- Основы и теория дизайна: чему учат в первую очередь
- Проекция стиля жизни на интерьер
- Термины и понятия
- Эскиз и дизайн-проект
- Пространство, композиция и ее законы
- Пропорции и гарония
- Стиль и индвидуальность
- Ритмы интерьера
- Стиль дизайнера интерьера
- Цвет и работа с ним
- Как статьи дизайнером
- Основы дизайна, которые должен знать каждый креативщик
- Модульные сетки
- Типографика
Основы и теория дизайна: чему учат в первую очередь
Что именно превращает квадратные метры в Дом? Где найти тот магический ингредиент, который подарит ему атмосферу спокойствия и благополучия? Находится ли он внутри нас самих и потому его необходимо оттуда достать и проявить вовне или же именно само пространство определяет то, что мы чувствуем и из чего состоит наш внутренний мир? В общем, вопрос не нов – что первично, материя или сознание?
Наш дзэн – архитектура, дизайн и декор. Используя эти инструменты, мы решаем и проблемы своего плохого настроения, и неуспеваемости детей в школе, и общего психологического фона в доме. Мы стремимся создать пространство, в котором каждый член семьи сможет проявить свои лучшие качества не в надежде затмить другого, а с желанием создать гармоничный союз, где каждый выкладывается по-максимуму.
Проекция стиля жизни на интерьер
Ведь только так действительно возможно достижение целей. Когда тот, с кем ты живешь рядом – не груз, который надо тащить на себе. Когда вы вдохновляете друг друга на ежедневные подвиги, радуясь и понимая, что вместе вы действительно можете очень многое. Когда вы каждый для себя и друг для друга создаете мир, в котором чувствуете свободными.
Дизайн интерьера поможет вам спроецировать на окружающую среду образ жизни, который вы выбрали, либо изменить его, если вы заметили в нем что-то или даже кого-то лишнего. Подумайте над тем, что профессиональных дизайнеров учат решать проблемы и придумывать конфигурации из решений для конкретной семьи, но на личном уровне нужно сначала выбрать эту самую семью. И это тоже зависит от вас.
Термины и понятия
Сегодня мы познакомим вас с некоторыми терминами и понятиями, которые немного приоткроют завесу в мир профессионального дизайна. Чтобы работать дизайнером интерьера в РФ, лицензия или специальное высшее образование не нужно, правда, мы советуем вам все же использовать классический формат обучения в ВУЗах в поддержку самостоятельного обучения. Таким образом, если вы хотите стать дизайнером для своей квартиры и квартир родственников, а потом, может быть, перейти в частный бизнес, нужно лишь зарегистрированное ИП, знания, опыт и, конечно же, чувство вкуса.
Эскиз и дизайн-проект
В любом учебнике вам скажут, что перед началом работ нужно сделать эскиз, и лишь за ним идет разработка дизайн-проекта. Интересно, что в современном мире этап эскиза очень часто пропускается, особенно если у дизайнера есть карт-бланш от клиента на выбор стиля. Дизайн-проект составляется на основе планировки квартиры, точных расчетов, имеет развертку стен и перспективу, визуальные изображения, сделанные в специальных 3D-программах. Дизайн-проект может быть дублирующим и выполнять разные функции. Один из них может быть предоставлен для клиента – более яркий и упрощенный, второй будет создан для строителей – со сметой и точными цифрами.
Оба варианта нужно составлять в разной форме: «продающей» – для клиента и максимально подробной и рациональной – для строителей. Ранее практически всегда второй вариант дизайн-проекта назывался «рабочий чертеж», но сейчас понятия сливаются из-за того, что рабочие чертежи становятся все более и более иллюстрированными и «глянцевыми», а клиенты хотят видеть больше подробной информации, иногда в цифрах. Создание этих двух направляющих уже делает вас дизайнером интерьера конкретного проекта. Правда, не стоит забывать, что даже при активном изучении вопроса в формате обучения вам понадобится несколько лет (включая реальные проекты для набирания опыта), чтобы стать профессионалом, независимо от вашего уровня и чувства вкуса.
Пространство, композиция и ее законы
В любом ВУЗе на вас сразу обрушатся слова из теоретической части дизайна. Среда – это то, что окружает человека, и то, что создается дизайнером из разнообразных предметов. Пространство – это форма представления материальных вещей. Пространство характеризует человека, несет атмосферу, индивидуализирует его жизнь. Композиция – это выразительные взаимодействия различных предметов, цветов, материалов. Существуют законы композиции, которые нарушать, как вам скажут в ВУЗе, абсолютно нельзя, но современные интерьеры раз за разом доказывают, что сейчас в моде не только «гармоничные» интерьеры, но и «активизирующие ум», «вдохновляющие», «ломающие стереотипы мышления» и т.п.
Тем не менее, выучив законы композиции, вам будет легче на первом этапе проектирования принимать конкретные мелкие решения. С них, пожалуй, вы можете начать «ленивое» изучение основ дизайна интерьера.
Пропорции и гарония
Пропорции – это особенное представление о гармонии. Удивительно, но каждый человек по-разному ощущает себя в том или ином пространстве, вплоть до противоположных эмоций. Психологи объясняют это наличием индивидуального опыта. Например, если человек долго жил в «сталинке» с высокими потолками, но жил он очень бедно, высокие потолки больше не будут для него «признаком люкса». Или если человек вырос в богатой семье в элитном коттеджном поселке в классических интерьерах, он скорее всего к 30-ти купит себе квартиру в новостройке в стиле минимализм или лофт с огромным остеклением, чем на самом деле по стопам своих родителей.
Стиль и индвидуальность
Так, стиль не может быть назван идеальным, лучшим, самым удобным, так как выбор его строго индивидуален. Тем не менее, все мы знаем, что французское ар-деко создает атмосферу аристократичности, а шале – средневековья в люксовой манере. От данных ассоциаций и следует отталкиваться при выборе стиля для клиента.
Ритмы интерьера
Возьмем еще один термин, который обязательно нужно знать, чтобы понять все возможности дизайнера интерьера. Ритм представляет собой упорядоченную закономерность чередования предметов в интерьере. Выделяют ритм всего лишь двух видов: беспорядочный и упорядоченный. Упорядоченный – не значит правильный, единственно верный. Он зачастую создает скуку в интерьере, а вот грамотно заданный ритм делает интерьер выразительным и эффектным.
Так, минимализм может быть эффектным, удивительным, обескураживающим, а классика может быть однотонной и даже безликой, и всё из-за конкретного ритма, заданного дизайнером. Ритм создается различными способами – освещением, контрастами цветов, материалами, расположением предметов, планировкой, орнаментами, текстурами. Кроме того, ритм делят еще и по форме: на пластичный, световой, ритм по форме или по объему. В современной прессе ритм стали называть «динамикой» или «атмосферой» интерьера.
Стиль дизайнера интерьера
Формирование стиля дизайнера лучше всего реализовывать на основе различных источников, чтобы ваш кругозор был многосторонним и глубоким. Собирать фотогалереи, например, на Pinterest – очень удачное решение для тех, кто ступил на путь обучения дизайну интерьера. Найдите свои пристрастия в дизайне и архитектуре в историческом контексте – пара исторических, древних стилей, которые были в основе формирования того, что сейчас мы называем дизайном интерьера, помогут вам углубить свои знания и увидеть перспективу. Многие дизайнеры изначально исходили из тех материалов, что могли найти в местных магазинах, и тем самым ограничивали свои возможности. А если сразу исходить из идеала – стиля, картинки, вкуса, то вы сможете использовать те же самые местные магазины с гораздом большим КПД.
Цвет и работа с ним
Многие считают, что цвет – это основной инструмент дизайнера. Действительно, он настолько сильно влияет на настроение интерьера, что, перекрасив все в негармоничные цвета, можно разрушить любой гениальный проект. Тем не менее, фокусироваться на цвете и только на цвете – подход, который серьезно уменьшает функциональность интерьера.
Помните, что не только цвета, украшения и аксессуары являются центром дизайн-проекта, но и планировка, встроенные модули, комбинированная отделка стен и потолков, различные идеи для нестандартного дизайна лоджий, балконов, реализация гардеробных в дизайне малогабаритной квартиры не менее важны.
Как правило, дизайнерами используются всего два приема при выборе цветовой гаммы: принцип подобия (один цвет разных оттенков, монохромия) и принцип контраста, который выходит из моды в своих самых резких вариациях. Но все же важнее будет создать правильную нюансировку или выделить акценты, чем выбрать конкретный цвет. И да, это может помочь тогда, когда заказчик настаивает на паре своих любимых цветов, которые, как кажется на первый взгляд, абсолютно не сочетаются. Профессионал знает, как правильно подать и такое.
Как статьи дизайнером
Стать дизайнером на самом деле не сложно. И в основе лежат даже не термины и понятия, а искреннее желание понять то, чего же на самом деле хочет заказчик. Потому что даже тогда, когда он описывает любимые цвета и оттенки, элементы необходимой мебели и даже конкретный стиль, в основе его желаний – мечта о доме, где он будет счастлив. Доме, который расскажет о нем гораздо больше, чем знает он сам.
Источник
Основы дизайна, которые должен знать каждый креативщик
Обычный поиск в Google по запросу “образовательные онлайн-ресурсы по дизайну” даёт миллионы результатов — вовсе неудивительно, что понимание того, с чего начинать изучение, может показаться дизайнеру-новичку непосильной задачей. Чтобы стать экспертом в дизайне, как и в любом другом деле, крайне важно освоить основы.
Ниже представлены ключевые аспекты дизайна, с которыми, по моему мнению, должен быть знаком любой креативщик. Будучи дизайнером, я могу подтвердить, что сама использую знания этих фундаментальных принципов в той или иной форме в своей повседневной работе.
Модульные сетки
Каждая страница изначально представляет собой чистый лист. Как и при решении любой задачи, введение условий и ориентиров упрощает путь к структурированному решению. В дизайне здесь вступают в игру модульные сетки. Они позволяют выравнивать элементы по упорядоченным колонкам и строкам и таким образом достигать сбалансированности и цельности страницы.
Исторически сложилось так, что модульные сетки изначально использовались для типографского набора печатных изданий. С приходом индустриальной революции сетки стали использоваться, чтобы делить страницу на сегменты для вставки рекламы. Творческие движения, такие как Bauhaus и футуристы, исследовали применение сеток и способы творческого осмысления в диктуемых им условиях.
Йозеф Мюллер-Брокман, известный как отец швейцарского графического дизайна, написал пособие “Модульные системы в графическом дизайне” в 1980 году. Эта книга считается обязательной к прочтению для любого начинающего дизайнера, поскольку содержит обширную базу и огромное количество примеров макетов.
На практике в большинстве популярных концепций используется модульная сетка из 12 колонок одинаковой ширины, что позволяет дизайнерам делить заданную область на половины, трети, четверти или шестые части. Такой подход помогает добиваться целостности, выравнивания и сбалансированности, так как благодаря сетке базовая линия каждой строки текста выравнивается с межстрочным интервалом.
Построив сетку, можно быстро и легко распределить места для контента на пустой странице. Разные компоненты вашего проекта разойдутся по разным частям сетки в зависимости от их важности и места в иерархии.
Хорошо проработанная цветовая палитра играет ключевую роль в визуальном восприятии. Она привлекает внимание, вызывает определённые эмоции и своей продуманной комбинацией создаёт ощущение порядка. По сути, это психологический инструмент для эффективной передачи аудитории какой-либо идеи или настроения.
Согласно исследованию преподавателя графического дизайна Яна В. Уайта, цветную рекламу читают на 42% чаще, чем ту же самую, но чёрно-белую. Также доказано, что присутствие цвета стимулирует память, благоприятно влияет на покупательскую способность и повышает узнаваемость бренда до 80%.
Хотя всё зависит от того, как цвета используются, они всё же обладают разнообразными значениями. Тёплые цвета (оттенки красного, оранжевого, жёлтого) символизируют страсть, динамичность, энергию. Холодные цвета (оттенки зелёного, синего, фиолетового) ассоциируются с природой, покоем, достатком, доверием, величественностью, романтикой. Нейтральные цвета (оттенки чёрного, серого и белого) существуют для создания баланса в дизайне.
Большинство палитр включает от трёх до шести оттенков в зависимости от тематики. Используйте в своём дизайне универсальное правило 60%/30%/10% для доминирующего, второстепенного и акцентного цветов соответственно. Эта создаёт баланс между разными оттенками и пользуется популярностью в дизайне интерьеров. Следуя этому правилу, вы облегчите мозгу зрителя восприятие вашего дизайна.
Вот несколько онлайн-ресурсов, которые помогут вам с созданием палитры:
- Colormind, ИИ-генератор палитр;
- Color Wheel, генератор палитр от Adobe;
- Color Hunter, открытая платформа из палитр, созданных вручную;
- ColorHexa, энциклопедия цветов.
Как и многое другое, теорию цвета трудно понять сразу, ведь нужно время, чтобы наметать глаз. Я люблю искать вдохновение в окружающих меня цветах — в фильмах, фотографиях, иллюстрациях и т.д. Один из моих любимых каналов на YouTube — COLORS. Идея там состоит в сочетании цветов одежды музыкантов и цвета стен студии. Ещё один ресурс, к которому я часто обращаюсь — форум r/AccidentalWesAnderson, один из моих любимчиков на Reddit.
Вспомните, когда в последний раз цвет вызывал у вас эмоцию, похожую на ту, что вы хотите передать зрителю. Где вы были, что видели, что чувствовали? Используйте эту информацию при выборе цветов.
Типографика
Веб-дизайн на 95% состоит из типографики, так как практически вся информация в сети представлена в письменном виде. Поэтому для того, чтобы сделать дизайн привлекательным, крайне важно уметь организовывать шрифты в сбалансированную систему, ведь пользователи будут воспринимать дизайн через экраны своих устройств.
Подбор шрифтов — это искусство, однако есть кое-какие правила, которые могут помочь в выборе. Прежде всего, начинайте со шрифтов с ярко выраженными базовыми характеристиками: различимость, читабельность, чёткая разрядка и уместность в контексте дизайна. Есть множество забавных и причудливых шрифтов, но это вовсе не означает, что вам нужно их использовать. Спросите себя, отражают ли выбранные вами шрифты настроение, которое вы хотите передать.
Далее определите, сколько шрифтов нужно для вашего дизайна (обычно от одного до трёх). Если пользуетесь только одним, можете пропустить этот абзац и читать следующий. Если же вы используете более двух шрифтов, принципиально важным будет умение подбирать пары. А теперь ваша очередь играть в Купидона. Два шрифта будут отлично смотреться вместе, если среди всех их характеристик совпадает у них только одна. Эта общая черта, как правило, хорошо различима (одинаковая высота букв, толщина линий). “Фактор совместимости” шрифтов также повышается, если они были созданы в одно время или одним типографом.
Если нужно вдохновение, зайдите на Fonts in Use — там собрана коллекция популярных шрифтов из разных источников.
Как только определились со шрифтами, можете приступать к следующему шагу — построению модульной шкалы шрифтов. В книге Роберта Брингхёрста “Основы стиля в типографике” автор говорит, что модульная шкала, подобно музыкальной, представляет собой условленную совокупность гармоничных пропорций.
Какое отношение это имеет к шрифту? Как только вы выбрали базовый размер шрифта, вы можете рассчитать подходящие размеры для других начертаний с помощью пропорции. Я рекомендую использовать золотое сечение (1:1,618) или чистую кварту (2:3), так как именно с помощью этих пропорций создавали свои эстетичные работы математики, архитекторы и музыканты эпох Древней Греции и Ренессанса.
Вот некоторые популярные визуальные калькуляторы шрифтов:
Я считаю, что значение этих трёх базовых понятий неоценимо при создании хорошего дизайна (естественно, успешный дизайн опирается так же на требования проекта). И пусть каждое из них диктует свои правила, иногда именно нарушение правил делает дизайн великолепным. Но тем не менее запомните их, и я уверена, вас ждёт успешный старт в карьере.
Источник