Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
10 самых знаменитых доходных домов Петербурга
Доходные дома нашего города стоят отдельного внимания. Все они имеют богатую историю и невероятной красоты фасады с множеством интересных деталей. Рассказываем, где во время прогулки по центру Северной столицы найти настоящие чудеса архитектуры.
Доходный дом Лидвалей
Этот жилой комплекс сложной конфигурации в стиле модерн, вошедший во все учебники по архитектуре, был первой работой впоследствии самого модного и востребованного архитектора начала XX века — Федора Лидваля. Дать столь масштабный заказ совсем еще неопытному начинающему архитектору решилась мать Федора — Ида-Амалия Лидваль, и сын блестяще оправдал это доверие.С архитектурной точки зрения дом Лидваля — это своего рода энциклопедия декоративных и пластических приемов. Разнообразные формы эркеров и окон, где даже стекла были с алмазной гранью по краям, и освещаемые солнцем, они переливались всеми цветами радуги, богатство декора и отделочных материалов превратили этот комплекс в один из самых ярких образцов стиля северный модерн, хотя зачастую его называют даже самым выразительным и характерным образцом этого стиля.
ст. м. Горьковская, Каменноостровский пр., 1-3
Доходный дом Горбова
Василий Шауб родился в семье академика архитектуры и с детства мечтал строить дома. В итоге он стал одним из главных деятелей модерна в Петербурге. Большинство его зданий — это ладно скроенные с витиеватым и утонченным оформлением дома-особняки. Но главным его произведением стал доходный дом Горбова, построенный в 1903 году, причем это был не модерн, а эклектика: здание своими скромными формами и башенкой на углу напоминало первые дома эпохи Петра первого. Здание очень хорошо вписалось в ансамбль восьмиугольной Австрийской площади, а в 1907 году получило почетный приз на конкурсе самых красивых фасадов, устроенного Городской думой.
ст. м. Петроградская, Австрийская площадь, 3
Доходный дом Корелина
О работах Александра Лишневского мы уже не раз писали. Это он построил знаменитый Дом городских учреждений, один из лучших образцов архитектуры эпохи модерна. Это он поселил чертика под крышу здания на Лахтинской.
Дом на Апраксином переулке Лишневский перестраивал. Ну, то есть как перестраивал: взял один дом, неизвестного авторства, построенный в 1860-е, и «слил» его с другим — получилось нечто совсем иное, чем смесь жилых построек эпохи классицизма. Здание вышло аккуратным, строгим, больше подходящим для Стокгольма или Хельсинки. Венчает его башенка с часами. Как всегда Лишневский активно использовал барельефы. На стенах здания можно найти и маски, и коленопреклоненных атлантов.
ст. м. Садовая, Апраксин пер., 4
Доходный дом Станового
«Псевдорусский» стиль стал популярен в России после восшествия на престол Александра III (считавшегося многими «самым русским из царей»). Все эти изразцы, церкви в стиле допетровской эпохи, эпические мозаичные панно — не было другого времени, когда национальный колорит проявлялся в архитектуре так явно, не превращаясь при этом в откровенный лубок.
Доходный дом Станового был как раз одним из наиболее ярких образцов «псевдорусского» стиля в жилых зданиях. Он был построен в 1908 — 1909 годах архитектором Дмитрием Крыжановским. За первое десятилетие XX века этот зодчий построил больше сотни домов, определивших облик Петербурга эпохи модерна; дач, коттеджей и даже несколько церквей. После революции он остался в России, поработал первым начальником Народной милиции в Петрограде и строил укрепления во время Гражданской войны.
ст. м. Площадь Восстания, ул. Старорусская, 2
Доходный дом Асташева
Здание было построено в 1899 — 1900 годах по проекту архитектора Владимира Курзанова. Доходный дом Асташева — это модная для тех времен эклектика: немного классицизма, барочных элементов и псевдорусская башенка в качестве доминанты. Все это было дополнено горельефами драконов и других странных существ на фасаде. В 1903 году Асташев продал дом чиновнику министерства финансов Ушакову, знаменитому домовладельцу. Здание пережило революции и блокаду и было отреставрировано только в 1954 году.
ст.м. Чернышевская, ул. Зверинская, 17б
Доходный дом Полежаева
Доходный дом купца и хлеботорговца Полежаева был построен в 1915 году по проекту инженера Яковлева. Здание привлекает внимание своей грандиозной мрачной красотой, которая была достигнута зодчим отчасти башенками со шпилями, отчасти кирпичной облицовкой, исполненной в белом и малиновом тонах, которая со временем потемнела и придала дому ещё больше сурового обаяния. Помимо башенок, балюстрад шпилей и скульптур, которые украшают фасад, здание может похвастать искусной лепниной, а также ионическими пилястрами и полуколоннами, которые подчёркивают первый этаж и мансарды. Кроме того, одной из самых запоминающихся деталей дома являются две пары атлантов и кариатид, облаченных в одежды эпохи ренессанса.
ст. м. Площадь Восстания, ул. Старорусская, 5
Доходный дом Ратькова-Рожнова на канале Грибоедова
Крупнейший петербургский домовладелец Владимир Ратьков-Рожнов был известен в городе прежде всего как человек со средствами. Видано ли дело, к 1917 году под его фамилией в Петербурге значилось более десяти роскошных домов, которыми он весьма умно владел и тем самым приумножал богатство своей семьи, которой и досталось в наследство прибыльное дело (сам Ратьков-Рожнов умер в 1912 году). Дом на канале Грибоедова, построенный архитектором Павлом Сюзором, занимает целый треугольный квартал. Его фасады живописно украшены прямоугольными эркерами, которые по установившейся в Петербурге традиции, поддерживают поясные фигуры атлантов. Этот дом стал первым совместным проектом Сюзора и Ратькова Рожнова.
ст. м. Садовая, набережная канала Грибоедова, 71
Доходный дом Никонова
Дом строил в 1899-1900 годах знаменитый на весь Петербург русский архитектор Николай Никонов, прославившийся как строитель церковных зданий: он возводил Покровскую церковь, «Братский дом» на Боровой улице, а также Иоанновский женский монастырь.
В доме, который он начал делать для себя, отчётливо прослеживаются традиции, свойственные постройкам, которые можно было встретить несколько столетий назад в русских деревнях: роскошный растительный орнамент; остроконечные крыши; красиво обрамлённые изображениями цветов наличники; кровля и эркеры, выполненные в виде шатров. Декор дома создавался при помощи штукатурной отделки, обнаженной кирпичной кладки, разноцветных изразцов, которые в художественном беспорядке рассеяны яркими брызгами по стенам здания.
ст. м. Площадь Восстания / м. Владимирская, ул. Колокольная ул., 11
Доходный дом Пантелеймона Бадаева
Модерновый дом на углу улиц Восстания и Жуковского, который не так давно сняли с реставрации и показали петербуржцам, явив взору здание, выкрашенное в розовый цвет и украшенное разноцветной майоликой, было построено в 1906 году. За разработку проекта взялся русский архитектор Василий Косяков. Заказчиком выступил владелец нескольких домов в Петербурге, староста домовой церкви при духовной семинарии, почётный блюститель по хозяйственной части Пантелеймон Трифонович Бадаев.Во время блокады Ленинграда в дом попал немецкий снаряд, и часть квартир на верхних этажах осталась без стен. Ремонт был произведён в начале пятидесятых годов и квартиры стали сдавать для коммунального житья. В 2014 году была завершена масштабная реконструкция, а сам дом ныне находится в списке объектов, представляющих историческую и художественную культурную ценность.
ст. м. Площадь Восстания, ул. Восстания, 19; ул. Жуковского, 53
Доходный дом княгини Яшвиль
Высокий островерхий дом был построен в 1902 году. По своему внешнему облику он является типичным образчиком модернового стиля, который почти безраздельно властвовал в русской архитектуре XX века. Декоративными элементами служат балконы, ограждённые резными решётками, эркеры и щипцы готического стиля на крыше дома. Фасад отделан яркой керамической плиткой синего, красного и оранжевого цветов.
Над проектом трудился архитектор Борис Зонн, которого нанял капитан гвардии Романов, желавший сдавать в новом здании квартиры и комнаты. Среди петербуржцев дом сразу получил название «Солдатский», так как поблизости располагались солдатские казармы Преображенского полка. После дом перешёл во владение княгини Яшвиль, которая к тому времени стала вдовой полковника лейб-гвардии Царскосельского гусарского полка — потомка князя Владимира Яшвиль, участвовавшего в убийстве императора Павла и государственном перевороте 1801 года.
ст. м. Площадь Восстания, ул. Восстания, 23; Солдатский пер., 1
Фото: fotokto.ru, citywalls.ru, kot-vadim.livejournal.com, artnow.ru, fotokto.ru, livejournal.com, petersburglike.ru
Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!
Источник
Как арендовали квартиры 100 лет назад: Какими были доходные дома для элиты и как жилось постояльцам победнее
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В Петербурге было построено немало интересных доходных домов. Владельцы хотели иметь не просто типовые многоквартирные здания, а дома, которые своей красотой и шиком подчеркивали бы статус и влиятельность хозяина. Более того, некоторые владельцы и сами жили в своих доходных домах, занимая, к примеру отдельный этаж. Так что внешний вид был очень важен.
Некоторые проекты, реализованные в те времена в городе на Неве, особенно красивы и необычны. Например, дом Бадаева, расположенный на пересечении двух улиц (адрес: ул. Восстания, 19), интересен своей асимметрией. Правое крыло почти в два раза короче левого. Оно выглядит скромнее и жили в нем, соответственно, люди более скромного достатка. А в более помпезном левом крыле селились арендаторы состоятельнее.
Два так называемых крыла этого здания объединял изящный барельеф: девушка-ангел. Кстати, именно в угловой части дома располагались самые шикарные квартиры – многокомнатные. Двери в парадную жильцам и их гостям здесь открывали швейцары.
А расположенный на площади Толстого Дом с башнями (дом Розенштейна) выполнен в стиле неоготики и неоренессанса. Снаружи здание шикарно украшено, а бельведеры на углах дома выполнены в виде шестигранных башен, за что здание и прозвали «Дом с башнями».
Еще один интересный проект доходного дома – здание, один фасад которого выходит на улицу Рубинштейна, а второй – на набережную реки Фонтанки. По фамилии владельца здание получило прозвище «Толстовский дом». Проект представлял собой по сути целый жилой комплекс.
При проектировании этого дома сразу было предусмотрено наличие прачечной, водопровода, лифтов. Но помещения здесь сдавали не только элите. Были и вполне бюджетные варианты – для небогатых людей.
Квартиры в доходных домах обычно сдавали минимум на год. Кстати, арендатор платил не только деньги за проживание, но и налог – в государственную казну.
Как и в наше время, арендная стоимость квартиры или комнаты зависела не только от условий проживания, но и от того, где расположен дом. И, так же, как и сегодня, годовая аренда квартиры могла равняться зарплате чиновника средней руки, а могла быть и намного более высокой.
Человек, стесненный в средствах, но остро нуждающийся в жилье (например, студент или молодой одинокий чиновник самого низшего звена) обычно снимал комнату. Более предприимчивые делали так: снимали в доходном доме двух- или трехкомнатную квартиру, занимали в ней одну комнату, а остальную площадь сдавали в субаренду коллеге или однокурснику.
Заключая контракт, арендатор и хозяин в мельчайших подробностях оговаривали, что можно делать на съемной площади, а что – нет. Например, постояльцу могло быть запрещено держать домашних животных, курить, играть на музыкальном инструменте, приводить в квартиру посторонних и так далее.
Элитные доходные дома были обустроены по последнему слову техники: у постояльцев были телефоны, помещения для карет и гаражи, прачечные, а на нужный этаж жильца доставлял лифт. Само собой, в доме предусматривались газификация и отопление. Кроме того, в богатом доходном доме обычно располагалась своя электростанция.
В квартирах были просторные комнаты, высокие потолки, а в некоторых из них при кухне даже предусматривалась комнатушка для кухарки.
В Петербурге начала прошлого века три четверти от общего числа зданий составляли доходные дома. А то, насколько выгодным был этот бизнес не только для коммерсантов, сдававших квартиры внаем, но и для государства, можно посмотреть на примере Москвы. В 1913 году общий доход Первопрестольной составил 47 миллионов рублей, 7 млн. из которых – это налоги, выплаченные владельцами доходных домов.
Немалый вклад в архитектурный облик северной столицы начала прошлого века внес отец петербургского модерна Фёдор Лидваль. Предлагаем почитать подробнее о некоторых его проектах и узнать, почему уехал из России архитектор, который создал новый облик Питера .
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник