Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме
Данный урок помогает раскрыть понятие «языковая норма»,а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_kulture_rechi.zip | 294.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по культуре речи.
«Видна птица по перьям, а человек — по речам.» (слайд1)
- Познакомить учащихся с понятием языковой нормы и ее видами.
- Проанализировать речь учащихся в школе и сделать вывод о ее качестве.
- Определить роль слова в жизни человека.
ОУД: внимательно слушать учителя, адекватно воспринимать информацию, умение работать с текстом, умение организовать себя на выполнение поставленной задач (проведение исследования), умение обобщать и делать выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Предварительное задание: Исследовать речь школьников в раздевалке, в столовой, в библиотеке.
- Эмоциональное настроение: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке в хорошем настроении. Я надеюсь, что всем сегодня будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни, ведь речь сегодня пойдет об особом даре, имя которому СЛОВО.
-В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Видна птица по перьям, а человек — по речам.»
– Как вы ее понимаете?
( наша речь является визитной карточкой каждого говорящего. Птицу оценивают по внешнему виду перьев. Сравните: павлин-ворона. Человека видно по его речи)
- Учитель: Итак, о вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой, говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый.
2.Индуктор (слайд 2):
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
-Как вы понимаете этот отрывок стихотворения?
-Каким словом можно действительно убить? Приведите такие примеры.( Ругательным словом, обидным словом можно глубоко ранить человека)
-Каким словом и отчего можно спасти? (Добрым словом, теплым. отзывчивым)
2.Работа с пословицами.
Из предложенных пословиц (слайд 3) выбрать пословицы о речи и классифицировать их по признакам.
- Без языка и колокол нем.
- Больше знай — меньше болтай.
- Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.
- Где много слов, там мало дел.
- Говори лишь о том, что знаешь.
- Говори меньше — думай больше.
- Говорить легко, делать трудно.
- Доброе слово окрыляет.
- Добрый человек говорит мало.
- Хороша верёвка длинная, а речь короткая .
Хорошую речь приятно слушать.
- За её языком не поспеешь и босиком.
- Каков ум, такова и речь.
- Когда говоришь, хорошенько думай.
- Коротка речь и ясна — оттого и прекрасна.
- Красна речь поговоркой. Краткость — сестра таланта. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
- Лучшее лекарство — всегда говорить правду.
Мели, Емеля, твоя неделя
- О болтливости
- Слово и дело
- Ум и речь
- О добром слове
- Качества речи
- Значение слова (слайд 4)
-Назовите качества речи , которые называются в этих пословицах. (краткость, ясность, выразительность, меткость)
-Какие еще должны быть качества у речи? ( богатство, чистота, логичность, правильность, уместность) слайд 5
Такой должна быть правильная речь
-Что подразумевается под правильностью речи?
( языковая норма) Слайд 6
Языковая норма — это совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.
4. Анализируя примеры, определите типы норм литературного языка (слайд 7)
Ску чн о-ску шн о
Св е кла- свЁкла (норма произношения)
т о рты- т о рты
звон и т- звон и т ( норма ударения)
местов-мест (морфологическая норма)
очаровательство – очарование ( словообразовательная)
Отец Павла посвятил свою жизнь побоям (фразеологическая)
К службе он относился честно и добровольно. (лексическая)
Мать начинает гордиться за меня. ( синтаксическая )
Вывод: — А зачем нужны языковые нормы?
(Правильно говорить. Сохранять литературный язык.)
5. Подведение итогов исследования речи в школе.
Исследовали употребление слов благодарности в родной школе, а именно, раздевалка, столовая, библиотека. Результаты наблюдений показали, что ребята чаще благодарят взрослых за какую – то услугу, но при этом используют только одно слово спасибо. Удручающее впечатление произвело на нас то, что в общении друг с другом учащиеся вообще не используют слов благодарности, часто употребляют бранные слова. Порой в коридоре школы можно услышать даже мат. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит оно в устах молодежи. А как же нормы литературного языка?
Мы с вами столкнулись с противоречием: с одной стороны – слово – удивительный дар, показатель внутренней культуры, а с другой – уровень речевой культуры постоянно снижается. В чем же причина?
— Почему уровень речевой культуры постоянно снижается?
( Ответы учащихся могут быть разными:
-Телевидение растлевает молодежь.
— Нет образцов для подражания.
Вывод учителя: Речь выступающих с экрана зачастую неправильная, с просторечными, грубыми словами, отличается употреблением жаргонных слов. Стоять в общественном месте и выражаться матом стало модным, престижным. А как же слово, которое является великим делом, как когда-то говаривал Толстой?
6. Работа с текстом (слайд 8)
«Ну, главный герой э-э-э книги — типа такой, в общем, человек. Короче, ездит он как бы по нашей, эта, русской земле, значит, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от помещиков до простых. Так сказать, взят он больше типа затем, чтобы э-э-э показать, так сказать, недостатки и, так сказать, как бы пороки э-э-э русского человека.»
-Догадайтесь, о каком произведении русской классики поведал старшеклассник? Кто-то догадался? Правильно, о поэме Гоголя «Мертвые души»…
-Чем перегружен текст?
— Исправьте текст и сделайте вывод.
Вывод: речь заражена словами-паразитами. В этом отрывке их концентрация опасная — для говорящего и. слушающего. Словесный мусор в виде подобных слов — бич общества в целом. Из-за этого речь становится невнятной, малопонятной, что нарушает ясное и правильное восприятие ее собеседником, слушатель устает, раздражается.
7. Слово учителя. (слайд 9)
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.
В завершении урока попробуйте сформулировать несколько советов ровесникам, которые помогут обогатить словарный запас, позволят сформировать языковую культуру, сохранить литературный язык и соблюдать языковые нормы.
8. Домашнее задание. (слайд 10)
Обобщить работу на уроке (по выбору учащихся).
1.Написать сочинение –миниатюру:
«Роль языковой нормы в современном обществе»
«Красивая речь. Актуально ли это?» (на выбор)
Источник
Говорить правильно — престижно и красиво!
Статья о проблемах речевой культуры подростков.
Просмотр содержимого документа
«Говорить правильно — престижно и красиво!»
Говорить правильно – престижно и красиво!
«Мы должны сделать все, чтобы знания классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество».
В борьбу за сохранение русского языка должно включаться не только высшие органы власти, но и сами граждане. Мы не хотим через несколько десятилетий оказаться среди невежественных народов планеты. Этим обусловлена актуальность данного исследования .
Учёные выделили 10 основных признаков культурной речи.:
- правильность речи – это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.
- точность речи – это её соответствие мыслям пишущего или говорящего.
- ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего.
- логическая речь – это её соответствие законам логики.
Небрежность языка обуславливается нечёткостью мышления.
- простота речи – это её естественность, отсутствие вычурности слога.
- богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств.
- сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов.
- чистота речи – это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.
- живность речи – это её выразительность, образность, эмоциональность.
- благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны.
Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает. Мы испытываем дефицит общения из-за сильной загруженности в школе и занятости родителей, поэтому телевидение является одним из источников знаний
о жизни, «окном в большой мир». Всегда ли средства массовой информации ( СМИ) положительно влияют на наше речевое развитие и культуру?
Исследовав несколько выпусков сериалов «Универ», «Реальных пацанов», «Ольги» и передачи «Комеди клаб», мы определили наиболее часто повторяющиеся выражения, среди них: «победитель внатуре, всем нам соперник», «беспонтово одеваюсь», «мне по барабану», «он балбес», «всё супер – пупер», «я обломалась» и т.д., а также слова с откровенно сниженной лексикой. Как видно, жаргоны, сленговые слова, низкая лексика переполняют речь героев. Естественно, наши сверстники, впитывая всё это, пытаются применить её в общении с друзьями, одноклассниками .
Факторы, влияющие на речевое поведение современных подростков Очень много внешних факторов влияет на речевой облик подростка – это интернет
Одним из факторов, влияющих, на наш взгляд, на речевую культуру подростка, является развитие компьютерной сети . Компьютер может быть незаменимым помощником человека, но в то же время может оказывать на человека губительное воздействие. В последнее время очень актуально общение в социальных сетях. Нынешние сообщения являют собой одну или несколько коротких, корявых и отрывистых фраз, написанных с ошибками (а то и с нецензурными выражениями) и несущих крайне примитивный смысл, например: «Тебе чё, не нравится мое письмо? А я те че, писатель, что ли?» (кстати, словесные формы «чё», «те» вместо что, тебе часто встречается в речи наших одноклассников). Живой язык общение заменяется на изображения смайлов или условных обозначений.
Ещё одним фактором, влияющим на речь современного подростка стала пропаганда тюремной лирики по ТВ, где слова «хавчик»(еда), «общак» (общее дело), «мусора» (полицейские), «пахан» (отец), «стукач» (ябеда)и т.д. прочно вошли в речевую среду наших сверстников.
Также наши наблюдения свидетельствуют, что уже в речи детей 6 – 7 лет (со времени начала учебы в школе) количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом их объем увеличивается, и уже примерно к VII классу подростки осваивают жаргон старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов, журналистов и высоких чиновников. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.
Также наши наблюдения свидетельствуют, что уже в речи детей 6 – 7 лет (со времени начала учебы в школе) количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом их объем увеличивается, и уже примерно к VII классу подростки осваивают жаргон старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов, журналистов и высоких чиновников. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной .
- По словам педагога-бибилиотекаря Шапошниковой Л.В., в библиотеку, в основном ученики ходят начальных классов. Читают сказки, рассказы о животных. Девочки любят брать о принцессах. Мальчики 2-ого класса любят энциклопедии. Старшие классы берут книги, которые проходят по программе. Есть отдельный круг читателей , которые берут дополнительное чтение. Это фанаты повести, поэзию(девочки)берут, энциклопедии. 2-3 человека (старшеклассники), 15 человек младшие. Лучшие читатели Юлиана Петрова, Лера Петрова
- По словам педагога-бибилиотекаря Шапошниковой Л.В., в библиотеку, в основном ученики ходят начальных классов. Читают сказки, рассказы о животных. Девочки любят брать о принцессах. Мальчики 2-ого класса любят энциклопедии. Старшие классы берут книги, которые проходят по программе. Есть отдельный круг читателей , которые берут дополнительное чтение. Это фанаты повести, поэзию(девочки)берут, энциклопедии. 2-3 человека (старшеклассники), 15 человек младшие. Лучшие читатели Юлиана Петрова, Лера Петрова
Пути повышения речевой культуры говорящего .
Как беречь чистоту речи? Конечно ни один государственный правитель или учитель не могут заставить нас говорить литературным языком. Многое зависит от нас самих и от наших родителей. Своим сверстникам мы посоветуем два пути решения данной проблемы. Первый – на онлайн-портале Грамота.ру есть игра, где предложены разноуровневые задания из всез разделов русского языка. Это поможет уже на практике повысить свой уровень грамотности. Второй путь – читать больше классическую литературу.
Также наши предложения будут обращены и ко взрослым.
- Необходимо ужесточить цензуру в отборе не только телевизионных материалов, но и печатной продукции. Ведь нередко даже в учебниках мы наблюдаем казусы в содержании материала.
- Ввести в школьную программу отдельную дисциплину, где мы рассматривали бы на практике (видеоматериалы) типичные речевые ошибки в сравнении с нормами литературного языка.
- Ввести обязательный экзамен на знание содержания литературных произведений.
- Установить функцию «Редактор» или «правописание» в социальных сетях, которая бы блокировала бы все смс с речевыми ошибками.
Пути повышения речевой культуры говорящего
- Необходимо ужесточить цензуру в отборе не только телевизионных материалов, но и печатной продукции. Ведь нередко даже в учебниках мы наблюдаем казусы в содержании материала.
- Ввести в школьную программу отдельную дисциплину, где мы рассматривали бы на практике (видеоматериалы) типичные речевые ошибки в сравнении с нормами литературного языка.
- Ввести обязательный экзамен на знание содержания литературных произведений.
- Установить функцию «Редактор» или «правописание» в социальных сетях, которая бы блокировала бы все смс с речевыми ошибками.
Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу выявить возможные источники воздействия на речевую культуру современного подростка и показать, что жаргоны, нецензурная брань, сленг засоряю нашу речь, делая её всё более непривлекательной, непрестижной.
Как и предполагалось, важным оказался тот социум, в котором находится подросток: СМИ, молодёжная музыкальная культура, компьютерные сети, подростковая среда, взрослые.
Литературный язык как высшая форма национального языка должен быть образцом для всех носителей русского языка. Недаром речь всегда рассматривалась во взаимосвязи с такими понятиями как культура, этикет. Во все времена человека будут отличать две вещи – это хорошее воспитание и хорошая речь .
Наш язык, наша речь — это наш мир, отражённый в слове. Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его мировоззрении.
Русский язык — это язык Пушкина и Достоевского, Чехова и Шолохова. Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несём ответственность за то, чтобы сберечь наш великий язык для грядущих поколений.
- Грачёв, М.А. Новое в молодёжном жаргоне [текст] / М.А. Грачёв // Русский язык в школе. – 2005. — №4. – С.80-82.
- Мурашов, А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады [текст] / А.А.Мурашов.// Русский язык в школе. – 2005. — №3. – С. 101.
- Мурашов, А.А. О некоторых особенностях языка рекламы – [текст] / А.А. Мурашов // Русский язык в школе. – 2004. — №4. – С.82-86
- Николаева, Е.Н. Телевидение и мы [текст] / Е.Н.Николаева // ЭКО. – 2001. — № 11. – С.175.
- Позерт, И.Н. «Болезни» современного словоупотребления в зеркале литературной пародии – [текст] / И.Н.Позерт // Русский язык в школе. – 2004. — №4. – С.87-90.
- Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [текст] / В.Ф.Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. — №2. – С. 26 — 27.
- Старовойтова, О. Диалогс детьми и подростками в современноминформационном пространстве [текст] / О. Старовойтова// Школьное обозрение. – 2001. — №2. – С.30
- Материалы Интернета .
Источник