Требования к кабинету биологии
материал по биологии на тему
Организация и оборудование современного кабинета биологии, комплектование кабинета, технические средства обучения, система хранения учебного оборудования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_kabinetu_biologii.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА БИОЛОГИИ
Кабинет биологии представляет собой сложную педагогическую систему, включающую учебное оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические средства обучения, устройства для хранения учебного оборудования. Он является той информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеклассные и факультативные занятия, воспитательная работа с учащимися. При непосредственной организации и оборудовании любого кабинета необходимо решить следующие проблемы:
* комплектование кабинета учебным оборудованием;
* организация рабочих мест учителя и учащихся;
* организация использования ТСО;
* создание рациональной системы хранения учебного оборудования;
* оформление интерьера кабинета.
Выбор помещения, планировка кабинета, а также организация использования технических средств обучения осуществляются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», которые введены с 1.09.2003 г. (Сан-ПиН 2.4.2.1178-02).
Этапы оборудования кабинета
Создание нового кабинета включает несколько этапов:
1. Ознакомление с перечнями специализированной мебели, выпускаемой промышленностью, а также учебного оборудования по биологии. На основании этого в школьном здании выбирается помещение, проверяется соответствие его освещения, вентиляции, электро- и водоснабжения санитарно-гигиеническим нормам.
2. Составление плана размещения мебели и учебного оборудования в шкафах.
3. Приобретение мебели, приспособлений, ТСО и учебного оборудования и их расстановка.
4. Организация постоянной и временной экспозиций, а также оснащение кабинета живыми объектами.
В последующие годы продолжаются работы по доукомплектованию кабинета, создаются картотеки.
Помещение кабинета и требования к нему
Площадь кабинета принимается из расчета 2,5 кв. м на одного учащегося при фронтальных формах занятий и 3,5 кв. м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
Анализ практики преподавания показывает, что для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: класс-лаборатория, площадью 66—70 кв. м (при длине 10— 11м, ширине 6—7 м), и лаборантская — 15— 18 кв.м. Целесообразнее разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг, юго-восток или восток.
Показатели физической среды класса-лаборатории должны быть согласованы с принятыми санитарно-гигиеническими нормами. В помещении кабинета должны поддерживаться определенная температура, влажность, уровень освещенности, соблюдено процентное соотношение вредных примесей в воздухе.
Освещение и электрооборудование. Важный момент в оборудовании кабинета — правильное освещение, так как недостаток света снижает работоспособность учащихся и приводит к ухудшению зрения. Окна оборудуются солнцезащитными шторами светлых тонов или устройствами типа жалюзи. Не рекомендуется использовать шторы из поливинилхлоридной пленки. В нерабочем состоянии шторы должны размещаться в простенках между окнами. Очистка и мытье окон проводятся два раза в год — весной и осенью.
Комнатные растения размещают в переносных цветочницах, в подвесных кашпо. На подоконниках возможна расстановка только низкорослых растений, не загораживающих свет.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений не рекомендуется: закрашивать оконные стекла; сажать деревья ближе 15м, кустарники — ближе 5 м от здания школы.
При искусственном освещении лучше использовать люминисцентные светильники с лампами марки ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается применение ламп накаливания. Однако не следует в одном помещении размещать люминесцентные лампы и лампы накаливания. Светильники с люминесцентными лампами должны располагаться параллельно стене на расстоянии 1,2 м от окон и 1,5 м от внутренней стены.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПОЗО-40-122 (125). Светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
Уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк (уровень освещенности измеряют люксметром), на классной доске — 500 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и одновременное ведение записей в тетрадях освещенность на столах учащихся должна быть 300 лк. Во время работы проекторов освещенность на столах учащихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным» коридором перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры два раза год. Привлекать к этой работе учащихся запрещается.
Электрический ток необходим в кабинете не только для освещения, но и для работы проекционной аппаратуры, поэтому розетки устанавливают на стенах и демонстрационном столе учителя.
Окраска стен и покрытие полов. Цветовое решение интерьера кабинета биологии оказывает влияние на общий уровень освещенности, на работоспособность учащихся и учителя. Для отделки учебных помещений используются материалы и краски, создающие матовую поверхность. Стены целесообразно покрасить в светло-сиреневый, светло-голубой, светло-зеленый, светло-кремовый или розовато-бежевый цвета. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона, на север — в теплые. Двери окрашивают той же краской, что и стены, но более насыщенного тона, оконные рамы — в белый или светло-серый цвета. Для столов, стульев, шкафов рекомендуются цвета натурального дерева или светло-зеленый, для классных досок — темно-зеленый и темно-коричневый.
Полы желательно покрыть пластиком, не вызывающим разрядки статического электричества, или покрасить масляной краской темно-бежевого, коричневого, зеленого цвета, гармонирующего с окраской стен.
Вентиляция. Температура воздуха в кабинете в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных кабинетах с обычным остеклением— 18—20 °С, при ленточном остеклении — 19—21 °С.
Кроме приточно-вытяжной вентиляции, предусмотренной проектом школы, необходимо проветривать кабинет на переменах. Открывающаяся часть окон (форточки, фрамуги) по общей площади должна составлять не менее 1/50 площади пола.
Кабинет следует проветривать во время перемен. В теплые дни занятия проводятся при открытых форточках и фрамугах. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание. Длительность сквозного проветривания учебного кабинета зависит от температуры наружного воздуха (см. табл.1).
Длительность проветривания помещения (мин.)
в малые перемены
в большие перемены и
от +10 до +6 от +5 до 0
от -5 до -10 ниже -10
1 Водоснабжение должно быть подведено к демонстрационному столу учителя и в лаборантской
Площадь кабинета должна позволять расставить мебель с соблюдением санитарно — гигиенических норм. Ученические столы ставятся в три ряда: расстояние между столами в ряду — 0,6-0,7 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения — 0,5-0,7 м, от первых столов до классной доски — 2,4-2,7 м; от демонстрационного стола до доски — не менее 1 м; от последних столов до задней стены— 0,7 м; наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски — 8,6 м.
Нижний край учебной доски располагается над полом на высоте 0,8-0,9 м. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35? для учащихся.
По задней стене класса-лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования. На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды.
В лаборантском помещении размещают шкафы для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с сушилкой.
Учебное оборудование, используемое в преподавании биологии, согласно классификации делится на группы.
1. Натуральные объекты: живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии, такси-дермический материал, микропрепараты.
2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстрационных и лабораторных работ.
3. Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи, рельефные таблицы); плоскостные (модели-аппликации, таблицы на печатной основе, карты географические, дидактический раздаточный материал); традиционные Экранно-звуковые средства (учебные кинофильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты для наложения, таблицы-фолии, представляющие собой «транспарант» из одного кадра и применяемые как таблицы эпизодического пользования, видеофильмы).
4. Технические средства обучения (ТСО): аппаратура для проявления информации, заложенной в экранных средствах.
5. Персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), пакеты прикладных программ. В будущем будут внедрены комплекты демонстрационных датчиков к компьютеру, а также комплект датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или процессе.
6. Литература для учащихся: учебники, сборники задач и упражнений, хрестоматии, рабочие тетради; для учителя: методическая литература, научно-популярная литература, справочники и т.
Учебное оборудование приобретается в соответствии с «Перечнем учебного оборудования», утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и поставляется комплектами по видам пособий.
В учебном кабинете различают следующие зоны: рабочую зону для учащихся, рабочую зону для учителя, пространство для размещения учебного оборудования, зону расположения технической аппаратуры и зону для индивидуальной деятельности учащихся, которая способствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении
Размеры мебели и маркировка ее по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья ученические»
полом края стола
Высота над полом переднего
края сиденья по
ГОСТу 1 1016-93 (в мм)
Оборудование рабочих мест учащихся и учителя
Рабочие места должны быть приспособлены к разнообразным типам деятельности учителя и учащихся: подготовительной, исполнительской, корректирующей и контролирующей.
Рабочее место учащихся . Рациональная организация рабочего места учащегося требует соблюдения следующих условий:
— достаточной рабочей поверхности для письма, чтения, проведения наблюдений и т.д.;
— удобного размещения оборудования, используемого на уроке;
— соответствия стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучаемого;
— необходимого уровня освещенности (150 лк).
В кабинете биологии удобнее всего использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600×1200 мм) с пластиковым покрытием. Для соответствия мебели росту учащихся в кабинете целесообразно иметь 50% столов группы № 4, 40% столов группы № 5 и 10% — группы №6 (см. табл.2).
При такой комплектации мебелью подходящих размеров будет обеспечено большинство учащихся. Могут быть использованы столы и стулья, которые регулируются по высоте (рис. 1,2). Столы расставляются по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения столы, независимо от их номера, ставятся первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны занимать места в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Для удобства использования ученическая мебель маркируется. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом: 4 — красным; 5 — зеленым; 6 — голубым. Аналогичная маркировка наносится и на ученические стулья.
Рабочее место учителя. Во время урока учитель демонстрирует опыты, различное учебное оборудование. Для этого оборудуется рабочее место учителя, в состав которого входят: демонстрационный стол, классная доска, экран. Из всех выпускаемых в настоящее время демонстрационных столов наиболее удобен для кабинета биологии двухступенчатый стол, состоящий из двух секций (рис.3). Левая секция демонстрационная, за ней учитель работает стоя, показывая учащимся подготовленные опыты, объекты. Правая секция (более низкая), препараторская, служит для подготовки демонстраций. К столу должны быть подведены вода, канализация, электрический ток.
Классные доски российского производства объединения Россметалл (г.Самара) по качеству не уступают зарубежным образцам. Внешняя поверхность доски изготовлена из оцинкованного стального листа, покрытого эмалью. Срок службы такой доски 25 лет. Ее покрытие позволяет использовать как мел, так и маркеры. Поверхность доски имеет магнитные свойства и может быть применена для крепления моделей аппликаций, рисунков, графиков. При необходимости возможно использование дополнительной магнитной поверхности в виде навесной доски.
В ассортименте имеются несколько видов досок. Доска для мела (зеленое поле), с размерами рабочей поверхности 100×150 см; доска для маркера (белое поле), с размерами рабочей поверхности 100×150 см; трехэлементные доски. Меловые распашные доски имеют навесные створки, увеличивающие рабочую поверхность (размер основной поверхности — 100×150 см, створок— 100×75 см). Доска на треноге имеет размеры 100×70 см, высота ее ножек может меняться. Она оборудована специальной планкой для крепления большого блокнота (90×65 см) и стандартного листа формата А2. Все доски имеют металлическую поверхность с магнитными свойствами.
Кроме того, в кабинете может быть использована доска объявлений (Пост-ит 558), обладающая уникальными (адгезивно-электростатическими) свойствами, благодаря которым листы бумаги, открытки, фотографии крепятся без помощи клея или кнопок. Достаточно приложить лист к доске, провести по нему рукой, и он будет держаться на ее поверхности. Эти свойства доски сохраняются в течение многих лет. Доска для объявлений выполнена на картонной основе и весит не более 1800 г; ее размеры 58×46 см. Она крепится к стене или стенду двусторонним скотчем, входящим в комплект поставки.
Несколько досок, имеющихся в кабинете, могут монтироваться встык, образуя большие поверхности нужного размера. Их можно размещать на боковой стене для экспозиции тематических материалов, работ учащихся.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Почти на каждом уроке биологии имеются возможности для применения тех или иных технических средств обучения (ТСО). Особенно целесообразно их использование в многокомплектных школах.
Для кабинета биологии можно рекомендовать следующий комплекс технических средств: телевизор цветной; видеомагнитофон кассетный, который можно заменить пишущим видеоплейером; графопроектор (оверхедпроектор); диапроектор для демонстрации диапозитивов (слайдов); компьютер компактный или сетевой; принтер для показа изображений с видеокамеры и компьютера или проектор с LSD-панелью для демонстрации изображения с компьютера и пленки на экран; пульты управления демонстрационные; программа для презентаций в компьютере; чистящие аудио- и видеокассеты.
Кроме того, при наличии в школе материальных средств можно рекомендовать приобрести видеокамеру для проведения съемок учителем пучащимися, цифровую фотокамеру для введения фотоинформации в компьютер и распечатки ее на принтере.
Не подлежит сомнению важность использования учебных кинофильмов в процессе обучения. Отечественными методистами созданы многочисленные учебные кинофильмы по различным темам естественнонаучного цикла предметов. Однако в настоящее время кинопроекторы сохранились лишь в отдельных школах. На смену им пришел видеомагнитофон, а российские студии выпускают видеофильмы, в которых использованы материалы лучших учебных фильмов прошлых лет. Методика работы с видеофильмами аналогична.
Для размещения ТСО в кабинете целесообразно иметь две передвижные подставки и навесную подставку для телевизора.
Графопроектор устанавливают на препараторской части демонстрационного стола или на передвижной подставке.
Рекомендуемая высота расположения телевизора от пола— 1,2-1,3 м. Для уменьшения световых бликов на экране телевизора целесообразно устанавливать его так, чтобы верхний край был наклонен в сторону учащихся на 10-15°.
Компьютер размещают вблизи рабочего места учителя, для чего приобретают специализированный стол. В настоящее время некоторые фирмы изготавливают автоматизированное рабочее место учителя, позволяющее управлять всей технической аппаратурой с помощью компьютера.
Диапроекторы. Несмотря на появление в школах новейшей техники, например, компьютера, необходимым техническим средством в кабинете биологии остается диапроектор. Ведь диапозитивы имеют непревзойденное качество изображения. Чтобы только приблизиться к фотографическому качеству слайда, компьютеру необходимо сохранить графический файл высокого разрешения объемом в десятки мегабайт.
Другое преимущество диапозитивов — эко-логичность слайдпроекции. В ней отсутствует целый ряд факторов (растрированность изображения, частотность, вредные излучения), которые делают компьютерное и видеоизображение небезопасными для здоровья человека, особенно подростков. Третье преимущество — экономичность. Диапозитивы можно демонстрировать на большом экране, используя небольшой и недорогой аппарат.
По конструктивным особенностям диапроекторы (слайд-проекторы) можно разделить на три группы: рамочные, автоматические линейные и автоматические карусельные.
Диапроекторы предусматривают перевод диапозитива вручную. Это недорогие, легкие и простые по конструкции аппараты. Однако они дают небольшой световой поток, поэтому для работы с ними требуется затемненное (или полузатемненное) помещение. Наиболее целесообразно их использовать для работы с малыми группами учащихся, например, в малокомплектной школе. Диапроекторы данного типа в настоящее время не производятся.
Наиболее распространен линейный проектор, в котором слайды (20, 36, 40, 50, 100 штук) расположены в линейном магазине друг за другом. Такие проекторы оснащены автоматической системой перевода слайда путем нажатия кнопки. Проектор может иметь и дистанционный пульт управления. В мировой практике выпускают три основных типа линейных магазинов: LKM, CS, Standart. В России распространен последний тип, применяемый в «Пеленгах», «Свитязях». Примером могут служить «Пеленг 500А», «Пеленг 500К», «Диафокус 1500Е», «Диафокус IR».
Карусельные проекторы отличаются системой подачи и смены диапозитивов. Во вращающийся магазин помещается от 80 до 140 слайдов. Эти проекторы имеют более высокую стоимость и превосходят линейные по надежности, качеству изображения и удобству в эксплуатации. Например, в карусельных проекторах Кодак используются лампы мощностью 300 Вт, помещенные в специальный оптический модуль, что делает изображение более ярким.
Эпипроекторы. С помощью эпипроектора на экран передается изображение с непрозрачного объекта: с книги, открытки, документа, художественной репродукции, что представляет собой большое удобство для учителя.
В предыдущее десятилетие эпипроекция совмещалась с диапроекцией в одном аппарате — эпидиаскопе. Основным его недостатком был малый световой поток, в связи с чем требовалось полное затемнение помещения.
Современные импортные эпископы благодаря совершенной конструкции, наличию мощной кварцево-галогенной лампы и отличной оптике по яркости изображения сравнялись с диапроекторами. При их использовании затемняется только та часть помещения, где находится экран. Примером может служить эпипроектор ЭПИ А4.
Графопроекторы. Ранее графопроектор назывался кодоскопом, ретропроектором, вьюграфом. В настоящее время употребляется также термин «оверхедпроектор». Графопроектор используется для проекции слайдов, транспарантов, небольших прозрачных объектов. С его помощью можно получить на экране теневую или полупрозрачную проекцию живых объектов, размещенных в прозрачной кювете (например, движение водных беспозвоночных) на просветном окне графопроектора. Через проектор можно также демонстрировать оптические явления с помощью линз и кристаллов.
Наиболее удобен для использования в кабинете графопроектор с просветным окном не менее 285×285 мм, куда может быть помещен лист бумаги формата А4.
Графопроекторы ЗМ серий 1600, 1700. В 1991 г. американская компания ЗМ (Три-эм), разрабатывающая проекторы специально для учебных заведений, открыла свое представительство в России.
Проектор М-1705 —базовая модель с одной лампой, однолинзовой оптикой и складывающейся стойкой. М-1708 отличается от предыдущей модели наличием системы быстрой замены перегоревшей лампы. М-1720 имеет более качественную трехлинзовую оптическую систему. М-1750 — самый яркий проектор школьной серии — 3800 люмен. М-1605 — новая разработка компании. При технических данных, близких к аппаратам серии 1700, они существенно дешевле.
Возможно применение графопроекторов серии «Квадра» (Quadra), выпускаемых словенской фирмой Вега. Эти проекторы соответствуют принятым у нас техническим нормативам (безопасность, низкий уровень шума, высокая яркость изображения, современный дизайн). Базовая модель Квадра 250х имеет одну лампу, однолинзовую оптику, яркость 2200 люмен.
Мультимедийные проекторы. Мультиме-диапроекция — новая развивающаяся технология. Это собирательное название для всех типов проекторов, работающих от цифрового сигнала. Современные аппараты не ограничиваются наличием видеокарты и принимают сигнал не только от видеомагнитофона и видеоприемника, но и от компьютера, цифровой и аналоговой видеокамеры, сканера. Это наиболее технологичный и дорогой тип проектора.
Для учебного кабинета такие проекторы должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего, яркость проектора должна составлять не менее 600 люмен по стандартной шкале ANSI. Цифровое и видеоизображение состоит из множества организованных точек — пикселей. Количество пикселей по сторонам изображения характеризует параметр «разрешение» — четкость полученного изображения. Основные стандарты разрешения: VGA — 640×480 пиксел; SVGA — 800×600; XGA- 1024×768; SXGA-1280×1024. Стандартом качества постелен-но становится XGA-разрешение. Для небольшой аудитории можно использовать и SVGA-разрешение. Проекторы VGA морально устарели и наиболее вредны для глаз.
Современные проекторы обладают хорошими техническими характеристиками и дополнительными возможностями, такими как, например, технология матрицы, инфракрасный пульт, «Масштабирование», «Антитрапеция», «Эмуляция мыши», «Картинка в картинке». Так, мультимедиапроектор Sony VPL-С52 имеет функции цифрового увеличения 4х и цифровой коррекции трапециидальных искажений при угле наклона до 15°, а также высокое качество видеоизображения. Конвертор развертки обеспечивает разрешение от 640×480 до 1280×1024. Пульт дистанционного управления оснащен виртуальной компьютерной мышью, более удобной, чем лазерная указка. В комплекте имеется сумка для переноски и набор кабелей. Максимальный размер изображения 3,7 м, яркость 600 люмен, вес 2,9 кг.
Любой проектор, используемый в школьных условиях, должен быть совместим с электросетью 220V/50Hg/ и поддерживать работу с видеостандартами PAL и SEСAM.
Для демонстрации изображения с помощью проектора необходим экран. Выбор оптимального расстояния от проектора до экрана зависит от размера класса, освещенности, мощности проектора и его фокусного расстояния. Принято считать, что расстояние от экрана до последнего рабочего места в кабинете, деленное на размер изображения на экране по диагонали, не должно быть меньше 5.
В настоящее время имеется множество модификаций экранов.
Настенный экран помещается в металлическом тубусе, который крепится к стене двумя кронштейнами для постоянного использования. При демонстрации пособий полотно вытягивается вниз. Экран может быть снабжен фиксирующим механизмом для автоматической установки на нужной высоте. Размеры экранов различные: 125×125 см, 150×150 см, 180×180 см (без механизма фиксации); 155×160 см, 180×190 см, 200×210 (с механизмом фиксации).
Экран на треноге также размещен в тубусе, который крепится к легкому металлическому штативу. Этот экран можно установить в любом месте кабинета. Высота относительно пола регулируется. Размеры 125×125 см, 155×155 см, 180×180 см.
Экраны с электрическим приводом устанавливаются стационарно и снабжены мотором, который обеспечивает его сворачивание и разворачивание. Дополнительно можно приобрести инфракрасный пульт управления для работы с расстояния 30 м. Размеры экрана: 155×190 см; 200×210 см.
Экраны со специальным покрытием имеют поверхность, обработанную для усиления отражательных свойств, что повышает яркость изображения. Однако угол обзора у таких экранов значительно меньше и, следовательно, сокращен сектор видимости, поэтому они могут быть использованы для небольших помещений с вытянутой планировкой.
Антитрапециидальный экран позволяет избежать эффекта трапеции — растянутости верхней стороны изображения. Для этого экран с помощью специального кронштейна фиксируют в наклонном положении.
Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения для учащихся V-V1I классов не должна превышать 20-25 мин .; для учащихся VIII—X классов — 25—30 мин . В течение недели для учащихся основной и старшей школы ТСО целесообразно применять не более чем на 4—6 уроках . Время непрерывной работы непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) компьютера должно определяться с учетом возрастных особенностей школьников и соответствующими гигиеническими требованиями. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз.
При работе ТСО не рекомендуется резкое включение и выключение электроосвещения. Желательно использовать одновременное зашторивание и включение электроосвещения.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ
Система хранения учебного оборудования
Эффективное использование учебного оборудования, необходимого для изучения различных разделов школьного курса биологии, возможно только при его рациональном размещении и правильном хранении. С этой целью рекомендуется приобретать набор секций различного назначения: остекленные, с глухими дверками и полками, которые можно по-разному комплектовать. Под классную доску устанавливают тумбу для таблиц.
В целом система размещения учебного оборудования должна обеспечивать: сохранность материальных средств обучения и надежность их работы; постоянное место, удобное для извлечения и возврата пособия; быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя пособий новыми.
Оборудование классифицируется по разделам курса, видам пособий, с учетом частоты его использования. В классе-лаборатории размещают оборудование для проведения самостоятельных и лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты и т.д.).
Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции), в том числе и влажные препараты, выцветают от действия прямых солнечных лучей, поэтому их хранят в шкафах с глухими дверками. С целью предотвращения повреждения этих пособий «музейными вредителями» два раза в год проводят их дезинфекцию. Делать это следует в период школьных каникул, после чего помещение необходимо тщательно проветрить. К подобной обработке учащиеся не допускаются. Сильно поврежденные «музейными вредителями» натуральные объекты немедленно списываются и уничтожаются.
Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах. Микропрепараты продаются в специальной фабричной упаковке, в шкафах их располагают горизонтально, чтобы предохранить от оплывания. Наборы микропрепаратов классифицируют по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных укладках с 4—5 гнездами.
Все натуральные объекты используют как раздаточный материал, поэтому их приобретают из расчета одно пособие на рабочий стол.
Муляжи, модели располагают в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги; крупные анатомические модели — под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.
Таблицы должны быть наклеены на картон или ткань и расставляются по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
На уроках биологии при изучении разных разделов используют большое количество диапозитивов (слайдов), которые хранят в альбомах-кляссерах, подобранных по классам.
Для оптических приборов—микроскопов, штативных и ручных луп — желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы целесообразно хранить под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа; ручные лупы — в специальных укладках. Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают в самодельных укладках.
В кабинете биологии используют разнообразную лабораторную посуду. Ее размещение зависит от частоты использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят различные лабораторные приборы; в нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, пробки. На торцевой части укладок наклеивают этикетки с перечнем имеющегося оборудования.
Координационно-аналитическим центром по научно-техническим программам Министерства образования РФ (ФГУП «Центр МНТП») совместно с Институтом общего среднего образования РАО разработано оборудование для биологической микролаборатории, позволяющее проводить лабораторно-практические работы (66 наименований) по всем разделам курса биологии. С помощью такого комплекта учитель может формировать необходимые умения и навыки проведения биологического эксперимента и целенаправленного наблюдения. Кроме того, приобретение микробиологической лаборатории создает безопасные условия и практические удобства в работе и размещении оборудования в кабинете. При этом учитель легко осуществляет визуальный контроль за сохранностью оборудования.
Биологическая микролаборатория включает оптические приборы, набор из 39 готовых микропрепаратов по всем разделам школьного курса биологии, лоток для раздаточного материала и 24 наименования лабораторного оборудования (набор для микроскопирования, препаровальные инструменты, лабораторную посуду, спиртовку и пр.). Оборудование размещается в упаковке размером 420x280x130 мм, массой 4кг (без микроскопа). К набору прилагаются «Методические рекомендации к лабораторным работам по биологии» и методическое обеспечение на компакт-диске.
На уроках биологии достаточно часто используются химические реактивы. Требования, предъявляемые к их хранению, общие для школы. Целесообразно иметь в кабинете следующие реактивы: раствор йода в йодистом калии, крахмал, глюкозу, натрий бикарбонат, калия перманганат, известковую воду, спирт этиловый, формалин (40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).
Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую банку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Реактивов без этикеток в кабинете быть не должно. Органические вещества (спирт, формалин) лучше хранить в кабинете химии.
Для борьбы с «музейными вредителями», с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы приобретают ядовитые вещества. Многие из них опасны и для человека. На этикетке сосудов с этими веществами необходимо указать: «яд» и хранить их в запирающемся шкафу или сейфе.
Экскурсионное оборудование: самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской комнате.
Оформление интерьера кабинета
Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и учащихся и вместе с тем быть функционально значимым. Для оформления целесообразно использовать материалы, которые постоянно или наиболее часто демонстрируются на уроках. Предметы постоянной экспозиции должны способствовать формированию и развитию основных биологических понятий.
При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что представленный на них материал — текст, рисунки — должны быть видны с любого рабочего места ученика. Для постоянного экспонирования в кабинете биологии рекомендуются таблицы следующей тематики: развитие органического мира, строение растительной и животной клетки, уровни организации живой природы (серия выпускается издательством «Школа-Пресс»), фенологические наблюдения, экологические проблемы региона. В постоянной экспозиции кабинета могут быть представлены царства живой природы, классификация растений и животных, техника микроскопирования, правила поведения в кабинете биологии.
На боковой стене класса-лаборатории необходимо разместить несколько портретов ученых-биологов, а также карту по охране природы, которая используется при изучении распространения растений и животных, вопросов их охраны.
Вдоль боковой (или задней) стены могут быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная) или витрины, в которых располагают представителей основных систематических групп растительного и животного мира (в виде гербарного материала, чучел и т.п.). Возможны самодельные экспозиции со сменными объектами по сезонам года: «Типичные биоценозы», например, биоценоз смешанного леса, болота, плодового сада. Для их создания используют коллекции насекомых, чучела и муляжи животных, древесные побеги, мхи, муляжи грибов, плодов и пр.
Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, и учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т.п.
Живые объекты кабинета биологии .
Комнатные растения и животные уголка живой природы целесообразно использовать на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Их разведение сопряжено с соблюдением санитарно-гигиенических требований: норм освещенности (нельзя заставлять окна крупными растениями), содержание газового состава воздуха (изменяется за счет неправильного содержания животных), влажности (повышается при наличии большого количества крупных растений, аквариумов). Кроме того, при размещении птиц и зверьков следует учитывать, что они издают шум, а это отвлекает внимание учащихся.
Содержание живых объектов должно отвечать требованиям техники безопасности. Отбираются растения, не вызывающие аллергических реакций, животные — неядовитые. Учащиеся должны быть обучены обращению с ними. Часть живых растений выращивают на пришкольном учебно-опытном участке. Они в основном служат для иллюстрации особенностей строения различных групп цветковых растений, а также для изучения морфологии отдельных органов высших растений, в качестве примеров сортов культурных и декоративных растений. Они должны быть типичны для данной местности и малотребовательны к условиям выращивания.
При подборе растений в кабинете биологии, прежде всего, следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении интерьера. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжаются этикетками с видовыми названиями, принадлежностью к тому или иному семейству, с указанием родины произрастания. Этикетки крепят к цветочному вазону.
Для размещения в учебном кабинете рекомендуются небольшие растения, на которых можно проиллюстрировать строение побега, листа, листорасположение, формы листьев, типы жилкования и т.д. Два-три крупных растения создадут неповторимый интерьер. Основную часть растений размещают в лаборантской комнате на препараторском столе и на стеллажах, а также в коридорах и рекреациях.
Комнатные растения подбирают по экологическим группам, что облегчает уход за ними. В группе растений влажных тропических лесов могут быть: бальзамин африканский, бегонии (вечноцветущая, пятнистая и другие виды), плющ восковой, драцена, колеус гибридный, монстера лакомая, традесканции (виргинская, гвианская, зебровидная, бело-пестрая), фикус, циперус, эпифиллюм. Растения субтропиков: аспарагус (Шпренгера, перистый), аспиди-стра, аукуба японская, камнеломка отпрысковая, кливия благородная, папоротник адиантум, нефролепис, пеларгония душистая и зональная, плющ обыкновенный, фиалка узамбарская, фуксия грациозная, хлорофитум пучковатый, циссус. Растения пустынь: кактусы (различные виды), алоэ древовидное, бриофиллюм, сансевьера цейлонская.
Из животных рекомендуется содержать: простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофилл.
При наличии соответствующего помещения из позвоночных животных можно разводить аквариумных рыб, рыб местных стоячих водоемов, сухопутных черепах, аксолотлей, волнистых попугаев, канареек, врановых птиц и хомячков.
Источник