Особенности современной литературы проект

Современная литература

Современная литература это совокупность прозаических и поэтических произведений, написанных в конце XX в. – начале XXI вв.

Классики современной литературы

В обширном представлении к современной литературе относят произведения, созданные после Второй мировой войны. В истории русской литературы выделяют четыре поколения писателей, ставших классиками современной литературы:

  • Первое поколение: писатели-шестидесятники, творчество которых пришлось на время «хрущевской оттепели» 1960-х годов. Представителям времени – В. П. Аксенову, В. Н. Войновичу, В. Г. Распутину – свойственны манера иронической грусти и пристрастие к мемуарам;
  • Второе поколение: семидесятники – советские писатели 1970-х годов, деятельность которых ограничивалась запретами – В. В. Ерофеев, А. Г. Битов, Л. С. Петрушевская, В. С. Маканин;
  • Третье поколение: писатели 1980-х годов, пришедшие в литературу во время перестройки, – В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая, О. А. Славникова, В. Г. Сорокин – писали в условиях творческой свободы, полагающей в избавлении от цензуры и освоении экспериментов;
  • Четвертое поколение: писатели конца 1990-х годов, яркие представители прозаической литературы – Д. Н. Гуцко, Г. А. Геласимов, Р. В. Сенчин, Прилепин, С. А. Шаргунов.

Особенность современной литературы

Современная литература следует классическим традициям: произведения нового времени опираются на идеи реализма, модернизма, постмодернизма; но, с точки зрения многогранности, является особенным явлением в литературном процессе.

Художественная литература XXI века стремится отойти от жанровой предзаданности, вследствие чего канонические жанры становятся маргинальными. Классические жанровые формы романа, новеллы, повести практически не встречаются, они существуют с не характерными им признаками и часто содержат в себе элементы не только разных жанров, а и смежных видов искусства. Известны формы киноромана (А. А. Белов «Бригада»), филологического романа (А. А. Генис «Довлатов и окрестности»), компьютерного романа (В. О. Пелевин «Шлем ужаса»).

Читайте также:  Спальный гарнитур стиль кантри

Таким образом, модификации сложившихся жанров приводят к образованию уникальных жанровых форм, что обусловлено прежде всего обособлением художественной литературы от массовой, несущей жанровую определенность.

Элитарная литература

В настоящее время среди исследователей преобладает мнение, что современная литература это поэзия и проза последних десятилетий, переходного периода рубежа XX-XXI вв. В зависимости от предназначения современных произведений выделяют элитарную и массовую, или популярную, литературу.

Элитарная литература – «высокая литература», которая создавалась в узком кругу писателей, священнослужителей, деятелей искусства и была доступна только для элиты. Элитарная литература противостоит массовой, но одновременно является источником для текстов, адаптируемых под уровень массового сознания. Упрощенные варианты текстов У. Шекспира, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского способствуют распространению духовных ценностей среди масс.

Массовая литература

Массовая литература, в отличие от элитарной, не выходит за пределы жанрового канона, доступна и ориентирована на массовое потребление и коммерческий спрос. Богатая жанровая разновидность массовой литературы включает любовный роман, приключения, боевик, детектив, триллер, научную фантастику, фэнтези и т. д.

Наиболее востребованным и тиражированным произведением массовой литературы является бестселлер. К всемирным бестселлерам XXI века относятся серия романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг, цикл изданий С. Майер «Сумерки», книга Г. Д. Робертса «Шантарам» и др.

Примечательно, что массовая литература часто связана с кинематографом – множество популярных изданий экранизированы. К примеру, американский сериал «Игра престолов» снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».

Источник

Особенности современной литературы проект

Автор: Качкина Любовь Евгеньевна

Организация: МБОУ лицей №7

Населенный пункт: Ростовская область, город Миллерово

В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Это неплохо. Но зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. На чтение подростков вдохновляют отзывы их ровесников. И порой подростки погружаются в мир дешёвой литературы, а не подлинного искусства.

Меня заинтересовал вопрос, какое влияние оказывает на нас современная литература, и что может предложить нынешняя литература современному подростку?

Цель: выяснить, какое влияние оказывает на нас современная литература

Основные задачи заключаются в следующем:

  1. Проанализировать творчество писателей и поэтов современности.
  2. Раскрыть пользу чтения книг и главные преимущества читающих людей.
  3. Определить уровень знания современной литературы у различных возрастных групп.
  4. Определить наиболее популярных писателей и поэтов современности.
  5. Выяснить, какие литературные жанры пользуются большим интересом среди людей разных возрастов.
  6. Проанализировать полученные в ходе работы данные и сделать соответствующие выводы.

Гипотеза: современной литературы имеются огромные возможности для дальнейшего развития, а писатели и поэты конца XX-начала XXI века не менее интересны современным читателям, чем представители прошлых поколений.

Методы исследования:

1) социологический опрос;

2) изучение и анализ литературы по теме;

3)знакомство и беседы с известными поэтами г.Милерово.

Практическая значимость: может использоваться в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам литературы, МХК, а творческий продукт данного проекта – сборник стихов – может использоваться на внеклассных мероприятиях для воспитания молодёжи.

Прежде чем я перейду к исследованию, выясню, что же обозначает термин «литература». Данное слово происходит от латинского «lit(t)era» – «буква», «письмо», поэтому несложно догадаться, что латинское «lit(t)erature» переводится как «написанное буквами».

Литература в широком смысле слова – это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.

Литература в узком смысле слова – это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.

Современная литература – это совокупность прозаических и поэтических произведений конца XX-начала XXI века. Новейшая литература следует классическим традициям, тем не менее, она стремится модифицировать сложившиеся ранее жанры, что приводит к образованию новых уникальных жанровых форм.

Классификация современной русской литературы:

Современная русская проза подразделяется на следующие категории:

  1. Неоклассическая проза;
  2. Условно-метафорическая проза;
  3. «Другая проза»;
  4. Постмодернизм.
  1. Отличительные особенности неоклассической прозы:
  1. обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции;
  2. наследует «учительскую» и «проповедническую» направленность русской классической литературы;
  3. жизнь социума является главным содержанием произведений;
  4. смысл жизни составляет основную проблему;
  5. герой унаследовал активную жизненную позицию, он берёт на себя роль судьи;
  6. авторское мировоззрение выражается через героя;
  7. автор и герой находятся в состоянии диалога.

Яркие представители (фотография, годы жизни в презентации): Виктор Астафьев (1 мая 1924 – 29 ноября 2001) «Печальный детектив», «Веселый солдат», Валентин Распутин (15 марта 1937 – 14 марта 2015) «В ту же землю», «Пожар», Борис Васильев (21 мая 1924 – 11 марта 2013) «Утоли моя печали».

  1. Отличительные особенности условно-метафорической прозы:
  1. Миф, сказка, научная концепция, фантасмагория образуют причудливый, но узнаваемый современный мир;
  2. Духовная неполноценность обретает материальное воплощение в метафоре превращения людей в разных зверей, хищников, оборотней;
  3. условно-метафорическая проза в реальной жизни видит абсурд, в будничном течении угадывает катастрофические парадоксы;
  4. Использование фантастических допущений, испытание героя необыкновенными возможностями;
  5. Не свойственна психологическая объемность характера;
  6. Использование нескольких видов условности:

а) сказочный тип;

в) очень сильное мировое начало: персонажи выступают как исполнители определенной роли, задачи;

Основа на фантастическом типе условности: Двоеверие (как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном существовании христианства и язычества) и Антиутопия (победа «сил разума» над «силами добра и любви»)

  • художественный приём – гротеск

Яркие представители (фотография, годы жизни): Фазиль Искандер (6 марта 1929 – 31 июля 2016) «Кролики и удавы», Виктор Пелевин (22 ноября 1962 –…) «Жизнь насекомых», «Омон Ра», Людмила Петрушевская (26 мая 1938 –…) «Новые Робинзоны».

  1. Отличительные особенности «Другой прозы»:
  1. Черты оппозиционности официозу, отказ от наследования сложившихся стереотипов;
  2. Изображение мира социально «сдвинутых» характеров и обстоятельств;
  3. Идеал либо подразумевается, либо маячит;
  4. Авторская позиция замаскирована;
  5. Не создаёт фантастический мир, а открывает фантастическое в окружающем, реальном;
  6. Отказ от морализаторства;
  7. Порывает с традицией диалога автор-читатель;
  8. Царит случайность;
  9. Изображает разрушенный мир, быт, изломанную историю, раздёрганную культуру.

Яркие представители (фотография, годы жизни): Эдуард Лимонов (22 февраля 1943 – …) «Палач», «Книга Воды», Виктор Ерофеев (19 сентября 1947 – …) «Пять рек жизни», Татьяна Толстая (3 мая 1951 –…) «Река Оккервиль», «Кысь», Сергей Каледин (28 августа 1949 –…) «Почему проиграли войну?», «Коридор».

  1. Отличительные особенности постмодернизма:
  1. образ мира выстраивается на основе межкультурных связей;
  2. воля и законы культуры выше воли и законов «действительности»;
  3. произведение – не готовая вещь, а процесс взаимодействия художника с текстом, текста – с пространством культуры, с материей духа, текста с художником и сами собою.

Яркие представители (фотография, годы жизни): Юрий Буйда (29 августа 1954 –…) «Прусская невеста», Владимир Маканин (13 марта 1937 – 1 ноября 2017) «Андеграунд, или Герой нашего времени», Михаил Бутов (2 августа 1964 –…) «Свобода», «Идентификация», Виктор Пелевин (22 ноября 1962 –…) «Поколение ”П”» .

В зарубежных странах популярен ещё один вид современной литературы, именуемый стимпанк или паропанк, возникший в 1980-х годах. Стимпанк (от англ. steampunk: steam – «пар» и punk – «панк») – это направление научной фантастики, включающее декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века. Как правило, данное направление подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным расслоением общества.

Яркие представители (фотографии, годы жизни): Скотт Д. Вестерфельд (5 мая 1963 – …) «Левиафан», Пол Дж. Макоули (23 апреля 1955 – …) «Ангел Паскаля», Вадим Панов (15 ноября 1972 – …) «Герметикон», Диана Уинн Джонс (16 августа 1934 – 26 марта 2011) «Ходячий замок Хаула».

Современная русская проза непрерывно развивается и представляет интерес для сегодняшних читателей. Как и литература прошлых веков, она поднимает вопросы, актуальные как для авторов, так и для их современников.

Смотри, любезный мой читатель,

Как звёзды в небе зажглись

Поэт, художник и писатель.

Сердца их устремились ввысь!

Современная русская поэзия подразделяется на следующие категории:

  1. Неоклассическая поэзия;
  2. Поэзия постмодернизма:
  1. Представителями неоклассической поэзии являются: Белла Ахмадулина, Иосиф Бродский,

«Когда так много позади

Всего, в особенности – горя,

Поддержки чьей-нибудь не жди,

Сядь в поезд, высадись у моря».

Терентий Травник, Евгений Евтушенко, Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Андрей Орлов, Алексей Цветков.

Концептуализм – направление, возникшее в конце 1980-х-начале 1990-х.

  1. Существенная черта концептуализма – безобразность.
  2. Принципиальная опора не на художественный образ, а на готовый предмет, монтаж предметов, коллаж.
  3. Низвержение застывших штампов официальной литературы.

Представителями концептуализма в конце XX-начале XXI века в России являются Дмитрий Пригов (5 ноября 1940 – 16 июля 2007), Тимур Кибиров (15 февраля 1955 –…) , Всеволод Некрасов (24 марта 1934 – 15 мая 2009).

Необарокко (от ит. barocco – вычурный) – это термин, употребляемый в рамках постмодернизма для обозначения состояния западного общества конца XX века. /

Современная русская поэзия – это удивительная смесь острых языков, молодёжного жаргона, эгоистичных переживаний и в то же время светлой мудрости, сострадания бедным и обделённым, независимо от того, к какому поколению они относятся.

Поэзия конца XX-начала XXI века разноголоса, и в этом заключается её главное достоинство.

В нашем городе немало людей, занимающихся литературным творчеством. Одним из них является Лаврова Наталья Анатольевна. С ней и её поэзией я познакомилась совсем недавно.

Наталья Анатольевна — член миллеровской литературной группы «Признание». Стихи Лавровой Н. А. печатались в газете «Наш край», сборниках миллеровских поэтов и прозаиков «Донник», «Вторая попытка», «Подсолнухи» и «Признание», она становилась лауреатом городских поэтических конкурсов.

О поэте лучше всего скажут её стихи. Наталья Анатольевна родилась на Волге, об этом её лирическая «Мамина колыбельная». О детских годах поэтессы стихотворения «Улица детства», а о любви к воспитавшему её городу Миллерово — из «Молитвы».

Стихи Лавровой Н. А. на военную тему «Матерям сороковых». Оно повествует о наших прабабушках, многодетных матерях Кузнецовой Т. И. и Канцуровой Н. А. Второе стихотворение, «Ад земной», посвящено памяти жертв концлагеря «Дулаг-125».

Какую пользу приносит чтение книг? Зачем нужны книги?

Мнения опрошенных мной 25 респондентов свидетельствуют о том, что чтение книг: а) помогает развивать мыслительные способности, б) повышает уровень интеллекта, в) способствует обогащению словарного запаса, постижению различных навыков, повышению внимательности, грамотности и нравственных ценностей.

Хочется также добавить, что в процессе чтения нам приходится концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на внешние раздражители. Благодаря этому мы приобретаем навык концентрации внимания, который, несомненно, полезен в любом виде деятельности.

По данным исследований оксфордских учёных, чтение книг активизирует все виды мозговой деятельности человека. Когда мы читаем, активность нашего мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии. Таким образом, чтение книг – это также отличная профилактика от различных заболеваний мозга.

Выводы:

На основе полученных в ходе социологического опроса данных я сделала вывод, что современные читатели проявляют умеренный интерес к литературе конца XX-начала XXI века. В числе популярных среди респондентов писателей встречаются такие имена, как Стивен Кинг, Дарья Донцова, Джоан К. Роулинг, Виктор Пелевин, Борис Акунин, Александр Бушков, Захар Прилепин; наиболее популярными поэтами являются Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, Белла Ахмадулина, Дарья Фролова, Виктор Высоцкий, Булат Окуджава и Роберт Рождественский.

Беря во внимание жанровые предпочтения опрошенных, стоит отметить наибольшую заинтересованность всех возрастных групп в историческом жанре, после которого следуют фэнтези и детектив, затем любовный роман, приключения, ужасы, юмор и драма. Крайне низкую степень интереса к себе вызывает детский фольклор, мистика, фантастика и «другое», куда входят психология, философия и психофилософия.

Согласно общим подсчётам, в среднем люди недостаточное количество времени отдают чтению современной литературы; уровень знания произведений XXI века относительно невысок (в особенности, это касается лиц в возрасте от 7 до 14 лет). Шелест книжных страниц, запах типографической краски заменяется быстрым стуком клавиатуры компьютера и ноутбука, сенсорными экранами планшетов и телефонов.… Происходит смена поколений, взглядов и нравов. Уже с конца XX века разнообразные читательские Интернет-ресурсы, «удобные» электронные книги медленно, но верно вытесняют привычные печатные книги.

Однако, несмотря на это, 21 век – это время новых, ранее неизвестных человечеству уникальных возможностей во всех без исключения сферах деятельности, в том числе, конечно же, и в современной литературе. Благодаря бурному развитию компьютерных технологий, телевидения и Интернет сети люди получили возможность без труда находить и читать нужные им книги из-за почти неограниченной доступности литературы. Теперь нет необходимости стоять в длинной очереди за долгожданной книгой любимого автора – достаточно найти его литературную новинку в Интернете.

На вопрос «Что же всё-таки лучше – классический вид литературы, представленный бумажными книгами, или же ультрасовременный, рождённый новыми технологиями людей?» нельзя дать однозначного ответа. По моему мнению, появление Интернета и электронных книг – вполне закономерный процесс развития общества, диктованный сменившимся временем, однако, помимо весомых плюсов, есть и существенные минусы изменений, происходящих в нашем мире. Излишнее количество развлекательной и порой совершенно бесполезной информации, доступной в Интернете, приводит к упадку читаемости среди молодого и взрослого населения, что, в свою очередь, способно отразиться на благосостоянии нашей страны.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что литература не только полезна и увлекательна – она необходима в современном мире.

Использованная литература.

1.Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. Электронный ресурс http://metodisty narod.ru

2.Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

3.Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 1997.

Полный текст статьи см. в приложении.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями