Проект некоторые вопросы культуры речи современного русского языка

Культура речи
проект по русскому языку на тему

Проект о правильной речи и нормах литературного языка. Основным этапом проекта является исследование на тему «словесный мусор».

Скачать:

Вложение Размер
proekt_kultura_rechi.docx 38.93 КБ
kultura_rechi.pptx 315.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Культура речи»

Наш проект «Культура речи» очень актуален. Говорить красиво,

правильно должен каждый образованный человек. Правильная речь производит благоприятное впечатление о человеке, помогает в карьерном

-cохранение литературного языка, норм употребления слов;

-развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку.

1.Изучить специальную литературу.

2.Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы.

3.Создать презентацию с целью дальнейшего использования её на уроках

русского языка, на элективных курсах, во внеклассных мероприятиях.

Наш проект служит объединению вокруг высокой цели – сохранить самобытность русского языка, культуру речи.

Для реализации проекта на первом этапе мы изучили теоретический материал по культуре речи, на втором этапе провели исследовательскую

работу: опрос и анализ результатов.

Содержание проекта «Культура речи».

I.Инсценировка стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным

III.Высказывания великих мастеров слова Дм. Лихачева, К.Д. Ушинского,

К.Г. Паустовского о культуре речи.

IV.Сценки: «В библиотеке», «Остап Бендер и Эллочка-людоедка» из романа

И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев».

VI. Вывод, результаты (анкетирование, книги).

VII.Практическое значение проекта.

I.”Игровое” стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным

— Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

-Cмотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде…

-Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну.

-Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги…

-И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш…

-Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…

-А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожанье рос…

-Да погоди, почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не узнать снега.

Ведущий 1. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает своего собеседника.

Нередко слышим слова -сорняки, жаргонизмы, нецензурные выражения.

Ведущий 2. Великие мастера слова Дмитрий Лихачев, Ушинский, Паустовский призывали овладевать культурой речи.

«Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому,

как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело». (Д. С. Лихачев).

«Филологическая образованность — показатель культуры общества и человека в отдельности». (К. Г. Ушинский).

«Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной,

перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе

коверкать его». (К. Г. Паустовский).

Ведущий 1. Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и с

первых можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Ведущий 2. Есть немало примеров варварского отношения к языку. Вот один пример.

Диалог в библиотеке.

Школьники выбирают книгу.

-Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

-Эту не бери! Лабуда!

-Вот эта жутко мощная книжка!

Ведущий 1. Этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

Ведущий 2. А вот еще пример.

Сценка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев».

Ведущий 1. Этот язык Эллочки-людоедки из романа Ильфа и Петрова «12

стульев» распространен и в языковой среде современного молодого человека.

Эта вульгарная речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и

отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Ведущий 2. Изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

«Словесный мусор» русского языка.

— Мы провели исследование.

Темой нашего исследования стал «словесный мусор, загрязняющий наш

язык, в частности жаргонизмы.

Жаргон — это своего рода язык в языке,разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией, занятием, возрастом,

Слово жаргон – речь социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений.

Молодежный жаргон часто называют сленгом .

Мы провели анкетирование.

-Выявить происхождение жаргонизмов;

-Определить мотивы их употребления;

-Выявить круг наиболее встречающихся из них;

-Определить, насколько засорен язык наших учащихся;

-Призвать учащихся внимательнее относиться к своей речи, по возможности

сократить использование в ней жаргонизмов, очистить нашу речь от «словесного мусора»;

-Научить переводить жаргонизмы на общелитературный правильный и

грамотный русский язык.

Судя по исследованным опросам, количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное

Больше всего засоряется язык школьников жаргоном, который преобладает

в неформальном очном общении. Сленг школьников в основном несет в себе

негативный эмоциональный заряд.

Были выявлены различные тематические группы жаргонизмов.

Проанализировав жаргонизмы, мы пришли к выводу, что среди них используются слова различных частей речи.

В образовательной среде школьники в основном используют жаргонные слова для обозначения:

-процесса учения или событиях на экзаменах: срезаться, завалиться и т. д. ;

-названия оценок: тройбан («тройка»).

В чем причина загрязнения нашей речи?

Массовая культура накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Средства массовой информации перестали бережно относиться к слову.

На радио и телевидении очень много иностранных слов, вульгарных

выражений, жаргонных словечек. Эти слова теснят «классическую» правильную речь.

Итак, вывод. Какие правила следует выполнять, воспитывая культуру речи?

1.Следить за своей речью.

2.Не употреблять в ней «словесный мусор».

3.Больше читать книг.

4. Совершенствовать культуру своей речи.

«Культура речи».

Чтобы совершенствовать культуру своей речи, нужно знать основные её

Пустословие – пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры.

Тавтология – (в переводе с греч. «то же самое») – неуместное употребление

однокоренных слов. (Масло масляное).

Сленг – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой языковой нормы.

Жаргон – разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

Мы выпустили две книги: словарь «Словесный мусор русского языка» и

«Справочник по культуре речи».

Ведущий 1. Мы надеемся, что наш проект послужит тому, что у школьников проявится интерес к овладению культурой речи и что в будущем будет заметно повышаться культура речи.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект «Культура речи»

Цели проекта : Сохранение литературного языка, норм употребления слов. Развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку

Задачи проекта : Изучить специальную литературу. Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы. Создать презентацию с целью дальнейшего использования её на уроках русского языка, на элективных курсах, во внеклассных мероприятиях.

«Наш язык — важнейшая часть нашего общего поведения в жизни . И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело.»( Д.С.Лихачев ) «Филологическая образованность — показатель культуры общества и человека в отдельности.»( К.Д.Ушинский ) «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.»(К.Г. Паустовский)

«Словесный мусор» нашей речи.

Темой нашего исследования стал «словесный мусор», загрязняющий наш язык, в частности жаргонизмы.

1 Жаргон — это своего рода язык в языке, разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых единой профессией, занятием, возрастом, социальной средой. Жаргонизмы — это не следствие демократизации общества, а скорее, вульгаризация общественной жизни.

Анкета 1. Где вы больше всего употребляете жаргонных слов? -в школе, -вне школы. 2. Чаще всего вы пользуетесь жаргонизмами: -при личном общении, -в письменной речи. 3. Жаргонизмы какой из этих групп вы чаще всего употребляете? -название человека, его умственных и физических возможностей, -состояние, оценка чего-нибудь, -слова, относящиеся к компьютеру и его составляющим 4. Слова для обозначения: -процесса учения или поведения на экзаменах, -название оценок, -учителей. 5. С какой целью используете жаргонизмы?

Цель анкетирования: Выявить происхождение жаргонизмов; Определить мотивы их употребления; Выявить круг наиболее встречающихся из них; Определить, насколько засорён язык наших учащихся; Призвать учащихся внимательнее относиться к своей речи, по возможности сократить использование в ней жаргонизмов, очистить нашу речь от «словесного мусора»; Научить «переводить» жаргонизмы на общелитературный правильный и грамотный русский язык.

Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов: Наименование людей, характеристика их по качествам характера. Наиболее ходовыми являются выражения, просто называющие человека или негативно характеризующие его умственные или физические способности: жмот, лох , лошара , шестёрка. Наименование по родству: предки, братан, сеструха. Бытовая техника: комп, мобила , телик, видак. Части тела (особенно много синонимов для головы): бубен, котелок, крыша, чайник, грабли, локаторы. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк . Оценки, резко противоположные: Отпад-отстой, Клёво- стрёмно .

Проанализировав жаргонизмы, мы пришли к выводу, что среди них чаще всего встречаются следующие части речи: — Существительные: лох, прикид , прикол, фигня, понты , халява, мраки – 47% от всех слов. — Глаголы: отвали, гонишь, прикинь, офигеть , борзеть – около 30% . — Наречия : клёво, прикольно и др. – 12%

В чём причина? Массовая культура накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Средства массой информации перестали бережно относиться к слову. На радио и телевидении очень много иностранных слов, вульгарных выражений, жаргонных словечек. Эти слова теснят «классическую» правильную речь.

Какие правила следует выполнять, воспитывая культуру речи? Следить за своей речью. Не употреблять в ней «словесный мусор» Приобщаться к образцам классической литературы, т.е. больше читать книг. Совершенствовать культуру своей речи. Вывод

Культура речи -это степень соответствия речи нормам литературного языка.

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА: Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Речевая

ЧТОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ КУЛЬТУРУ СВОЕЙ РЕЧИ, НУЖНО ЗНАТЬ ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ:

Содержательность Избегайте! Пустословие -пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры.

УМЕСТНОСТЬ Избегайте! Тавтология -(в переводе с греч.- «то же самое»)-неуместное употребление однокоренных слов.

ПРАВИЛЬНОСТЬ Избегайте! Сленг -экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

ЧИСТОТА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ Избегайте! Жаргон -разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом .

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме «Культура речи. Качества хорошей речи» рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн.

Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование.

Лекция по разделу «Развитию речи».

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха.

Источник

Проблема культуры речи в современном обществе

Дата публикации: 16.06.2016 2016-06-16

Статья просмотрена: 45193 раза

Библиографическое описание:

Петровская, Л. Ю. Проблема культуры речи в современном обществе / Л. Ю. Петровская, Георгий Никифор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 11.05.2021).

В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.

В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Но нельзя забывать о том, что «культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [1].

В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом с каждым днем всё больше углубляется [2].

Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; «вторая жизнь»). Потребность подростка в ненормативной лексике объясняется психологией возраста. Ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. В результате возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанции между общающимися, а также в краткой форме выражают философию жизни молодёжи.

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?! Ведь, как ни странно, но даже представители таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий как писатели, артисты, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. «Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них» [3].

Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.

Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи. И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.

Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения. Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом. Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.

Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Источник

Читайте также:  Цветовая гамма современного дома
Оцените статью
Поделиться с друзьями