Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы
статья
Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kachestvo_obrazovaniya_russkiya_yazyk.docx | 19.87 КБ |
doklad_kachestvo_obrazovaniya_russkiy2.ppt | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Качество современного образования и пути его достижения:
опыт, проблемы, перспективы
Биндасова Т.Н. – учитель русского языка и
литературы МБОУ «Школа №2»
Государственные преобразования в России в последнее десятилетие охватили практически все аспекты жизни страны. Происходящие изменения, несомненно, оказали сильнейшее влияние и на систему образования. В сферу просвещения запущен объёмный пакет проектов, в соответствии с которым осуществляется реформирование и модернизация российского образования.
Приоритетной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования, при условии сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Направленность реформ, происходящих в российском образовании, должна привести к созданию такой его системы, основу которой образуют идеи саморазвития личности, расширения возможностей в выборе своего жизненного пути. Современная школа обязана создать такие условия образовательного процесса, при которых приобретение высокого уровня знаний обучающимися стоит наряду с развитием их творческих компетентностей.
Традиционные формы и методы работы неэффективны. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но способы и технологии, которые могут пригодиться в будущем. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых дети научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В соответствии с новыми требованиями к обучению и воспитанию подрастающего поколения кардинально изменилась роль учителя в образовательном процессе. Большинство учителей прежней, советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью словесных форм и методов (беседа, обращение к материалам учебника, запись под диктовку и т.д.). Сегодня учитель не является источником готовых знаний. Педагог XXI века, прежде всего, – помощник, союзник, искатель. Создание условий для исследовательской, поисковой работы – главная задача современного учителя.
Именно эти задачи и решает современная инновационная школа, способная совершенствоваться в условия меняющейся реальности.
В связи с изменившимися условиями учителям-предметникам необходимо применять современные образовательные технологии и искать новые методы и формы работы. В условиях глобальной информатизации у школьников наблюдается снижение интереса к получению новых знаний, что также накладывает определенный отпечаток.
Несомненно, уроки русского языка и литературы являются одними из основных школьных дисциплин. Очевидна необходимость изучения русского языка как учебного предмета, поскольку язык – это, прежде всего, средство коммуникации, общения между людьми, а без общения невозможна никакая производственная и общественная деятельность человека. Также неслучайно по русскому языку предусмотрена обязательная итоговая государственная аттестация школьников.
Стоит отметить, что преподавание русского языка осуществляется в настоящее время в условиях расшатывания его норм. Снижается общая и речевая культура населения. Учитывая вышеуказанные аспекты, уроки русского языка и литературы приобретают особую общественную значимость. Жизнь доказывает, что знание русского языка крайне необходимо каждому культурному человеку. Значение русского языка как учебного предмета заключается и в том, что знание и владение им дает возможность учащимся успешно усваивать знания по всем предметам, преподаваемым в школе.
К основным проблемам изучения русского языка и литературы в современном обществе можно отнести:
- Снижение интереса освоения русского языка, так как владение его нормами не является достаточно престижными среди молодежи.
- Современная тенденция экономии языковых средств. Данный аспект заключается в стремлении намеренного сокращения слов и использовании нераспространенных предложений. Данная проблема возникла благодаря популяризации моментальных онлайн-писем и смс-сообщений.
- Увеличение числа детей с речевыми отклонениями различного уровня. Как показывает практика, учащиеся, имеющие в дошкольный период заключение — задержка речевого развития, общее недоразвитие речи – в большинстве своем имеют сложности в изучении русского языка в силу недостаточной сформированности речевых навыков.
- Увеличение числа детей иностранных граждан, являющихся носителями другого языка. Такие дети изучают русский язык как иностранный.
- Низкий уровень читательской культуры населения.
- Расшатанность языковых норм, снижение общей культуры речи общества.
Несомненно, современные реалии и существующие проблемы вынуждают преподавателей русского языка и литературы в корне пересмотреть подходы в изучении предмета . Дети нового, цифрового поколения отличаются особенностями клиповой формы мышления. Основными успешными методами обучения для современных школьников являются наглядность, интерактивность, тезистность представленного материала.
Уроки строятся с учетом Федерального государственного образовательного стандарта. Основной целью образовательного процесса на уроках русского языка является не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, а то, как он умеет управляться с этой информацией, как ее искать, как наилучшим способом применять полученные знания на практике. Поэтому работа на современном уроке русского языка должна организовываться принципиально по-новому. Ученики не сидят пассивно, снисходительно слушая учителя, они — главные действующие лица урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель становится координатором процесса.
Новые формы преподавания, такие как проблемно-поисковая работа, урок-игра, урок-путешествие, рэп-урок и другие способны повысить познавательную активность и самостоятельность обучающихся, что ведет к высокому уровню освоения учебного материала.
Особенно успешно реализуется такая форма работы, как урок-викторина , подготовленный учащимися для своих одноклассников. Дети сами составляют и оформляют в виде презентации или форме игры вопросы по пройденному материалу и устраивают соревнование между группами. Учитель при такой форме работы выступает мудрым советчиком, сопровождающим процесса обучения.
С большим энтузиазмом школьники готовят литературные вечера, капустники, концерты. При данной форме работы раскрывается творческий потенциал детей. Учащиеся могут попробовать себя в роли режиссера, артиста, сценариста и даже оператора.
Сегодня сложно представить урок, отвечающий современным требованиям, без применения компьютерных технологий, проектора, интерактивной доски. Инновационные технические средства выступают в качестве помощников для проведения увлекательных занятий.
Также нередкостью стало использование на уроках электронных образовательных ресурсов и образовательных онлайн-площадок , например, Якласс.
Активные формы работы, а также современные технологии помогают полностью пересмотреть роли субъектов образовательного процесса, переломить традиционные методы обучения, создать принципиально новые возможности воспитания подрастающего поколения, отвечающие реалиям XXI века.
Несомненно, остается еще множество нерешенных проблем, но современное образование уже никогда не будет прежним. Основная цель — создание такой системы образования, которая в полной мере удовлетворяла бы потребности любого гражданина нашей страны; смогла бы эффективно воспроизводить культурный и интеллектуальный потенциал нашего общества, обеспечивая передачу знаний от поколения к поколению. Конечно, чтобы образование было эффективным, сам процесс обучения должен воспроизводить высшие общественные ценности.
Источник
«Достижения современного качества образования»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кондровская средняя общеобразовательная школа №3»
Достижения современного качества образования через повышение профессиональной компетентности педагога.
подготовила: Полякова Лариса Сергеевна
«Педагог стремится к постоянному
углублению своих знаний, получению новых
профессиональных навыков, саморазвитию,
расширению кругозора и личностному росту»
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности;
курсы ИКТ-технологий как форма проверки и обучения ИКТ-компетентности учителя;
выступления, участие в научно-практических конференциях;
подготовка учащихся к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;
проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений учителей-предметников и классных руководителей, творческих групп;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки; СКВОРЦОВА
Трансляция собственного педагогического опыта и др.
участие в сетевых сообществах педагогов;
самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с обучающимися и достижения самого учителя.
Развитие системы образования невозможно без профессионального развития педагога, умеющего эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Ключевое значение приобретает готовность и желание педагогов к постоянному профессиональному росту. Методическое объединение в данной ситуации призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования, способствующего развитию творческого потенциала педагога, позволяющего ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.
Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В соответствии с требованиями внедрения ФГОС ресурсные возможности развития профессиональной компетентности учителя должны быть использованы в полной мере. Проблема модернизации образования не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров, совершенствования их мастерства. В современной системе профподготовки учителя должна быть реализована одна из задач – принципиальная новизна вопросов инструментально-методического достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных). В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности учителя.
«Просто знать -еще не все, знания нужно уметь использовать.»
Источник