Проект по литературе современные писатели

Учебный проект Современные писатели — детям

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Содержание

Автор проекта

Дмитриева Нина Васильевна, педагог-библиотекарь МБОУ «Погранично-таможенно-правовой лицей» г. Пскова

Название проекта

Современные писатели — детям.

Предмет, класс

Основы информационной культуры,внеклассное чтение. Начальная школа (2-4 классы).

Краткая аннотация проекта

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить — всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают. Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Выбирая своему ребенку книгу в библиотеке или в магазине, родители ищут глазами знакомые им имена: спрашивают Носова и Барто, Берестова и Заходера, Чуковского и Маршака, но ребенок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся классической литературы — ему необходим свежий воздух новой книги о современной жизни. Проект предполагает знакомство с современными писателями, авторами произведений для детей. Поможет расширить круг чтения юных читателей школьной библиотеки.Позволит всем его участникам овладеть необходимыми основами информационных знаний, умений и навыков.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Зачем нужна современная литература?

Проблемные вопросы

Какой он современный писатель?

Как сформировать круг чтения детей?

Что интереснее: читать, смотреть или слушать?

Источник

Исследовательский проект по литературе «Что читают современные подростки?»

Целью исследовательского проекта является изучение читательского интереса современных детей в возрасте 15 — 17 лет.

Скачать:

Вложение Размер
proekt.docx 44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова В.М»

Вид работы: исследовательский проект по литературе

Тема работы: Что читают современные подростки?

Выполнила: Мартынова Ирина, 10 класс

Научный руководитель: Козина Ольга Михайловна

Паспорт проектной работы.

Название проекта: «Что читают современные подростки?»

Количество участников: 1

Время работы над проектом: 6 месяцев.

Продукт: буклет «Что читать современному подростку».

Цель: изучение читательского интереса современных детей в возрасте 15 – 17 лет.

-изучить материал по теме «Мир чтения подростков»;

-провести анкетирование старшеклассников для выявления круга чтения и литературных интересов учащихся;

-исследовать вопрос о читательских интересах старшеклассников.

Объект исследования: читатели в возрасте от 15 до 17 лет

Предмет исследования: художественная литература

Ведущая идея: доказать, что роль чтения остается по- прежнему актуальной в жизни подростка.

Методы работы: анкетирование учащихся школы, экскурсия – посещение библиотек, интервьюирование учителей гуманитарного цикла.

  1. Осуществление плана действий.

1.Результаты анкетирования «Любите ли вы читать?»————- 8 — 9

3.Результаты анкетирования библиотекарей:

— библиотеки МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»—————————————————- 10

— МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека».———- 11-12

3.Личное отношение автора к проблеме.————————— 13 — 14

В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой в метро, в автобусе. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Это неплохо. Но зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. На чтение подростков вдохновляют отзывы их ровесников. И порой подростки погружаются в мир дешёвой литературы, а не подлинного искусства.

Меня заинтересовал вопрос, читают ли мои сверстники что-то кроме произведений, изучаемых по программе в школе, и что может предложить нынешняя литература современному подростку? Для этого я провела анкетирование старшеклассников и работников школьной, поселенческой и районной библиотек.

Что читают современные подростки?

1. Любите ли Вы читать?

2.Что Вы читаете чаще всего?

3.Если вы не читаете ничего, то укажите почему?

4.Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?

5.Посещаете ли Вы библиотеку?

6.Покупаете ли Вы художественную литературу?

7.Если не покупаете, то почему?

8.Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?

9.Хотели ли Вы получить в подарок электронную книгу?

Опрос «Что я читаю?»

1.Назовите книгу, которую прочитали недавно.

2.Какие книги Вас привлекают?

3.Назовите любимую книгу.

4.Назовите любимого литературного героя.

5.Назовите любимого писателя.

Анкета для библиотекарей: «Посещают ли подростки библиотеку?»

1.Посещают ли подростки вашу библиотеку?

2.Есть ли среди них постоянные посетители?

3.Какие книги пользуются спросом у подростков?

4.Есть ли среди подростков те, которые интересуются новинками литературы?

5.Есть ли в библиотеке стенд «Что читать подросткам?»

Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как появление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы – важнейшее условие успешности человека в обществе. В начале XXI века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных. Многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевиденьем, компьютерными играми. Но, безусловно, они книгам не конкуренты. Ведь в книгах заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом в конкретных примерах. Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5 – 7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрос в 4 раза, к 2040 году возрастет в 32 раза. Утверждается, что наш современник, чтобы находиться в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, Л.Н Толстой, М. Горький, А. Энштейн. Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. Известны слова И.Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели». Действительно, хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации. И, наконец, хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

План сбора информации

Посещение библиотеки, выбор книг по теме: «Прекрасный мир чтения»

Обзор ресурсов Интернет

Тестирование учащихся, работников библиотек.

Продуктом моего проекта станет буклет: «Что читать современным подросткам?»

Осуществление плана действия

I. Предлагаю познакомиться с результатами анкетирования «Любите ли вы читать?»

1. Любите ли Вы читать?

2.Что Вы читаете чаще всего?

-художественную литературу – 57%

-газеты, журналы – 28,8%

3.Если вы не читаете ничего, то укажите почему?

— нет времени – 16,6%

-есть развлечения, более приятные -50%

4.Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?

5.Посещаете ли Вы библиотеку?

6.Покупаете ли Вы художественную литературу?

7.Если не покупаете, то почему?

Дорогое удовольствие – 47,6%

8.Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?

9.Хотели ли Вы получить в подарок электронную книгу?

Вывод: Я провела анкетирование старшеклассников 15- 17 лет и пришла к выводу, что среди подростков школьного возраста есть такие, которые любят читать. Они охотно берут литературу в библиотеке или читают в интернете. Из опрошенных 45 человек 11 ответили, что любят читать. В основном читают художественную литературу. Большинство старшеклассников читают ту литературу, которую изучают по программе в школе. Книги предпочитают не покупать, так как считают это дорогим удовольствием, а берут их в библиотеке или читают на страницах Интернет. Мои сверстники не интересуются новинками литературы в Интернет, но в то же время хотели бы знать, что сейчас модно читать, какие книги пользуются популярностью у читающей публики. На вопрос: «Хотели ли вы получить в подарок электронную книгу?» 23 человека из 45 ответили «Да».

II. Результаты опроса «Что я читаю?»

На вопрос «Назовите книгу, которую вы прочитали недавно?» почти все опрошенные назвали книгу, которую только что прошли по школьной программе. Среди названных были такие произведения, как: «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Обломов» И.А.Гончарова. Но также были названы книги, которые не входят в школьную программу. Это «Сердца трёх» Стивенсона, «Сумерки», «Новолуние», «Затмение» Стефани Майер, «Великие битвы в истории России» Д.В.Колосова.

Какие книги привлекают старшеклассников? Моим сверстникам интересна фантастика, книги на историческую и нравственную темы.

Рейтинг любимых книг выглядит так:

1.А.Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»

2.Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

3.А. С.Пушкин «Евгений Онегин».

Любимыми литературными героями были названы Шерлок Холмс, Гарри Поттер, Мастер (из романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова), просто сверстник.

Любимые писатели современных читателей: А.С.Пушкин, М.А.Булгаков.

Вывод: Современные подростки читают и классическую литературу, и приключенческую, и фантастику. Выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир (фэнтези), для саморазвития.

III. Результаты анкетирования библиотекарей школьной библиотеки, МБУК «Бутылицкая поселенческая библиотека», МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека».

1.Библиотека МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

1.Посещают ли подростки вашу библиотеку?

2.Есть ли среди них постоянные посетители?

3.Какие книги пользуются спросом у подростков?

Классическая литература, изучаемая по школьной программе.

4.Есть ли среди подростков те, которые интересуются новинками литературы?

5.Есть ли в библиотеке стенд «Что читать подросткам?»

2.МБУК «Бутылицкая поселенческая библиотека». Архангельское отделение.

1.Посещают ли подростки вашу библиотеку?

2.Есть ли среди них постоянные посетители?

3.Какие книги пользуются спросом у подростков?

Классическая литература, изучаемая по школьной программе, литература универсального содержания (энциклопедии, словари), произведения на историческую тему, детективы, фэнтези. Книги, пользующиеся особым спросом: Ф.Б.Керр «Джинн», «Вавилонское подземелье», Дж. Толкиен «Хоббит», «Властелин колец», Дж. Роуминг «Гарри Поттер».

4.Есть ли среди подростков те, которые интересуются новинками литературы?

5.Есть ли в библиотеке стенд «Что читать подросткам?»

3.МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»

1.Посещают ли подростки вашу библиотеку?

2.Есть ли среди них постоянные посетители?

3.Какие книги пользуются спросом у подростков?

Януш Леон Вишневский «Одиночество в сети», Стефани Майер «Сумерки», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».

4.Есть ли среди подростков те, которые интересуются новинками литературы?

5.Есть ли в библиотеке стенд «Что читать подросткам?»

Вывод: Работники библиотеки считают, что подросткам больше нравятся фантастические произведения. На детей влияет западная литература, которая хлынула к нашему читателю потоком. Но эти книги вряд ли могут формировать читательский вкус у подростка. Возникает проблема: как развить читательскую культуру, кому направить их по книжному царству?

IV.Пути решения проблемы

Предлагаю данную проблему решить следующим способом:

1.В средствах массовой информации необходимо рассказывать подросткам о том, книги каких писателей следует выбирать для чтения.

3. Необходимо чтение ввести в моду, сделать начитанность признаком высшего общества.

4. Запустить интернет – ресурсы, посвященные молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений.

5. Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения: если начал, дочитай до конца; книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в ее конец.

6.Подростки должны видеть родителей читающими. Их подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

7. В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически пополняется. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка.

8. В школе проводить беседы на тему: «Зачем человеку необходимо чтение?»

9. В библиотеках иметь сменный стенд «Что читать современному подростку?»

1. Современные подростки, безусловно, читают.

2.Подростки в основном читают ту литературу, которую изучают по программе в школе.

3.Читающие старшеклассники предпочитают классическую литературу, фантастику, детективы.

4.Современные подростки выбирают литературу в основном для развлечения, для ухода в сказочный мир и для саморазвития.

5.Любимыми писателями были названы А.С.Пушкин, М.А.Булгаков, Ф.М.Достоевский.

6. Подростки порой не знают, что читать. В библиотеках отсутствуют стенды «Что читать подросткам?»

7. Из зарубежной литературы в основном читают те произведения, которые были экранизированы.

2.Практическая значимость проекта

1.Собранный материал можно использовать для публикации в периодической печати.

2.Данный материал можно использовать для бесед на классных часах, родительских собраниях.

3.Личное отношение автора к проблеме

Утверждения о кризисе детского чтения не случайны и имеют под собой реальную основу. Сейчас дети читают не так, как предыдущие поколения. Идет процесс коренного изменения читательских привычек юных. Подростки предпочитают классическую литературу, фантастику, детективы. Но всё же слабо ориентируются в книжном «царстве».

Поэтому предлагаю список литературы для чтения.

Данный список субъективен и не может претендовать на удовлетворение вкусов всех читателей. Он составлен на основе личного опыта (некоторые произведения прочитаны мною), а также при участии учителей литературы. При составлении списка использованы источники:

Gramota.ru «Списки книг для детей разного возраста»

A19.2bb.ru- список «Лучшие книги для детей и юношества»

Obninskdf4.narod.ru — Список литературы по программе «Лидеры чтения 2012 – 2013» для читателей старшего абонемента.

Виградова Ф. «Дорога в жизнь», «Это мой дом»

Гинсбург Е. «Остановите самолёт – я слезу»

Грин Александр «Алые паруса»

Гроссман Давид «С кем бы побегать»

Домбровский Юрий «Факультет ненужных вещей»

Каверин В. «Два капитана»

Ключарёва Н. «В Африку, куда же ещё»

Колупаев В. «На асфальте города…»

Крюкова Т. Триптих в чёрно – белых тонах»

Лиханов Альберт «Невинные тайны», «Мальчик, которому не больно», «Солнечное затмение», «Слётки»

Лукьяненко С. «Недотёпа», «Непоседа», «Лабиринт отражений»

Нагибин Ю. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Любимый ученик»

Пелевин Виктор «Generation П», «Чапаев и пустота»

Петросян М. «Дом, в котором…»

Поляков Ю. «Работа над ошибками»

Пономарёвы С.и Н. «Фото на развалинах», «Боишься ли ты темноты?»

Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»

Стругацких А. и Б. «Понедельник начинается в субботу», «Повесть о дружбе и недружбе», «Сказка о тройке», «Трудно быть Богом», «Волны гасит ветер»

Тендряков В. «Ночь после выпуска»

Р.Брэдбери «Урочный час»

Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»

О.Генри «Последний лист»

У.Голдинг «Повелитель мух»

Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»

А.Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте – Кристо»

Дж. Лондон «Сердца трёх», «Белый клык»

Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»

Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе»

Мёллер К. «Поздравляю, желаю счастья»

Г.Олди «Герой должен быть один»

Рафаэль Сабатини «Приключение капитана Блада»

Стивенсон «Черная стрела»

Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Уилсон Ж. «Девочка – находка»

1.Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. Электронный ресурс http://metodisty narod.ru

2.Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

3.Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 1997.

Источник

Читайте также:  Дизайн ногтей простые идеи красивые
Оцените статью
Поделиться с друзьями