Проект по информатике современные технологии

Презентация к выступлению «Современные информационные технологии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным обществом в XXI веке, — создание перспективной системы образования, способной подготовить будущих специалистов к жизни в новых условиях цивилизации, а именно умеющих думать и работать: поколение аналитиков и прогнозистов высокого класса, специалистов-генераторов новых идей во всех сферах деятельности.

Что же такое информационные технологии в образовании, каковы их назначение и структура?

Технология – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления

Информационные технологии – это совокупность методов и средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий все информационные процессы, осуществляемые в интересах пользователя

Компьютерные технологии – это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью средств микропроцессорной вычислительной («компьютерной») техники

Современные информационные технологии обучения (СИТО) – это совокупность методов и средств организации процесса обучения, реализуемых с помощью компьютерных технологий

Программные средства СИТО можно разделить на три большие группы: базовые, прикладные и инструментарии

Базовые – это операционные системы и сервисные программы, такие как антивирусные программы, архиваторы, утилиты, драйвера и т.д. К прикладным программным средствам относятся все программы для решения различных классов задач (текстовые, табличные, графические процессоры, программы моделирования и проектирования, системы управления базами данных, мультимедиа-редакторы и т.д.). Инструментарии – это программные комплексы, реализующие разработку, отладку и внедрение программного обеспечения, т.е. программы для создания других программ (Delphi, С++ Builder, Visual Studio и др.)

Использование современных информационных технологий в процессе обучения: 1. Технологии обработки 2. Технология баз данных для сбора, хранения, систематизации и обработки информации. 3. Мультимедиа-технологии 4. Сетевые (телекоммуникационные) технологии 5. Геоинформационные технологии 6. Технология компьютерного 7. Технологии компьютерного эксперимента 8. Технология компьютерного контроля.

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным обществом в XXI веке, — создание перспективной системы образования, способной подготовить будущих специалистов к жизни в новых условиях цивилизации, а именно умеющих думать и работать: поколение аналитиков и прогнозистов высокого класса, специалистов-генераторов новых идей во всех сферах деятельности.

Следовательно, будущее общества зависит от интеллектуально-практической деятельности, созидательной силы, умственного и физического совершенства, политической сознательности и духовно-нравственного развития молодого поколения страны. Поэтому внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс, организация инновационных занятий служат важнейшим фактором устойчивого развития и модернизации государства.

Именно знания в сфере современных информационных технологий придают особую значимость человеку, поскольку дают ему возможность не только и не столько приспосабливаться к условиям быстро меняющегося мира, сколько динамично изменять и преобразовывать этот мир.

Источник

Проект по информатике «современные технологии»

ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

НА ТЕМУ : «Разработка и использование мультимедийных проектов

на уроках информатики»

Курс и особенности использования мультимедийных проектов в колледже

1.2 Особенности обучения

2.1 Создание учебного материала для проведения уроков

с помощью мультимедийной и интерактивной техники

2.2 Экспериментальная проверка эффективности применения

В современном мире для любой организации, в том числе и колледже уже недостаточно просто приобрести проектор или экран . Мы живем в эру информатизации. Одним из направлений которой становится процесс информатизации образования. Предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого. Способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Поэтому компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной техники, такой например, как: мультимедийные проекторы и интерактивные доски.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в колледжах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование колледжа в целом и кабинетах в частности, осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.

В современной колледже применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски.

Появилась возможность использовать мультимедийную технику на уроках информатики и ИКТ, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроках информатики и ИКТ. Таким образом, стоит отметить необходимость и новизну написания проектов по данной тематике.

Цель проекта: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованиеммультимедийных проектов.

Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной колледжа.

Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийных проектов.

Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийных проектов в процессе обучения учащихся колледжа на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

В ходе выполнения проекта были поставлены следующие задачи:

· проанализировать научную литературу по теме проекта;

· разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования мультимедийных проектов.

· разработать методы обучения студентов,предусматривающие использование мультимедийных проектов.

· экспериментально проверить разработанную систему обучения.

В ходе написания проекта были использованы следующие методы:

· анализ научной литературы;

· разработка материалов по теме проекта;

Новизна проекта состоит в рассмотрении мультимедийных проектов в качестве средства обучения информатике, в обосновании возможности ее использования в учебном процессе, в разработке новых методов обучения информатике и ИКТ.

Практическая значимость проекта состоит в том, что в проекте рассмотрены преимущества использования мультимедийных проектов, выступающих в качестве средств, позволяющих использовать мультимедийные учебные презентации и интерактивные учебные пособия для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по информатике. В ходе исследования усовершенствована система обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийных проектов, что было выражено в:

· создании учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийных проектов;

· разработке методов обучения информатике с помощью мультимедийных проектов.

1.1 Курс информатики и особенности использования мультимедийных проектов в колледже

Классические символы студенческой жизни — доска и мел — безнадежно устарели. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке — это не только возможность увлечь студентов интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Данное новшество прогресса позволяет, превратить порой скучный процесс обучения в интересное исследование. Мультимедийные проекторы способны преобразить любой учебный процесс, но не стоит забывать, что все хорошо в меру.

При использовании мультимедийных проектов значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и учебной мотивации, учащихся к изучению учебного предмета в частности информатики и ИКТ.

1.2 Особенности обучения информатике

Говоря о преподавании информатики, следует первоначально изучить нормативную документацию, а именно стандарты образования.

В данном документе идет речь не только о перечне необходимых ЗУН учащихся, но и о возможном техническом оснащении уроков информатики. Например, использование в преподавании курса «Информатики и ИКТ» специальных технических средств и новейшего оборудования, таких как интерактивные доски и мультимедийные проекторы.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, студенческой жизни, индивидуальной и семейной истории):

— запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

— текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

— музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

— таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов. Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст, списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели. Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы.

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Организация информационной среды.

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи. Правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий студент должен знать/понимать:

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

— создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

— создавать записи в базе данных;

— создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Среди принципов формирования содержания общего образования современная дидактика выделяет принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета. Б.Т.Лихачев утверждал, что «идея единства и противоположности логики науки и логики конструирования учебного предмета обусловлена тем, что наука развивается в противоречиях». Она пробивает себе дорогу сквозь толщу предрассудков, совершает скачки вперед, топчется на месте и даже отступает. Педагогическая логика содержания учебного предмета учитывает логику развития основных категорий, понятий данной науки. Вместе с тем педагоги и психологи руководствуются необходимостью учета возрастных особенностей освоения материала студентами, организуют его на основе как восхождения от абстрактного к конкретному, так и от конкретного к абстрактному».

В связи с этим обстоятельством приходится констатировать, что на процессе формирования учебной дисциплины сказывается чрезвычайно малая временная станция между возникновением информатики как самостоятельной отрасли науки и включением в практику массовой общеобразовательной учреждений соответствующего ей нового учебного предмета — около 10— 15 лет. По этой причине, определение содержания дисциплины является очень непростой задачей, на решении которой продолжает активно сказываться процесс становления самой дисциплины.

В результате длительного теоретического и экспериментального исследования, начатого еще в начале 60-х гг. прошлого века, было установлено, что фундаментальные основы кибернетического знания должны стать составной частью содержания общего среднего специального образования, и что для решения этого вопроса требуется введение в систему дисциплин отдельного учебного курса. Основываясь на обще кибернетической природе нового знания, с самого начала своего исследования, В.С. Леднев для наименования новой дисциплины использует термин «кибернетика», однако, для данного рассмотрения это обстоятельство можно считать непринципиальным. Рассмотрим суть проблемы подробнее.

Рассматривая все вышеперечисленные критерии и условия, можно констатировать, что современное общество и современные технологии дают мощный толчок для усовершенствования процесса обучения информатике и ИКТ на разных ступенях, а также по выведения качества обучения в каждой ступени на новый, более высокий уровень. Данную тенденцию ярко можно рассмотреть на уроках информатики и ИКТ, так как данный предмет непосредственно связан с новыми информационными технологиями и использованием мультимедийной и интерактивной техники.

Для проекта с выше упомянутой техникой необходимо знать ее принципы построения, возможности, а также практическую реализацию, о чем будет изложено в следующем параграфе.

2.1 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники

Классно-урочной форма обучения на протяжении долгого времен оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых методов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия по достижению целей, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применения мультимедийной и интерактивной техники.

Современный мультимедийный урок – это не только составленная презентация и обилие эффектов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в традиционный урок. Такие понятия, как сценарий урока в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Мультимедийный урок — урок, на котором используется много-средовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера, мультимедийной и интерактивной техники. Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для повышения знаний, умений и навыков. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийная и интерактивная техника применяется для усиления наглядности, подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов приобретает новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса:

· для изучения нового материала, предъявления новой информации;

· для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

· для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

· для обобщения, систематизации знаний.

Конечно же, презентация на таком уроке обязательно присутствует. Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком, или тех фактах, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:

· системности и последовательности;

· сознательности и активности;

· связи теории и практики;

· перманентности комплексного восприятия информации.

При проектировании презентации необходимо помнить, что мультимедийная и интерактивная техника – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. При их разработке и использовании нужно учитывать, что:

· они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;

· они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;

· усиливают воздействие презентации

Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:

— объяснение нового материала;

— закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме учебного курса).

На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала простой заменой классной доске, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п.

Для применения презентации на этапе закрепления ЗУН надо разработать ряд практических заданий с выбором ответа и сделать из них презентацию. Затем презентация может быть использована на уроке в качестве программы-тренажера.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Другой вариант использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе – электронный учебник. В данном варианте используется в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD-R, DVD-R – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет — ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).

Методы и приёмы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок информатики и ИКТ интересным. А нетрадиционные уроки с использованием мультимедийной и интерактивной техники должны привлечь современного студента к процессу обучения, облегчить его, пробудить интерес к предмету.

Благодаря наглядности и интерактивности, группа вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Таким образом, используя мультимедийную и интерактивную технику, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде.

Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в группе. Для этого происходит разработка большого количества электронных материалов, которые позволяют повысить эффективность обучения информатике и ИКТ.

Ниже будут приведены фрагменты учебного материала, на которых будут построены методы организации учебной деятельности (рисунки 1-6).

Рисунок 1. Электронное учебное пособие.

Рисунок 2. Электронное учебное пособие.

Рисунок 3. Электронное учебное пособие.

Рисунок 4. Электронное учебное пособие.

Приведенный выше материал представлен в виде электронного учебника. Также имеется подборка материалов по темам выбранного раздела представленные в презентациях и видео роликах (рисунки 7).

Рисунок 7. Мультимедийное презентации.

А также многие другие темы раздела, представленные в аналогичном виде, материалы которых представлен вы приложении (рисунок 8-11).

Использование разработанных материалов по средствам мультимедийной и интерактивной технике будет, способствовать повышению качества усвояемого материала учащимися, повышению активности учащихся на уроках. Для применения данных материалов, необходимо: компьютер с выходом в сеть Интерне. При условии использования образовательных Интернет ресурсов, проектора с экраном или интерактивную доску, жалюзи на окнах, на случай солнечной погоды, а также непосредственно электронные материалы, мультимедийные презентации и учебно-справочные материалы. Таким образом, можно применять электронные материалы на уроках информатики и ИКТ с помощью мультимедийной и интерактивной техники.

2.2 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики

Исследование проводилось на базе ГПОБУ » Республиканский аграрноэкономический колледж » г. Хасавюрт.

Характеристика изучаемых в группах:

В обоих в группах параллели проводятся уроки информатики, в группе М-11 информатика проводиться по традиционной схеме уроков, в группе П-11 информатика проводиться с внедрением в урок мультимедийной и интерактивной техники. По тематическому планированию по информатике и ИКТ, уроки проводятся по разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ ».

Компьютерный кабинет оборудован 14 компьютерами Intel , входящими в единую локальную сеть. На уроках используется мультимедийный проектор Epson XGA MultimediaMobile LCD projector и экран на штакетнике.

Ход и содержание исследования.

1. Проведение уроков по специальности – преподавание информатики и ИКТ по разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ ».

2. Провести контролирующее тестирование учащихся по проверке текущего уровня развития знаний, умений, навыков в области информатики и ИКТ, по выбранному разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ».

Его проведение было осуществлено на последнем уроке информатики в параллели в группах. За основу содержания тестового материала были взяты требования из государственного стандарта.

3. Проанализировать полученные результаты.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты, которые представлены в диаграммах.

Во время проведения эксперимента для подтверждения или опровержения гипотезы данной работы было проведено тестирование, целью которого было выявления текущего уровня развития знаний, умений, навыков в области информатики и ИКТ, по выбранному разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ ». Тестовые задания были разработаны с опорой на государственные стандарты. Тест состоит из 15 заданий, рассчитан на учащихся двух групп, составлены по выбранному разделу.

Тестовое задание представлено в виде презентации, и проецируется через проектор на большой экран. В это время учащиеся за компьютерами заполняют форму (вопрос-ответ) представленную электронной таблицей, с помощью MicrosoftOfficeExcel. Компьютер выводит на экран отметку учащегося и автоматически по локальной сети передает данные на компьютер учителя. Тест и протокол представлены ниже (рисунки 12-14).

Рисунок 12. Электронный ресурс тестового задания, выполненный в программе Excel.

Рисунок 13. Электронное тестовое задание.

Рисунок 14. Электронное тестовое задание.

По окончанию эксперимента были получены следующие результаты, представленные в диаграммах.

Рисунок 15. Диаграмма усвоения знаний.

Рисунок 16. Диаграмма усвоения знаний.

При сравнительном анализе полученных данных видно, что уровень усвоения знаний по информатике и ИКТ, в процессе познавательной деятельности выше у учащихся в группе, занятия в котором проводились с использованием мультимедийной и интерактивной техники, разработанных материалов и методов, изложенных в проекте. Также приведенные данные наглядно демонстрируют подтверждение гипотезы работы, которая заключается в том, что: внедрение и разработка методов использования мультимедийной проектов в процессе обучения учащихся на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

1. Из анализа прочитанной научной литературы по теме проекта были сделаны выводы: о строении и работе мультимедийных проектов, возможного использования специального программного обеспечения в совокупности с данной техникой, а также возможности применения в колледжемультимедийных проектов учителями, о повышении эффективности преподавания в колледже.

2. Были созданны учебные материалы для проведения уроков информатики с помощью мультимедийных проектов, представленные в отдельном параграфе, и в электронном виде, такие как учебник по внешнему и внутреннему устройству компьютерной системы, серия презентаций по темам раздела, несущие не только познавательный, но и популярный характер.

3. Экспериментально была проверена гипотеза проекта о том, что внедрение и разработка методов использования мультимедийных проектовв процессе обучения учащихся на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

1. Бурцева, Г. Обучить с помощью электронных средств: это возможно! [Электронный документ] / Г. Бурцева (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-739). 10.01.2012.

2. Голицына, О.Л. Программное обеспечение. [Текст]: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов.– M.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.

3. ГОСТ 5.3-2004 Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст]: Межгос. стандарт.– Введен в 2009 г. // Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования / М-во образования РФ. Ин-т образовательных систем.– М., 2008.

4. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. [Текст] / В.В. Гузеев.– М.: Народное образование, 2010.

5. Кузнецов, А.А. Информатика. Тестовые задания [Текст] / А.А. Кузнецов.– M.: БИНОМ, 2013.

6. Левченко, И.В. Сборник методических материалов [Текст] / УПК «Педколледж-лицей» № 13; И.В Левченко.– М., 1996.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2012.

Источник

Читайте также:  Современные обои с розами
Оцените статью
Поделиться с друзьями