Проект по теме говорить правильно красиво престижно

Исследовательский проект «Давайте говорить правильно»

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах — это необходимый признак культурного и современного человека. Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной актуальной проблеме. Для этого мы создали свой проект «Давайте говорить правильно».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Давайте говорить правильно» »

РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ

Давайте говорить правильно

Автор: Кокшарова Светлана Андреевна,

обучающаяся 4 класса

МОУ «Седановская СОШ»

Руководитель: Прокопенко Лариса Геннадьевна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ «Седановская СОШ»

Специфика русского ударения………………………………………. 4

Констатирующий эксперимент. Тест – опрос………………5

Пути повышения уровня речевой культуры:

Школьная акция «Давайте говорить правильно»………………. 6

Составление памятки «Мой акцентологический минимум»……..6

Список использованной литературы……………………………………………8

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.

Очень часто можно услышать:

– ЖАлюзи, а правильный вариант жалюзИ!
– ЗвОнит, а правильно звонИт!

– С тортОм, а правильно с тОртом!

Также много ошибок допускается в произношении глаголов женского рода прошедшего времени: догнАла, прогнАла, убрАла. Все это неверные варианты.

Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах — это необходимый признак культурного и современного человека. Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной актуальной проблеме. Для этого мы создали свой проект «Давайте говорить правильно».

Проблема: акцентологические нормы (нормы ударения) литературного языка нарушаются большинством обучающихся из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.

Цель проекта: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.

Объект исследования: культура речи обучающихся школы, членов их семей, взрослого населения поселка

Предмет исследования: правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.

Гипотеза исследования: уровень культуры речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования орфоэпическим словарём.

1. На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.

2. Определить пути повышения культуры речи.

3. Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.

4. Создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический минимум».

Этапы работы над проектом

1 этап — организационный (распределение обязанностей в группе, описание методов исследования, ход исследования и его результаты);

2 этап — теоретический (изучение трудов ученых по данной теме);

3 этап – практический (наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, взрослых, в семье; выявление слов с типичными ошибками;

составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи); социальное исследование (тест-опросы среди обучающихся школы, взрослых, в семье); обобщение исследований; составление памятки «Акцентологический минимум»; проведение акции «Давайте говорить правильно!»).

Специфика русского ударения.

Акцентология – раздел науки о языке, изучающий природу, особенности и функции ударения.

Ударение – своеобразный фонетический «паспорт» слова. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.

Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог).

Специфика русского ударения

-равноместность (может быть на любом слоге в слове (кУхонный, экспЕртный, проходнОй)

-подвижность (может менять свое место в разных формах одного слова (начАть, нАчал, началА, нАчало)

-ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильно считается произношение таких вариантов как твОрог и творОг, бАржа и баржА;

-постановка ударения может зависеть от значения слова:

забронИровать место в гостинице и забронировАть новое оружие;

привОд в милицию и прИвод в механизме;

осенняя сырость и мокротА и кашель с мокрОтой;

языковОй барьер и языкОвая колбаса;

занятОй человек и зАнятое место;

— в русском языке не принято ставить знак ударения над буквой Ё, так как она всегда ударная. Исключением являются заимствованные слова и сложные, составные слова (например, трёхъЯрусный);

II. Социологическое исследование

2.1 Констатирующий эксперимент

Следующим этапом нашей работы стало наблюдение за речью среди одноклассников, взрослых, в семье. В этот же период мы готовились к олимпиаде по русскому языку среди учеников начальных классов, активно изучая и отрабатывая нормы произношения слов. Эта работа нам тоже помогла выявить слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки в ударениях.

После этого мы смогли легко составить таблицу со словами, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы. Данные слова мы для удобства распределили на 3 группы по частям речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Банты, шарфы, склады, форзац, обеспечение, танцовщица, сироты, договор, каталог, квартал, в туфлях, с тортом, свекла, жалюзи, водопровод, мусоропровод

Сливовый, оптовый, украинский, кухонный, новорожденный, экспертный

Начался, облегчит, вручит, включит, насорит, баловаться, кашлянуть, отдала, прогнала, ворвалась, дождалась, включишь, откупорить

На этом этапе работы проводили социологическое исследование среди обучающихся нашей школы, в семье, среди друзей и взрослых. Мы раздавали карточки и предлагали проставить в словах ударение. Исследование показало низкий уровень знаний акцентологических норм в предложенных вариантах слов. Также исследования показали, что достаточно много ошибок допускают и взрослые. Мы выявили слова-лидеры по ошибкам в каждой группе слов (таблица, диаграммы)

Источник

Исследовательская работа по теме «Говорить правильно — престижно и красиво» (о факторах,влияющих на речевую культуру подростков)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИВАНЧУГСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО – ПРЕСТИЖНО И КРАСИВО!

ученицы 6 класса

Глава 1 Факторы, влияющие на формирование речевой культуры подростков . ………….……………..……………………. 5-6

Глава 2 Пути повышения речевой культуры говорящего . 7

На съезде Общества русской словесности в Колонном зале Дома союзов В.В. Путин заявил: «Мы должны сделать все, чтобы знания классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество».

Но, проходя по школьному коридору, мы нередко слышим фразы такого содержания: «[смар , и], какие я кроссовки одел»; «отвали, тупая коза», «слушаю его и ржу, не могу» и т.д. и т.п.

Для нас важным показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Нецензурная и обычная речь пронизывают современный язык. То, что раньше осуждалось как низкое, недопустимое в культурном общении, сейчас считается нормой среди молодёжи. Поэтому не зря вопрос о сохранении культуры речи обсуждается на высшем государственном уровне.

Особенно остро в современном обществе стоит проблема культуры речи молодежи. Наша повседневная речь является важнейшим фактором нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения.

В борьбу за сохранение русского языка должны включаться не только высшие органы власти, но и сами граждане. Мы не хотим через несколько десятилетий оказаться среди невежественных народов планеты. Этим обусловлена актуальность данного исследования .

Актуальность определила выбор темы исследования «Говорить правильно – престижно и красиво!»
Цель исследования : выявление факторов, влияющих на формирование речевой культуры наших сверстников.
Объект исследования: речевая культура подростков.
Предмет исследования : речевое поведение сверстников под влиянием внешних факторов.

Цель обусловила необходимость решения следующих задач:

проанализировать данную проблему;

выявить возможные источники воздействия на речевую культуру наших сверстников;

составить рекомендации по формированию культурной речи говорящего.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

изучение литературы по проблеме исследования;

анкетирование учащихся нашей школы;

интервьюирование библиотекаря о частотности посещений школьной библиотеки подростками;

наблюдение и анализ речевого поведения знаменитостей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно привлекает внимание к проблемам современного русского языка.

Глава 1. Факторы, влияющие на формирование речевой культуры подростков.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Что необходимо понимать под культурой речи?

Учёные выделили 10 основных признаков культурной речи.

Правильность речи – это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.

Точность речи – это её соответствие мыслям пишущего или говорящего.

Ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего.

Логическая речь – это её соответствие законам логики.

Небрежность языка обуславливается нечёткостью мышления.

Простота речи – это её естественность, отсутствие вычурности слога.

Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств.

Сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов.

Чистота речи – это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.

Живность речи – это её выразительность, образность, эмоциональность.

Благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны.

К сожалению, нередко в письменной и устной речи людей любого возраста встречается значительные отступления от литературной нормы. Почему же так происходит?

Очень много внешних факторов влияет на речевой облик подростка – это интернет, средства массовой информации, снижение читательского интереса, пропаганда тюремной лирики по ТВ и радио, неуважение к адресатам речи, пренебрежение к родному языку, влияние речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих) и т.д.

Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает. Мы испытываем дефицит общения из-за сильной загруженности в школе и занятости родителей, поэтому телевидение является одним из источников знаний о жизни, «окном в большой мир». Всегда ли средства массовой информации ( СМИ) положительно влияют на наше речевое развитие и культуру?

Исследовав несколько выпусков сериалов «Универ», «Реальных пацанов», «Ольги» и передачи «Комеди клаб», мы определили наиболее часто повторяющиеся выражения, среди них: «победитель внатуре, всем нам соперник», «беспонтово одеваюсь», «мне по барабану», «он балбес», «всё супер – пупер», «я обломалась», «мне пофиг» и т.д., а также слова с откровенно сниженной лексикой. Как видно, жаргоны, сленговые слова, низкая лексика переполняют речь героев. Естественно, наши сверстники, впитывая всё это, пытаются применить её в общении с друзьями, одноклассниками.

Также одним из важных факторов, влияющим на речевое поведение, является музыкальная культура . Отклонение от норм речи в современных песнях предостаточно. Например, «Мы поднимаем, мы поднимаем стаканЫ за всю страну» — песня Мот «День и ночь, «Мне все по барабану » – группа «Сплин», « В одил меня Серёга на выставку Ван Гога. Там было тёлок много» — песня гр. «Ленинград» «Лабутены» и др. Как видим, исполнители не очень-то заботятся о том, каковы будут последствия воздействия их песен на слушателей.

Ещё на речевую культуру подростка, на наш взгляд, влияет развитие компьютерной сети . Компьютер может быть незаменимым помощником человека, но в то же время может оказывать на человека губительное воздействие. В последнее время очень актуально общение в социальных сетях. Нынешние сообщения являют собой одну или несколько коротких , корявых и отрывистых фраз, написанных с ошибками (а то и с нецензурными выражениями) и несущих крайне примитивный смысл, например: «Тебе чё, не нравится мое письмо? А я те че, писатель, что ли?» (кстати, словесные формы «чё», «те» вместо что, тебе часто встречается в речи наших одноклассников). Живой язык общение заменяется на изображения смайлов или условных обозначений.

Ещё одним фактором, влияющим на речь современного подростка стала пропаганда тюремной лирики по ТВ и радио, где слова «хавчик»(еда), «общак» (общее дело), «мусора» (полицейские), «пахан» (отец), «стукач» (ябеда)и т.д. прочно вошли в речевую среду наших сверстников.

Также наши наблюдения свидетельствуют, что уже в речи детей 6 – 7 лет (со времени начала учебы в школе) объем количества жаргонизмов незначительно, но с каждым годом увеличивается, и уже примерно к VII классу подростки осваивают жаргон старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов, журналистов и высоких чиновников. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице.

В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.

Глав 2. Пути повышения речевой культуры говорящего .

Как беречь чистоту речи?

Конечно ни один государственный правитель или учитель не могут заставить нас говорить литературным языком. Многое зависит от нас самих и от наших родителей. Своим сверстникам мы посоветуем два пути решения данной проблемы.

Первый – на онлайн-портале Грамота.ру есть игра, где предложены разноуровневые задания из всех разделов русского языка. Если каждый наш сверстник установит приложение на своём смартфоне, то это поможет уже на практике повысить свой уровень грамотности.

Второй путь – читать больше классическую литературу.

Проведя интервью с библиотекарем Шапошниковой Е.Ю. мы выяснили, что библиотеку, в основном, посещают учащиеся начального звена, которые выбирают книги по интересам. А вот наши сверстники в библиотеку заходят редко, и берут произведения, которые изучаются школьной программой. Но есть исключения. Лучшими читателями являются ученица 5 класса Петрова Ю. и ученица 9 класса Петрова В.

Результаты анкетирования показывают, что больше половина опрошенных не обращаются к чтению как к одной из форм проведения досуга. Они охотно заменяют чтение общением в социальных сетях или просмотром телевизионных передач, сериалов.

Также наши предложения будут обращены и ко взрослым.

Необходимо ужесточить цензуру в отборе не только телевизионных материалов, но и печатной продукции. Ведь нередко даже в учебниках мы наблюдаем казусы в содержании материала.

Ввести в школьную программу отдельную дисциплину, где мы рассматривали бы на практике (видеоматериалы) типичные речевые ошибки в сравнении с нормами литературного языка.

Ввести обязательный экзамен на знание содержания литературных произведений.

Установить функцию «Редактор» или «правописание» в социальных сетях, которая бы блокировала бы все смс с речевыми ошибками.

Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу выявить возможные источники воздействия на речевую культуру современного подростка и показать, что жаргоны, нецензурная брань, сленг засоряю нашу речь, делая её всё более непривлекательной, непрестижной.

Как и предполагалось, важным оказался тот социум, в котором находится подросток: СМИ, молодёжная музыкальная культура, компьютерные сети, подростковая среда, взрослые.

Недаром речь всегда рассматривалась во взаимосвязи с такими понятиями как культура, этикет. Во все времена человека будут отличать две вещи – это хорошее воспитание и хорошая речь .

Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте и воспитанности.

Давайте беречь наш язык! И пусть у каждого будет девиз: говорить правильно – престижно и красиво!

Источник

Читайте также:  Красивая современная мебель для гостиной
Оцените статью
Поделиться с друзьями