Метод проектов как современная педагогическая технология.
статья по теме
В статье рассматриваются задачи,которые решает проектная деятельность и какое место занимает этот метод в современной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья.Метод проектов как современная педагогическая технология. | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как современная педагогическая технология .
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяет задачи современной школы. Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного образования.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.
Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению.
Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Существует множество подходов к классификации проектов:
- По характеру доминирующей в проекте деятельности:
- информационный
- исследовательский
- практико-ориентированный
- ролевой
- творческий
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».
- По форме:
- видеофильм
- рекламный ролик
- журнальный репортаж
- инсценировка
- интервью с известным человеком
- телепрограмма
- мультимедийный продукт
- стенгазета
- По профилю знаний:
- монопроекты – в рамках одного учебного проекта
- межпредметные – в рамках двух или более предметам
- По числу участников:
- личностные
- парные
- групповые
- По характеру контактов :
- внутриклассными
- внутришкольными
- региональными
- международными
- По продолжительности:
- минипроекты – в течение 1 урока
- краткосрочные – в течение 1-5 уроков
- среднесрочные – 1-2месяцев
- долгосрочные – до 1года
Методика организации проекта предполагает несколько этапов:
- планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)
- поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
- этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
- презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).
- защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)
Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.
В методике преподавания русского языка и литературы проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.
Моими учащимися были созданы такие проекты, как «Горький в Самаре» в 7 классе; «Роль односоставных предложений в поэзии» в 8 классе, по творчеству Пушкина «Лицейское братство», «Южная ссылка», «Моя мадонна» в 9 классе; «Поэзия Серебряного века» в 10 классе.
Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов — неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих учеников. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
М.: Аркти, 2003. - Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М.: Аркти, 2007. - Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2000.
Источник
«Технология современного проектного обучения.»
статья на тему
Педагогические технологии. Сущность термина.
Педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для уч-ся и учителя. (В. М. Монахов)
Это оптимальный способ действия в заданных условиях (А. М. Кушнир)
Это модель, техника выполнения учебных задач, основанные на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия пед. процесса ( В. М. Монахов, В. П. Беспалько и др)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад.
«Технология современного проектного обучения.».
первой квалификационной категории
Педагогические технологии. Сущность термина.
Педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для уч-ся и учителя. (В. М. Монахов)
Это оптимальный способ действия в заданных условиях (А. М. Кушнир)
Это модель, техника выполнения учебных задач, основанные на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия пед. процесса ( В. М. Монахов, В. П. Беспалько и др)
Это система функционирования всех компонентов пед. процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, приводящая к определенным результатам. (Г. К. Селевко)
Пед проектирование- предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности уч-ся и педагогов.
Пед моделирование – это разработка целей при создании пед систем, процессов, ситуаций и основных путей достижения
Пед система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед влияния на формирование личности с заданными качествами. (В П Беспалько)
Технология проектного обучения. Введение
В современной практике широкую популярность приобрел метод проектов. Это обусловлено, прежде всего, требованиями времени с его радикально изменяющимися социально-экономическими реалиями. Сегодняшний ученик стоит перед главными задачами своей деятельности: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы, механизмы их осуществлений и т. д. Все эти умения органично воспитываются при реализации проекта. Возникает насущная потребность обучаться проектированию практически во всех сферах деятельности, на всех уровнях: проекты могут быть федеральные, региональные, муниципальные. Поэтому в Базисный учебный план внесено требование обучать учащихся проектной деятельности. На уровне государственной политики метод проектов поддерживается. Подтверждением тому стало принятое Министерством образования Положения о Всероссийской акции «Я – гражданин России». Главное в акции пробудить подростков к добровольному гражданскому участию в решении актуальных вопросов жизни своего района, села, города.
Цели, задачи, теоретико-методологические основы технологии проектного обучения.
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов.
Ряд исследователей и учителей-практиков так определяют цели проектного обучения:
- Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При этом непременно происходит личностный рост, развитие характера.
- Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру. Как известно, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и принять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти объединяющее решений.
- Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным способом развивают культуру мышления.
Эти цели достигаются особой организацией образовательного пространства, влияющей на различные аспекты, качества личности, созданием условий для появления мотива к самоизменению, к личностному росту, освоить интеллектуальные средства познания и исследования мира.
Понятие «проект» в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Это определение дает в своей работе « Исследовательские проекты в практике школы» И. Д. Чечель . С точки зрения Чечель, проект способствует активизации познания, служит развитию креативности. При разработке проектов развивается умение трудиться в коллективе.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений уч-ся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.
Теоретические основы проектного обучения
Целью данной технологии является самостоятельное постижение школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает проживание учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как развернутое решение проблемы. В проекте наряду с познавательной стороной решения проблемы всегда присутствуют эмоционально-ценностная и творческая стороны. Именно они определяют, насколько значим для уч-ся проект и как самостоятельно он выполнен. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного и ценностного подходов, направленных не только на формирование ЗУН уч-ся, а на самореализацию их личности.
Особенности технологии проектного обучения .
Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.
Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог с собственным Я и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» ( М. М. Бахтин)
Проблемность возникает при решении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявление самостоятельности уч-ся. Решение проблемы приводит иногда к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.
Любой проект связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способ выполнения ( в форме сочинения, доклада, схем, презентации, планшетов и т.д.)
Классификация типов проектов.
В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.
По продолжительности времени : краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.
По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.
По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.
По способу преобладающей деятельности уч-ся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.
Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.
В игровых проектах уч-ся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами 16в. по пройденному маршруту на уроках истории.
Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т д.
Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.
Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями уч-ся: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т д.
Проектная технология становится основой исследовательских навыков – компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.
Источник