Перечислите главные функции одежды современного человека

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

К современному костюму предъявляется ряд требований, он выполняет много функций. Функции костюма определяются его назначением. Однако часто костюм может выполнять несколько функций, из которых одна-две главные, а остальные — второсте­пенные. Основными функциями современного костюма являются утилитарные и информационно-эстетические (схема 1.1). Утилитарные функции заключаются в практической полезности, определя­емой способностью одежды защитить человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды и продуктов его жизнедеятельности и возможностью создания благоприятных условий для практичес­кой деятельности. Утилитарные функции подразделяются на защитные и физиолого-гигиенические. Защитные функции как одни из наиболее важных сводятся к защите человека от небла­гоприятных факторов: воздействий природной среды (ветра, сол­нечной радиации, атмосферной влаги и др.), неблагоприятных воздействий химической, физической и биологической среды, а также от механических повреждений (травм). Успешное выпол­нение защитных функций одежды обеспечивается правильным выбором материалов для нее, умелым сочетанием вещей в костюме, грамотным решением формы и конструкции.

Физиолого-гигиенические функции заключаются в обеспечении удобства одежды в статике и динамике, комфортных условий микроклимата пододежного пространства и нервной системы. Данные функции одежды обеспечивают практическую и физическую возможность для эффективного выполнения человеком тех видов деятельности, для которых она предназначена. Этому способствует подбор формы, конструкции, материала костюма с учетом условий эксплуатации и основных морфологических признаков, определяющих внешнюю форму тела человека.

Информационные функции одежды дают необходимую инфор­мацию о профессии, вкусах, культуре человека, назначении и современности его одежды, т. е. сообщают определенную инфор­мацию о характере той субкультуры (национальной, региональной, профессиональной и др.), в системе которой она функционирует. Одежда может быть знаком культуры целой эпохи или отдель­ного человека. Эстетические функции одежды проявляются в гар­моничной связи ее с человеком, окружающей его средой и определяются соответствием одежды внешнему образу человека, совершенством композиции костюма, уровнем его изготовления и отделки. Выполнение эстетических функций достигается созданием одежды, соответствующей антропометрическим, анатомо-физиологическим, социально-психологическим характеристикам человека, соответствием современному стилю и условиям жизни общества.

Читайте также:  Модные ботинки осень 2020 челси

Среди всех видов одежды следует особо отметить спортивный костюм, функции которого имеют существенные отличия от функций других видов одежды. Выделяют шесть основных функций спортивного костюма: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая.

Различные виды спортивной одежды в той или иной мере выполняют эти функции, однако форму спортивного костюма определяет ведущая функция. Например, в костюмах футболистов, баскетболистов, волей­болистов, хоккеистов ведущими являются две функции: защитная и обозначительная. Костюм для фигурного катания выполняет эстетическую и обозначительную функции, а для плавания, прыж­ков в воду — утилитарную.

Функции одежды не остаются неизменными с течением вре­мени. Они изменяются по мере изменения условий жизни человека. Современная одежда, утратив сословные, обрядовые, социально-половые функции, приобрела наряду с прочими новые, например, функции обеспечения нормальной Жизнедеятельности организма повышенной радиации, подводного плавания и др.). Таким образом, функциональность является той основной движущей силой, которая побуждает человека к созданию новых и совершенствованию прежних видов одежды.

1.4. АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ.

Ассортимент — изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным при­знакам (назначению, материалу и т.д.).

Под ассортиментом понимают набор различных по назначению изде­лий, призванных удовлетворять потребности населения в определенных ус­ловиях эксплуатации.

Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 8450 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ФУНКЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОДЕЖДЕ

(выполнить конспект, сокращения возможны)

В современном обществе основными функциями одежды являются утилитарная (защитная), информационная и эстетическая.

Утилитарная (защитная) функция одежды заключается в предохранении тела человека от неблагоприятных климатических воздействий (жары, холода), атмосферных осадков и механических повреждений, а также в создании удобства и комфорта.

Информационная функция означает, что костюм несет определенную информацию о человеке — его социальном статусе, профессиональной принадлежности, личном вкусе, материальном достатке и культурном уровне.

Эстетическая функция рассматривает одежду не только как предмет потребления, но и как произведение прикладного искусства, который несет в себе черты исторической эпохи, национального характера и потому является объектом эстетического восприятия.

В соответствии с функциями, к одежде предъявляются функциональные, эргономические, гигиенические, эстетические и эксплуатационные требования.

Функциональность швейного изделия определяется его соответствием конкретному назначению и условиям эксплуатации.

Эргономичность предполагает соответствие одежды фигуре человека в статике и динамике. Это степень деформации костюма при эксплуатации, перемещение изделия при подъеме рук, нагибании, приседании; удобство надевания и снятия; масса одежды; практичность ее элементов.

Гигиеничность одежды заключаются в том, что она не должна нарушать нормальную жизнедеятельность организма, в то же время, защищая его от механических и химических повреждений и воздействия неблагоприятных факторов внешней среды. Характеризуя гигиеничность, обращают внимание на теплозащитные свойства, массу, водо- и воздухопроницаемость, гигроскопичность, пылеемкость, газопроводность и другие свойства материала.

Выполнение гигиенических требований зависит не только от свойств материала, из которого сшит костюм, но и от его формы и конструкции. Модель должна быть сконструирована так, чтобы не препятствовать свободе движений, не затруднять работу дыхательных путей и пищеварительного тракта.

Эстетические требования к одежде определяются понятиями красоты и стиля; одежда должна отвечать современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

При проектировании одежды эстетические требования выражаются через силуэт, линии, пропорции деталей, фактуру, цвет и рисунок ткани, отделку изделий, которые необходимы для воплощения содержания, вкладываемого в ту или иную модель.

Выразительную, запоминающуюся, преображающую человека одежду можно создать лишь с учетом особенностей его телосложения, возраста, внешних данных.

Эксплуатационные требования заключаются в том, что одежда должна иметь определенный срок службы (износоустойчивость), быть удобной и сохранять изначальную форму при эксплуатации.

В процессе носки одежда испытывает нагрузки, претерпевает различные деформации. При движении определенные участки одежды подвергаются растяжению и сжатию, трению, сминанию. Кроме того, изделие должно быть прочным, т. е. не разрушаться под воздействием света, воды, моющих средств и химических очистителей.

Для сохранения изначального вида изделия, в процессе эксплуатации используют различные химические пропитки материала, добавляют эластичные волокна, а также совершенствуют технологию обработки изделий, используют фронтальное и частичное дублирование деталей. Но износоустойчивость и прочность напрямую зависят и от конструкции изделия, выбора прибавок на свободу облегания, а также от условий носки.

Контрольные вопросы

1. Какие задачи решает процесс конструирования одежды?

2. Какую роль играет конструирование в обеспечении эффективности производства?

3. Перечислите функции одежды, предназначенной для учебных занятий, включая физкультуру.

4. Перечислите требования, предъявляемые к этой одежде, в чем они заключаются?

Источник

Функции одежды

Функция (с лат. Functio – деятельность, назначение) означает обязанность, круг деятельности.

Функция одежды – это служебная роль, выполняемая одеждой, в соответствии с ее назначением.

Основными функциями современной одежды являются:

1. Утилитарная (практическая), включает в себя функции практическую, защитную, эргономическую, гигиеническую;

2. Социальная (информационная), включает региональную, профессиональную, обрядовую, эротическую, символическую, знаковую функции;

3. Эстетическая, включает функции эстетическую и художественно-образную.

Функции одежды складывались исторически. Способ жизни общества сказывался на характере использования одежды. На ранних этапах развития общества одежда выполняла функции защиты от воздействий природы, климата. Постепенно в одежде появлялись элементы, необходимые человеку, например, пояса, заплечные мешки, затем поясные кошели и т.д. Одежда стала выполнять функции утилитарно-практические.

Выделение в обществе вождей, героев, старейшин внесло в одежду первые элементы символической функции, которая позже, развиваясь, превращается в социальную. На сегодня по одежде можно судить о социальном статусе человека, уровне его культуры, о его профессии, вкусах, привычках, его принадлежности какой-либо группе, региону и т.д.

Первые художественные образы человек черпал из окружающей действительности. Постепенно развивается эстетическая функция, которая часто выступает на первый план.

Социальная и эстетическая функции сегодня часто обобщаются и называются информационно-эстетическими или просто информационными фукциями.

Костюм современного человека должен быть красив, современен (большая роль отводится современным тканям, отделкам, цвету), а главное, он должен соответствовать образу человека, подчеркивая его внешнюю и внутреннюю красоту, подчеркивать его индивидуальность и уникальность.

Источник

Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность — соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

В повседневной жизни одежда играет огромную роль для человека, т.к. представляет собой предмет первой необходимости.

Основная функция одежды — это защита человека от погодных условий (холод, жара, атмосферные осадки).

Основные функции современной одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Информационная функция необходима и имеет значение отличительного признака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека.

Эстетическая функция — это предмет материальной культуры человека, и представляет собой черты исторической эпохи, национального характера или индивидуальные творческие особенности.

Защитная функция. Хоть у одежды и есть прямое назначение, и используется она в потребительских условиях, но она также является и предметом искусства.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования. Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

7. Ассортимент и классификация одежды

В разные периоды жизни и времени дня человек носит не одну вещь, а несколько, и у каждой из них есть определенное предназначение для разных условий: для отдыха, для занятий спортом, для работы.
Именно поэтому (классификация одежды по назначению) одежда делится на: бытовую, производственную и спортивную.

Бытовая одежда — это самая большая категория и подразделяется на нарядную, повседневную и домашнюю.

Производственная одежда делится на ведомственную и специальную одежду (для лесорубов, шахтеров, медсестер, врачей, пожарных).
Наиболее ярко информационную функцию выполняет ведомственная одежда.

Спортивную одежду тоже можно подразделить более узко. Например, одежда для отдельных видов спорта (футбол, теннис, баскетбол).

Существует классификация по временам года: летняя, зимняя, осенне-весенняя или демисезонная.

Еще одним немаловажным фактором в классификации одежды является классификация по поло-возрастному признаку на мужскую, женскую и детскую.

Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Ассортимент швейных изделий велик и сложен, включает различные виды и разновидности одежды, головных уборов, а также постельное, столовое белье и др.

Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др.

Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто — мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

В промышленности принята определенная классификация швейных изделий.

Весь ассортимент по общему назначению делится на пять классов:

1) бытовые изделия;

2) спортивные изделия;

4) ведомственные изделия;

5) национальная одежда.

Каждый класс по условиям эксплуатации подразделяется на пять групп:

1) верхняя одежда;

2) легкое платье;

З) белье и швейная галантерея;

4) головные уборы;

5) инвентарь, снаряжение и другие изделия.

Группы делятся на подгруппы в зависимости от модельно — конструктивных признаков и употребления: пальто, костюмы, платья, блузки, юбки и другие плательные изделия; белье верхнее, нательное, постельное, столовое; полотенечно — платочные изделия; швейная галантерея; головные уборы и др.

Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

1) видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

2) полом (мужская, женская одежда);

З) возрастом (пять возрастных детских групп и три возрастные группы взрослого населения);

4) сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

5) видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани и др.);

6) назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Бытовая одежда изготовляется различных размеров (номеров) и длин (ростов). Размер определяется обхватом груди, длина – длиной тела человека и модой.

Одежда имеет следующие размеры (в см): для взрослых – 88, 92, 96, 100. 120; для детей-подростков – 88, 92; старшего школьного возраста – 76, 80, 84; младшего школьного возраста – 64, 68, 72; дошкольного возраста – 56, 60; ясельного возраста – 48, 52.

Для массового производства одежды разработаны промышленные методы моделирования и конструирования, в которых учитывается современная типология взрослого и детского населения страны. Размерная характеристика типовых фигур человека дается в виде отдельных измерений, называемых размерными признаками. В качестве ведущих размерных признаков приняты: обхват груди и длина тела человека (рост).

В соответствии с требованиями стандартов при маркировке готовой одежды ставят обозначение размеров в сантиметрах в следующем порядке: для мужской одежды – рост, обхват груди, обхват талии (например, 170 – 100 – 88); для женской одежды – рост, обхват груди, обхват бедер (например, 158 – 96 – 104), для мужских сорочек – рост, обхват груди, обхват талии, обхват шеи (170 – 100 – 88 – 41).

Подконструкцией понимается внешний вид и объемно пространственная форма одежды, характер членения ее на конструктивные пояса, конфигурация и размеры составных частей, а также способы их соединения. Конструкция одежды характеризуется внешней формой (силуэт, покрой), конструктивным построением деталей (воротник, карманы, застежка), художественным оформлением и видом соединительных швов.

Детали одежды можно разделить на две группы: определяющие объемно-пространственную форму изделия. к ним относятся полочки, спинки, рукава, передние и задние половинки брюк, полотнища юбок; не определяющие объемно-пространственную форму изделия. они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательные значения (обтачки, детали подкладки, прокладки, кромки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки, пояса, банты и т.д.).

Детали первой группы являются основными, так как они создают форму одежды. Конструкция и объемно-пространственная форма деталей второй группы зависят от конструкции и формы основных деталей.

Конструкцию одежды определяют следующие факторы: вид и функциональное назначение одежды; силуэтная и объемно-пространственная форма, размеры и количество составных частей (деталей кроя); свойства материалов, из которых изготовляется одежда; способы соединения составных частей одежды; строение и расположение конструктивных швов и вытачек; наличие конструктивно-декоративных элементов (складок, драпировок, рельефов, оборок и т.д.).

Основные детали могут состоять из одной или нескольких частей в зависимости от модели, силуэта, формы и вида одежды (рис.2,3). Разнообразие конструкции спинки и полочек, состоящих из одной части, определяется наличием отделочных швов, вытачек.

Рукава изделий могут состоять из одной, двух или трех частей. Кроме того, конструкция рукавов может быть разной в зависимости от конструкции нижних и верхних срезов. Конструкция верхних срезов рукавов (втачные, реглан и рукава, выкроенные вместе с полочкой и спинкой) определяют покрой рукава.

Воротник одежды состоит обычно из двух деталей – верхней и нижней, в женском платье может состоять из одной детали. Нижний воротник верхней одежды придает и удерживает форму воротника изделия, он состоит из двух частей. Верхний воротник состоит из одной части, за исключением отдельных изделий со стойкой.

Подборт служит для оформления и обработки края борта, поэтому по внешнему срезу он соответствует срезу бортов полочек. Пояс в плечевых изделиях является дополнением к фасону, а в поясных изделиях – деталью, обеспечивающей посадку брюк и юбок на фигуре человека.

Контуры деталей называют срезами, они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека (табл.1,2).

Наименование конструктивных линий мужского пиджака

Наименование детали кроя Обозначение среза Наименование среза
1. Полочка 1-2 срез горловины
2-3 плечевой срез
3-4 срез проймы
4-5 срез притачивания бочка к полочке
5-6 срез низа
6-7 срез борта
7-8 срез лацкана
1-8 срез уступа лацкана
7-9 линия перегиба лацкана
1-6 линия полузаноса
2. Спинка 1-2 срез горловины
2-3 плечевой срез
3-4 срез проймы
4-5 боковой срез
5-6 срез низа
6-7 срез шлицы
7-8 срез уступа шлицы
1-8 средний срез
3. Бочок 1-2 срез проймы
1-3 срез притачивания бочка к полочке
3-4 срез низа
2-4 боковой срез
4. Верхняя половинка рукава 1-2 срез оката
2-3 передний срез
3-4 срез низа
4-5 срез шлицы
5-6 срез уступа шлицы
1-6 локтевой срез
5. Нижняя половинка рукава 1-2 срез оката
2-3 передний срез
3-4 срез низа
4-5 срез шлицы
5-6 срез уступа шлицы
1-6 локтевой срез
Продолжение табл. 1
6. Подборт 1-2 верхний срез (вершина)
2-3 внутренний срез
3-4 нижний срез
4-5 внешний срез
5-6 срез уступа лацкана
6-7 срез раскепа
7. Верхний воротник 1-2 срез отлета
2-3; 1-6 срезы концов
3-4; 5-6 срезы раскепа
4-5 срез стойки
8. Нижний воротник 1-2 срез концов
2-3 срез отлета
3-4 срез середины
4-5 срез стойки
1-5 срез раскепа
9. Клапан бокового прорезного кармана 1-2 верхний срез
2-3 боковой срез
3-4 нижний срез
1-4 передний срез
10. Обтачка бокового прорезного кармана 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
3-4 нижний срез
11. Листочка верхнего прорезного кармана 1-2; 5-4 нижние срезы
3-6 линия перегиба листочки
2-4; 1-5 боковые срезы
12. Подзор верхнего прорезного кармана с листочкой 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
3-4 нижний срез
13. Обтачка внутреннего кармана 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
3-4 нижний срез

Рис. 2. Детали кроя мужского пиджака из ткани верха

Наименование конструктивных линий мужских брюк

Наименование детали кроя Обозначение среза Наименование среза
42. Передняя половинка брюк 1-2 верхний срез
2-3 срез банта
3-4 шаговый срез
4-5 срез низа
1-5 боковой срез
43. Задняя половинка брюк 1-2 верхний срез
2-3 средний срез
3-4 шаговый срез
4-5 срез низа
1-5 боковой срез
44. Отрезная боковая часть передней половинки 1-2 верхний срез
2-3 внутренний срез
1-3 боковой срез
45. Пояс 1-2 верхний срез
2-3 задний срез
3-4 нижний срез
1-4 передний срез
46. Гульфик 1-2 внутренний срез
2-3 верхний срез
3-4 внешний срез
47. Откосок 1-2 внутренний срез
2-3 верхний срез
3-4 внешний срез
48. Шлевка
49. Клапан заднего прорезного кармана 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
4-3 нижний срез
50. Клапан кармана для часов 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
4-3 нижний срез
51. Обтачка заднего кармана 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
3-4 нижний срез

Рис. 3. Детали кроя мужских брюк из ткани верха

Каждая деталь должна иметь определенное долевое направление нитей основы ткани для обеспечения устойчивости изделия к растяжению во время носки, а также для лучшего формообразования.

Литература: [3], [10],[15].

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями