- ОГЭ. Теория по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.2 Наука в жизни современного общества.
- 2.2 Наука в жизни современного общества.
- План.
- Наука
- Функции науки:
- Система научных знаний:
- Классификация наук:
- Этические нормы науки:
- Черты современной науки:
- Критерии научных знаний
- Т енденции развития науки в современной России
- Современная наука: тенденции развития
- Индивидуальный образовательный проект на тему «Тенденции развития современной науки»
- Содержимое публикации
ОГЭ. Теория по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.2 Наука в жизни современного общества.
2.2 Наука в жизни современного общества.
План.
- Многозначность понятия «наука».
- Цель и функции науки.
- Система научных знаний.
- Классификация наук.
- Этические нормы науки.
- Черты современной науки.
- Критерии научных знаний.
- Тенденции развития науки в современной России.
Наука
- Систематизированные взгляды на действительность
- Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
- Особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
Функции науки:
- познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;
- культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;
- практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей
- социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.
- прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.
Система научных знаний:
- научные факты
- законы
- теории
- методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)
- особый научный язык ( в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)
- специальная терминология
Классификация наук:
по предмету познания
- естественные – изучают природу химия, биология, экология)
- точные – изучают числа и количественные отношения (математика)
- общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)
- гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
- технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)
по ориентации на практику
- фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
- прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Этические нормы науки:
- социальная ответственность учёного (клонирование)
- бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
- общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
- всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность— различные направления и школы
- интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ
Инновация — нововведение.
Критерии научных знаний
- объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения
- рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций
- системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам
- проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.
- Наличие особой системы методов исследования
- Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью
Т енденции развития науки в современной России
- Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере
- Возрастание роли науки как производительной силы общества
- Усиление практической направленности научных знаний
- Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Современная наука: тенденции развития
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ – основные пути и направленность существования и функционирования науки XXI в.:
1) ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет) и увеличение роста научной продукции, что затрудняет обмен научными идеями (большую часть времени ученые тратят на поиск информации, нежели на творческое решение проблем, поэтому быстрее решить проблему, чем найти информацию о том, как это делают другие ученые, поэтому учащаются случаи дубляжа научных открытий и технических изобретений). Отсюда возрастает необходимость создания масштабных справочных трудов, энциклопедий, словарей, а также разработки «метанаук» для разработки различных знаний, формализованных языков для обработки опытных данных.
2) дифференциация и интеграция научного знания, когда на рубеже XVI-XVII в. из философии начали выделяться новые научные дисциплины (дифференциация научных знаний) и превращаться в самостоятельные науки и внутринаучные «разветвления». В свою очередь, философия также начинает члениться на ряд философских дисциплин: онтологию, гносеологию, этику и т.д. Следствием дифференциации наук становятся «пограничные» и «стыковые» науки. Одновременно с дифференциацией происходит процесс интеграции, т.е. синтез наук и научных дисциплин, объединение их методов, стирание грани между ними и формирование таких междисциплинарных направлений, как кибернетика, синергетика, на основе которых формируются интегрированные картины мира, объединяющие естественнонаучные, философские и общенаучные знания. Возникают научные дисциплины, находящиеся на стыках 3-х и более наук (биогеохимия). Таким образом, развитие современной науки характеризуется диалектическим взаимодействием противоположных процессов – дифференциации и интеграции.
3) математизация и компьютеризация научных знаний, что является основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена в научном сообществе. О роли математики в развитии науки говорили Эвклид, Демокрит, Пифагор. Особое значение ей придавал Галилей, утверждавший, что «книга Вселенной написана на языке математики», но прочитать ее сможет только тот, кто знаком с этим языком. Философская основа математизации – возрастание степени абстрактности научного знания и необходимости их количественного анализа, что говорит об уровне зрелости науки. Этот процесс в каждой частной науке начинается на зрелом этапе ее развития. Применение математических методов расширяет возможности концентрации научной информации, увеличивает ее емкость и расширяет поле формализации, но одновременно отрывает ее от наглядности и практической проверки полученных результатов.
4) возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки. Если метод – это совокупность правил и приемов получения новых знаний, а методология – это учение о методах получения знания и принципов создания новых методов, то метатеория – это выход на новый уровень логических возможностей, когнитивно-ценностных установок, который возможен только на рефлексивном уровне развития самой науки, поэтому ее основными методами являются рефлексия, конструирование и трансцендентальный анализ.
5) возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается в «мать производства». Наука стала предопределять практику и многие производственные процессы рождаются в научных лабораториях. Наука становится предпосылкой технической революции.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Индивидуальный образовательный проект на тему «Тенденции развития современной науки»
Содержимое публикации
Лесовской Софии Витальевны, группы 19-СДО 2-9
Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается индивидуальный образовательный проект на тему «Тенденции развития современной науки»
Разрешите доложить основные результаты, проведенного исследования.
Актуальность и значимость выбранной проблемы – влияние науки на мировую экономику и культуру, процессы информатизации и модернизации, без которых невозможен прогресс современного общества, делает анализ феномена науки, тенденций и движущих сил ее развития весьма актуальным.
Например, благодаря одной из тенденций современной науки (интеграции) возникло междисциплинарное направление – нейроэкономика – которое открывает новые возможности, связанные с пониманием сущность процесса принятия человеком решений.
Целью проекта явился теоретический анализ тенденций развития современной науки с последующей разработкой сценария пикника Кубанского ИПО, посвященного «Перспективам поведенческой экономики и нейроэкономики».
Целевая направленность моего проекта обусловила необходимость решения следующих задач:
– изучить историю развития науки;
– рассмотреть актуальные проблемы современной науки и способы их решения;
– описать тенденции развития современной науки;
– проанализировать основы и эволюционные подходы нейроэкономики;
– разработать сценарий мероприятия «Перспективы поведенческой экономики и нейроэкономики».
Предметом проекта явилась нейроэкономика. Объектом проекта были избраны вопросы интеграция науки на примере возникновения нейроэкономики.
При разработке проекта были использованы следующие методы: системный подход, метод анализа и сравнения, синтеза и дедуктивный метод.
При разработке проекта были использованы следующие информационные источники: исследования Антилоговой Л. Н., Ариели Д., Ключарева В. А., Пустоваловой А. Ю., Рахилиной Е. В., Саймона Г; сайты Investopedia , Yale Insights, Vox .
Всего 10наименований информационных источников.
Проект состоит из
введения, в котором приведены обоснование актуальности выбранной темы проекта, определена цель и сформированы конкретные основные задачи, которые пришлось решить для разработки проекта, указаны объекты и предмет исследования;
основной части, которая отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы и включает 2раздела «Основные тенденции развития современной науки» и «Интеграция науки на примере возникновения нейроэкономики»,вопросы теории изложены для обоснования разработки проектного продукта;
заключения, в котором обобщены теоретические и практические выводы и предложения, списка литературы и приложений.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Во-первых, работа, проведенная в рамках исследования, подтвердила актуальность его темы, т. к. на сегодняшний день решение этой проблемы особенно важно для улучшения научного процесса, переосмысления системы вознаграждений и обеспечения большей прозрачности в процессе исследования, а также для улучшения положения ученых на работе, в особенности аспирантов.
Словом проблема мы обозначаем совокупность проблем, в числе которых:
1. недостаточное финансирование науки;
2. уровень разработанности исследований;
3. репликация результатов экспериментов;
4. способ донесения научных мыслей до общественности учеными, журналистами и знаменитостями;
5. распространение научных исследований в труднодоступных или дорогостоящих журналах;
6. невыгодное положение аспирантов на работе, их стресс, недостаточная заработная плата.
Во-вторых, рассмотрим наиболее распространенные точки зрения на решения проблем современной науки. Проблему необходимости денежных средств решают стабильность и предсказуемость процесса финансирования. То есть нужно сделать так, чтобы научное финансирование определяли как стабильную программу с ежегодным приростом, каким-то образом, связанным с инфляцией. Отрицательная сторона стабильной программы в ее связи с непостоянным показателем инфляции, другими словами, зависимости от многих внешних факторов, поэтому данные программы не отличаются долгосрочностью. Положительная сторона – финансирование конкретных людей в лаборатории.
Следующая проблема – разработанность исследований. Решение данной проблемы – это переосмысление системы вознаграждений, которое исключит погоню ученых за положительными результатами ради публикаций. Может возникнуть проблема в публикации данных исследований. Например, исследования с нежелательными результатами будут публиковать только в дорогостоящих или труднодоступных журналах.
Если бы ученых вознаграждали и нанимали на работу за качество основной деятельности, а не за количество исследований – это являлось бы дополнительной мотивацией к проведению репликации результатов экспериментов. Отрицательной стороной является то, что некоторые исследования ученые не могут повторить. Например, в исследовании 2015 года рассматривались 83 цитируемых источника, описывающих эффективное психиатрическое лечение. Только 16 из них были успешно воспроизведены. Еще 16 были опровергнуты последующими попытками, половина исследований не подвергались репликации.
Решением проблемы невыгодного положения аспирантов на работе является более щедрые правила отпуска по семейным обстоятельствам и ухода за детьми. Это положительно повлияет на следующее поколение исследователей. Недостаток данного метода в том, что проблемы на рабочем месте для аспирантов и докторантов неотделимы от некоторых фундаментальных проблем, стоящих перед наукой.
В-третьих, разработанный продукт проекта дает возможность его практического использования для студенческих мероприятийи вероятный эффект от его применения будет выражаться углублением теоретических знаний в нейробиологии студентов и в приобщении студентов к научной деятельности.
В-четвертых, на основе проделанной работы предлагаю такие нейробиологические параметры как эмоции и психологические эффекты учитывать при разработке экономических моделей, несмотря на некоторое их усложнение, изменение целей создания модели.
Источник