Особенности художественного творчества современного подростка проект

Особенности формирования творческих способностей подростка на примере изобразительной деятельности

Влияние, которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» — духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.

Скачать:

Вложение Размер
statya_izo.docx 20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования творческих способностей подростка на примере изобразительной деятельности

Влияние, которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» — духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.

Художественные произведения, являясь духовным продуктом, влияют на духовность человека, развивая его эмоционально-волевую сферу (чувства, волю) и познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения). Искусство, по мнению многих исследователей, оказывает воздействие на деятельность человека, в каком бы направлении она не развивалась. Огромное значение имеют данные положения при формировании специалиста в области искусства.

Подчеркнем, что в силу своей специфики занятия одним из видов искусства, в том числе и изобразительным, требуют особого подхода и специальной организации, а также, в связи с диалектическим началом, системности и непрерывности. Естественно, что их нельзя рассматривать без опоры на психологические особенности личности. Ее проявление в деятельности, общении и творчестве, на специфику личностных познавательных процессов, в том числе и интересующим нас подростковом возрасте.

Сложность и проблема изучения развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей.

Исследователи данной проблемы определяют три основные группы, объединяющие эти факторы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Вторая объединяет в себя все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа — это зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности.

Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего школьного возраста, так как именно этот возраст является благоприятным периодом для развития творчества как устойчивой характеристики личности. Это обосновано рядом экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений творческих способностей именно в старшем школьном возрасте (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич. Именно в старших классах проблема развития творческих способностей стоит наиболее остро, так как само творчество включает в себя способность к самоизменению, самовыражению, яркой эмоциональной подвижности. Сталкивая личность подростка с множеством сложных, порой противоречивых жизненных ситуаций, ранний юношеский возраст стимулирует и активизирует проявление творческих способностей.

Главная особенность данного возраста — это осознание собственной индивидуальности непохожести, неповторимости. Для учащихся старших классов личностные качества становятся особой ценностью. Также важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Заметное развитие получают волевые черты характера и усиление индивидуальных различий между подростками. Если весьма значительная часть юношей характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует и другая часть подростков, которая проявляет подлинный интерес к творчеству и учебе. Старшеклассник может осознано ставить перед собой творческую или учебную задачу, выполнять её.

В развитии художественного творчества подросток сталкивается с определенными трудностями. Изобразительная деятельность не должна носить массовый и всеобщий характер, но по-прежнему имеет огромное культивирующее значение, расширяет кругозор, углубляет чувства подростка.

При исследовании вопроса о формировании и развитие творческих способностей у современного подростка огромную роль играет социальная среда, в которой находится подросток. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% -наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким творческим потенциалом.

Следующими важнейшими психологическими процессами, которые регулируют творческую деятельность, по мнению исследователей, являются мышление и восприятие.

К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания, независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т. д.

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей — одна из главных причин плохой успеваемости, — отмечают психологи (И. С. Кон). Это же порождает и такие проблемы ранней юности, как пьянство, наркомания и безудержная погоня за удовольствиями (Д. Хемилтон).

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества — преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).

Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника получения и хранения информации. Для создания нового необходимо опираться на нечто известное, иметь в памяти достаточно обширный материал, чтобы свободно им оперировать. Более того, у подростка в изобразительной деятельности восприятие носит зрительную установку. «Подросток становится все более зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно испытывающим его как сложное явление, воспринимающим в этой сложности не столько уже многообразие и наличность вещей, сколь отношения между вещами, их изменения». Меняется не только тип восприятия рисунка (он становится более детально проработанным), но и живописное восприятие. Живопись от открытых контрастных цветов переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме.

Другой психологический процесс, тесно связанный с процессом творчества, — процесс воображения. Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве и в раннем подростковом возрасте, постепенно он утрачивает свою яркость и силу. По мнению ряда авторов, это происходит за счет того, что в период обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить некое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Подросток помещен в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с деятельностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, задачи.

В изобразительном искусстве подростку уже недостаточно иметь одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умение.

Кроме того, как отмечал Л. С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение.

Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт подростка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания — оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.

Значительная роль при развитии художественных способностей у подростков отводится регуляторным процессам, к ним относят чувства и эмоции, сфера самоконтроля и саморегуляции. Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов, формируются под влиянием доминирующих эмоций. К числу эмоций, наиболее часто доминирующих у творческих личностей, относят радость и агрессию.

Необходимым психологическим условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции. Подростки, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей, поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у подростка позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения их деятельности. Кроме этого, в данном возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более позитивно воспринимать краски мира.

В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности подростка. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности. Особенность изобразительного творчества у подростка связана очень тесно с производственным трудом или с художественным производством. Этот синтез художественного труда характерен для подросткового юношеского возраста, хотя и остается практически не изученным.

В данный возрастной период необходимо привлечь внимание подростка к данному виду деятельности, различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование, макетирование, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение подростка.

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Стремительное развитие общества влечёт за собой изменения в области науки, техники, культурной жизни. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей высокоразвитой внутренней культурой и духовностью, высокообразованной, профессионально грамотной.

Значительным потенциалом развития личности обладает художественно-творческая деятельность, приобщение к которой способствует формированию важных качеств человека, о недостатке которых сегодня с беспокойством говорят многие ученые. Речь идет об эмоциональности, художественно-образной выразительности, эстетической восприимчивости, художественном мышлении, эмпатии, воображении и т.д. Многообразие названных способностей может быть развито через «встраивание» ребёнка» в систему художественной культуры. Трудность формирования этих качеств заключается в специфике художественного творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека.

Процесс приобщения детей к художественному творчеству нашел свое психологическое обоснование в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева и др. Психолого-педагогические проблемы развития личности подростка раскрыты в отечественной (Л.И. Божович, Е.А. Леванова, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Р.С. Немов, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.). Опыт становления авторских систем художественно-творческого развития детей и подростков обобщен в исследованиях художников-педагогов: Г.В. Лабунской, С.Д. Левина, В.С. Щербакова и других.

А.М. Новиковым художественное творчество объясняется как специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, И.А. Лыковой — понимается как специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одаренности ребёнка посредством искусства.

Творчество – высшая форма активности и самодеятельности человека. Активность, направляемая чужой волей, не является творческой активностью. Лишь соединяясь с самостоятельностью, она становится основой формирования творческого подхода к жизни. Самостоятельный выбор варианта поведения – это уже творчество.

Под творческими способностями А.Н. Лук понимает особенности ребенка, которые помогают ему освоить неординарные виды деятельности, найти возможности нестандартного решения знакомой проблемы, умение отключаться от известных стереотипов деятельности. Автор разделяет творческие способности на три группы: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности); способности, связанные с темпераментом (эмоциональность); умственные способности.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин и другие) позволяет определить творчество как деятельность, посредством которой создаются новые ценности.

Проблема творчества активно отражена в зарубежных исследованиях. Значительная часть зарубежных авторов рассматривает сущность творчества как многогранный процесс (Х. Битчер, Ф. Валлас, Е. Вернон, Дж. Гилфорд, Р. Каттель, А. Кроунли, С. Роджерс, Е. Синнот и др.). Как показал анализ их концепций, многие авторы обращаются в своих исследованиях к структуре интеллектуальной модели творчества личности, разработанной Дж. Гилфордом. В ней дано соотношение структурных компонентов личности: мотивации и темперамента, мышления и деятельности, рассматриваются общие факторы интеллектуальности и мотивационные факторы творческой деятельности – поведение, интересы и их соотношение. Представляет определённый интерес расшифрование основных процессов творческого мышления – синтезирования и анализирования.

Таким образом, анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы показал, что большинство авторов в определении педагогического творчества исходят из основной его цели – результата, направленного на развитие растущей личности.

Список литературы

1. Волынкина Н.В. Психолого-педагогические условия развития творческой личности в контексте современной социополикультурной среды / Философия образования. – 2011. – № 2 (35). – С. 86–93.

2. Гладилина И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности / Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 14–17.

3. Дондокова Ц.Л. Условия развития творческих способностей учащихся / Педагогическая мастерская. – 2012. – № 2. – С. 12–19.

4. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15–26; – № 4. – С. 15–21.

5. Емельянова Н.Л. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения / Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. – М., 2015. – Вып. 4. – С. 28–33.

6. Лук А.Н. Мышление и творчество. — Москва: Издательство политической литературы, 1976 — с.144

7. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 208 с.

Источник

Читайте также:  Открытые прихожие скандинавский стиль
Оцените статью
Поделиться с друзьями