Проект по мхк современное искусство

Проект «Актуальные формы современного искусства»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Итоговый индивидуальный проект

по изобразительному искусству

« Актуальные формы современного искусств а »

Автор: Анастасия Д

обучающаяся 7 «В» класса МБОУ «СОШ №1»

Руководитель: Байкова Татьяна Евгеньевна,

учитель изобразительного искусства

1. История современного искусства……………………………………. 4

2. Виды современного искусства………………………..………………. 4

2.1.Абстрактный экспрессионизм………………………………………… .. 4

3. Практическая работа …………………………………………………. 10

Список использованной литературы…..…………………………………….13

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.

Искусство в отличие от всех других видов деятельности – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности. В искусстве человек свободно творит особый мир, также, как творит свой мир природа, то есть полновластно. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

Термин «Современное искусство» – довольно условное понятие и может быть обозначен как искусство, созвучное, соотносимое со своим временем. В этом смысле любое подлинное искусство всегда современно, поскольку, так или иначе, отражает в художественно-образной форме содержание своей эпохи.

Всё это делает искусство одним из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества. Этим и обусловлена актуальность изучения данной темы, истории развития современного искусства.

Исходя из этого, была определена цель моего проекта:

выяснить, какие виды современного искусства существуют в окружающем нас мире.

1) познакомиться с историей развития современного искусства;

2) выяснить, какие виды искусства существуют на современном этапе;

3) выполнить рисунки из видов современного искусства.

1. История развития современного искусства

Современное искусство — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением.

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Главной целью было искажение понятия духовности. Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от самого объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 1960-х и 1970-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма.

Конец 1970-х и 1980-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности. На середину 1980-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 1960-х годах — видео и аудио, затем — компьютеры и в 1990-х годах — Интернет.

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. Разрушительные концепции сделали своё пагубное дело. Некоторые художники 2000-х годов полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы и пессимизм у художников, профессионалов.

Ряд художников 2000-х годов возвращается к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма XXI века.

2. Виды современного искусства

2.1. Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм — широкомасштабное движение в американской живописи ХХ века, которое зародилось в конце 1940-х годов и стало доминирующим течением в западном искусстве в 50-е.

В чем же состоят особенности абстрактного экспрессионизма?

Во-первых, все работы этого направления не воспроизводят видимый мир. Они являются отражением свободного, спонтанного и личного эмоционального переживания и отличаются свободой в технике исполнения. Особое внимание при создании этих работ уделялось изменчивым физическим свойствам краски с целью подчеркнуть изображенное переживание. Эти картины исполнены в виде некой психической импровизации с акцентом на интуитивном использовании материалов и созданы они для того, чтобы выразить силу творческого бессознательного. Еще одна особенность — отказ от условно структурированной композиции, которая строится из отдельных элементов, и замена их единым полем. И, наконец, эти картины отличаются огромными размерами.

1. Большинство художников, которых относят к абстрактному экспрессионизму, достигли творческой зрелости в 1930-е годы. Основной их ценностью в искусстве было выражение личного опыта. Некоторые из них в разное время отказались от прежних радикальных политических взглядов, но многие продолжали держаться за образ принципиальных авангардистов, протестующих по обочинам дорог.

2. Абстрактные экспрессионисты развивали собственный художественный стиль в то время, когда американцы страдали от экономических проблем и чувствовали себя провинциалами, изолированными от мира искусства. Поэтому движение абстрактных экспрессионистов с радостью провозгласили первым исконно американским авангардным движением. Их искусство настойчиво называли подчеркнуто американским по духу — монументальным по масштабам, романтическим по настроению и выражающим непростые аспекты личной свободы.

3. К движению абстрактного экспрессионизма причисляют только художников, однако оно привлекало творческих людей из самых разных областей. На «орбите» этого художественного направления вращались, к примеру, скульпторы (Дэвид Смит) и фотографы (Аарон Сискинд).

Основное понятие сюрреализма (Приложение 2), сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо.

Французская приставка «сюр-» означает «сверх-», так что основная идея сюрреализма — выйти за рамки реальности и попытаться отразить человеческие сновидения, фантазии, мысли из потаённых уголков мозга и прочие глюки, возникающие в состоянии изменённого сознания. Отсюда и полёты пчелы вокруг граната, и растекающиеся по древу циферблаты часов, и слоны на длиннющих ногах. Кстати, популярного российского писателя Виктора Пелевина можно тоже спокойно отнести к сюрреалистам.

Термин «поп-арт» (Приложение 3) впервые появился в прессе в статье английского критика Лоуренса Эллоуэя в 1966 году. Эллоуэй открыто признавался: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином «поп-культура», чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой «народной культуры». В любом случае понятие вошло в употребление в 1955 — 1957 годах».

Первые «поп-артовские» работы создали три художника, учившиеся в лондонском Королевском художественном колледже — Питер Блейк, Джо Тилсон и Ричард Смит. Но первой работой, получившей статус иконы поп-арта, был коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956).

Поп-арт приходит на смену абстрактному экспрессионизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации и рекламой.

Поп-арт (англ. pop-art, или popular art) – стиль в изобразительном искусстве, высмеивающий культуру общества потребления. Это направление искусства возникло как реакция на абстрактный экспрессионизм в 1950-60-е годы. Его характеризует легкая ирония, насмешка над тем, что люди привыкли считать красивым и художественным. В поп-арте активно используются стереотипы и символы. Например, такие товары как Levi’s джинсы и Coca cola, являющиеся в Америке атрибутом успеха и благосостояния в послевоенное время и поэтому часто изображаемые на картинах и коллажах сделанных в стиле поп-арт.

Данное направление в изобразительном искусстве передало вкус и настроение того времени. Сексуальность, молодость, мимолетность, мечтательность и даже некоторая наивность в картинах стиля поп-арт считается отражением настоящей американской мечты. В России о ней заговорили лишь десятилетия спустя после первого появления поп-арта в Америке.

Кстати, в наше время поп-арт опять в моде, как в живописи, так и в других видах искусства. И благо, современных мастеров, работающих в этом направлении сейчас предостаточно.

Оп-арт (или оптическое искусство) — одно из ответвлений геометрического абстрактного искусства середины ХХ века, основой которого являются оптические иллюзии. Представители этого стиля стремились к созданию на плоской поверхности эффекта движения за счет использования цветовых контрастов и геометрических узоров.

Секрет работ в стиле оп-арт кроется во взаимодействии между сетчаткой глаза (органе, который «видит» изображение) и мозгом (который это изображение интерпретирует). Определенные узоры вносят неразбериху в это взаимодействие, что приводит к появлению иррациональных оптических эффектов.

По большому счету, подобные картины можно разделить на две большие категории. К первой относятся черно-белые работы, создающие эффект движения (вращения, вибрации, мерцания), которые могут вызывать даже физическое головокружение. Воздействие работ из второй категории основано на иллюзорном изображении, которое возникает при рассматривании определенного цвета или цветового сочетания.

С самого появления оп-арта нейроученые неустанно исследуют механизмы восприятия человеческим глазом и мозгом этих головоломных картин. Основополагающей в этих исследованиях является идея того, что человеческий взор «притягиваются» к контрастным областям. Резкие границы между светом и тьмой привлекают внимание, и восприятие контраста усиливается. Например, черный круг на белом фоне будет казаться темнее, чем точно такой же круг на сером фоне (ученые называют это явление «антагонизмом центра-окружения»).

Похожий эффект вызывают и цветовые контрасты. Например, история с фотографией платья, которая наделала много шума в сети? Одни люди видели его черно-синим, а другие — бело-золотым? Все дело в визуальном эффекте, благодаря которому человек может по-разному воспринимать один и тот же цвет в зависимости от его окружения. Яркие цвета отбрасывают тень комплементарного (или противоположного) цвета. Именно поэтому здесь (Приложение 4) область, окружающая синий квадрат, приобретает желтый оттенок, хотя этот цвет в картине не использовался.

«Сотрудничество» нейроученых и художников в области изучения визуальных эффектов получилось взаимовыгодным. И несмотря на то, что действовали они совершенно разными методами, сделанные ими выводы очень похожи. Человеческая зрительная система не отражает окружающий мир подобно зеркалу. Судя по всему, она способна воспринимать гораздо больше, чем нам кажется.

Инсталляция (Приложение 5) (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей.

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию.

2. Инсталляция — это соединение различных искусств.

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем.

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.

4. Инсталляция должна находиться в музее.

Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях.

5. Инсталляция — это не скульптура.

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.

6. Инсталляция мало живет и почти не хранится.

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру.

Изучив виды современного искусства, я решила выполнить работу в стиле 3D иллюзия; «Эбру» — рисунок на воде .

Рисунки «3D Пропасть», «3D рука» и «Эбру», разработанные в данном проекте, являются прекрасным украшением интерьера. Такое изделие, выполненное своими руками, принесет моральное удовлетворение от проделанной работы и это просто — красиво.

Для изготовления рисунка 3D сталкиваешься с множеством проблем, которые необходимо решить. Для начала надо решить, что мне необходимо, затем рисую предмет и начинаю вырисовывать силуэт. Рисую детали более тёмными цветами, придавая объекту новые штрихи. Вырисовываю мелкие детали. Завершаю рисунок последними линиями. Рисунок 3D готов. Для работы использовала простой карандаш, фломастеры и ластик.

«Эбру» — рисунки на воде

Техника эбру (от “ebr” – “облако” на фарси или от персидского “ab-ruy” – “вода для лица”) возникла в XV веке на Востоке. А в Европе стала широко применяться из-за недостатка качественной кожи для плетения книг: узорами прятали ее недостатки. Рисунки на воде это национальное турецкое искусство позволяющее создавать картины. Овладеть эбру, а именно так называют его в Турции очень сложно, так как техника выполнения держится в строжайшем секрете. Искусство эбру не просто покорить. Краски смешивались, тонули, выходили непонятные разводы. Одни растворы были очень дорогими, а другие химически вредны для здоровья. Как же рождается картина? Нужно брать краски маленькими порциями и выпускать их на специальный подготовленный раствор и рисовать маленькой иголочкой или зубочисткой. Когда закончила рисовать, положила сверху лист бумаги. Рисунок с воды переходит на бумагу. Если же этого не сделать, то рисунок будет не долговечным и через несколько часов краски смешаются.

Таким образом, мы видим, что огромное множество видов современного искусства рождалось и развивалось. Некоторые были очень популярны, такими остаются и сейчас, а слава некоторых была преувеличена. Достигнуто ли это следствием того, что некоторые виды искусства являются побочными ветвями других, или тем, что для большинства людей такие нововведения были слишком дикими и не прижились в обществе? Дать точный ответ невозможно. Однако, как бы ни влияло искусство на людей, только люди решают, насколько важен тот или иной процесс творчества и сами задают темп развития полюбившихся видов искусства.

Таким образом, я выяснила, какие виды современного искусства существуют в окружающем нас мире. Я познакомилась с историей развития современного искусства, выяснила, какие виды искусства существуют на современном этапе и выполнила рисунки из видов современного искусства.

Источник

Читайте также:  Выбрать люстру стиль интерьера
Оцените статью
Поделиться с друзьями