Говорить правильно — престижно и красиво!
Статья о проблемах речевой культуры подростков.
Просмотр содержимого документа
«Говорить правильно — престижно и красиво!»
Говорить правильно – престижно и красиво!
«Мы должны сделать все, чтобы знания классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество».
В борьбу за сохранение русского языка должно включаться не только высшие органы власти, но и сами граждане. Мы не хотим через несколько десятилетий оказаться среди невежественных народов планеты. Этим обусловлена актуальность данного исследования .
Учёные выделили 10 основных признаков культурной речи.:
- правильность речи – это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.
- точность речи – это её соответствие мыслям пишущего или говорящего.
- ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего.
- логическая речь – это её соответствие законам логики.
Небрежность языка обуславливается нечёткостью мышления.
- простота речи – это её естественность, отсутствие вычурности слога.
- богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств.
- сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов.
- чистота речи – это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.
- живность речи – это её выразительность, образность, эмоциональность.
- благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны.
Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает. Мы испытываем дефицит общения из-за сильной загруженности в школе и занятости родителей, поэтому телевидение является одним из источников знаний
о жизни, «окном в большой мир». Всегда ли средства массовой информации ( СМИ) положительно влияют на наше речевое развитие и культуру?
Исследовав несколько выпусков сериалов «Универ», «Реальных пацанов», «Ольги» и передачи «Комеди клаб», мы определили наиболее часто повторяющиеся выражения, среди них: «победитель внатуре, всем нам соперник», «беспонтово одеваюсь», «мне по барабану», «он балбес», «всё супер – пупер», «я обломалась» и т.д., а также слова с откровенно сниженной лексикой. Как видно, жаргоны, сленговые слова, низкая лексика переполняют речь героев. Естественно, наши сверстники, впитывая всё это, пытаются применить её в общении с друзьями, одноклассниками .
Факторы, влияющие на речевое поведение современных подростков Очень много внешних факторов влияет на речевой облик подростка – это интернет
Одним из факторов, влияющих, на наш взгляд, на речевую культуру подростка, является развитие компьютерной сети . Компьютер может быть незаменимым помощником человека, но в то же время может оказывать на человека губительное воздействие. В последнее время очень актуально общение в социальных сетях. Нынешние сообщения являют собой одну или несколько коротких, корявых и отрывистых фраз, написанных с ошибками (а то и с нецензурными выражениями) и несущих крайне примитивный смысл, например: «Тебе чё, не нравится мое письмо? А я те че, писатель, что ли?» (кстати, словесные формы «чё», «те» вместо что, тебе часто встречается в речи наших одноклассников). Живой язык общение заменяется на изображения смайлов или условных обозначений.
Ещё одним фактором, влияющим на речь современного подростка стала пропаганда тюремной лирики по ТВ, где слова «хавчик»(еда), «общак» (общее дело), «мусора» (полицейские), «пахан» (отец), «стукач» (ябеда)и т.д. прочно вошли в речевую среду наших сверстников.
Также наши наблюдения свидетельствуют, что уже в речи детей 6 – 7 лет (со времени начала учебы в школе) количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом их объем увеличивается, и уже примерно к VII классу подростки осваивают жаргон старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов, журналистов и высоких чиновников. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.
Также наши наблюдения свидетельствуют, что уже в речи детей 6 – 7 лет (со времени начала учебы в школе) количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом их объем увеличивается, и уже примерно к VII классу подростки осваивают жаргон старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов, журналистов и высоких чиновников. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной .
- По словам педагога-бибилиотекаря Шапошниковой Л.В., в библиотеку, в основном ученики ходят начальных классов. Читают сказки, рассказы о животных. Девочки любят брать о принцессах. Мальчики 2-ого класса любят энциклопедии. Старшие классы берут книги, которые проходят по программе. Есть отдельный круг читателей , которые берут дополнительное чтение. Это фанаты повести, поэзию(девочки)берут, энциклопедии. 2-3 человека (старшеклассники), 15 человек младшие. Лучшие читатели Юлиана Петрова, Лера Петрова
- По словам педагога-бибилиотекаря Шапошниковой Л.В., в библиотеку, в основном ученики ходят начальных классов. Читают сказки, рассказы о животных. Девочки любят брать о принцессах. Мальчики 2-ого класса любят энциклопедии. Старшие классы берут книги, которые проходят по программе. Есть отдельный круг читателей , которые берут дополнительное чтение. Это фанаты повести, поэзию(девочки)берут, энциклопедии. 2-3 человека (старшеклассники), 15 человек младшие. Лучшие читатели Юлиана Петрова, Лера Петрова
Пути повышения речевой культуры говорящего .
Как беречь чистоту речи? Конечно ни один государственный правитель или учитель не могут заставить нас говорить литературным языком. Многое зависит от нас самих и от наших родителей. Своим сверстникам мы посоветуем два пути решения данной проблемы. Первый – на онлайн-портале Грамота.ру есть игра, где предложены разноуровневые задания из всез разделов русского языка. Это поможет уже на практике повысить свой уровень грамотности. Второй путь – читать больше классическую литературу.
Также наши предложения будут обращены и ко взрослым.
- Необходимо ужесточить цензуру в отборе не только телевизионных материалов, но и печатной продукции. Ведь нередко даже в учебниках мы наблюдаем казусы в содержании материала.
- Ввести в школьную программу отдельную дисциплину, где мы рассматривали бы на практике (видеоматериалы) типичные речевые ошибки в сравнении с нормами литературного языка.
- Ввести обязательный экзамен на знание содержания литературных произведений.
- Установить функцию «Редактор» или «правописание» в социальных сетях, которая бы блокировала бы все смс с речевыми ошибками.
Пути повышения речевой культуры говорящего
- Необходимо ужесточить цензуру в отборе не только телевизионных материалов, но и печатной продукции. Ведь нередко даже в учебниках мы наблюдаем казусы в содержании материала.
- Ввести в школьную программу отдельную дисциплину, где мы рассматривали бы на практике (видеоматериалы) типичные речевые ошибки в сравнении с нормами литературного языка.
- Ввести обязательный экзамен на знание содержания литературных произведений.
- Установить функцию «Редактор» или «правописание» в социальных сетях, которая бы блокировала бы все смс с речевыми ошибками.
Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу выявить возможные источники воздействия на речевую культуру современного подростка и показать, что жаргоны, нецензурная брань, сленг засоряю нашу речь, делая её всё более непривлекательной, непрестижной.
Как и предполагалось, важным оказался тот социум, в котором находится подросток: СМИ, молодёжная музыкальная культура, компьютерные сети, подростковая среда, взрослые.
Литературный язык как высшая форма национального языка должен быть образцом для всех носителей русского языка. Недаром речь всегда рассматривалась во взаимосвязи с такими понятиями как культура, этикет. Во все времена человека будут отличать две вещи – это хорошее воспитание и хорошая речь .
Наш язык, наша речь — это наш мир, отражённый в слове. Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его мировоззрении.
Русский язык — это язык Пушкина и Достоевского, Чехова и Шолохова. Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несём ответственность за то, чтобы сберечь наш великий язык для грядущих поколений.
- Грачёв, М.А. Новое в молодёжном жаргоне [текст] / М.А. Грачёв // Русский язык в школе. – 2005. — №4. – С.80-82.
- Мурашов, А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады [текст] / А.А.Мурашов.// Русский язык в школе. – 2005. — №3. – С. 101.
- Мурашов, А.А. О некоторых особенностях языка рекламы – [текст] / А.А. Мурашов // Русский язык в школе. – 2004. — №4. – С.82-86
- Николаева, Е.Н. Телевидение и мы [текст] / Е.Н.Николаева // ЭКО. – 2001. — № 11. – С.175.
- Позерт, И.Н. «Болезни» современного словоупотребления в зеркале литературной пародии – [текст] / И.Н.Позерт // Русский язык в школе. – 2004. — №4. – С.87-90.
- Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [текст] / В.Ф.Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. — №2. – С. 26 — 27.
- Старовойтова, О. Диалогс детьми и подростками в современноминформационном пространстве [текст] / О. Старовойтова// Школьное обозрение. – 2001. — №2. – С.30
- Материалы Интернета .
Источник
Исследовательская работа по теме Говорить правильно — престижно и красиво (о факторах,влияющих на речевую культуру подростков)
Иванчуг
2017
Содержание………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1 Факторы, влияющие на формирование речевой культуры подростков. ………….……………..……………………. 5-6
Глава 2 Пути повышения речевой культуры говорящего. 7
Заключение …………………………………………………………………..8Список литературы…………………………………………………………..9
Приложение 1
Введение
На съезде Общества русской словесности в Колонном зале Дома союзов В.В. Путин заявил: «Мы должны сделать все, чтобы знания классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество».
Но, проходя по школьному коридору, мы нередко слышим фразы такого содержания: «[смар,и], какие я кроссовки одел»; «отвали, тупая коза», «слушаю его и ржу, не могу» и т.д. и т.п.
Для нас важным показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.
Нецензурная и обычная речь пронизывают современный язык. То, что раньше осуждалось как низкое, недопустимое в культурном общении, сейчас считается нормой среди молодёжи. Поэтому не зря вопрос о сохранении культуры речи обсуждается на высшем государственном уровне.
Особенно остро в современном обществе стоит проблема культуры речи молодежи. Наша повседневная речь является важнейшим фактором нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения.
В борьбу за сохранение русского языка должны включаться не только высшие органы власти, но и сами граждане. Мы не хотим через несколько десятилетий оказаться среди невежественных народов планеты. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Актуальность определила выбор темы исследования «Говорить правильно – престижно и красиво!» Цель исследования: выявление факторов, влияющих на формирование речевой культуры наших сверстников. Объект исследования: речевая культура подростков. Предмет исследования: речевое поведение сверстников под влиянием внешних факторов.
Цель обусловила необходимость решения следующих задач:
проанализировать данную проблему;
выявить возможные источники воздействия на речевую культуру наших сверстников;
составить рекомендации по формированию культурной речи говорящего.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
изучение литературы по проблеме исследования;
анкетирование учащихся нашей школы;
интервьюирование библиотекаря о частотности посещений школьной библиотеки подростками;
наблюдение и анализ речевого поведения знаменитостей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно привлекает внимание к проблемам современного русского языка.
Глава 1. Факторы, влияющие на формирование речевой культуры подростков.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Что необходимо понимать под культурой речи?
Учёные выделили 10 основных признаков культурной речи.
Правильность речи – это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.
Точность речи – это её соответствие мыслям пишущего или говорящего.
Ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего.
Логическая речь – это её соответствие законам логики.
Небрежность языка обуславливается нечёткостью мышления.
Простота речи – это её естественность, отсутствие вычурности слога.
Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств.
Сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов.
Чистота речи – это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.
Живность речи – это её выразительность, образность, эмоциональность.
Благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны.
К сожалению, нередко в письменной и устной речи людей любого возраста встречается значительные отступления от литературной нормы. Почему же так происходит?
Очень много внешних факторов влияет на речевой облик подростка – это интернет, средства массовой информации, снижение читательского интереса, пропаганда тюремной лирики по ТВ и радио, неуважение к адресатам речи, пренебрежение к родному языку, влияние речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих) и т.д.
Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает. Мы испытываем дефицит общения из-за сильной загруженности в школе и занятости родителей, поэтому телевидение является одним из источников знаний о жизни, «окном в большой мир». Всегда ли средства массовой информации (СМИ) положительно влияют на наше речевое развитие и культуру?
Исследовав несколько выпусков сериалов «Универ», «Реальных пацанов», «Ольги» и передачи «Комеди клаб», мы определили наиболее часто повторяющиеся выражения, среди них: «победитель внатуре, всем нам соперник», «беспонтово одеваюсь», «мне по барабану», «он балбес», «всё супер – пупер», «я обломалась», «мне пофиг» и т.д., а также слова с откровенно сниженной лексикой. Как видно, жаргоны, сленговые слова, низкая лексика переполняют речь героев. Естественно, наши сверстники, впитывая всё это, пытаются применить её в общении с друзьями, одноклассниками.
Также одним из важных факторов, влияющим на речевое поведение, является музыкальная культура. Отклонение от норм речи в современных песнях предостаточно. Например, «Мы поднимаем, мы поднимаем стаканЫ за всю страну» — песня Мот «День и ночь, «Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Водил меня Серёга на выставку Ван Гога. Там было тёлок много» — песня гр. «Ленинград» «Лабутены» и др. Как видим, исполнители не очень-то заботятся о том, каковы будут последствия воздействия их песен на слушателей.
Ещё на речевую культуру подростка, на наш взгляд, влияет развитие компьютерной сети. Компьютер может быть незаменимым помощником человека, но в то же время может оказывать на человека губительное воздействие. В последнее время очень актуально общение в социальных сетях. Нынешние сообщения являют собой одну или несколько коротких, корявых и отрывистых фраз, написанных с ошибками (а то и с нецензурными выражениями) и несущих крайне примитивный смысл, например: «Тебе чё, не нравится мое письмо? А я те че, писатель, что ли?» (кстати, словесные формы «чё», «те» вместо что, тебе часто встречается в речи наших одноклассников). Живой язык общение заменяется на изображения смайлов или условных обозначений.
Ещё одним фактором, влияющим на речь современного подростка стала пропаганда тюремной лирики по ТВ и радио, где слова «хавчик»(еда), «общак» (общее дело), «мусора» (полицейские), «пахан» (отец), «стукач» (ябеда)и т.д. прочно вошли в речевую среду наших сверстников.
Также наши наблюдения свидетельствуют, что уже в речи детей 6 – 7 лет (со времени начала учебы в школе) объем количества жаргонизмов незначительно, но с каждым годом увеличивается, и уже примерно к VII классу подростки осваивают жаргон старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов, журналистов и высоких чиновников. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице.
В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.
Глав 2. Пути повышения речевой культуры говорящего.
Как беречь чистоту речи?
Конечно ни один государственный правитель или учитель не могут заставить нас говорить литературным языком. Многое зависит от нас самих и от наших родителей. Своим сверстникам мы посоветуем два пути решения данной проблемы.
Первый – на онлайн-портале Грамота.ру есть игра, где предложены разноуровневые задания из всех разделов русского языка. Если каждый наш сверстник установит приложение на своём смартфоне, то это поможет уже на практике повысить свой уровень грамотности.
Второй путь – читать больше классическую литературу.
Проведя интервью с библиотекарем Шапошниковой Е.Ю. мы выяснили, что библиотеку, в основном, посещают учащиеся начального звена, которые выбирают книги по интересам. А вот наши сверстники в библиотеку заходят редко, и берут произведения, которые изучаются школьной программой. Но есть исключения. Лучшими читателями являются ученица 5 класса Петрова Ю. и ученица 9 класса Петрова В.
Результаты анкетирования показывают, что больше половина опрошенных не обращаются к чтению как к одной из форм проведения досуга. Они охотно заменяют чтение общением в социальных сетях или просмотром телевизионных передач, сериалов.
Также наши предложения будут обращены и ко взрослым.
Необходимо ужесточить цензуру в отборе не только телевизионных материалов, но и печатной продукции. Ведь нередко даже в учебниках мы наблюдаем казусы в содержании материала.
Ввести в школьную программу отдельную дисциплину, где мы рассматривали бы на практике (видеоматериалы) типичные речевые ошибки в сравнении с нормами литературного языка.
Ввести обязательный экзамен на знание содержания литературных произведений.
Установить функцию «Редактор» или «правописание» в социальных сетях, которая бы блокировала бы все смс с речевыми ошибками.
Заключение
Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу выявить возможные источники воздействия на речевую культуру современного подростка и показать, что жаргоны, нецензурная брань, сленг засоряю нашу речь, делая её всё более непривлекательной, непрестижной.
Как и предполагалось, важным оказался тот социум, в котором находится подросток: СМИ, молодёжная музыкальная культура, компьютерные сети, подростковая среда, взрослые.
Недаром речь всегда рассматривалась во взаимосвязи с такими понятиями как культура, этикет. Во все времена человека будут отличать две вещи – это хорошее воспитание и хорошая речь.
Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте и воспитанности.
Давайте беречь наш язык! И пусть у каждого будет девиз: говорить правильно – престижно и красиво!
Список литературы.
Мурашов, А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады [текст] / А.А.Мурашов.// Русский язык в школе. – 2005. — №3. – С. 101.
Николаева, Е.Н. Телевидение и мы [текст] / Е.Н.Николаева // ЭКО. – 2001. — № 11. – С.175.
Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [текст] / В.Ф.Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. — №2. – С. 26 — 27.
Старовойтова, О. Диалог с детьми и подростками в современном информационном пространстве [текст] / О. Старовойтова// Школьное обозрение. – 2001. — №2. – С.30
Материалы Интернета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА «Любите ли Вы читать?»
1. Читаете ли Вы книги (любые, хотя бы иногда)?
а) да
б) нет
2. Если Вы не читаете книги, то почему?
а) это скучно
б) нет времени, потому что есть более интересные занятия
в) нет времени, т.к. учусь / работаю
3. Как часто Вы читаете книги?
а) 1 раз в неделю
б) 1 раз в месяц
в) 1 раз в полугодие
г) 1 раз в год
д) свой вариант
4. . В каком возрасте Вы больше всего читали? (возможно несколько вариантов ответов)
а) 2-5
б) 5-10
в) 10-14
г) 14-16
д) 16-19
5. В каком виде Вы читаете книги?
а) в печатном виде
б) в электронном виде
6 Что на Ваш взгляд лучше – прочитать книгу или посмотреть по ней фильм-экранизацию?
а) лучше прочитать
б) лучше посмотреть фильм – экранизацию
7. Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?
− телевидению
− Интернету
− газетам и журналам
− художественной литературе
− общению со сверстниками
WebUrokCom_4a9ad9065efc8d
Размер файла: 38 kB Загрузок: 9
Источник