский период, он находился под сильным влиянием романского периода, который только что собирался процветать.
  • Другое предположение о его происхождении состоит в том, что он происходит от шестилопастных розеток и восьмиугольника, которые украшают дворец Хишама (построенный в 740–750 годах нашей эры).
  • В 848 году самым ранним известным примером аксиально расположенного окулуса с узором стал Сан-Мигель-де-Лилло.
  • Считалось, что в VI – VIII веках существовали полукруглые окна.
  • В Испании, в окрестностях Овьедо, есть одни из самых ранних примеров окон-розеток за пределами Византийской империи. (9 — начало 10 века)

Романский (1000–1150 гг. Н.э.)

  • Oculi Style
    • Примеры):
      • Кафедральный собор Чефалу (12 век нашей эры)
  • Маленькие круглые окна были обычным явлением и очень популярны в тот период.
    • Причиной тому были плохие архитектурные достижения того времени. В этот момент из-за того, что использовался тяжелый каменный материал, он мог поддерживать только небольшие окна.
  • Многие предполагают, что окно-роза появилось в Колесе фортуны на северном фасаде Сент-Этьенны, Бове, в 1072 году.
  • Стиль окна колеса
    • Стиль колесных окон относится к тому моменту, когда архитекторы начали помещать стекло в структуру окуляра, создавая настоящее окно. Это произошло из-за того, что, когда архитекторы попытались увеличить диаметр глаз, чтобы пропускать больше света, проблема ветра и дождя стала очень очевидной.
    • Они стали стандартом для окна-розетки, став основой для других стилей, которые будут созданы.
    • Примеры):
      • Вормсский собор (1110 г.)
      • Сент-Этьенна, Бове (1150 г. н.э.)
      • Замок Хедингем церкви
  • Тарелка Ажурный Стиль
    • «Узор» относится к узору внутри самого окна. С течением времени узор будет развиваться и превращаться в три различных узора: геометрический, цветочный и пламя.
    • «Тарелка» относится к технике, появившейся в V и VI веках в Сирии, когда при вырезании рисунков художник брал одну плоскую плиту или кусок камня и вырезал на ней один законченный рисунок.
    • Примеры):
      • Страсбургский собор (1015–1439 гг. Н.э.)
  • Аббатская церковь Сен-Дени, которая считается первой готической церковью, была завершена в 1144 году нашей эры, когда начинался готический период. Это также первая известная церковь, в которой около 1200 года нашей эры были витражи-розетки.
  • Первые окна-розетки, в которых использовались разделительные элементы и украшения, впервые появились практически одновременно в Италии в Сан-Зено в Вероне, в Тоскане и во Франции в Сен-Дени и Сент-Этьен в Бове. В то время это была такая же полезная структура, предназначенная для внутренней драмы, как и для внешней отделки.
  • Наибольшую популярность окна-розетки приобрели в середине 12 века.

Ранняя готика (около 1150–1250 гг. Н.э.)

  • Летающие контрфорсы были архитектурным «посланником» для окон-розеток.
    • Изобретение аркбутанов помогло поддержать тяжелые каменные стены построек. Это позволило уменьшить вес окон, что позволило архитекторам делать их больше.
  • Готический период считается родиной «настоящего» традиционного окна-розетки.
  • Тарелка Ажурный Стиль
    • Примеры):
      • Нотр-Дам де Пари (1163–1345 гг. Н. Э.)
        • Нотр-Дам считался большим архитектурным достижением во многих отношениях, включая окно-розу. Западное розовое окно составляет почти 33 фута в диаметре с рамкой, похожей на паутину, для отличной поддержки. Он также имеет одно из самых высоких соотношений стекла и камня среди всех других окон-розеток.
        • В 1225 году Нотр-Дам начал модификацию своего четвертого этажа, вместо трифория появились окули в форме розы, которые проецировали свет на крышу.
      • Коллегиальная церковь Манта, которая была похожа по дизайну, но меньше по размеру, также использовала окуляры для освещения.
      • Линкольнский собор (1185–1311 гг. Н.э.)
  • Примерно в готический период стиль окна изменился от формы «колеса» до более сложной формы цветения.
  • Хотя точно неизвестно, когда окно-роза получило свое название, считается, что название окна произошло примерно в начале 13 века.
  • Считается, что рост популярности Девы Марии связан с тем, что окна-розетки получили свое имя и завоевали популярность.
  • Изделие было изобретено еще в средние века, витражи появились только в витражах церкви аббатства Сен-Дени. Тем не менее, он начал становиться более популярным в начале 1200-х годов, часто деньги на стекло, пожертвованные богатыми.
    • Стекло должно было быть темным и богатым цветом.
    • Наиболее распространенной комбинацией цветов были синие и красные узоры.
  • Бар Ажурный Стиль
    • Барный узор позволил использовать больше стекла в окнах, создавая более визуально потрясающее произведение искусства.
    • В 1211 году Реймсский собор стал известен как первый готический собор, в котором использовались барные узоры с окнами-розетками.
  • Кроме того, появившееся позже в рейнском искусстве около 1200 года, круглое окно почти никогда не использовалось в романской архитектуре и никогда не считалось важным для освещения.
  • Ранний готический стиль
    • Примеры):
      • Лаонский собор (XII – XIII вв. Н.э.)
        • В 1180–90 гг. Были построены два больших розовых окна-трансепта, которые были составлены из нескольких сопряженных друг с другом многослойных фольг. Они особенно выделялись своей важностью для внутреннего освещения.
        • Около 1205 года хор Лаонского собора был модернизирован, и теперь в нем размещается большое окно-роза, разделенное на несколько частей (тонкие разделительные решетки). Наряду с некоторыми другими высокими окнами он считался одним из величайших образцов готического искусства начала 13 века.
  • С XII до начала XIII века Страшный суд стал популярной темой для окон-розеток.
  • Районный готический стиль
    • Это положило начало революции окон-розеток в том смысле, что ни одна готическая церковь или собор не обходилась без них. Окна-розетки стали стандартной частью готической архитектуры. Огромное желание иметь окна-розетки повсюду привело к неоднозначным отзывам о мастерстве и дизайне по сравнению с предыдущими эпохами.
    • Этот стиль, вероятно, наиболее известен своим акцентом на большем количестве стекла в окнах-розетках.
  • Криволинейный стиль
    • Происхождение из Англии.
    • По сравнению с предыдущими стилями, криволинейный стиль считается одной из наиболее абстрактных, нетрадиционных дизайнерских интерпретаций окна-розетки.
    • Примеры):
      • Бойтон в Уилтшире (13 век нашей эры)
  • Яркий готический стиль
    • Название относится к форме и дизайну, подобному пламени, в узорчатом узоре.
    • Примеры):
      • Сент-Шапель (1242–1248 гг.)
      • Сенский собор (1490)
        • Один из самых изысканных образцов яркого стиля в исполнении Мартина Шамбиге.
      • Собор Бове (1500)
        • Также создан Chambiege, и хотя он визуально впечатляет, он также не выполнен.

Высокая готика (около 1250–1375 гг. Н.э.)

  • Впервые возник во Франции и около 1260 г. распространился по Европе. Готический период считался «золотым веком» архитектуры.
  • Есть много вещей, которые заставляют розовое окно так быстро распространяться по Европе, например .
    • Повышение авторитета религии.
    • Рост экономики в то время.
  • При проектировании замысловатого каркаса окон-розеток в этот период использовались два основных принципа дизайна:
    • Ad Quadratum
    • «Правильная мера» или «Два к одному»
  • Использование пустот в геометрическом дизайне окон-розеток — определяющее различие между стилями Rayonnant и Famboyant.
  • Практически каждое окно-роза содержит хотя бы одну звезду. Звезда может быть буквальной или подразумеваться в дизайнерской работе.
  • Дерево Иисуса было популярной темой в розовых окнах в XII – XIII веках.
  • Криволинейный стиль
  • Тарелка Ажурный Стиль
  • Бар Ажурный Стиль
  • Районный готический стиль
    • Примеры):
      • Нотр-Дам де Пари (1163–1345 гг. Н. Э.)
  • Яркий готический стиль
    • Примеры):
      • Линкольнский собор (1185–1311 гг. Н.э.)
      • Собор Бове (1272 г.)
      • Амьенский собор (13 век нашей эры)

Международная готика (около 1375–1450 гг. Н.э.)

  • В то время витражи становились намного более живописными.
    • Чтобы создать ощущение света и пространства, часто использовались такие цвета, как желтый и зеленый.
  • Тарелка Ажурный Стиль
  • Бар Ажурный Стиль
  • Районный готический стиль
  • Яркий готический стиль

Раннее и высокое Возрождение (ок. 1400–1550 гг. Н. Э.)

  • Этот период отмечен увеличением долготы повествования с помощью повествовательных образов.
  • Хотя позже многие из них были удалены в 19 веке, символ зодиака в то время также стал повторяющимся элементом дизайна в окнах-розетках.
  • Oculi Style
    • Примеры):
      • Часовня Пацци (1429–1443 гг. Н.э.)
  • Стиль Возрождения
    • Это положило начало прорыву готического стиля, а вместо этого положило начало возрождению стиля классического искусства.
    • Отличительной чертой стиля Ренессанс является использование феррамента вместо каменного узора.
    • Создание абстрактных фигур в окнах-розетках было особенно распространено в то время.
    • Примеры):
      • Севильский собор (1536 г.)
  • Тарелка Ажурный Стиль
  • Бар Ажурный Стиль
  • Районный готический стиль

Барокко (1600–1725 гг.)

  • Стиль барокко
    • Общим для этого стиля было использование круглых, овальных и органических сложных форм; не только круглые формы.

Неоклассический (1760–1830 гг. Н.э.)

Возрождение (середина XIX – XX вв. Н.э.)

  • Это было время восстановления, воссоздания и создания соборов, вдохновленных более старыми проектами.
  • Это явление распространилось по Европе, особенно в Великобритании, Франции и Германии.
  • Тарелка Ажурный Стиль
  • Бар Ажурный Стиль
  • Стиль окна колеса
  • Яркий готический стиль
  • Стиль Возрождения
  • Районный готический стиль
    • Ажурные узоры в виде роз были очень популярны.

Современный (1860–1970-е гг. Н.э.)

  • Предполагается, что современный период розовых окон является продолжением предыдущего периода Возрождения.
  • Современный стиль
    • Сам дизайн розы часто интерпретируется очень абстрактно с витражами, а также с новыми видами стекла, такими как dalle de verre.

Окно-роза имело невероятно богатые мотивы и потрясающе великолепные узоры, которые сделали его культовым.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями