Прикладная техника кулачного боя тайцзицюань стиля чэнь

Содержание
  1. Чэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь Секретные техники тайцзи-цюань стиля Чэнь
  2. Читайте также
  3. Гу Люсинь Пушечные удары Паочуй 2-й комплекс тайцзицюаня стиля Чень
  4. Глава 4. Схемы и пояснения ко второму комплексу гимнастики великий предел стиля Чэнь (пушечные удары).
  5. Специфика нашей Школы и объяснения Учителя Чэнь Юя
  6. Семья Чэнь Факэ
  7. Подвиги Чэнь Факэ
  8. Лю Мусань изучает тайцзицюань семьи Чэнь вместе с учениками
  9. Сюй Юйшэн изучает тайцзицюань семьи Чэнь
  10. Можем ли мы воспитывать людей подобных Чэнь Факэ?
  11. 1-1 ЧЖАН САНЬФЭН И ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ
  12. 1-4 ТАЙЦЗИ_ЦЮАНЬ СЕМЬИ ЧЭНЬ
  13. 4 -2. ВАН ЦЗУНЬЮЭ, «КНИГА ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ» («ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ-ЦЗИН»)
  14. Первый комплекс тайцзи-цюаня стиля Чэнь
  15. Глава III Схемы и пояснения ко второй дорожке тайцзи-цюаня стиля Чэнь
  16. Глава IV Толкающие руки в тайцзи-цюане стиля Чэнь
  17. Главная / книги / боевые искусства, выживание, спецслужбы, оружие / тай цзи, цигун
  18. Автор/составитель: Хун Цзюньшэн (Посмотреть все товары этого автора)
  19. Первый комплекс тайцзи-цюаня стиля Чэнь
  20. Читайте также
  21. Гу Люсинь Пушечные удары Паочуй 2-й комплекс тайцзицюаня стиля Чень
  22. Глава 4. Схемы и пояснения ко второму комплексу гимнастики великий предел стиля Чэнь (пушечные удары).
  23. 2-5. ФИЛОСОФИЯ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ
  24. 4-1. ЧЖАН САНЬФЭН, «ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ» («ТАЙ ЦЗИ-ЦЮАНЬ-ЛУНЬ»)
  25. 4 -2. ВАН ЦЗУНЬЮЭ, «КНИГА ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ» («ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ-ЦЗИН»)
  26. 4-5. ЛИ ИЮЙ, «ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ И ТОЛКАЮЩИХ РУК» («ЦЗОУ ЦЗЯ ТУЙШОУ СИН ГУН ЯО ЯНЬ»)
  27. Чэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь Секретные техники тайцзи-цюань стиля Чэнь
  28. Глава III Схемы и пояснения ко второй дорожке тайцзи-цюаня стиля Чэнь
  29. Глава IV Толкающие руки в тайцзи-цюане стиля Чэнь
  30. Язык тайцзи-цюаня Краткий словарь встречающихся терминов

Чэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь Секретные техники тайцзи-цюань стиля Чэнь

Чэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь

Секретные техники тайцзи-цюань стиля Чэнь

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:  Стильные баннеры для дизайна

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Гу Люсинь Пушечные удары Паочуй 2-й комплекс тайцзицюаня стиля Чень

Гу Люсинь Пушечные удары Паочуй 2-й комплекс тайцзицюаня стиля Чень Перевод с китайского и комментарий М.М.

Глава 4. Схемы и пояснения ко второму комплексу гимнастики великий предел стиля Чэнь (пушечные удары).

Глава 4. Схемы и пояснения ко второму комплексу гимнастики великий предел стиля Чэнь (пушечные удары). Названия и порядок форм.1. Подготовительная поза (юйбэй ши).2. Начальная форма (ци ши).3. Алмазное толчение (цзиньгань даодуй).4. Ленивое поджимание одежды (лань чжа и).5. Шесть

Специфика нашей Школы и объяснения Учителя Чэнь Юя

Специфика нашей Школы и объяснения Учителя Чэнь Юя I. Образы тайцзицюаньВопрос: «Учитель, как бы Вы могли охарактеризовать тайцзицюань с точки зрения образов животных?»Учитель Чэнь Юй: «Движения телом подобны опиранию медведя, грациозность усилий рук подобна крыльям

Семья Чэнь Факэ

Семья Чэнь Факэ Чэнь Факэ происходит из длинной цепочки мастеров тайцзицюань. Его великий предок Чэнь Чансин (1771-1853) был учителем Ян Лучаня (1799-1872) – основателя тайцзицюань семьи Ян. Только многолетняя учеба у Чэнь Чансина сделала Ян Лучаня мастером настоящего боевого

Подвиги Чэнь Факэ

Подвиги Чэнь Факэ Про бои Чэнь Факэ рассказывают много легенд. Эти легенды могли бы дать пищу для многих отличных кинофильмов и телесериалов. Однако, если мы говорим о чем-то захватывающем, то это может привлечь внимание, но мы немногое узнаем о настоящем тайцзицюань.

Лю Мусань изучает тайцзицюань семьи Чэнь вместе с учениками

Лю Мусань изучает тайцзицюань семьи Чэнь вместе с учениками Когда Хун Цзюньшэн был молод, его здоровье было не очень хорошим. В 1930 году он изучал тайцзицюань семьи У у Лю Мусаня по совету своих соседей.Лю Мусань был старшим учеником у основателя тайцзицюань семьи У,

Сюй Юйшэн изучает тайцзицюань семьи Чэнь

Сюй Юйшэн изучает тайцзицюань семьи Чэнь Сюй Юйшэн (1879-1945) родился в благородной семье при династии Цин. Его семья придавала большое значение тренировке боевых искусств. С юного возраста он обучался у многих мастеров. Он изучал багуачжан у Лю Фэнчуня, ученика Дун Хайчуаня.

Можем ли мы воспитывать людей подобных Чэнь Факэ?

Можем ли мы воспитывать людей подобных Чэнь Факэ? Мы знаем, сколь высоко было мастерство Чэнь Факэ в боевых искусствах. Также мы теперь знаем, почему он стал так хорош. Это приводит нас к вопросу: а можно ли стать таким, как Чэнь Факэ? Иными словами, могут ли современные

1-1 ЧЖАН САНЬФЭН И ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ

1-1 ЧЖАН САНЬФЭН И ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ Хотя существуют самые различные версии относительно основателя тайцзи-цюаня, чаще всего первым признается Чжан Саньфэн, который был, конечно, величайшим учителем этой системы. Чжан Саньфэн известен также под именами Чжан Цзюньпао и Чжан Тун

1-4 ТАЙЦЗИ_ЦЮАНЬ СЕМЬИ ЧЭНЬ

1-4 ТАЙЦЗИ_ЦЮАНЬ СЕМЬИ ЧЭНЬ Тайцзи-цюань упоминается в документах со времен Чэнь Вантина. Чэнь родился в провинции Хэнань (Северный Китай) в конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618. В родные края он вернулся в 1644, когда династия Мин

4 -2. ВАН ЦЗУНЬЮЭ, «КНИГА ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ» («ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ-ЦЗИН»)

4 -2. ВАН ЦЗУНЬЮЭ, «КНИГА ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ»

Первый комплекс тайцзи-цюаня стиля Чэнь

Первый комплекс тайцзи-цюаня стиля Чэнь 1-я форма Подготовительная позаСтоят, корпус ровно посередине, стопы расставлены чуть шире плеч, носки стоп чуть разведены наружу, руки висят свободно, взгляд направлен вперед по горизонтали (рис. 1).Особенности. Подготовительная

Глава III Схемы и пояснения ко второй дорожке тайцзи-цюаня стиля Чэнь

Глава III Схемы и пояснения ко второй дорожке тайцзи-цюаня стиля Чэнь Вторую дорожку эрлу (сокращенно: второй комплекс эр тао) также называют «пушечные удары» паочуй. Во втором комплексе первые 5 движений, включая подготовительную позу, совпадают с первым, так что следует

Глава IV Толкающие руки в тайцзи-цюане стиля Чэнь

Глава IV Толкающие руки в тайцзи-цюане стиля Чэнь Метод, при котором двое толкают друг друга руками, первоначально назывался «вскрывающие руки» цзяшоу или «биться руками» дашоу, это мир состязания в технике, относящейся к техническим ударам цзицзи. Он был распространен в

Источник

Главная / книги / боевые искусства, выживание, спецслужбы, оружие / тай цзи, цигун

Автор/составитель: Хун Цзюньшэн (Посмотреть все товары этого автора)

Цена: 2999 руб. (без учёта доставки)

Только по предоплате

Наличие: Книга в наличии


Аннотация:
В данной книге мастер Хун Цзюньшэн обобщает все, что он получил от своего наставника Чэнь Факэ за весь период занятий тайцзицюань. Большое количество черно-белых рисунков поясняют технику.
В книге есть также воспоминания Хун Цзюньшэна о его пути в познании тайцзицюань.
Перевод и комментарии: Владимир Нестеров. Перевод осуществлен по изданию 1988 года.

Издатель/производитель: ИПЦ «Маска»
ISBN: 978-5-907051-69-0
Год: 2018
Страниц: 826
Размеры, мм: 245х170х50
Обложка: твердая
Формат: увеличенный
Вес (в упаковке): 1560 гр.

Купить «Прикладная техника кулачного боя тайцзицюань стиля Чэнь»

В случае выхода нового тиража книги изображение обложки, год издания, ISBN могут временно отличаться от указанных на данной странице.

Отзывы на: Хун Цзюньшэн Прикладная техника кулачного боя тайцзицюань стиля Чэнь
Это книга одного из ранних пекинских учеников Чэнь Факэ-Хун Цзюньшена,который начиная с 1930 года непрерывно учился у Чэнь Факэ около 15 лет и , в итоге, в 1956 году получил от него последние наработки в области тайцзицюань.Учитель Хун был всю жизнь предан ТЦЦ и не только наследовал отборную суть ТЦЦ стиля Чэнь,но и сформировал собственную теорию и манеру исполнения,распространил ее в обществе и был признанным Мастером своей эпохи.В ТЦЦ Хуна впервые выдвинута теория безразличного равновесия ,разрешен вопрос оавновесия в движении,выдвинута теория общего вращения,проанализирован вопрос о двойной тяжести,подробно рассмотрен вопрос о взгляде и,что ново для российских исследователей ТЦЦ,нет пустых разговоров о сознании и энергии Ци))В дальнейшем Хун всем этим обогатил теорию ТЦЦ и поэтому его ТЦЦ и называают «ТЦЦ стиля Хун».Стиль Хуна является практическим,не имеет пустых движений и всё имеет практическое применение! Всем, кто хочет получить знания из рук одного из самых преданных и грамотных учеников Чэнь Факэ очень рекомендую эту книгу. Книга является достойным вкладом в библиотеку любителей ТЦЦ и продолжает традиции качественных переводов лучшего переводчика России по данному направлению, китаеведа Андрея Милянюка. Прочтение книги подарит много приятных минут неожиданных открытий,вопросов и возможно,переосмысления и нового взгляда на историю и суть ТЦЦ.

Оставить отзыв на: Хун Цзюньшэн Прикладная техника кулачного боя тайцзицюань стиля Чэнь

Если Вы обнаружили ошибку в описании книги «Прикладная техника кулачного боя тайцзицюань стиля Чэнь» (автор Хун Цзюньшэн), напишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Книга «Прикладная техника кулачного боя тайцзицюань стиля Чэнь» находится в следующих тематических разделах каталога интернет-магазина Bookmail.ru:
тай цзи, цигун

Помощь (FAQ) | Доставка и оплата | Контакты

Наш сайт использует файлы cookie, позволяющие узнавать Вас, и улучшить Ваше взаимодействие с сайтом.
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности

Источник

Первый комплекс тайцзи-цюаня стиля Чэнь

Первый комплекс тайцзи-цюаня стиля Чэнь

1-я форма Подготовительная поза

Стоят, корпус ровно посередине, стопы расставлены чуть шире плеч, носки стоп чуть разведены наружу, руки висят свободно, взгляд направлен вперед по горизонтали (рис. 1).

Особенности. Подготовительная поза предназначена для подготовки создания позиции к первым движениям. При этом надо внутри закрепить дух, снаружи проявить умиротворенность, необходимы пустая шея и макушечное усилие, т. е. голову надо держать ровно вертикально, макушка должна в очень легкой степени устремляться вверх (макушечное усилие напоминает подвешивание). Губы легко сомкнуты, зубы мягко соединены, нижняя челюсть немного подобрана внутрь. Плечи погружены, т. е. слегка свернуты вперед и расслабленно опущены. Подобрать грудь и растянуть спину, т. е. грудь подбирают так, чтобы она не прогибалась внутрь и не выпячивалась наружу, спинной хребет должен быть растянут вверх и вниз. Пах должен быть открыт и должно быть ощущение округлой пустоты. Колени слегка согнуты.

Стоят, не выпрямляя ног, коленный сустав сохраняет подвижность. Всё тело расслаблено, дыхание естественное, мысль хранят в поле пилюли (даньтяне).

На вышеуказанные требования необходимо обращать серьезное внимание не только при выполнении подготовительной позы, но и в любом движении всего комплекса. Кроме того, как говорилось выше, на всё есть жесткие требования, но все они друг с другом взаимосвязаны. Например, поскольку плечи слегка свернуты внутрь и расслабленно погружены, легко вобрать грудь и растянуть спину, закрепить внутри сознание, энергию погрузить в поле пилюли, образовать пустую шею и макушечное усилие. Когда колени слегка согнуты, то легко получается открытый и округлый пах [17] . Открытый пах говорит об ощущении приподнятости энергии, и кожа в этой области не свисает вниз.

2-я форма Алмазный силач толчет в ступке

1-е движение. Чуть опускаются в приседе, локти слегка сгибают, центры ладоней направляют вниз (смысл – в закрывании усилий-цзинь рук), взгляд направлен вперед горизонтально (рис. 2). Корпус немного поворачивают влево, одновременно руки выполняют наматывание: левая – обратное, а правая – прямое, ведут их вверх влево, вперед под углом, доходя наверху до уровня плеч, при этом центры ладоней остаются направленными вниз (рис. 3). Корпус поворачивают влево и, продолжая приседать, центр тяжести полностью переносят на правую ногу, а левую ногу приподнимают. Одновременно с поворотом корпуса руки продолжают выполнять наматывающее движение: левая – обратное, правая – прямое, раскрываясь направо-назад. Центры ладоней направлены направо назад, пальцы распрямлены до потери мягкости (рис. 4).

2-е движение. Вздымают носок левой ноги и, касаясь земли внутренней стороной пятки, выдвигают ногу влево-вперёд. Вместе с перемещением вперед центра тяжести постепенно переступают на левую ногу. При этом руки всё так же выполняют наматывание: левая – обратное, правая – прямое. Руки продолжают раскрываться вправо-назад и слегка погружаются, и одновременно с переносом тяжести на левую стопу вместе с телом одновременно идут вперед (рис. 5а, 56). Центр тяжести переносят вперед на левую ногу. Корпус при этом поворачивается влево. Правой ногой делают шаг вперед и носком касаются земли. При этом руки совершают наматывающее движение сзади-вперёд: левая – обратное, правая – прямое. Центр левой ладони направляют вниз, сгибают локоть и выполняют сдавливание цзи вперёд, правая рука вместе с шагом правой ноги идет вперед, подпирая [18] . Руки образуют закрывание усилий-цзинь, хэцзинь (рис. 6).

3-е движение. Правая ладонь переходит в кулак и совершает прямое наматывание снаружи вверх, а левая ладонь совершает прямое наматывание изнутри вниз.

При этом поднимают и подгибают правую стопу (рис. 7). Левую ладонь опускают до положения перед животом, правый кулак при этом опускают в ладонь левой руки. Одновременно правая стопа, направившись к левой стопе, оттолкнувшись от земли, совершает встряхивание чжэнь (рис. 8). Особенности. 1. Усилие наматывания нити – это усилие-цзинь Великого предела, сердцевина, образующая гимнастику Великий предел. Оно объединяет два основных противостоящих наматывания нити. Никакие движения во всем комплексе тайцзи-цюаня не должны отходить от усилия наматывания нити. Таким образом, усилие наматывания нити пронизывает процесс всех движений от начала до конца. Прямое и обратное наматывание нити обычно присутствует во всех движениях комплекса. Пять пар: внутреннее и внешнее, верхнее и нижнее, левое и правое, переднее и заднее, большое и малое говорят о разной направленности и величине различных движений наматывания нити, поэтому относятся к особым ориентациям нити. Однако, это не отдельная пара наматываний среди обычных прямых и обратных наматываний нити, но, в соответствии с требованиями конкретного движения, они имеют свои особенности. Например: вверх-вниз или влево-вправо, или внутрь-наружу, как в 3-м движении (рис. 7). Про усилие наматывания нити смотри третью особенность, можно также обратиться к схеме, относящейся к этой особенности.

2. Эта поза служит первой формой в тайцзи-цюане «тринадцать форм». В середине используют пять пар усилий наматывания нити, а в конце совершают толкущий удар (встряхнув ногой, ударяют низом правого кулака по центру левой ладони), что выражает завершение этой формы.

3. Роль встряхивания ноги заключается в погружении вниз энергии всего тела, и это полезно для циркуляции крови. Например, когда стоят долго, то чувствуют усталость, а когда ситуация не позволяет двигаться, то носками стоп касаются земли, пятки приподнимают, затем опускаются с некоторым встряхиванием. Так повторяют несколько раз, что, аналогично, избавляет от усталости. Кроме того, интенсивность встряхивания ноги определяется возрастом и силой тела занимающегося, однако, и легкое, и тяжелое встряхивание требует правильного усилия-цзинь, направленного к погружению вниз. Эту правильность можно выявить по звучанию при встряхивании ноги.

4. Все движения в тайцзи-цюане требуют «погруженных плеч и свисающих локтей». «Погруженные плечи» уже рассматривались при описании особенностей подготовительной позы. «Свисающие локти» обозначают, что в любых движениях локтевой сустав должен сохранять определенную изогнутость. Руки не должны выпрямляться, а локоть свисает вниз.

5. Кисти в гимнастике стиля Чэнь должны быть с согнутыми назад пальцами, т. е. кроме большого пальца остальные четыре слегка отогнуты к тыльной стороне ладони (смотри рисунки). Это позволяет энергии затекать в промежутки между фалангами пальцев («энергия достигает двух верхушек»), а кроме того, позволяет ослабить или ликвидировать такой недостаток, как использование грубой силы рук.

3-я форма Ленивое поджимание одежды (длинную одежду перед боем подтягивали)

1-е движение. Корпус сначала немного поворачивают влево, затем немного вправо до выравнивания. Одновременно руки идут от низа живота слева наружу вверх и вправо вниз, совершая маленький круг (возвращаясь к позе, показанной на рис. 8). Затем корпус вновь поворачивается чуть влево и чуть вправо. При этом руки совершают наматывание: левая – обратное, правая – прямое, и закрыв усилия-цзинь, скрещиваются перед грудью; от левой ноги в полноте переходят к правой ноге в полноте (рис. 9). Руки расширяют кольцо наматывания нити, они расходятся, правая совершает прямое, а левая – обратное наматывание, образуется усилие-цзинь открывания кайцзинь. При открывании от правой ноги в полноте переходят клевой ноге в полноте (рис. 9-11).

Перенося центр тяжести полностью на левую ногу, правую приподнимают и пяткой, касаясь земли, скользят вправо. Одновременно руки продолжают рисовать дуги, переходя от большого открывания к большому закрыванию, совершая прямое наматывание обеими руками (рис. 12а). Центр тяжести постепенно переносят направо. Правым носком ноги опираясь в полноте, корпус чуть поворачивают влево, правая рука немного разворачивается влево (рис. 126).

2-е движение. Корпус слегка поворачивается вправо. Вместе с переносом центра тяжести вправо постепенно правая нога переходит к полноте. Одновременно руки от закрывания вновь идут к открыванию. Правая рука совершает большое прямое наматывание вправо с развертыванием руки, левая рука совершает малое обратное наматывание, после чего, перевернув ладонь, останавливается слева перед поясницей с центром ладони, направленным вверх (рис. 13). Корпус поворачивается ровно вперед, регулируются ягодицы. Всё тело расслабленно и раскрыто, энергию погружают, направляя вниз (рис. 14).

Особенности. 1. Когда правая стопа выдвигается, нужно, чтобы правая рука в тот же момент совершала прямое наматывание влево, погружаясь вниз. Тогда возникает ощущение, что правая рука погружается вниз влево, из-за чего правая стопа выдавливается вправо. Дождавшись, когда совершат левое обратное и правое прямое наматывание, а потом снова закроются, обнаруживают, что это движение полностью соответствует требованию, выраженному в пятой особенности: «Одно двинулось – нет ничего не двигающегося».

2. В тайцзи-цюане стиля Чэнь, начиная любую форму, необходимо вести движение изнутри наружу, поэтому во внешней форме присутствует движение, когда маленький кружок ведет за собой последующее. Так, начиная с подготовительной позы, выполняя форму «алмазный силач толчет в ступке», руки, согнув в локтях по бокам бедер, слегка приподнимают, т. е. центрами ладоней слегка надавливают вниз, формируя закрывание усилий-цзинь хэцзинь. Затем начинают двигаться. Переходя от второй формы к третьей, руки перед животом рисуют кружок (как показано на рис. 8 пунктирной линией). При завершении каждой формы существует регулирующее движение, как при толкающем ударе в конце второй формы, а в конце третьей формы тело выравнивают поворотом, после чего выправляют ягодицы.

3. В этой форме полностью проявляется связь взаимоследования между верхом и низом (между руками и ногами). Рисуя круг с поворотом до верхнего отражения, рука пустая, а нога под рукой переходит к полной и наоборот. И это ключевой вопрос в достижении выравнивания по центру у внутреннего усилия-цзинь (однако поднимание ноги в независимой стойке – исключение, поскольку одна нога стоит для сохранения выравнивания по центру и баланса центра тяжести. Нужно, чтобы эта рука над этой ногой оставалась в полноте). Это четко показано на рис. 10 и 11.

4. «Ленивое поджимание одежды» – базовая форма в тайцзи-цюане стиля Чэнь. Она составлена из левого малого внутреннего обратного наматывания и правого большого внешнего прямого наматывания. Нужно добиваться отсутствия впадин и выступов, дефектов, прерывания внутреннего усилия-цзинь. Особенно трудно выполнять малые внутренние обратные наматывания и только при многократном внимании и отработке можно достичь выполнения требований. В этой форме нужно особенно следить за отпусканием фан в подбирании (во время плотного сжатия круга) и за подбиранием шоу в отпускании (во время распускания круга) в работе усилия-цзинь. Проблема здесь в том, что в процессе подбирания и распускания доля внутренне-внешнего наматывания нити несколько выше, что облегчает решение указанной задачи. Только выполнив данное требование, можно «вести движения туда и сюда, а энергия приклеивалась бы к хребту».

5. Руки вращаются, образуя закрывание усилий-цзинь. Поскольку энергия приклеивается к хребту и руки сталкиваются друг с другом, усилие отражения пэнцзинь не теряется. Это создает тонкое «открывание, проживающее в закрывании». Аналогично, поскольку руки сталкиваются друг с другом и во время их расхождения, возникает усилие-цзинь открывания кайцзинь, а внутри всё же сохраняется закрывание усилий-цзинь, а также тонкое «закрывание, проживающее в открывании».

4-я форма Шестеркой запечатывать, четверкой запирать

1-е движение. Корпус немного поворачивают влево, центр тяжести переносят влево, левая нога становится полной. Одновременно руки сначала на своем месте скручиваются, рисуя кружок (для инициации движения). Т. е. правая рука доходит до области перед животом, совершая большое прямое наматывание, вращая руку с откатыванием люй. Левая рука доходит до области перед грудью, совершая малое обратное наматывание с отражением пэн. Руки образуют закрывание усилий-цзинь. Тело слегка поворачивают вправо, центр тяжести смещается вправо, левая рука краем большого пальца сближается с правым боком и перекатывается внутрь, в результате чего центр ладони переворачивается вниз (рис. 15а, б).

Корпус слегка поворачивают вправо, центр тяжести переносят направо, правая нога становится полной. Одновременно правая рука скручивается в прямом наматывании, а левая ладонь совершает малое обратное наматывание. Руки, сохраняя закрывание усилий-цзинь, идут вправо вверх по дуге, выполняя сдавливание цзи наружу (рис. 16).

2-е движение. Корпус снова немного поворачивают влево, центр тяжести опять переносят на левую ногу, левая нога становится полной. Одновременно правая рука, выполняя продольное наматывание, подпирает то вверх. Усилие-цзинь пронизывает пальцы руки, которые не размягчаются. Левая рука, вращаясь, совершает обратное наматывание. Тыльная сторона ладони дугой лучезапястного сустава идет влево вверх с отражением. Усилие-цзинь пронизывает тыльную сторону ладони. Пять пальцев косо свешиваются вниз, пальцы не размягчаются (рис. 17, 18). Тело продолжает легкий поворот влево. Одновременно руки совершают прямое наматывание, переворачивая ладони и помещая их около ушей, центры ладоней косо направлены наружу (рис. 19). Затем ладони, закрыв усилия-цзинь, совершают нажимания ань вправо вниз (вначале делают глубокий выдох, в момент его завершения заканчивается нажимание, причем выдох служит хозяином, а движение, сочетающееся с ним, служит гостем). Одновременно тело поворачивается вправо вместе с нажиманием руками вправо. Центр тяжести также при этом переносится на правую ногу. Левая нога приставляется вправо, касаясь носком земли около правой ноги (рис. 20).

Особенности. 1. Когда руки идут от закрывания к открыванию или от открывания к закрыванию, осью должны служить поясничные позвонки с целью привода в движение (вращая тело). При вращательном движении влево и вправо корпус должен сохраняться прямым и вертикальным, не наклоняясь вперед или назад. При нажимании ладонями вниз энергия должна приклеиваться к хребту, пах должен быть округлый и пустой. Правая рука служит хозяином, левая – гостем. 2. В этой форме смысл в том, что шестерка образует запечатывание, а четверка запирание. Ее значение соответствует образу «алмазное потрясение силой», описанному Хуа То в «Трактате о пяти животных» («У цинь цзин»). Когда нажимают руками вниз, нужно, стянув рот, медленно и мягко сделать глубокий и долгий выдох, что будет очень способствовать регулированию дыхательной системы.

5-я форма Одиночный бич

1-е движение. Корпус немного поворачивают вправо и тут же возвращают обратно. При этом правая рука совершает прямое наматывание внутрь, а левая – обратное наружу, каждая совершает по кругу, затем правая рука образует крюк подниматься вправо, а левая ладонь дугообразно идет к животу. Во время поворотов корпуса влево и вправо левая стопа перекатывается на носке (рис. 21, 22).

2-е движение. Затем центр тяжести (ц. т.) полностью переходит да правую ногу. Поднимают левую стопу и приседают. При этом левая пятка, оставаясь пустой, скользит влево, приклеившись к земле. Тогда корни ягодиц еще больше раскрываются. По мере переноса центра тяжести влево постепенно носок левой ноги опускается к земле, и левая нога становится полной (рис. 23, 24).

3-е движение. Левая рука от живота идет немного вправо, подпирая вверх, т. е. дугообразно совершает левое прямое наматывание, доведя его до левого края. Когда достигнут уровня плеч, основанием ладони надавливают вниз. Когда наматывание левой рукой идет влево с поворотом и нажиманием ань, правая рука в сочетании со слабеньким продольным наматыванием идет наружу, образуя усилие-цзинь открывания. Соотношение пустого и полного в ногах также одновременно увеличивается. С формированием одиночного бича тут же расслабляются, раскрывая ягодицы. Корпус обращают вперед (рис. 25, 26).

Особенности. 1. Когда в первом движении руки совершают полный круг справа от тела, они должны приводиться в движение поясничными позвонками в качестве оси, только тогда можно добиться выделения активности усилия-цзинь и сделать это движение выразительным: усилие-цзинь идет от пятки правой ноги через позвоночник вверх и формируется в пальцах левой руки. Затем расслабленно раскрываются ягодицы, и когда поворачиваются корпусом вперед, снова проявляется это усилие-цзинь, проходя из пальцев левой руки поперек позвоночника и доходя до правой кисти, собранной в крюк. В данном движении левая пятка, опускаясь на землю, становится полной. Однако надо обратить внимание на то, что «пустое» не означает полное отсутствие сил, а «полное» не говорит о полном стоянии на этой ноге. Поэтому, когда перекатываются на левой пятке, касающейся земли, ц. т. на левой ноге тоже колеблется в соответствии с поворотом тела.

2. Во втором движении при шаге влево левой ноги требуется, чтобы носок вздымался вверх, а пятка, касаясь земли, легонько скользила вперед, как будто кошка продвигается в погоне за мышью. Только в этом случае можно быть устойчивым и не заторможенным, легким и не плавающим, проявить погруженность и подвижность.

3. Тайцзи-цюань требует, чтобы мысль и энергия приобретали подвижность, допускающую сменность. «Одиночный бич» – хороший тому пример. Когда левая рука совершает левое наматывание, в нее втекает мысль. Дождавшись полного поворота корпуса вперед, мысль снова перетекает в правую руку. Поэтому рис. 25 и 26 различаются тем, что в первом случае мысль перетекает в левую руку, а во втором переходит в правую.

4. В этой форме хозяином служат движения левой руки. Добавлено большое движение левой руки, поскольку во всем комплексе движений левой руки меньше, чем правой. Кроме того, нужно, чтобы левая рука поворачивалась влево подобно мягкому бичу при отмахе, усилие-цзинь ведут к среднему пальцу левой руки (рис. 25). Поскольку данная форма составляет пару с «ленивым поджиманием одежды», где хозяином случит движение правой руки, поэтому «ленивое поджимание одежды» и «одиночный бич» образуют вторую связки тайцзи-цюаня, что называют «двумя смыслами» лян и. Кроме того, хотя на тренировке одна рука служит хозяином, но нужно вести движения так, чтобы «одно двинулось – ничего не осталось не движущегося», так чтобы «сустав за суставом нанизывались». Это требование выполнить сложнее, чем в случае отработки движений обеих рук. Следует обратить внимание на пятую особенность.

5. Восемь особенностей тайцзи-цюаня должны проявляться в каждом движений. Можно также сказать, что тайцзи-цюань – это гимнастика, в которой восемь особенностей проявляются комплексно. Однако в отдельном движении наибольший смысл имеет какая-то одна особенность, а остальные вторичны, но их отбрасывать не следует. Так что когда предлагается обратить внимание на пятую особенность, подразумевается, что она главная.

6. Во всех движениях тайцзи-цюаня требуется, чтобы «усилие-цзинь в изгибании и хранении имело избыток». Поэтому, выполняя данную форму, нужно следить за слабой изогнутостью в суставах у правой ягодицы и правого колена, выпрямление недопустимо.

6-я форма Вторично алмазный силач толчет в ступке

1-е движение. Корпус слегка поворачивают влево, пах отпускают свободно. В то же время руки погружают вниз, левая – тяжелая, правая – легкая. Левая ладонь слева совершает обратное наматывание в виде целого кольца. Правая рука-крюк преобразуется в ладонь и совершает наружу прямое наматывание так, что центр ладони, поворачиваясь, обращается наружу вверх, и обе руки отражают наружу, закрывая усилие-цзинь (рис. 27).

2-е движение. Руки наматывают нити, расширяя кольцо, левая – обратное, правая – прямое, слева вращают вверх, закрывая усилия-цзинь, направо. Левая рука идет к груди, центр ладони направлен вправо, правая рука поворачивается направо, находясь на высоте головы. Когда кисти начинают вращение вправо, центр тяжести смещается вправо, правая нога становится полной (рис. 28). Ниже – так же, как в описанном выше 1-ом движении второй формы, его оконечной части, только направления не совпадают. Завершив данную форму, оказываются лицом точно на восток (рис. 5, 6).

3-е движение. То же, что во второй форме «алмазный силач толчет в ступе», только направления не совпадают, в данной форме движения направлены на восток (рис. 7, 8).

Особенности. 1. В первом движении каждая кисть ведет наматывание по кружку, чтобы инициировать последующее движения, служа для них подготовительным движением.

2. Закрывание усилий-цзинь кистей, изображенное на рис. 27, отличается от закрывания цзинь, описанного выше в соответствующих позах: это закрывание усилий в начальной позе, их нужно четко различать.

3. В позе на рис. 28 руки связываются друг с другом после наматывания в виде кольца, левой – обратного, правой – прямого. Одновременно, поза образуется, когда руки связаны закрыванием усилий-цзинь при использовании поясничных позвонков в качестве оси в способах для корпуса.

4. Прочие особенности – те же, что во второй форме.

7-я форма Белый журавль сверкает крыльями

1-е движение совпадает с 1-ым движением в третьей форме «ленивое поджимание одежды», однако, соединяясь с предыдущей формой, кисти перед нижней частью живота не делают маленьких кружков, а сразу же совершают скрещивающиеся движения (рис. 29–31).

2-е движение. Правая нога делает шаг вправо, при этом на нее переносится ц. т., а левая нога подходит к правой так, что её носок слегка касается правой стопы. Одновременно с переносом ц. т. направо руки совершают обратное наматывание: правая – вправо-вверх, левая – влево-вниз, формируя дуги и расходясь (рис. 32). Все движения в данной форме должны выполняться при направленности на восток. Изображения на рис. 29–32 даны в фас.

Особенности. 1. Данная форма, как и третья («ленивое поджимание одежды»), следует за формой «алмазный силач толчет в ступе», однако связующие движения различаются. В данной форме для связи нужно не рисовать кружки руками перед животом, а приклеить энергию к хребту. Руки сначала немного раскрыть, а затем закрыть и скрестить. Так соединяются с усилием-цзинь предыдущей формы и в то же время проявляют мысленное желание перед закрыванием обязательно совершить открывание, чтобы выполнить требование шестой особенности: взаимосоединение без прерывания. Завершив закрывание до конечной точки, нужно сначала также совершить маленькое закрывание, затем опять раскрыться. Это также показывает мысленное желание перед открыванием непременно совершить закрывание. Во время открываний и закрываний нужно следить за корнями ладоней, только в этом случае не возникают такие недостатки, как впадины и выступы.

2. Эта форма выполняется после двух закрываний и двух открываний. Особенность последней пары закрывания-открывания в том, что в стопах – открывание, а в кистях – в то же время закрывание. Дождавшись, когда кисти раскроются, стопы снова закрываются, а кисти от двойного прямого наматывания идут к закрыванию и от двойного обратного наматывания идут к открыванию.

3. Выполняя эту форму, можно проконтролировать, выполняются ли такие требования, как пустая шея – макушечное усилие, погруженные плечи – свешенные локти, вобранная грудь – растянутая спина, согнутые колени – округлый пах, а также опирается ли на восемь сторон поза, когда левый носок касается земли, а правая стопа опирается в полноте. В этой форме в большей степени проявляются требования пятой и четвертой особенностей.

8-я форма Косой ход, ломаный шаг

1-е движение. Корпус слегка поворачивают влево. Одновременно кисти совершают наматывание: правая – прямое, левая – обратное. Влево и вправо каждая совершает маленький кружок. Сворачивая левую руку, поднимают кисть ко лбу. Правой кистью нажимают ань вниз. Когда обе кисти совершат половину круга наматывания, корпус, повернувшись вправо, оказывается направлен вперед, центр тяжести все еще на правой стопе, правая нога в полноте. По мере поворота корпуса левый носок перекатывается по земле (рис. 33, 34).

2-е движение. Корпус продолжает правый поворот. Поднимают левую стопу и выдвигают косо влево-вперёд (на северо-восток), пяткой легонько скользят по земле. При этом правая кисть идёт немного вправо-назад под углом (на юго-запад), совершая обратное наматывание и разворачиваясь вверх до высоты плеч, центр ладони косо направлен вправо вперед. Левая кисть совершает прямое наматывание, идет перед правым плечом (на юго-восток) по дуге с толчком туй наружу. Локоть остается согнутым (рис. 35).

3-е движение. Корпус поворачивают влево, ц. т. переносят влево, левая нога становится полной. Одновременно левая рука продолжает прямое наматывание и направляется вниз мимо живота, обмахивая левое колено, превращается в крюк и поднимается влево-вверх до высоты плеч. Правая рука продолжает выполнять обратное наматывание снаружи внутрь. Согнутая рука, наматывая, проходит у правого уха, центр ладони обращается к правому уху (рис. 35).

4-е движение. Корпус слегка поворачивают вправо, правая рука продолжает обратное наматывание, проходя рядом с левой рукой слева вперёд-направо и расходится с левой рукой (рис. 37). Рассматривают правую ягодицу. Тело слегка поворачивают влево, плечи погружают, правой рукой слегка нажимают ань вниз, левая рука повисла в отражении (рис. 38). Движения в данной форме выполняются с направленностью на восток. Точка касания земли левой стопой та же, что на рис. 39. На рис. 33–38 даны изображения в фас.

Особенности. 1. Кисти и левая стопа во втором движении должны одновременно разворачиваться по трем сторонам (что подробно описано в тексте).

2. Действия руками в 1-ом и 2-ом движениях выглядят, будто левая рука идет вправо мимо корпуса, а правая совершает левое наматывание, проходя мимо корпуса. Фактически же обе руки совершают вращательные движения слева и справа, сопровождая движение корпуса, где осью служит поясница. Так что нельзя говорить лишь о вращении рук.

3. Динамика наматывающего движения правой ладони мимо правого уха должна исходить из ощущения крюка, образованного левой рукой, и лукообразной левой ноги. Левая ладонь выдвигается, пройдя у правого уха с вращением руки и обратным наматыванием. Нужно, чтобы в напряженно растянутой спине возникло приклеивание энергии к хребту.

4. Рис. 37, 38 внешне выглядят одинаково, фактически же на первом во внутреннем усилии-цзинь – двойное раскрывание, а во втором, поскольку локти погружены, благодаря чему энергия всего тела погружается вниз, во внутреннем усилии-цзинь возникает двойное закрывание. В этой форме слева – крюк, а справа – ладонь, что прямо противоположно форме «одиночный бич». В этих формах совершают то прямое, то обратное наматывание влево и вправо, выполняют различные движения в одинаковых условиях, которые должны придать телу ощущения легкости, расслабленности и удовлетворения.

9-я форма Начальное собирание *

1-е движение. Носки стоп вместе с телом слегка поворачивают вправо. Одновременно левая рука-крюк преобразуется в ладонь и вместе с правой рукой совершает прямое наматывание. Они идут к левой стороне груди и соединяются запястьями, левая рука – впереди, правая кисть соединяется с левым локтем (рис. 39).

2-е движение. Корпус слегка поворачивают и осаживают вниз-вправо. Центр тяжести полностью переносят на правую

ногу. Тут же поворачиваются и приподнимают с поворотом левую ногу, левый носок естественно свисает вниз, правое колено слегка согнуто, образуется правая независимая стойка. Когда тело поворачивают направо, руки совершают наматывание: левая – обратное, правая – прямое. По мере выполнения стопу поднимают вверх, при этом переходят к двойному обратному наматыванию нити и, направляясь вниз, закрывают усилие-цзинь. Центры ладоней косо направлены вперед и вниз (рис. 40, 41). Позы на рис. 39–45 соответствуют пояснениям по своей направленности.

Особенности. 1. В первом движении (рис. 39) ладони должны закрыть усилия-цзинь во взаимопротивоположных направлениях вперед и назад при условии взаимосвязанности рук. Когда корпус поворачивают вправо, а руки совершают половину круга вправо (левая – обратное, правая – прямое наматывание), центры ладоней направляют вниз, при этом на правой ноге постепенно осаживаются вниз. После прохождения половины круга руки начинают подниматься, центры ладоней опять противоположно направлены вперед и назад. Поднимают левую ногу, приподнимают корпус, образуется правая независимая стойка, а центры ладоней опять косо направлены вперед вниз с закрыванием усилий-цзинь. Во время обратного наматывания внимание обращают на мизинцы рук.

2. Эта форма вначале имеет смысл забирания назад струнного инструмента пипа. Нужно правую ногу осадить назад, и это упругое усилие-цзинь вместе с усилием наматывания нити, возникающим при очень малом движении рук (левой – обратном, правой – прямом) приводят тело к повороту и подъему с созданием позы «независимая стойка».

3. В этой форме, принимая «независимую стойку» с закрыванием усилия-цзинь, нужно достичь устойчивости, что несколько труднее, чем при достижении устойчивости в случае открывания усилия-цзинь. Ключ – в выведении вверх макушечного усилия, погружении энергии в поле пилюли и, совершая обратное наматывание обеими руками, а мысль направляя в мизинцы, можно легко добиться устойчивости.

10-я форма Месить спереди, ломаный шаг

1-е движение. Затем левую ногу начинают опускать. Одновременно руки совершают наматывание вниз в правую сторону: левая – прямое, правая – обратное (внутреннее усилие не теряется, продолжает предыдущую форму) (рис. 42). Левая нога продолжает движение вперед (на восток) и вниз, носок косо направлен влево вперед, тело поворачивают влево. Одновременно левая рука совершает прямое наматывание и, поворачиваясь, идет к груди, центр ладони направлен вправо вперед. А правая ладонь совершает обратное наматывание и идет к верхней части левого предплечья. Центр ладони направлен влево-вперед, руки скрещиваются. Тело продолжает поворачиваться влево (рис. 43, 44).

2-е движение. Ц. т. переносят на левую ногу, правая стопа движется направо-вперед (на юго-восток), делая шаг поперек наискосок. Одновременно ладони, совершая обратное наматывание, раскрываются влево и вправо, разделяясь. Центры ладоней направлены наружу, пальцы смотрят вверх (на рис. 45, 45-дополнительном показан вид спереди).

Особенности. 1. Когда ладони опускают направо и наматывают к груди, нужно добиваться непрерывности внутреннего усилия. Когда руки скрещиваются, их нужно соединить поплотнее, затем развести влево и вправо, при этом следует обратить внимание на большие пальцы рук.

2. При перемещении от «независимой стойки» к повороту тела налево «верхний шаг» (шаг вперед задней ногой – М. Б.) должен быть устойчив. В процессе левого и правого наматывания нити, вращая вверх и вниз, необходимо постоянное закрывание усилий-цзинь, а, кроме того, не должно быть прерываний, впадин и выступов.

11-я форма Вторично косой ход, ломаный шаг

Движения те же, что в восьмой форме. Несколько отличается лишь связующее движение, но всё же можно пользоваться описанием и рисунками к восьмой форме (рис. 46–48 и снова рис. 35–38. Рис. 46 – вид спереди того, что изображено на связующем рисунке 45. Здесь движения те же, что в восьмой форме, когда левой ногой делают верхний шаг, направление на северо-восток).

Особенности те же, что для восьмой формы.

12-я форма Повторное собирание

Движения, направления и особенности полностью те же, что в девятой форме «начальное собирание» (рис. 39–41).

13-я форма Месить спереди, ломаный шаг

Движения, направления и особенности полностью те же, что в десятой форме (рис. 42–45).

14-я форма Удар кулаком, прикрытым рукой

1-е движение. Корпус слегка поворачивают влево, ц. т. переносят на левую ногу, правую ногу поднимают. По мере поворота тела и переноса ц. т. влево правая ладонь, преобразовавшись в кулак, совершает прямое наматывание, направляясь к груди, а левая ладонь, совершая обратное наматывание, закрывается у правой руки сверху, скрещиваясь с правой рукой, центр ладони направлен к правому плечу (рис. 49). Обе кисти с прямым наматыванием погружаются вниз, точка скрещивания рук перемещается вперед. Одновременно правая стопа, следуя погружению энергии, отталкивается от земли и встряхивается (рис. 50).

2-е движение. Левая нога делает шаг косо влево-вперёд (на северо-восток), ц. т. постепенно переходит налево. Одновременно точка скрещения рук продолжает перемещаться вперед. При этом руки совершают наматывание (левая – обратное, правая – прямое), направляясь влево-вверх и вправо-вниз, раскрываясь по дугам.

Центр правого кулака направлен вниз, а центр правой ладони – наружу (рис. 51–52).

3-е движение. Корпус слегка поворачивают вправо, энергию всего тела погружают вниз. При этом правый кулак совершает прямое наматывание, направляясь влево и вверх, проходит перед грудью и подбирается у правого бока, а левая рука от обратного наматывания переходит к прямому наматыванию и движется к груди (рис. 53). 4-е движение. Корпус слегка поворачивают влево. Одновременно руки с прямым наматыванием закрываются перед грудью, центр левой ладони и центр правого кулака направлены вверх, правый кулак помещают на центр левой ладони (как бы останавливают – не останавливают, тело продолжают погружать вниз для накопления усилия-цзинь). Ц. т. быстро смещают влево, образуя левый шаг-лук. Правую ногу слегка сгибают, не выпячивая и не выпрямляя. Одновременно правый кулак быстро выбрасывают вправо-вперёд (на восток, чуть отклоняясь к югу). Центр кулака при этом поворачивается книзу. А левая рука тоже быстро подбирается к левому боку (рис. 54). Начиная с рис. 49 идет продолжение связующего рис. 45, на котором показан вид спереди, фактически же в движениях верхний шаг левой стопы направлен на северо-восток (косо), на рис. 49–54 показан вид спереди.

Особенности. 1. В этой форме необходимо проявить сворачивающее и отпускающее усилия-цзинь (рис. 51, 52). При сворачивании необходимо, чтобы пах погрузился, только тогда возможно плотное сворачивающее усилие-цзинь. При отпускании сначала необходимо плотное сворачивание, а затем разведение с образованием усилия-цзинь. Сворачивание и отпускание усилия-цзинь ведут за собой движение усилия-цзинь, которое не должно выходить за кольцо рук и ног, и оно служит основой для накопления и выпуска.

2. Накопление усилия-цзинь в тайцзи-цюане должно быть подобно натягиванию лука, только при плотном сворачивании можно добиться накопления. Накопление не равноценно максимальному изгибанию, оно подразумевает достаточное накопление упругости перед выпуском, и не должно быть изъянов. Пусть наготове будут все пять луков одновременно (т. е. луки позвоночника, рук и ног). Упоминаемые здесь изъяны – не прерывание цзинь, а недостижение усилием-цзинь лукообразно спины, из-за чего упругости не хватает. Только когда последовательно соединяют сустав за суставом, и всё тело – как одна семья, может образоваться лук с удовлетворительной упругостью. Это очень мощная упругость.

3. В данной форме потряхивание правой стопой и выброс правого кулака должны вызвать жесткое усилие-цзинь тайцзи-цюаня. Для данной гимнастики перемещение цзинь и выпуск цзинь одинаково важны, хотя в первом комплексе стиля Чэнь главное – мягкость и движения, а во втором комплексе (пушечные удары) главное – жесткость и выпуск. Однако и в первом комплексе есть в качестве вспомогательных движений и жесткое, и выпуск (например, «удар кулаком, прикрытым рукой»). Во втором комплексе в качестве вспомогательных также есть мягкое и перемещение (например, «ленивое поджимание одежды»). Всё это, чтобы добиться взаимоподдержки жесткого и мягкого, а также совместного использования подвижности и переворота.

4. В гимнастиках требуется, чтобы «сила исходила из позвоночника», выпуск усилия-цзинь напоминал выпуск стрелы, «выпускать усилие-цзинь нужно, погрузившись в расслабленный покой», «специализируйся на одном». Поэтому необходим прежде всего «позвоночный лук» для накопления усилия-цзинь. Затем из позвоночника совершают выпуск, «отбрасывая и сворачивая», усилие-цзинь концентрируется на «кончике стрелы». Наконец, как бы пронзая стрелой цель, усилие-цзинь совершает вибрацию с целью завершения этого движения. Рассматривая с точки зрения позиции, во время выпуска усилия-цзинь хотя одна рука направлена вперед, а другая назад (или вверх-вниз, влево-вправо) с целью сохранения равновесия, однако сохраняется усилие-цзинь в одну сторону в качестве хозяина (полнота), а в другую сторону в качестве гостя (пустота), но не двойная тяжесть.

15-я форма Третий раз алмазный силач толчет в ступке

1-е движение. Корпус слегка поворачивают вправо. Одновременно правый кулак преобразуется в ладонь и, совершая прямое наматывание, слегка подбирается вправо-назад. Левая ладонь остается у левого бока и совершает крошечное обратное наматывание для компенсации (рис. 55). Затем корпус слегка поворачивается влево. Одновременно руки, совершая наматывание (правая – прямое, левая – обратное), по дугам направляются к груди и скрещиваются, закрывая усилия-цзинь, левая – сверху, центр ладони направлен вниз, у правой центр ладони направлен вверх (рис. 56).

2-е движение. Тело поворачивают вправо, ц. т. смещают вправо на правую ногу. Одновременно правая ладонь с прямым наматыванием направляется вправо-вверх, а левая ладонь с обратным наматыванием направляется влево-вниз, раскрываясь (рис. 57, 58). С рис. 55 по рис. 57 левая нога остается направленной косо на северо-восток в той же позиции, что на рис. 58. На рис. 58–76 позы повернуты для удобства пояснения.

Ц. т. полностью переносят на левую ногу. Правую ногу приподнимают так, чтобы носок стопы был направлен вперед, касаясь земли перед левой стопой. Одновременно руки совершают наматывание (левая – обратное, правая – прямое). Левая рука, согнувшись в локте, помещается перед грудью поперек, центр ладони направлен вниз. Правая рука вместе с движением вперед правой стопы идет к груди, подпирая ляо вверх. Кисти формируют закрывание усилий-цзинь (рис. 59).

3-е движение: то же, что 3-е движение во второй форме (рис. 7, 8).

Особенности. 1. От открывающего усилия-цзинь и выпуска цзинь предыдущей формы «удар кулаком, прикрытым рукой» переходят к закрыванию усилия-цзинь в данной форме. Правую руку нужно слегка подобрать внутрь и затем выполнить отражение пэн вперёд в направлении выпуска усилия-цзинь, чтобы соединить прерванное усилие-цзинь и обеспечить его непрерывность, включая закрывание цзинь ниже при подборе назад и двойном закрывании.

2. В данной форме каждый раз, когда выполняют полукольцевое движение с максимальным раскрыванием и закрываются до минимального полукольца, нужно, чтобы во всем теле ощущалось удовлетворение и наполненность его силой.

3. Отличия данной формы от двух предыдущих форм «алмазный силач толчет в ступе» следующие. В первый раз проявлялись пять противоположных усилий-цзинь наматывания нити, во второй раз – переход от «одиночного бича» с его раскрыванием усилия-цзинь к закрыванию усилия-цзинь, а в третий раз главное – создать соединение после прерывания усилия следом за выпуском усилия-цзинь. Здесь завершается пятая форма тайцзи-цюаня, состоящего из тринадцати форм.

16-я форма Раскрывание тела и удар кулаком

1-е движение. Руки разворачиваются влево-вправо обратным наматыванием, пальцы свешивают вниз, центры ладоней направлены внутрь (рис. 60). Кисти продолжают поднимать вверх, поворачивая с прямым наматыванием на высоту плеч, при этом центры ладоней обращают вперед-вверх (рис. 61). Ц. т. полностью переносят на левую ногу. Правую ногу приподнимают, скользя пяткой вправо, касаясь земли. При этом ц. т. переносят вправо. Образуется «лошадиный шаг» мабу. Одновременно руки продолжают чуть-чуть подниматься вверх, при этом правая нога делает шаг вправо, а руки скрещиваются перед грудью с прямым наматыванием и закрыванием, левая ладонь снаружи (рис. 62, 63).

2-е движение. Кисти преобразуются в кулаки. Правый кулак с обратным наматыванием совершает раскрывание изнутри вправо и тут же совершает закрывание, переходя к прямому наматыванию справа вперед, рисует полный круг, центр кулака направлен внутрь. Левая рука совершает открывание с обратным наматыванием влево и тут же, переходя к прямому наматыванию, совершает микрозакрывание вместе с закрыванием правой руки. Центр кулака направлен вправо. Когда правая рука направляется вправо, делая полукруг, ц. т. смещается вправо. Корпус чуть поворачивают вправо, и когда правая рука завершит круг, ц. т. смещается назад, и тело поворачивается точно вперед (рис. 64).

3-е движение. Корпус слегка поворачивают влево, ц. т. смещают влево, сгибают лукообразно левую ногу. Одновременно кулаки совершают прямое наматывание. Правый кулак идет к левому уху на высоте головы, центр кулака направлен внутрь. Левый кулак, оставаясь слева, совершает прямое наматывание с маленьким кружком для сочетания с закрыванием усилия-цзинь правой руки, центр кулака направлен влево-вперёд (рис. 65). Ц. т. смещают вправо, лукообразно сгибают правую ногу, тело поворачивают вправо. Вместе с поворотом тела правый кулак направляется по дуге вправо вниз с прямым наматыванием вбок от правой ноги, центр кулака направлен вверх. Левый кулак идет слева направо мимо лица с прямым наматыванием на высоте головы, центр кулака направлен внутрь, вместе с правым кулаком закрывается усилие-цзинь (рис. 66).

Особенности. 1. В данной форме от закрывающего усилия-цзинь предыдущей формы переходят к открывающему усилию-цзинь с двумя обратными наматываниями. После открывания переходят к двум прямым наматываниям, центры ладоней поворачиваются наружу так, что кисти образуют закрывание усилий-цзинь. При этом руки с прямым наматыванием, скрещиваясь, соединяются. При таком ровном открывании – ровном закрывании нужно следить за пустым и полным кистей и пустым и полным стоп, а в особенности за пустым и полным между руками и ногами. Об этом смотри четвертую особенность.

2. В 1-ом и 3-ем движениях (рис. 64–66) ладони преобразуются в кулаки, в последующих движениях они действуют совместно, при этом энергия приклеена к хребту, а поясница служит осью. Ключ здесь в том, что особенно расширяется внутренне-внешнее наматывание нити и нужно, чтобы предыдущее наматывание нити вело за собой последующее наматывание нити. Только в этом случае удается соединить воедино движения, изображенные на этих трех рисунках и не потерять внутреннее усилие-цзинь, а совершая переходы, не создать даже мелких впадин и выступов. Об этом можно посмотреть в пятой особенности. В данной форме во всех переходах от открывания к закрыванию и от закрывания к открыванию существует усилие-цзинь срывания цай. Это срывающее усилие находится в четырех углах, оно служит вспомогательным для ортогональных поз.

17-я форма Спинной излом и опирание

1-е движение. Тело поворачивают влево с изломом в 90°. Одновременно правая рука с обратным наматыванием идет по дуге вверх, центр кулака направлен влево. Левая рука, скручиваясь, совершает прямое наматывание и по левой дуге опускается к левому боку, центр кулака направлен назад (рис. 67).

2-е движение. Тело продолжает слегка поворачиваться. Одновременно правый кулак, сворачивая руку, от обратного наматывания переходит к прямому. Правая рука изгибается перед макушкой. Левый кулак у левого бока совершает маленький кружок прямого наматывания, а затем лицом кулака приклеивается к боку слева. При этом тело слегка поворачивается вправо, часть спины у правого плеча совершает опирание као вправо назад. Одновременно пах еще более погружается вниз. Взгляд направлен на левую стопу (рис. 68).

Особенности. 1. Руки должны быть друг с другом связаны посредством усилия-цзинь отражения, чтобы добиться усилия-цзинь «в открывании проживает закрывание». Только когда поясница служит центральной осью, правая часть спины может естественно изломиться в повороте, не боясь потерять при этом противника.

2. На рис. 68 показано движение правой руки перед макушкой, при этом необходимо малым обратным наматыванием повернуть руку к макушке. Ключ данной формы – в приклеивании левого кулака плотно к пояснице, тогда правая часть спины еще туже натягивается, проявляя усилие опирания спиной.

3. Усилие-цзинь опирания каоцзинь, выпускаемое в данной форме, часто встречается во втором комплексе «пушечных ударов». Здесь же представлен один из видов опирания по четырем углам, служащий вспомогательным для четырех поз, направленных по ортогоналям.

18-я форма Синий дракон выходит из воды

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Гу Люсинь Пушечные удары Паочуй 2-й комплекс тайцзицюаня стиля Чень

Гу Люсинь Пушечные удары Паочуй 2-й комплекс тайцзицюаня стиля Чень Перевод с китайского и комментарий М.М.

Глава 4. Схемы и пояснения ко второму комплексу гимнастики великий предел стиля Чэнь (пушечные удары).

Глава 4. Схемы и пояснения ко второму комплексу гимнастики великий предел стиля Чэнь (пушечные удары). Названия и порядок форм.1. Подготовительная поза (юйбэй ши).2. Начальная форма (ци ши).3. Алмазное толчение (цзиньгань даодуй).4. Ленивое поджимание одежды (лань чжа и).5. Шесть

2-5. ФИЛОСОФИЯ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ

2-5. ФИЛОСОФИЯ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ

4-1. ЧЖАН САНЬФЭН, «ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ» («ТАЙ ЦЗИ-ЦЮАНЬ-ЛУНЬ»)

4-1. ЧЖАН САНЬФЭН, «ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ» («ТАЙ

4 -2. ВАН ЦЗУНЬЮЭ, «КНИГА ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ» («ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ-ЦЗИН»)

4 -2. ВАН ЦЗУНЬЮЭ, «КНИГА ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ»

4-5. ЛИ ИЮЙ, «ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ И ТОЛКАЮЩИХ РУК» («ЦЗОУ ЦЗЯ ТУЙШОУ СИН ГУН ЯО ЯНЬ»)

4-5. ЛИ ИЮЙ, «ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ И ТОЛКАЮЩИХ РУК» («ЦЗОУ ЦЗЯ ТУЙШОУ СИН ГУН ЯО

Чэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь Секретные техники тайцзи-цюань стиля Чэнь

Чэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь Секретные техники тайцзи-цюань стиля

Глава III Схемы и пояснения ко второй дорожке тайцзи-цюаня стиля Чэнь

Глава III Схемы и пояснения ко второй дорожке тайцзи-цюаня стиля Чэнь Вторую дорожку эрлу (сокращенно: второй комплекс эр тао) также называют «пушечные удары» паочуй. Во втором комплексе первые 5 движений, включая подготовительную позу, совпадают с первым, так что следует

Глава IV Толкающие руки в тайцзи-цюане стиля Чэнь

Глава IV Толкающие руки в тайцзи-цюане стиля Чэнь Метод, при котором двое толкают друг друга руками, первоначально назывался «вскрывающие руки» цзяшоу или «биться руками» дашоу, это мир состязания в технике, относящейся к техническим ударам цзицзи. Он был распространен в

Язык тайцзи-цюаня Краткий словарь встречающихся терминов

Язык тайцзи-цюаня Краткий словарь встречающихся терминов Атака, атаковать гун; цзиньгун; цзиньцзи; гунцзи (и др.)Бинтование (скрещение ног, рук) го.Ведение и привлечение (одно из древних наименований цигуна) даоинь.Вздрагивание доу.Взмывающая пустота (пустота рук при

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями