Поддержка проектов современного искусства

Где людям искусства искать помощь

Рассказываем, как власти и меценаты пытаются поддержать музеи, художников и работников культуры в эпоху мирового коронавирусного кризиса

Руи Маседо. «Сфумато». Выставка организации Promoción del Arte в культурном центре «Табакалера» в Мадриде. Фото: Promoción del Arte

Из-за пандемии коронавируса музеи и галереи закрылись по всему миру. Крупные учреждения надеются открыться вновь, а мелким грозит банкротство. И те и другие сокращают расходы, увольняя работников, трудившихся на полставки, и фрилансеров. Страдают галеристы, художники и многие другие представители профессий, связанных с искусством, не имеющие постоянного дохода. Какие меры предпринимаются в мире, чтобы поддержать культуру? Уже сейчас понятно, что незначительными усилиями тут не обойтись — надо вкладываться глобально. При этом становится очевидным, что у властей так много проблем в других отраслях, что деятелям культуры, этого «избыточного продукта», нужно очень громко напоминать о себе, чтобы им не забыли помочь из распределяемых сейчас бюджетов.

Лоббисты и министры

В США президент Трамп подписал законопроект об экономической помощи пострадавшим предприятиям и работникам в размере $2 трлн. Американские культурные институции заранее объединились, чтобы добиваться от Конгресса $4 млрд в помощь культуре. Однако их ждало разочарование: в этом экстренном бюджете для них нашлось только $200 млн. Эти средства предназначены федеральным агентствам, курирующим библиотеки, музеи, художников и гуманитарные науки. Лоббисты от культуры, например Том Шулер, глава отдела по взаимодействию с государством Метрополитен-музея, обещают не отступать. Впрочем, на этот раз они добились значительных льгот для благотворителей, что должно принести результаты.

Читайте также:  Краски для стен для стиля прованс

Фрагмент выставки-стенда Фонда Потанина на форуме «Интермузей» в 2019 г. Фото: Благотворительный фонд В. Потанина / Vladimir Potanin Foundation

Ситуация варьируется от страны к стране. Например, в Италии разговоры о государственной помощи культуре только начались и, очевидно, не выльются в конкретные решения, пока страна не выйдет из стресса и жесткого карантина. Итальянская культурная федерация Confindustria Cultura Italia уже заявила о необходимости распространения протекционистских мер на отрасль культуры, включая налоговые льготы и конкретную адресную помощь. А директора итальянских музеев передали министру культуры петицию, инициированную культурно-пропагандистской группой Federculture, где призывают создать кризисный национальный художественный фонд.

В других странах, наоборот, министры культуры работают на опережение. В этом смысле всех, в том числе американцев и англичан, просто потрясла Германия, которая 25 марта объявила о том, что выделит €50 млрд (не миллионов!) на поддержку художников и учреждений культуры. Финансирование будет распределяться несколькими способами — в виде грантов (владельцам бизнеса, художникам на покрытие накладных расходов), ссуд предприятиям (на текущие расходы и тому подобное). Фрилансеры получат право на дополнительные выплаты. Самозанятым лицам и малым предприятиям будет выделяться до €9 тыс. единовременно раз в три месяца. Максимально упрощен доступ специалистов в области культуры и СМИ к базовым социальным пособиям. Меры разработаны очень подробные, для самых разных категорий граждан.

Дэвид Салле. «Ментальные игрушки». Фото: © Adagp, Paris / John Berens / Courtesy Galerie Thaddaeus Ropac, London Paris Salzburg

Прочие европейские страны выступают скромнее. Так, Швейцария выделила на поддержку культуры, в том числе отдельных художников, 280 млн швейцарских франков (около €265 млн). О большом и проработанном пакете мер объявил французский министр культуры — они выделяют €22 млн. Впрочем, на изобразительное искусство там пришлось только €2 млн, а вот на музыку — целых €10 млн. Любопытно, что во Франции внесли специальные поправки в закон об интеллектуальной собственности, чтобы организации, коллективно управляющие авторскими правами, могли потратить часть дохода на поддержку ныне живущих художников.

Испании, где ситуация в связи с пандемией почти так же плачевна, как в Италии, тоже не до антикризисных мер в области культуры. Министр культуры и спорта Хосе Мануэль Родригес Урибес просто взял и публично заявил, что в столь тяжелое время культура должна стоять на последнем месте в списке приоритетов. В ответ представители различных профессиональных ассоциаций — кино, театра и прочих — составили для него список из 52 конкретных мер, начиная со снижения НДС на билеты. Теперь бедного министра постоянно теребят члены различных ассоциаций, союзов, главы учреждений и требуют активных действий.

Фонд Гетти выделит $10 млн на поддержку художественных организаций Лос-Анджелеса. Фото: J. Paul Getty Trust

Фрилансеры и малый бизнес

В США и Западной Европе многие частные учреждения культуры и деятели искусств подпадают под глобальные программы помощи бизнесу (в особенности малому), фрилансерам и самозанятым, потерявшим источник заработка. Достаточно заполнить необходимые анкеты и подать заявки. Скажем, правительство Великобритании объявило о выделении до £50 млрд на индивидуальные гранты фрилансерам и мелким компаниям. Работающие не по найму и фирмы, где не больше пяти сотрудников, могут подать заявку на разовый грант в размере до £9 тыс. Отдельных квот «для культуры» в таких общих проектах обычно нет.

Бывают и казусы в том, как отрасль культуры пользуется льготами от государства. Например, ряд независимых музеев США подал заявки на участие в программе по защите заработной платы Payroll Protection Program (PPP), благодаря которой они могут получить государственные средства на покрытие расходов (заработная плата, налоги и другие расходы). Согласно свежему закону о помощи государства в связи с коронавирусной пандемией — Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act (CARES), предприятие, претендующее на помощь в выплате зарплаты, должно либо сохранить своих работников, либо вернуть обратно уже уволенных. Так что теперь музеи набирают людей обратно, чтобы подать такие заявки. (Кстати, по оценкам Американского альянса музеев, 30% музеев не смогут вновь открыться без помощи от правительства.)

Фонд V-A-С продлил прием заявок на грантовую программу «Музей в предельном состоянии». Фото: V-A-C Foundation

Чтобы воскресить культурную активность в городах, снова «вдохнуть в них жизнь», мэрии, муниципалитеты и фонды мегаполисов — Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Чикаго и ряда других — тем временем обещают помощь деятелям культуры, многие из которых были заняты неполный рабочий день, художественным галереям и выставочным площадкам — как коммерческим, так и некоммерческим. Речь идет даже о небольших суммах. Например, Бостонский фонд помощи художникам начал принимать заявки на гранты в размере $500 и $1 тыс. В Нью-Йорке на это потратят $75 млн, причем именно на некоммерческие учреждения культуры.

Меценаты и конкурсы

В коронавирусном кризисе лучше всего себя проявляют культурные благотворительные организации, уже много лет занимающиеся распределением финансирования. Скажем, Художественный совет Англии поддержит художников и арт-организации, перенаправив средства своих грантовых программ. Кроме того, он создает чрезвычайный финансовый пакет в £160 млн — помощь из него будет оказана как организациям, так и частным лицам: £90 млн предназначено организациям из давно сформированного «портфеля» совета, £50 млн получат «свежие» организации, а £20 млн — отдельные лица, включая фрилансеров, художников и других работников культуры.

В России аналогичным образом поступил Благотворительный фонд Владимира Потанина, заявив о переориентации новых грантов, а также о том, что уже выданные гранты можно будет потратить на зарплату и другие цели, которые теперь внезапно стали очень актуальными. А фонд V-A-С продлил прием заявок на грантовую программу «Музей в предельном состоянии».

Американские частные фонды также заявляют о намерениях поддержать культуру долларом. Например, Фонд Дж.П.Гетти сообщил, что выделит $10 млн на поддержку художественных организаций Лос-Анджелеса. Размер отдельных грантов будет составлять от $25 тыс. до $200 тыс. До этого $5 млн художникам и нью-йоркским некоммерческим организациям пообещал Фонд Хелен Франкенталер. Фонд Энди Уорхола переориентирует свою программу грантов: $1,6 млн получат художники в 16 городах США, и деньги, в отличие от обычных условий программы, теперь можно будет потратить на питание и жилье. Сейчас фонд вошел в коалицию из более чем 20 благотворителей, аккумулирующую и распределяющую средства на поддержку художников. Вообще, число американских организаций, настроенных давать адресные гранты художникам, пострадавшим от пандемии коронавируса, оказалось очень большим, хотя суммы часто символические. Это реально будут «деньги на еду», что во времена, которые уже начали сравнивать с Великой депрессией, может оказаться вполне нелишним для богемы.

Российский художник Хаим Сокол недавно выступил с предложением, чтобы призовой фонд премии «Инновация» был просто поделен между рядовыми работниками художественной индустрии. Так сделал, например, британский Фонд Пола Хамлина, обычно дающий десяти победителям ежегодного конкурса по £60 тыс. В этом году все художники и композиторы, номинированные на премию и отвечающие критериям (более 100 человек), получат по £10 тыс. каждый.

Российское Министерство культуры, будем надеяться, тоже готовит свой план поддержки отечественной арт-индустрии.

Источник

Культурные фонды, оказывающие поддержку художникам

Ключевые российские инициативы, нацеленные на поддержку культуры и искусства

  • Дата публикации: 22 апреля 2020
  • Текст: Катя Карцева
  • Время на прочтение: 4 — 7 мин.

Художники оказываются одними из самых социально не защищенных групп населения. О различных зарубежных конкурсах и грантах для художников мы уже писали ранее. Предметом этого материала станут программы, оказывающие поддержку российским художникам, а также их ключевые приоритеты, чтобы правильно выбрать культурный фонд.

Прямое государственное финансирование в чистом виде сегодня применяется только в отношении отдельных организаций культуры федерального значения (национальных музеев, библиотек, эфирного вещания и т.д.). О поддержке отдельных художников и арт-проектов речи, как правило, не идет. Согласно закону о меценатстве (N 327-ФЗ «О меценатской деятельности» от 4 ноября 2014 г.) получателями поддержки также могут быть только учреждения культуры, но не физические лица. И все же, существует ряд программ государственных и частных, куда художники могут обратиться с просьбой поддержать их проекты.

Фонд Президентских грантов

В 2017 в целях обеспечения государственной поддержки НКО, был учрежден единый оператор — Фонд президентских грантов, конкурсы на соискание поддержки которого проходят теперь 3 раза в год. Конкретно культуры и искусства касаются грантовые направления “Поддержка проектов в области культуры и искусства” и “Выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства”. Здесь важны проекты с аргументированной социальной значимостью.

Важно, что подать заявку на грант президента может только НКО. Физическое лицо этого сделать не может. Но интересы художников и арт-проектов в этом случае может выполнить Союз художников или любое другое профильное НКО, подав заявку. В связи с пандемией никаких изменений в деятельность Фонда пока внесено не было. На момент написания статьи ведется экспертиза проектов второго конкурса 2020 года. Начало третьего конкурса 2020 года будет объявлено летом, необходимо следить за информацией на сайте.

ТАВРИДА

Еще один новоявленный государственный проект поддержки культуры и искусства фестиваль фестивалей «Таврида – АРТ», «Арт-резиденция «Таврида», проходящие в рамках Форума молодых деятелей культуры и искусств Таврида в конце лета в Крыму. Сайт фестиваля Таврида.

Кроме этого, ежегодно проходят конкурсы на получение грантов целого ряда президентских и федеральных социальных и культурных программ. Их удобно мониторить на специальном портале Культура. Гранты. России.

В этой общероссийской базе конкурсов и грантов в области культуры и искусства есть разные разделы по видам искусства — изобразительное искусство, фотоискусство, детское творчество, дизайн и так далее.

Кроме того, фонды и гранты для музеев можно отслеживать на сайте Минкульта. А также ИКОМ — Россия, где представлен список российских и международных программ государственных и частных фондов.

Важно помнить, что эффективная работа с государственными источниками финансирования заключается в использовании возможностей получения средств от государственных образований всех уровней, начиная с президентского и заканчивая районным. Кроме того, не только культурные, но и другие ведомства и гос.структуры (Минобороны, МВД, ФСБ) имеют в своем бюджете определенные статьи расходов, позволяющие выделять средства на финансирование культ.мероприятий.

Специфика работы с государственными источниками финансирования накладывает определенные трудности, это:

  • детальная финансовая отчетность (отчетность за проект может растянуться на месяцы и оказаться весьма изнуряющей, даже если речь идет о сравнительно небольшой сумме)
  • забюррократизированность (заполнение множества документов)
  • необходимость подстраивать проект под требования заявки (арт-проект в итоге может сильно отличаться от первоначальной задумки, имейте в виду важность социальной составляющей арт-проекта)

Музейная программа фонда Потанина

Заявку на участие в программе могут подавать только музеи. Ежегодно 20-25 музеев получают грантовую поддержку, но конкуренция огромная.

Среди приоритетов: поддержка инициатив, способных сделать музей центром культурного, социального и экономического развития своих регионов, реализация потенциала сотрудников российских музеев и развитие их проектной активности, открытие широкой публике малоизвестных музейных коллекций в оригинальной и современной форме. Подробная информация на сайте

Фонд Елены и Геннадия Тимченко

Ключевая программа фонда «Культурная мозаика малых городов и сёл» направлена на повышение активности местных сообществ в городах до 50 тыс. жителей и сельских поселениях через поддержку социокультурных проектов, направленных на развитие территории. В фокусе программы: управление культурными ландшафтами; подходы, форматы и технологии работы с местными жителями: развитие проектной культуры, способов самоорганизации; развитие сельского туризма и локального малого бизнеса. Подробная информация на сайте

Фонд Алишера Усманова “Искусство, наука и спорт”

Программа «Арт-окно» и одноименный фестиваль нацелены на содействие развитию культуры в малых городах Белгородской, Курской и Оренбургской областей. В центре внимания промышленные города: Старый Оскол, Губкин, Железногорск и Новотроицк. Интервью с одним из грантополучателей программы молодым куратором Никитой Клен смотрите здесь. Подробнее с программами и конкурсами в сфере культуры можно ознакомиться на сайте

Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Фонд нацелен на продвижение молодых российских художников, работающих c contemporary art, и создание условий для их свободного творчества, располагает мастерскими в Москве для реализации творческих идей, организации выставок, а также хранения работ и материалов. У фонда существует издательская программа. Фонд занимается организацией участия в ярмарках и биеннале, таких как COSMOSCOW, Vienna Fair,4-я Московская биеннале современного искусства, параллельная программа Manifesta, Уральская индустриальная биеннале. Подробная информация на сайте

AKSENOV FOUNDATION

Деятельность фонда направлена на поддержку проектов по развитию культуры и социальных инноваций. В фокусе фонда современное искусство, театр и музыка, образование и дискуссии, общественные пространства и урбанистика. Включает издательскую программу совместно с издательством Ad Marginem (серия о художниках «Имена/Names»), англоязычное издание о русском искусстве Russian Art Focus. Дмитрий Аксенов основатель фонда также является владельцем Международной ярмарки современного искусства Vienna Сontemporary. Кроме того, культурный фонд оказывает поддержку художникам в производстве их работ и участии в выставках. Подробная информация на сайте

Фонд V-A-C («Виктория – искусство быть современным» )

Культурный фонд, основанный Леонидом Михельсоном, осуществил множество масштабных программ по поддержке современного актуального искусства и развитию культурной сферы. Одной из его особенностей является активная поддержка на Западе современного искусства России, интеграции российского искусства в мировой художественный контекст. У фонда имеется постоянное выставочное пространство в Венеции — Палаццо на Дзаттере. В копилке совместные проекты с Новым музеем современного искусства (Нью-Йорк), Уайтчепел (Лондон), MuHKA – музей современного искусства (Антверпен), с фондом Сандретто Ре Ребауденго (Турин). Подробная информация на сайте

Международный культурный фонд BREUS Foundation

Культурный фонд оказывает поддержку и продвижение современного российского искусства (только contemporary art) в нашей стране и за рубежом. Основной проект фонда «Премия Кандинского», предоставляющий возможность самовыдвижения и призовой фонд,в номинации «Проект года» — 1 800 000 рублей; «Молодой художник. Проект года» — 450 000 рублей. В номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» издание научного труда либо денежная премия.

О начале приема заявок на участие в 13-й Премии Кандинского будет объявлено осенью 2020 года на сайте.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями