- Предметы народного быта в России
- Русская изба
- Добра речь, коли в избе есть печь
- Кочерга, ухват, помело
- Сундук — для хранения самых ценных вещей
- Интересные названия предметов народного быта
- Народные предметы быта России: любопытные факты
- Украшение жилища
- Предметы, которые исчезли из повседневной жизни
- Несколько слов в заключение
- Проект «История вещей, которые нас окружают»
Предметы народного быта в России
Человека всю его жизнь — с рождения и до самой смерти — окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и придумывают загадки.
Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые исчезли из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами народного быта? Начнем с самого главного.
Русская изба
Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного — их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.
Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не «построить избу», а «срубить дом». Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.
В избе находились деревянные предметы народного быта — стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался «красным», то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи — хозяин. В красном углу отводилось место для икон.
Добра речь, коли в избе есть печь
Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда.
Еда приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.
Но самое главное, что печь — это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).
Кочерга, ухват, помело
Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к русской печи. Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. О кочерге русский народ сложил немало пословиц и поговорок, вот лишь некоторые из них:
- В бане веник господин, в печи кочерга.
- Ни богу свечка, ни к черту кочерга.
- Черной совести и кочерга виселицей кажется.
Ухват — второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.
Помело — специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Русский народ об этом предмете придумал характерную загадку: «Под полом, под середой, сидит баба с бородой». Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.
Кочерга, ухват, веник — непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.
Сундук — для хранения самых ценных вещей
В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти. Сундук — неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа. Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.
Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:
- Девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, в противном случае можно было остаться старой девой.
- Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно было выпустить на волю свое богатство и удачу.
- Перед замужеством родственники невесты садились на сундук и требовали выкуп за приданое.
Интересные названия предметов народного быта
Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, когда-то назывались совсем по-другому. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта, остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых, привычных нам вещей:
Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.
Место, где жили крупные домашние животные — стайка.
Полотенце — рукотерник или утирка.
Место, где мыли руки — рукомойник.
Ящик, где хранилась одежда — сундук.
Место для сна — полати.
Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину — рубель.
Большая чашка для разлива напитков — ендова.
Народные предметы быта России: любопытные факты
- Город Тула считается родиной самовара. Этот предмет был одним из любимых у россиян, трудно было найти избу, в которой его не было. Самовар был предметом гордости, его берегли и передавали по наследству.
- Первый электрический утюг появился в начале 20 века. До этого времени были чугунные утюги, в которые складывали угли или нагревали их длительное время над пламенем печи. Держать их было очень неудобно, они могли весить более десяти килограмм.
- Одним из самых престижных предметов народного быта был патефон. В деревнях за него можно было корову выменять.
- Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.
- Прялки появились ещё в Древней Руси. Их делали из дерева: березы, липы, осины. Этот предмет дарил отец дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна из них на другую не походила.
- Предметы народного быта для детей — тряпичные самодельные куклы, мячи из лыка и шерсти, трещотки, глиняные свистульки.
Украшение жилища
Декор предметов народного быта включал в себя резьбу по дереву и художественную роспись. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое. Конструирование и декор предметов народного быта касалось в первую очередь и самой избы. Делалось это не только для красоты, но и как оберег от злых духов и разных бед.
Для украшения дома использовали кукол, сделанных своими руками. У каждой из них было свое предназначение. Одна отгоняла нечистую силу, другая приносила мир и благополучие, третья не допускала склок и скандалов в доме.
Предметы, которые исчезли из повседневной жизни
- Сундук для хранения одежды.
- Рубель для глажки белья.
- Лавка — предмет, на котором сидели.
- Самовар.
- Прялка и веретено.
- Патефон.
- Чугунный утюг.
Несколько слов в заключение
Изучая предметы народного быта, мы знакомимся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Русская печь, прялка, самовар — без этих вещей невозможно представить русскую избу. Они объединяли семьи, рядом с ними и горе легче переносилось, и любая работа спорилась. В наши дни предметам народного быта уделяется особое внимание. Покупая дом или дачный участок, многие владельцы стремятся приобретать их с печкой.
Источник
Проект «История вещей, которые нас окружают»
Ольга Анатольевна Салтанова
Проект «История вещей, которые нас окружают»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
В современном мире все меньше людей задаются вопросом: откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту. Наша жизнь удобна и комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи, которыми мы пользуемся каждый день, не задумываясь об их значимости? Попробуйте обойтись без ложки, тарелки, расчески и прочих бытовых вещей. Что случится, если одна из удобных нам вещей исчезнет из нашего обихода? Это заставит нас задуматься, найти пути к решению проблемы, фантазировать, творить.
Творить, проявлять любознательность – это главная задача данного проекта. Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества.
Вид проекта: культурно-ценностный.
Время проведения:1 месяц, февраль.
Участники проекта: Дети старшей группы и педагоги, родители.
Воспитатели: О. А. Салтанова, А. В. Ларионова
Возраст детей: старшая группа.
Основная идея: познакомить историей появления бытовых вещей.
Постановка проблемного вопроса: Беседы с детьми «Как придумали вещи, которые нас окружают?»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Цели проекта: расширять и закреплять представления детей о том, как человек в процессе эволюции создавал предметы быта (зеркало, посуду, мебель, одежду); как изменялись эти предметы в ходе истории, дать понятие о том, что окружающие нас вещи являются результатом творчества многих поколений.
1. Обобщить и систематизировать знания о предметах быта.
2. Закреплять классификацию предметов.
3. Развивать логическое мышление и любознательность.
4. Воспитывать бережное отношение к вещам.
1. Воспитание бережного отношения к вещам.
2. Расширять знания об истории вещей.
3. Побуждать проявлять творческий подход к использованию вещей в повседневной жизни.
4. Ход реализации проекта с учетом интеграции образовательных областей
Направления развития Образовательные
области Цели и задачи
• Беседа о вещах, которые нас окружают.
• Заинтересовать детей узнать историю изобретения предметов быта.
• Рассматривание иллюстраций старинных предметов быта.
• Знакомство с историей изобретения предметов быта;
• Рассказать об изобретении посуды, мебели, одежды;
иллюстраций по теме.
• Презентация на тему «История вещей».
• Просмотр м\ ф «Федорино горе».
Чтение художественной литература Знакомство с книгой Н. Ходза «Дорога жизни»
• Чтение глав из книги Т. Н. Нуждиной «Мир вещей» о посуде, мебели, одежде.
• Чтение рассказа С. Я. Маршака «Откуда стол пришел».
•Рисование на темы: «Хохломская ложка», «Свет мой зеркальце, скажи», роспись трафаретов посуды по мотивам гжельской росписи.
• Поделка из бросового материала.
• Изготовление коллажа на тему «Эволюция вещей».
Физическая культура • Приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать музыкальные впечатления детей; вызывать яркий музыкальный отклик при восприятии музыки
• Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
• Разучивание физкультминуток по тематике.
Взаимодействие с семьей
• Предложить родителям вместе с детьми изготовить коллаж на тему «Эволюция вещей».
• Презентация на тему «История вещей, которые нас окружают».
• Изготовление поделок из бросового материала.
5. Продукты проекта.
1. Сценарий итогового мероприятия.
2. Презентация и видеоматериал, используемые в ходе реализации проекта.
3. Открытое занятие для родителей.
4. Публичный фотоотчет о ходе мероприятия на сайте ГБДОУ.
5. Альбом коллажей по теме.
6. Поделки из бросового материала.
Конспект занятия «История вещей. Русский платок» Цель: Знакомство детей с историей русского платка. Приобщение детей к русской народной культуре Звучит запись песни «Коробейники», заставка.
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «История старинных вещей» Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «История старинных вещей» Воспитатель: Таранова Л. В. Цель: организовать воспитанников.
Консультация для родителей «Звуки, которые нас окружают» Мир звуков окружает ребёнка с момента рождения (а вернее он живёт в нём ещё до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки.
Музыкальное занятие для старшей группы «Ритмы и звуки, которые нас окружают» Цели: учить ориентироваться в музыке; познакомить с новым репертуаром, развить ритмическое восприятия музыки ; поддерживать жизнерадостное.
Проект «Игры, которые лечат» Слово «игра» — магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда.
Проект «История моей семьи» Проект «История моей семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 общеразвивающего вида ст Азовской.
Проект «История нашего города» В Уральских горах на Исети раскинулся город большой. Цвети и красуйся ты вечно, наш Каменск-Уральский родной! Цель: Систематизировать материал.
Проект «История возникновения книги» Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный.
Проект в старшей группе «История вещей» Проект «История вещей и предметов» АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников.
Проект «Животные, которые живут рядом с нами» Животные, которые живут рядом с нами. Актуальность. Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые.
Источник