Творческий проект «Граффити — искусство или вандализм?»
Творческий проект «Граффити — искусство или вандализм?» предполагает разработку баннера на школьный выпускной вечер в технике «BUBBLES»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основной общеобразовательной школы №16
«Граффити – искусство или вандализм»
Руководитель проекта: Жамбалдоржиева Б.Д.
- Введение
- Истоки граффити.
- ХХ век -начало истории современного граффити.
- Стили граффити.
- Граффити в России.
- Граффити — как часть молодежной культуры.
- Заключение.
Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать – какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения.
Эта задача носит название – граффити .
Относиться к данному проявлению можно по-разному. Но, испытывая либо восхищение, либо неприязнь, вряд ли кто-то задумывался о том, что перед ним — образец искусства. Искусство, знакомое ещё с древнейших времён и продолжающее динамично развиваться.
Так что, если хотите идти в ногу со временем и культурой – знакомьтесь с граффити.
- доказать, что граффити – это искусство;
- создать собственный баннер для выпускного вечера;
- Изучить историю развития граффити.
- Ознакомиться со стилями граффити.
- Создать собственный проект (скетч).
Предметом нашей работы является граффити как искусство,а объектом стиль граффити в технике оформления баннера.
История термина Graffiti переносит нас к доисторическому человеку, рисующему на стене пещеры. Первые образцы граффити были найдены еще на античных памятниках.
Широкую известность получили наскальные рисунки урочища Тамгалы, в 2004 году занесенные в Список всемирного наследия. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти.Много интересных сведений о жизни древних римлян позволили получить граффити,найденные при раскопке Помпеи.
Древняя Греция и Древний Рим,также оставили множество наскальных свидетельств,напоминающих нам об их существовании.Греки любили записывать мудрые изречения,римляне,отмечали в рисунках доблесть солдат,красоту женщин.
Граффити были широко распространены в доколумбовой Америке.В одном из крупнейших поселений майя Тикаль было обнаружено множество прекрасно сохранившихся рисунков.
У Восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити ХI века. Большей частью древнерусские граффити-это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание-молитвенные просьбы.
Таким образом, делаем вывод, что наскальные рисунки можно назвать самыми первыми на земле граффити.
ХХ век-начало истории современного граффити.
История граффити происходит и от греческого слова «Graphein» означающий «писать»,и от итальянского слова «Graffito»-«царапать».Граффити стало стихией изменившей внешний вид улиц в конце 20 века,и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов.
Граффити,каким мы знаем его сегодня,зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры.В начале 60-х,молодой Julio с 204 street,начал писать свой «tag»(псевдоним) Julio 204 в метро.
Во времена зарождения граффити райтеры и поезда имели почти духовную связь друг с другом. Подземка была связующей системой для граффити, она была иконой для граффити райтеров, которые стремились, чтобы их работы увидела публика и другие райтеры.
Райтеры создали «альтернативную систему общения для ребят,которые, так или иначе, имели доступ к широким проспектам уличной информации».
У райтеров были линии метро, которые они предпочитали в зависимости от поверхности поездов и их маршрутов.
Лучшие райтеры города всегда поглядывали на вагоны высшего сорта для своих работ,которые объезжали обширные территории города.
1970-е годы были выдающимися для граффити -это были годы изобретений. Это были годы, когда началась история граффити и ее развитие до наших дней.
Существует семь фундаментальные стили граффити и хотя существует множество, больше тысячи различных стилей ,формы однозначно определяются среди граффити райтеров. Формы характеризуются сложностью, расположением и своими размерами. Ниже представлен
иерархический порядок стилей граффити:
BLOCKBUSTERS -это крупные, часто трехмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью контура, но иногда применяется и подсветка,для которой предпочитают белую и сереб-
ряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbasters, в отличие от зародившегося в Нью-Йорке
стиля Throw up,появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния.
BUBLES- в переводе с английского слово означает «пузырь».Рисуется несколькими цветами, более сложен в исполнении, чем предыдущие два. Также часто используется в бомбинге. Более характерный для старой школы, ныне не моден.
WILD STYLE -в переводе с английского «дикий стиль».
Это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных зашифровок, с наложением и переплетением букв.
MESSIAH STYLE -был изобретен нью-йоркцем Vulcan, работы которого характеризуются очень своеобразной цветовой гаммой.
3D STYLE,или FX,или DAIM STYLE -стиль, характерный только для новой школы. Придуман райтером DAIM-ом, который сейчас рисует в одной из самых известных команд-FX Cru.Очень трудный стиль, для того, чтобы
рисовать в нем, необходим талант.
CHARACTER STYLE -это рисунки,похожие на карикатуры и комиксы.Иногда используется характерная для комиксов рамка речи. FREESTYLE -«свободный стиль»,он сочетает в себе другие стили.Рисуется без скетча то, что приходит в голову. Как правило, это должна быть свежая и неординарная идея. Чаще всего из этого ничего не выходит.
Граффити в России.
История нашего(тогда еще советского) граффити началась в 1985 году -одновременно с модой на брейк-данс .Что вполне закономерно, ведь и то и другое- часть культуры хип- хоп. «В середине 80-х,-вспоминает один из основоположников российского граффити, калининградец Макс- Навигатор, по стране волной прокатились break-фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга ,Огре .И потом лет пять в разных городах СССР- от Калининграда до Горького и Донецка -продолжались грандиозные молодежные шоу».Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые -при всей их незрелости -потрясали воображение публики не меньше ,чем головокружительные пируэты танцоров.
«Через знакомых моряков, бывавших в Америке,говорит Макс-мы буквально выцарапывали все, что имело хоть какое-то отношение к нашему увлечению».
Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда и Питера.Спустя почти десять лет «раскачалась», наконец, и Москва. Еще один больной вопрос- взаимоотношения с городскими властями. Разрисовы-
вать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов-это,конечно,неплохо.Но место всякого настоящего мастера граффити-прежде всего,на улице. Индустриальной Москве,как верно замечают приезжие
мастера, «явно не хватает свежих,ярких граффити,которые радовали бы глаз и грели душу».В последнее время наше граффити заметно помолодело.Рядом с тридцатилетними художниками «первого призыва», которым практически до всего приходилось доходить собственным умом,все чаще можно увидеть начинающих, которые моложе их ровно в два раза.Правда, при этом, по мнению Матраса, на всю Россию отыщется лишь три-четыре человека, которые очень активно занимаются граффити, еще 15-20 «встают к стенке» время от времени. Для большинства же это просто дань моде, которая,как и всякая иная мода, преходяща.Но, по словам «стариков»,мода-модой,а все же многие наши молодые граффитисты рисуют «даже поинтересней художников из соседней,уже изрядно «подкрашенной» Польши». На данный момент, в России существует порядка 100 команд(из них около 70 в Москве и Питере).Назову несколько самых известных:Moby Crew,BFG Team, Uptown Moscow Crew,Depict Crew,SPP Crew,STC и GZ Crew.
Граффити- как часть молодежной культуры.
Сегодня граффитчиков можно условно разделить на две категории.Первые превыше всего ставят художественную ценность рисунка,вторые подходят к искусству граффити как к средству выражения своих идей.
Например, радикально настроенные панк- и хардкор группировки являются авторами лозунгов вроде Punk not Dead,Straight Age или Go Vegan.Если с первым заявлением о вечной жизни панков все понятно,то про остальные надписи можно сказать следующее.Go Vegan- излюбленный слоган суровых молодых людей, слушающих тяжелую музыку, но при этом имеющих нежные
сердца. Эти ребята не могут даже помыслить о том, чтобы есть пищу животного происхождения. Они- вегетарианцы .
Они пропагандируют здоровый образ жизни,уважают музыку таких групп,как Sick Of It All или War Zone. В Москве существует множество crew занимающихся граффити-артом.Они представляют собой группировки,
объединенных общей идеей и пристрастиями. Причем, как правило, в crew существует своего рода разделение труда: одна часть рисует граффити, другая -катается на скейте ,третья- играет музыку .Как и в любой компании, у любого crew есть своя внутренняя мода, свои рисунки.
Их творения используются в клипах,оформлении клубов,дискотек и журналов .Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть свои рампы(специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными в граффити.
Граффити рисуют по разным причинам:высказать протест или призыв,сообщить о каком-либо факте или происшествии,о своих чувствах-злости,ненависти,счастья,радости или любви,или же просто украсить серый и унылый пейзаж города.Можно считать это способом самовыражения.И такой способ именно потому,что зачастую это единственный способ заявить о себе,
доступный буквально каждому подростку.
Прислушиваясь к мнению тех, кто берет в руки баллончик из чувства протеста,государство может избежать многих асоциальных проявлений и молодежной агрессии. Кроме того, поощряя творческие порывы этих
нелегальных художников, мы действительно можем сделать окружающий мир красивее, ярче и интереснее.
Проведя свое исследование, посвященное граффити я
сделала следующие выводы:
- Да, действительно граффити является искусством
ХXI-го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных чести
- Это искусство постоянно развивается, и в будущем
я думаю, нас ждет что-нибудь еще более ошеломительное. Ведь уже сейчас проходят выставки работ выдающихся райтеров. Эта культура будет разви-
ваться дальше, и, может быть, скоро наши серые улицы
превратятся в целые музеи уличных произведений.
- Я также не считаю граффити вандализмом, так как
вандализм-это причинение вреда или ущерба, а когда
ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творение. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее, если они, конечно, будут создавать и вправду
шедевры экстремального занятия.
- Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим.
5. На заключительном этапе моего творческого проекта я готовлю собственный баннер на школьный выпускной в стиле «BUBBLES»
Источник
1.3.Возникновение и развитие граффити в России
Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер, только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах). Первый граффити-магазин России в Твери, открытый в 1992 году.
На стыке веков граффити получает все большую популярность в среде молодежи, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео. Начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции .
В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити. До 2006 года фестиваль проводился в Беларуси (2003—2005 в Гомеле и Минске), в них принимали активное участие и российские райтеры.
В крупных городах России и Украины проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити.
В Чебоксарах c 2001 года проводится ежегодный граффити-фестиваль в рамках международного хип-хоп фестиваля «Кофемолка». [10]
В Сибирском регионе силами местных энтузиастов проводится локальный фестиваль Paint Methods, с периодичностью несколько раз в год (самый частый фестиваль в России).
В Екатеринбурге ежегодно в первые выходные июля проводится международный фестиваль стрит-арта «Стенография».
Глава 2. «Кодекс чести» граффиста
2.1. Цель граффиста
Цель граффиста, может быть, желание оставить о себе память, выделиться среди остальных, донести до общества какую-нибудь мысль. То, что заставляло людей рисовать во все времена, то же заставляет и сегодня. Меняются лишь техника, инструменты, цвета.
1.Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях, представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.
2.Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях.
3.Никогда не рисуй на работах других райтеров, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.
4.Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.
Throw-up. Это самый простенький стиль, выполнен в двух цветах. Одним цветом выполняется контур, другим заливка. Чаще всего выполнен в черном и белом, черном и серебристом цветах, возможны и другие разнообразные варианты, главное чтобы цвета были контрастными и сочетались друг с другом. С этого стиля обычно все начинают, часто используется при бомблении, так как прост в исполнении. [3,с.10]
Blockbusters. Также простой стиль, отличается большими, широкими буквами. Рисуется иногда даже одним цветом. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Хорошо годится для того, чтобы громко заявить о себе Bubles. В переводе с английского слово означает «пузырь». Рисуется несколькими цветами. Более сложен в исполнении, чем предыдущие два. Также часто используется в бомбинге. Более характерен для старой школы, ныне не моден.
Wild Style. В пееводе с англ. – «Дикий стиль». Это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных фишек и наворотов, с наложением и переплетением букв. Труден в исполнении, этим стилем рисуют уже опытные writer’ы. Обычно им рисуют в спокойном месте, и работают над таким куском долго. Требует серьезной подготовки, на скетче нужно учесть все тонкости. В отличие от предыдущих стилей в Wild’е можно создать настоящие шедевры.
Computer Roc Style — придумал Case 2 из Нью-Йорка. Стиль «перелома». Предполагает разделение букв на отдельные фрагменты, наклоненных в разные стороны Messiah Style — был изобретён нью-йоркцем Vulcan, работы которого характеризируются очень своеобразной цветовой гаммой.
Камуфляжный стиль — придумал Spyder 7. Стиль, который черпает силу в цвете и в судорожной игре «loop»(петля), то есть мест соединения букв. Для того чтобы изображение было труднее скопировать, «петли» выводятся в нескольких местах букв, следуя за предыдущими. Это стремительный и эмоциональный стиль. 3D style, или FX, или DAIM style. Стиль, характерный только для новой школы. Придуман writer’ом DAIM’ом, который сейчас рисует в одной из самых известных команд – FX Cru. Очень трудный стиль, для того, чтобы рисовать в нем, необходим талант. Выполнен в абсолютном объеме, с использованием светотени. Его встретить можно крайне редко, такие работы выполняются обычно на конкурсах или под заказ, так как необходимо огромное количество времени и краски, спокойная обстановка и хорошая стена. Такие работы являются настоящими шедеврами.
Character style. Это рисунки, похожие на карикатуры и комиксы. Иногда используется характерная для комиксов рамка речи. Этим стилем владеют не все графферы, так как он требует наличие определенных навыков и таланта. Так называемый
Freestyle. «Свободный стиль». Не знаю, можно ли выделить это в отдельный стиль, так как он сочетает в себе другие стили. Рисуется без скетча то, что приходит в голову. Как правило, это должна быть свежая и неординарная идея. Чаще всего из этого ничего не выходит.
В связи с популяризацией граффити и обретением мировой популярности, многие хотят приобщиться к данной субкультуре. Во многих странах, в том числе и России, появляются граффити школы.
Так, например, в городе Москве действуют такие школы как «Sabotage», «IMPRES» и др.
Sabotage — первая профессиональная школа обучающая рисунку в стиле граффити. Обучение ведется известными граффити художниками по специально разработанной методике.
Основное направление школы — обучение тонкостям рисунка и популяризация легального граффити. В рамках программы обучения студия Sabotage реализует социальную программу “Чистый город”. Главная цель программы: разъяснение исторической и культурной ценности памятников архитектуры и пропаганда борьбы с вандализмом.
В основу обучения положены опыт студии, авторитет граффитчиков, а также новые идеи в граффити. По итогу обучения ученики студии могут составлять интересные качественные рисунки, у них разрабатывается техника рисунка на стене и свой уникальный стиль.
Обучение в школе граффити состоит из 2 частей:
1)Лекции: занятия проходят в аудитории. На занятиях изучаются такие дисциплины как академический рисунок, композиция, теория цвета, техники наброска и карандашного рисунка.
2)Практика: занятия проходят на улице в форме практики. Совершенствуется техника рисунка баллоном, правильный перенос эскиза на поверхность.
Школа граффити IMPRES — это место, где молодежь от 10 до 25 лет может встречаться и заниматься творчеством, связанным с хип-хопом (граффити, живопись, графика, дизайн), обсуждать совместные проекты, обмениваться опытом и посещать мастер-классы от известных в молодежной среде активистов хип-хоп культуры (художников, танцоров, музыкантов, поэтов).
Основной акцент в деятельности артстудии делается на развитие навыков в рисовании и на создание устойчивого сообщества молодежи, объединенных общими интересами. Как известно такое сообщество уже спонтанно существует – это неформальные объединения граффити-художников, брейк — и хип-хоп танцоров, эмси, диджеев и промоутеров. Как правило, это молодежь с активной жизненной позицией. Она способна организовывать крупные всероссийские и международные фестивали, организовывать встречи и вечеринки , выпускать собственные СМИ, достойно представлять Россию на международных чемпионатах и соревнованиях. С каждым годом аудитория, которая интересуется этими событиями растет, усиливается и интерес СМИ.
Помимо этого граффити школы существуют во многих городах России, таких как Красноярск, Благовещенск, Краснодар, Пермь и др.
2.4. Граффити села Октябрьское
В нашем родном селе так же можно встретить этот вид уличного искусства, к сожалению, он не на таком высоком уровне, как хотелось бы, но зачатки граффити имеются.
В начале своей работы мы задались целью найти способы, как сделать так, чтобы граффити украшало наше село, а не уродовало его. Решение проблемы мы видим в следующем: Нужно перевести граффити из неформальной, в доступную, легальную область. Для этого необходимо создавать творческие мастерские, где будут обучать азам, и главное этике уличной живописи. Тем более, что ребята, как показал мой опрос, с удовольствием учились бы в таких мастерских и школах. Скорее всего, такие мастерские нужно создавать на базе художественных школ. Нужно создавать моду на легальное граффити. Этому может способствовать широкое освещение в СМИ проводимых конкурсов и фестивалей граффити. Про особенно талантливых художников нужно снимать передачи, писать статьи , чтобы начинающие райтеры знали на кого можно ровняться, стремились достичь успеха и профессионального мастерства. Специальных зон для рисования должно быть много в разных районах . Возможно, это будут заборы, гаражи, опоры мостов и другие подобные объекты .
Мы тоже увлекаемся разработкой рисунка в стиле граффити, некоторые из них представлены на слайде. У нас в селе много заброшенных зданий, нам пришла идея, создать «виртуальную» стену, устранить её недостатки, посмотреть, как это бы выглядело, если это было на самом деле (представлено в двух вариантах).
Шаг первый — проработка идеи. Для начала определимся с направлением. Теггинг – это слишком просто, но возможно я буду использовать его как часть своей работы. Бомбинг – мне не подходит, так как у меня нет задачи нарисовать быстро и просто, мне нужен красивый рисунок. Скрэтчинг – также не подходит, так как я буду рисовать на стене, а не стекле. Из всех направлений для моего замысла подходит — концепт-рисунок.
Шаг второй–изучение работ профессиональных райтеров. Это шаг просто необходим — любому ремеслу нужно учится у мастеров, к тому же это помогает понять какой стиль мне наиболее близок. Во время написания данной работы я изучила огромное количество примеров граффити, в различных направлениях и стилях. Многое из того что мне понравилось, в данный момент не достижимо для меня по уровню мастерства. Нужно реально оценивать свои силы, работа не должна быть слишком сложной. В то же время мне хочется, чтобы она была яркой, красивой. Я попробую смешать в ней разные стили. Получается, что наиболее подходящим для меня будет – с элементами и стиля 3D. Character , камуфляжный стиль. Творчество довольно сложное, поэтому занимаются им только очень талантливые личности.
Шаг третий – эскиз. Начинаю работу с разработки эскиза будущего рисунка. Профессионалы называют его скетч. Я сделала множество набросков в альбоме, прежде чем нашла то решение, которое мне понравилось. Потом я стала пробовать различные цветовые решения. Всё это я делала обычными цветными карандашами в альбоме. Именно с этого советуют начинать рисунок и профессиональные райтеры – прежде чем рисовать на стене, научись рисовать на бумаге. Мне кажется, что, если бы таким путем шли все начинающие райтеры – на стенах города были только красивые работы.
Шаг четвертый – подготовка материалов, цветовая гамма.
Шаг пятый. Выполнение рисунка на стене.
Глава 3. Анкетирование
Мы провели опрос в котором приняло участие 153 человека, мнение разделилось:
86% участников считают граффити — искусством
Источник опроса: «Подслушано в Октябрьском»
Отсюда можно сделать вывод, что граффити молодёжь считает искусством.
Я решила больше узнать о новом направлении среди молодёжи. Провела дополнительные исследования по типу пяти лучших топов граффити — в группе Wk . Они представлены ниже.
Топ 5 лучших групп граффити в Wk :
Группы в контакте
2) Граффити ВООК
3) Граффити СОЮЗ
4 ) Граффити |в контакте
5) Любимые граффити
В процессе проведения данной исследовательской работы мы обнаружили, что у обучающихся школы, сложилось положительное отношение к граффити, но помимо этого существует процент тех людей, которые относятся к ним с неприязнью или равнодушно. Большинство опрошенных думают, что граффити – это, прежде всего, искусство.
Противники граффити считают его помехой или актом вандализма, которое требует значительных средств на восстановление испорченного имущества. Защитники воспринимают граффити как способ преобразования общественного пространства или как открытую демонстрацию произведений искусства.
Граффити действительно является искусством ХXI-го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных чести и похвалы. Это искусство постоянно развивается, и в будущем я думаю, нас ждет что-нибудь еще более ошеломительное. Ведь уже сейчас проходят выставки работ выдающихся райтеров. Эта культура будет развиваться дальше, ведь данное направление можно использовать как волонтёрское движение, помощь ветеранам ВОВ (с согласия самих ветеранов): украсить забор или подъезд к 9мая. Создать ощущение праздника улице, где есть старые, заброшенные здания.
Граффити нельзя назвать вандализмом, так как вандализм — это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творение. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее, если они, конечно, будут создавать и вправду шедевры.
Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим.
Я считаю нашу цель достигнутой. Однако во время работы мы пришли к обоюдному мнению, что тема: «Граффити – уличное искусство или вандализм? » может быть очень обширной. В нашей работе граффити исследуется в очень узком направлении, но эту тему можно развить, если обратить внимание на описание граффити в литературе или других источниках. Таким образом я прихожу к выводу, что тема моего проекта может быть развита в дальнейших исследованиях .
1. Розенталь М.М. Юдина П.Ф. Группа авторов Философский словарь. Под редакцией. — М: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1963.
2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка .. — М.: Гос.ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. издательство иностр. и нац. слов.1935-1940. (4 т.)
3.Виноградов В.В. История слов. — М: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999.
1.Балонова. М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. [Электронный ресур] / Грамота.ру. 2014 г. — http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ .
2.БОНДАРЕВА Юлия Новости [Электронный ресур c ] / Комсомольская правда. 2014 г.- http://samara.kp.ru/online/news/1275850 .
4.Зализняка А. А. Рождественской Т. В. Библиотека литературы Древней Руси. Берестяные грамоты. [Электронный ресур c ] / Библиотекарь.ру. 2014 г. http://bibliotekar.ru/nauka/45-5.htm.
Приложение 1. Вандализм
Приложение 2. Искусство
ул. Октябрьская ул. Советская
г. Челябинск Трубопрокатный завод
Приложение 3. с.Октябрьское. Школа. Монтаж стены
Проведя исследование среди молодежи Октябрьского района в интернете, в группе «Подслушано в Октябрьском». В опросе участвовало 153 человека. Из них:
86%участников считают граффити — искусством;
5%вообще не знают что это.
Отсюда можно сделать вывод, что о граффити молодёжь считает искусством.
Источник