- Русское письмо: от старой азбуки до современного алфавита
- Русское письмо: от старой азбуки до современного алфавита
- Исследовательская работа Русское письмо: от старой азбуки до
- Цель исследовательской работы:
- Содержание
- Введение
- Виды письма
- Пиктографическое письмо
- Идеографическое письмо
- Слоговое письмо
- Буквенно-звуковое письмо
- Русская азбука
- Появление письменности на руси
- Азбука Кирилла и Мефодия включала в себя 38 букв по принципу
- Глаголица
- Глаголица
- Кириллица
- Кириллица
- реформы Петра 1
- Реформаторский путь русского письма нашел отражение в «Российской
- В 1758 г Российским собранием при академии наук была утверждена новая
- В. К. Тредиаковский писал: «Прекрасна была сия самая первая печать:
- Споры о лишних буквах нашли отражение и в словаре В. И. Даля
- Реформы 1917 года
- Современное письмо
- Выводы:
- «История алфавита» (исследовательская работа)
Русское письмо: от старой азбуки до современного алфавита
Презентация: «Русское письмо: от старой азбуки до современного алфавита». Автор: _. Файл: «Русское письмо: от старой азбуки до современного алфавита.ppt». Размер zip-архива: 1447 КБ.
Русское письмо: от старой азбуки до современного алфавита
Исследовательская работа Русское письмо: от старой азбуки до
Подготовил ученик 5 Б класса МБОУ «Лиманская СОШ №1» Полубудкин Никита Руководитель Полубудкина Е.В.
Цель исследовательской работы:
Показать исторические изменения в русской азбуке от кириллицы до современного алфавита; изучить виды письма.
Содержание
1. Введение. 2. Виды письма. а) пиктографическое письмо; б) идеографическое письмо; в) слоговое письмо; г) буквенно-звуковое письмо. 3. Русская азбука а) появление письменности на Руси; б) глаголица; в) кириллица; г) реформы Петра; д) реформ 1917 года; е) современное письмо. 4. Выводы.
Введение
Письменность – величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями в древность. У разных народов – разное количество букв. Так, например, в русском – 33, в армянском – 39, в камбоджийском -72, а в алфавите племени Отока –11букв. Сегодня в мире около 5000 разных языков и диалектов, но не все имеют письменное закрепление.
Виды письма
История повествует о четырех видах письма: а) пиктографическом; б) идеографическом; в) слоговом; г) буквенно-слоговом.
Пиктографическое письмо
Пиктографическое или картинное письмо появилось в доисторические времена. Многие рисунки, дошедшие до нас, ещё не разгаданы. Примерами современного использования пиктографии могут служить дорожные знаки для водителей и пешеходов.
Идеографическое письмо
На смену пиктографии пришло идеографическое письмо (одним знаком обозначалось целое понятие). Предметы изображали знаками-символами. Рисунки служили средством напоминания, но не было письма в прямом смысле.
Слоговое письмо
Позднее в Египте, Индии и Японии появилось слоговое письмо (системный знак слог). Оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки.
Буквенно-звуковое письмо
Буквенно-слоговое (фонетическое письмо) относится ко второму тысячелетию до н. э. Это письмо отражает фонетический состав языка.
Фонетическое письмо стало основой для письменности многих народов.
Русская азбука
Появление письменности на руси
В Древнерусском государстве письменность появилась в IХ веке на основе византийской системы письма. Авторами славянского шрифта были монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность имела не одну, а две азбуки: кириллицу и глаголицу.
Азбука Кирилла и Мефодия включала в себя 38 букв по принципу
Глаголица
Название глаголица происходит от славянского слова «глаголъ» — говорить. Глаголица широко употреблялась в Моравии и Болгарии, но изредка в Древней Руси. Глаголица и кириллица полностью совпадают по составу, порядку и значению букв, но резко отличаются по форме букв.
Глаголица
Кириллица
«Кириллица» была названа по имени одного из двух братьев. В основу было положено греческое письмо и дополнено новыми знаками, отражающими специфические славянские звуки. Буквы азбуки употреблялись в цифровом значении.
Графика кириллицы постепенно на протяжении веков изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание (устав, вязь, полуустав, скоропись).
Кириллица
реформы Петра 1
Большим событием на Руси было введение Петром I в 1708 году гражданского шрифта и проведение реформы орфографии: ряд букв был изъят из алфавита.
При Петре I вводятся арабские цифры для числового обозначения вместо обозначения их буквами.
Реформаторский путь русского письма нашел отражение в «Российской
грамматике» М.В.Ломоносова (1755). Его русская азбука включала всего 30 букв.
В 1758 г Российским собранием при академии наук была утверждена новая
азбука, получившая название «гражданица». Она включала в свой состав уже 37 знаков, в том числе – введенные Академией наук букву й (и с краткой).
В. К. Тредиаковский писал: «Прекрасна была сия самая первая печать:
кругла, мерна, чиста – словом, совершенно уподоблена такой, какова во французских и голландских типографиях употребляется… Сие очам российским сперва было дико и делало некоторое затруднение в чтении особливо таким, которые и старую московскую с превеликою запинкою читают».
Споры о лишних буквах нашли отражение и в словаре В. И. Даля
Реформы 1917 года
После 1917 года была проведена ещё одна значительная реформа правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы («ять», «фита», «ер»), «ё» стала носить факультативное значение.
Современное письмо
Итак, алфавит в современном виде был введен рядом реформ: 1)Петр I 1708 -1710гг., 2) Академия наук 1735г.,1738г. и 1758г.; 3) Народный Комиссариат просвещения 1917г. Изучением письменности стала заниматься грамматология, а также эпиграфика и палеографика.
Выводы:
Сейчас в нашем алфавите нет ни одной лишней буквы — это редчайший случай в алфавитных системах с длительной историей. Иногда, правда, высказываются сомнения в необходимости буквы Ъ. Мы пришли от азбуки из 43 букв к алфавиту, в котором 33 буквы. История русской орфографии- это история выполнения звуковых требований языка, история согласования графической системы с развивающейся системой фонем.
Источник
«История алфавита» (исследовательская работа)
Ирина Емельянова
«История алфавита» (исследовательская работа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
«ИСТОРИЯ АЛФАВИТА»
(исследовательская работа)
ученики 3 «А» класса
учитель начальных классов
I. Основная часть 3
1. История глаголицы 3
2. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры 3
3. Распространение кириллицы на Руси 5
4. Первый русский букварь И. Федорова 7
5. Азбука Льва Николаевича Толстого 8
6. Современный русский алфавит 8
II. Заключение 10
На свете существуют разные языки: русский, украинский, английский, французский, шведский. В каждом из этих языков есть свой алфавит – порядок расположения букв. В алфавите каждая буква имеет свое место. Количество букв в разных алфавитах также различное. Например, в английском алфавите всего 26 букв, а в русском – 33 буквы. Каждая буква имеет свое место, название и написание.
Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма.
Идея создания проекта возникла на уроке английского языка, когда мы узнали, что в английском алфавите всего 26 букв, а в русском – 33 буквы. Полученная информация подтолкнула нас к изучению истории происхождения русского алфавита.
Тип проекта: информационно-исследовательский. Разработка нашего проекта проходила внутри школы, при участии детей и взрослых. Наш проект коллективный.
Цель исследования: создание электронного путеводителя «История алфавита».
Предмет исследования: русский алфавит.
Цель и предмет исследованияобусловили необходимость решения следующих задач:
— познакомиться с историей создания и развития русского алфавита;
— анализ литературных источников и интернет ресурсов по теме исследования;
— подготовить творческие работы по теме исследования.
В ходе исследования мы провели анализ литературы, рассказывающей об истории азбуки, подготовили творческие работы по этой теме, используя интернет ресурсы.
1. История глаголицы
Глаголица — одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке
Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица является более ранней азбукой, чем кириллица.
Русский алфавит сложился на основе кириллицы.
2. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры
Создатели славянской азбуки Константин (при пострижении в монахи он был назван Кириллом) (827—869) и Мефодий (815—885) происходили из византийского города Солуни (ныне — Солоники в Северной Греции, в котором проживало многочисленное славянское население и славяне занимали многие официальные посты. Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал в Солуни значительную должность под начальством солунского стратига — военачальника,
Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. Среди учителей Кирилла самым, может быть, значительным был будущий патриарх Фотий – знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Аристотеля. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу.
Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь.
24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.
В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой и готовыми переводами. В течение сорока месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 — начале 868 года римский папа пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался. Мефодий стал продолжателем дела брата. 4 апреля 885 года скончался Мефодий.
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.
Так на исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.
3. Распространение кириллицы на Руси
На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.).В Петровское время царским указом упростили правописание и отменили буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите. Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «и краткое» и ё. В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «i десятеричное», «ять», «фита», «ижица» и буква «ер» на конце слов. Это движение от 43 букв кириллицы к 33 буквам современного русского алфавитаможно представит так: 43-14+4=33.
Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).
На этот момент в ней было, по видимости, 43 буквы. Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли. Раньше всего исчезли йотированные юсы (
, затем большой юс (, возвращавшийся в XV веке, но вновь исчезнувший в начале XVII века, и йотированное Е (); остальные буквы, порой несколько меняя свое значение и форму, сохранились до наших дней в составе азбуки церковнославянского языка, которая долгое время считалась тождественной с русской азбукой. Орфографические реформы второй половины (связанные с «исправлением книг» при патриархе Никоне)зафиксировали следующий набор букв: А, Б, В, Г, Д, Е (с орфографически отличным вариантом Є, который иногда считался отдельной буквой и ставился в азбуке на месте нынешнего Э, то есть после Ъ, Ж, S, 3, И (с орфографически отличным вариантом Й для звука [j], который отдельной буквой не считался, I, К, Л, М, Н, О (в двух орфографически различавшихся начертаниях: «узком» и «широком», П, Р, С, Т, У (в двух орфографически различавшихся начертаниях:, Ф, X, (в двух орфографически различавшихся начертаниях: «узком» и «широком», а также в составе лигатуры «от», обычно считавшейся отдельной буквой, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ъ, Ю, Я (в двух начертаниях: IА и &$1126, которые иногда считались разными буквами, иногда же нет,, ,, V. Иногда в азбуку включались также большой юс) и так называемый «ик» (в виде нынешней буквы «у», хотя они звукового значения не имели и ни в одном слове не употреблялись.
В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра 1708-1711 гг. К 1917 году алфавит пришёл в 34-буквенном (официально; фактически букв было 37)составе: А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё отдельной буквой не считалось, Ж, 3, И, (Й отдельной буквой не считалось, I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ъ, Э, Ю, Я,, ? считалась более не входящей в русский алфавит).
Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).
4. Первый русский букварь И. Федорова
Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Федорова отличается от нынешних букварей и азбук,но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.
Книга была отпечатана мастером Иваном Федоровым на Москов-ском печатном дворе.
Великий мастер предвидел, что с изобретением печатного станка книги перестанут быть большой редкостью и могут попасть в руки к любому человеку. Иван Фёдоров заботился не только о распространении книг на Руси, но и распространении грамотности. Он мечтал о том, чтобы больше и больше людей умели читать и писать.
5. Азбука Льва Николаевича Толстого
Великий русский писатель Л. Н. Толстой организовал для крестьянских детей в усадьбе Ясная Поляна школу, где сам был учителем истории. Для учеников яснополянской школы он написал азбуку. По этой азбуке учились наши прабабушки и прадедушки.
6. Современный русский алфавит
Современный русский алфавит состоит из 33 букв
Русский алфавит (русская азбука) — алфавит русского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).
Проводя исследовательскую работу,мы получили результаты: узнали об истории происхождения русского алфавита, о создателях славянской азбуки, монахах-братьях Кирилле и Мефодии, о глаголице (предшественнице кириллицы). Нам было интересно узнать о первом русском букваре, созданном первопечатником Иваном Федоровым, об азбуке Л. Н. Толстого. Это исследование способствовало тому, что некоторые ребята нашего класса сочинили сами загадки об алфавите, подготовили информационные листы «Устаревшие буквы алфавита».
24 мая в России будет отмечаться праздник, День славянской письменности и культуры. Наш электронный путеводитель поможет ученикам младшего школьного возраста узнать, кто стоял у истоков этого праздника. Интересен будет путеводитель и первоклассникам при изучении темы «Первый букварь», «Азбука Л. Н. Толстого». Оказывается, очень интересно исследовать, изучать страницы истории своего государства.
1. Бернштейн С. Б. Константин – философ и Мефодий. М., 1989
2. Боченкова О. Солунские братья // Читаем, учимся, играем. 2003
3. Головин Н. Н. Моя первая русская история. М. : Тон пресс, 1999.
4.Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей/Авт. — сост. В. В. Волина, Худож. Л. И. Рудаковская. – 2-е изд. испр. – М. : Просвещение, 1994. – 400 с. : ил. – ISBN 5-09-005981-0
5. История России с древнейших времен до XIX века. М. : АСТ, Астрель, 1999 (Большая детская энциклопедия).
6. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М., 1998.
Новогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; «Домик Деда Мороза» МБДОУ №15 «Дюймовочка» комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет «Сладкая.
Поделки «Осенний букет», «Морское чудо» «Осенний букет», «Морское чудо» выполнили ученики 4 А класса специального (коррекционного) 4 вида. Руководитель — воспитатель продленного.
Источник