- Проект по русскому языку «Современная речь школьника»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Понятие « речевой портрет » в современной науке
- 1.1. « Речевой портрет » в современной науке
- 1.2. Языковая личность и речевой портрет
- Глава 2. Особенности лексикона современных школьников
- 2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение
- Проект»Русский язык в современном мире»
- Просмотр содержимого документа «Проект»Русский язык в современном мире»»
Проект по русскому языку «Современная речь школьника»
В проекте по русскому языку «Современная речь школьника» ученик выявил различные сферы употребления жаргонизмов в лексике опрошенных учащихся — сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки, которые также делятся на подгруппы.
В итоге работы «Современная речь школьника», автор приводит словарь школьного жаргона, где даёт определения некоторым лексическим единицам.
В своей исследовательской работе о современной речи школьников автор умело использует наблюдение, проводит анализ, обработку и обобщение полученной информации, проводит опрос среди одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_rech_shkolnika.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор работы: Белоус Александр
Руководитель проекта: Полтавская Л.В.
Учреждение: МКОУ «Соленовская СОШ» Яшалтинский район республика Калмыкия
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.
Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.
Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников.
Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.
Цель работы — описать и проанализировать речевой портрет обучающихся.
Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :
- изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;
- анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;
- представление особенностей речевого поведения школьников.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.
Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.
Глава 1. Понятие « речевой портрет » в современной науке
1.1. « Речевой портрет » в современной науке
В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как « речевой портрет ».
По мнению С.В. Леорды , « речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность .
Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.
Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «выбор определенных слов и выражений в определенных ситуациях».
Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.
Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов.
М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет « основным компонентом личности ».
Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в хрестоматии « Русский речевой портрет » уделяют внимание описанию произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая особенность человека.
Таким образом, понятие« речевой портрет » не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).
1.2. Языковая личность и речевой портрет
Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.
Термин « языковая личность » получает в современной науке различные определения.
В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе « О художественной прозе ».
Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.
В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:
а) характеристику языка;
б) строение языкового компонента на основе текста.
Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.
В основе разграничения понятий « языковая личность » и « речевой портрет » лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.
Понятия « языковая личность » и « речевой портрет » взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.
Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника
Анализ языкового материала позволил нам создать речевой портрет обучающегося Табынской коррекционный школы-интернат, характеризующий возрастные особенности речи на лексическом уровне. В ходе исследования было обнаружено, что для слов современных школьников особенно свойственны единицы таких форм речи как жаргон и слова-паразиты.
Не менее яркими особенностями современной речи школьника является обыгрывание слов и употребление слов-паразитов.Но прежде чем говорить о молодежномжаргоне, необходимо дать понятие жаргона.
С. И. Ожегов дает следующее определение понятию « жаргон »:
1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.
В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:
1. Слова сферы школы
Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:
- наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда , царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
- наименования учебных предметов (физра — физкультура, литра — литература, матем — математика );
- наименования других процессов и предметов учебного процесса ( зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка — столовая, камчатка – последние парты, скатать — списать);
- наименование отметок (двояк – «двойка», трояк – «тройка», пятак – «пять»).
К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп (компьютер), лопата (большой телефон), музон – музыка, лайкни (означает « мне понравилось »), скинь фото (означает « отправить фотографию »), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
- слова, называющие части тела ( смайл — лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
- слова, называющие одежду, обувь (картофан — куртка; кроссы -кроссовки, боты – ботинки) . Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
- слова, называющие различную бытовую технику (комп — компьютер; клава — клавиатура; скинуть — скопировать на флеш-карту; телик — телевизор )
Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.
Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать « своим » в классе, группе.
Немалую роль в современной речи школьников занимают так называемые слова – паразиты . По нашим наблюдениям, их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Было отмечено, что некоторые ученики намеренно употребляют слова — паразиты в своей речи.
Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м .
Таким образом, результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.
Заключение
Молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.
По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:
- используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;
- наиболее часто сленг используется как средство общениясо сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.
Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.
Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть « большого » языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.
Список использованной литературы
- Будагов Р. А. . Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
- Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г . Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
- Вопросы языкознания. — М.: Наука. №1. 2004. — с.4-34
- Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
- Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.
- Колесов В.В . Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
- Крысин 2003 — Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
- Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л « Русская речь », 1995.
- Ларин Б. А . К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
- Левикова С.И . Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
- Леорда С.В . Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.
- Матвеева Г.Г . Скрытые грамматические значения и индентификация социального лица (« портрета ») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.
- Никитина Т. Г . Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.
- Николаева Т.М. « Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.
- Николаева Т. М. « Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.
- Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
- Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.
Приложение
1. Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова?
2. Употребляете ли вы в своей речи слова-паразиты?
Словарь школьного жаргона
МАТЕМАТИЧКА – учитель математики.
ВСЁ НОРМ – всё нормально.
ТЕЛЕК– телевизор.
ДИСКАЧ – дискотека.
ЗУБРИЛА – заученный человек.
КАМЧАТКА – последние парты.
КЛАВА – компьютерная клавиатура.
КЛЁВЫЙ – интересный, веселый.
КОМП – компьютер.
ЛЫЖИ – ноги.
МОБИЛА – мобильный телефон.
ОТПАД – используется для выражения эмоционального состояния.
ПРИКОЛ – что-либо интересное, смешное; шутка, анекдот.
СКАТАТЬ – списать.
СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ – скопировать на USB- носитель.
СКАТЫВАТЬ – списывать.
СПС – спасибо.
СТОПУДОВО – точно.
ТРОЙБАН – тройка.
ДВОЯК – двойка.
ПЯТАК – пятерка.
Источник
Проект»Русский язык в современном мире»
В данном проекте показана работа одного конкретного ученика в рамках урока.
Просмотр содержимого документа
«Проект»Русский язык в современном мире»»
Муниципальное каз е нное общеобразовательное учреждение Чесменская средняя общеобразовательная школа Бобровского муниципального района Воронежской области Проект Русский язык в современном мире
— расширение представлений о языке как
о лингвистической, духовной, культурной
и нравственной ценности русского народа.
— углубление знаний о русском языке
— совершенствование навыков работы с информацией
— воспитание чувства патриотизма и бережного
отношения к своему языку
На всей земле был один язык и одно наречие.
И сказали люди друг другу: «Построим себе город и башню высотою до небес».
И сказал Господь: «Вот один народ и один язык у всех, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали. Сойдём же и смешаем
язык их, так чтобы один не понимал речи другого».
И рассеял их Господь оттуда по всей земле…
На каком языке будет
говорить новый мир в будущем?
Может ли русский язык стать главным мировым языком
Мир в будущем станет говорить на языке той
страны, которая первой опишет новую реальность,
уложит её в определённые смыслы и программы действия, на
языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.
- Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать главным мировым языком в будущем.
Почти 500 миллионов человек владеют русским языком, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.
Карта использования русского языка в мире
Нажми на картинку
70% населения в России владеет
Русский язык после значительного
спада интереса к нему, вызванного
развалом СССР, вновь становится
востребованным теми, кто принимает
участие в развитии связей с Россией
и реализации проектов
На русском языке
Русский язык является
одним из официальных
языков ООН, МАГАТЭ
На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику:
Нажми на картинку
Достоинства русского языка как
потенциально способного стать главным
- Свобода словообразовательных возможностей
- Широкое применение оценочной лексики
- Стилевое разнообразие
- Способность адаптировать заимствования
из разных языков
Как лингвист, отдавший много лет
ответственно утверждаю: нет ни одного
языка на земле, который обладал бы
такими широкими возможностями передавать
эмоции, образы и понятия, как русский язык.
Источник