Социальный проект «В добрый путь» на тему «Здоровым быть модно!»
Муниципальное образовательное учреждение
Краснокадкинская основная общеобразовательная школа
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
(по направлению «Будущее,
в котором я хочу жить»
«Здоровым быть модно»)
ученики нашей школы, выпускники, учителя, родители.
Махмутова Салима Ильдусовна, зам. директора по УВР
с. Красная Кадка
Информационная карта проекта
«Будущее, в котором я хочу жить» (профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ)
Сведения об участниках и руководителе проекта
Салахутдинова Алсу (ученица 9 класса)
Махмутова Салима Ильдусовна, зам. директора по УВР
с. Красная Кадка, МБОУ «Краснокадкинская ООШ» НМР РТ, ученики 5-9 классов
В настоящее время проблема наркомании среди подростков и молодежи волнует все человечество. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, и злоупотребление ими представляют серьезную угрозу экономическому процветанию, здоровью населения и национальной безопасности России.
Цель и задачи проекта
Цель: Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-пс ихического здоровья школьников , формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ.
— развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств как способов воздействия на свою личность;
— воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;
— формировать у подростков потребность к самосовершенствованию, способность успешно адаптироваться в окружающем мире;
— помочь детям поверить в будущее, в котором они будут жить уверенно, достойно.
Краткое содержание проекта
Данный проект направлен на снижение интереса у подростков и молодежи к наркотикам, обучение родителей, как уберечь своих детей от наркотиков.
Дата начала проекта
Дата окончания проекта
Срок реализации проекта
Проблема наркомании среди подростков и молодежи волнует все человечество. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, и злоупотребление ими представляют серьезную угрозу экономическому процветанию, здоровью населения и национальной безопасности России.
Мне раньше казалось, что проблема наркомании не касалась деревни, но после того как посадили двоих односельчан за распространение наркотиков, я поняла, что проблема есть и в деревне. Еще моя классная руководительница рассказывала историю, где несколько лет тому на улице мужчина по имени Зуфар схватил ее за волосы и говорил непонятные слова. Тогда она поняла, что он был в состоянии наркотического возбуждения. Этот мужчина один из тех, который сидит за распространение. После этого я больше начала интересоваться проблемой наркомании, самостоятельно смотрела фильмы, прочла специальную литературу, хотя и до этого много рассказывали нам на классных часах, обсуждали на уроках эту проблему. Я своими мыслями поделилась с классным руководителем , и мы вместе начали более подробно изучать проблему наркомании. Проводили тестирование среди учащихся, устроили просмотры фильмов и их обсуждение, поднимали еще раз эту проблему на родительских собраниях. Этим проектом я попробую доказать, какую опасность представляет наркомания для здоровья и что нужно делать, чтоб не стать наркоманом.
Цели и задачи проекта
Цель: Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-пс ихического здоровья школьников , формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ.
Для реализации поставленной цели были выявлены следующие задачи:
— развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств как способов воздействия на свою личность;
— воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;
— формировать у подростков потребность к самосовершенствованию, способность успешно адаптироваться в окружающем мире.
Практическая направленность проекта
Практическая направленность проекта проявляется, в первую очередь, в поведении детей и в их внешнем облике. Затем – в выборе жизненного пути. Разумеется, результативность проектов подобного рода сложно отследить, но работа такого характера нужна. Не следует отчаиваться при слабых результатах, а следует неуклонно работать по дальнейшей пропаганде здорового образа жизни.
Быть здоровым – это ведущее стремление человека. Здоровый и духовно-развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию.
Целостность, гармония человеческой личности всегда высоко ценятся в обществе. Здоровый человек – здоровее общество. На примере данного проекта мы показали, что все зависит от человека, от его образа и стиля жизни. Мы хотели сформировать в каждом позитивный образ жизни, чтобы каждый пришел к мысли: «Здоровым быть модно!»
Этапы и сроки реализации проекта
Продолжительность проекта – 5 месяцев. Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа: подготовительный, практический, заключительный.
Подготовительный этап (август-сентябрь):
На данном этапе разрабатывался общий план работы школы, план работы каждого класса. Указывались мероприятия, предусматривались часы для подготовки к мероприятиям . Проводился анализ существующей ситуации.
Практический этап (октябрь-ноябрь):
Проводились мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитывались положительные моменты и указывались недостатки.
Заключительный этап (декабрь):
На заключительном этапе проводилось обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводился анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся.
Участники проекта – обучающиеся 6-9 классов, учителя, классные руководители, родители.
Механизм реализации проекта
1. Организационные условия:
Проект осуществляется под руководством учителей и классных руководителей школы.
Методические разработки, материалы, пособия, методики по работе с подростками в области наркомании. Будут проводиться лекции, беседы, анкеты, просмотр видеофильмов, игры, творческие задания, собрания.
3. Мотивационные условия:
Для побуждения подростков к отказу от употребления наркотиков и других дурных поступков используются различные профилактические методы и средства.
4. Материально-технические условия:
Свободный кабинет, компьютер, проектор, канцелярские принадлежности.
по профилактике наркомании
среди обучающихся МБОУ «Краснокадкинской ООШ»
Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ
Организация взаимодействия администрации школы с участковым
Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей
Выявление учащихся, склонных к употреблению наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, и др.)
Заместитель директора по УВР, классные руководители
«Правонарушения и ответственность за них» (5-7 классы),
«Уголовная ответственность несовершеннолетних»
руководители, участковый инспектор
Проведение тематических классных часов:
«День против курения и наркомании»;
«Здоровье — это жизнь»;
«Горькие плоды «сладкой жизни», или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков »
(по плану классных руководителей)
Спортивные мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ.
Учитель физической культуры, классные руководители
— «Подросток и наркотики»;
«Организация занятий школьников по укреплению здоровья и формированию и актуализации здорового образа жизни» (с приглашением специалистов)
По планам воспитательной работы классных руководителей
Разработать простые правила для родителей.
Заместитель директора школы по УВР, классные руководители
Консультация, собеседование с классными руководителями по вопросу планирования воспитательной работы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения среди учащихся.
Заместитель директора по УВР,
руководитель МО классных руководителей
Просмотр видеофильмов и их обсуждение
Учитель химии и информатики
Выступление детского терапевта перед учащимися
Терапевт Хузятова Р.
Тематика бесед о наркомании.
«Бездна, в которую надо заглянуть» (что мы знаем о наркотиках и наркомании).
«Не допустить беды».
«Наркотики и СПИД».
«Болезнь или преступление?» (конфликт с законом).
Если в семью пришла беда (для родителей).
Не дай себе погибнуть (что если тебе предложили наркотик?).
Прости, мама! (нравственная тема).
«Опасная игра – шаг в бездну!»
«Если бы я знал» (профилактика).
Ожидаемые результаты проекта:
После воплощения этого проекта в жизнь предполагается, что:
— подростки узнают, что такое наркотики и наркомания;
— определят для себя, что лучше – наркотики или жизнь;
— получат необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
— научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать твердое «нет».
— родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы уберечь своих детей от наркотиков.
Современный подросток – это здоровый человек:
Не имеющий вредных привычек.
Владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.
Имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни.
Отрицательно относящийся к курению, алкоголю, наркотикам.
Механизм оценки результатов :
В ходе работы с участниками проекта проводились анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений (примерная анкета прилагается).
Критерии оценки результативности проекта:
1. Обучающиеся школы:
— увеличение числа обучающихся, отрицательно относящихся к употреблению ПАВ;
— привлечение все большего количества ребят к ведению здорового образа жизни;
— охват обучающихся мероприятиями проекта;
— повышение компетентности членов педагогического коллектива в вопросах профилактики;
— увеличение числа мероприятий по профилактики употребления ПАВ, проведенных в классах;
— динамика роста посещаемости учащимися школы кружков по интересам.
— увеличение охвата родителей профилактической деятельностью школы.
4. Правоохранительные, медицинские и другие заинтересованные органы и общественные организации по профилактике зависимости в подростковой среде:
— увеличение числа мероприятий по просветительской работе с подростками и родителями;
— число проведенных встреч для подростков по изучению их прав, обязанностей и ответственности.
— участники проекта получат необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
— данный проект даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркомании, ВИЧ – инфекции;
— разработать памятку: на тему алкоголизма, табакокурения и наркомании «Если тебе это грозит . ;
— размещение статей о работе проекта на школьном сайте и на родительских собраниях.
Список использованных источников
Анисимов Л. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. М.: Юридическая литература.1988г.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога.- М., Издательство центр «Академия»,2001.-160с.
Гайнер М.Л. Старшеклассники о праве.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-72с.
Краковский К., Романенко Н. Паспорт молодого гражданина. Издательство «Дизайн –Арт», Ростов.,1996.-97с.
Осипова Е.Ю. Информационно-методический вестник. Практическая психология образования Чувашии. Чебоксары.,2006.
Смирнов В. Наркомания-знак беды. М.: Знание.2000
Как мы работали над проектом?
Я решила начать работу с выяснения того, как мы — дети, понимаем слово «наркотики». При беседе участвовали ученики 6 -9 классов -12 учеников. Вот что писали наши ученики:
«Наркотики – это болото, которое засосет тебя, и ты вырваться не сможешь». (Альфия, 6 кл.)
«Наркотики – это вещества, к которым привыкает твой организм и тебе будет очень плохо». ( Наиля, 6 кл.)
Нужно было перечислить наркотические вещества. Когда мы с учителем собрали ответы, убедились в том, что проблема стала настолько «молодой», все ученики 6 класса ( как бы еще химию не изучают) назвали кокаин, мак, героин, синтические травы. На вопрос «Что бывает после употребления наркотиков?» ответы были следующие:
«Люди начинают болеть, требуют ещё дозу, крадут дорогие вещи и продают». ( Ильназ, 6кл.)
«Сначала бывает хорошо, потом человек начинает бояться даже своей тени». ( Люзия, 7кл.)
«Этого человека никто не любит». (Камила, 6кл.)
После этого мы предложили учащимся социологическую анкету.
Проводится с целью определения отношения молодежи в возрасте от 12 до 18 лет к проблемам наркомании.
Вопросы 1. Как вы относитесь к наркотикам?
2. Как вы думаете, есть ли в нашем селе наркоманы?
(Если в вопросе 2 ответ «да», то задается вопрос 3. Иначе вопрос 4.)
3. Люди какого возраста принимают наркотики?
4. Какие суждения человека могут привести к наркотикам? (возможно несколько вариантов ответа)
1) в жизни все надо попробовать…
2) один раз не страшно;
3) я буду себя контролировать;
4) я буду держать себя в руках;
5) те, кто стали наркоманами, — слабые и безвольные;
6) а мне по «барабану»;
7) друг сказал, что он колется, и все «О , кей»;
8) чем я хуже других;
9) когда я почувствую, что начинается зависимость – брошу;
10) от этого вещества зависимости не бывает.
5. Какие могут быть причины? (выбрать самую значимую)
6. Какие люди легко поддаются наркотикам? (возможно несколько вариантов ответа)
1) не имеющие цели в жизни;
5) отстающие в учебе.
7. Каковы основные причины, почему вы бы никогда не употребляли наркотики?
1) У меня одна жизнь, и я не хочу закончить ее через несколько лет в страшных муках.
2) Мое здоровье не такое крепкое, чтобы выдержать ежедневный прием таких веществ.
3) Мне жалко тратить свои деньги на это и отправлять их в чужой карман.
4) Я в будущем хочу стать отцом/ матерью.
5) Я не хочу оказаться в тюрьме или в закрытом медицинском учреждении за воровство.
6) Я человек самостоятельный, независимый, умеющий выбирать и отказываться.
7)Я не желаю зависеть ни от наркотика, ни от его распространителя.
8) Возможность заболеть СПИДом не вызывает у меня оптимизма.
9) Я хочу иметь работу и зарабатывать деньги.
Нас очень волновал ответ на 2-ой вопрос. Все дети ответили, что человека- наркомана они не знают, но знают конкретно, кто сидит в тюрьме за наркотики. Мы убедились, что дети дома говорят на эту тему, узнали о наркомании от родителей. В этом году мы с осторожностью говорим на эту проблему, так как один из сидящих — отец ученицы 8 класса.
Провели «Единый урок здоровья», куда мы пригласили Калимуллина Г.З., которому 65 лет и выглядит он на 50. За всю жизнь ни разу не курил, даже и не пробовал, занимался спортом (национальной борьбой). Сегодня он работает рядом с нами, все ещё играет в волейбол, физически сильный, оптимист, дома держит много скотины, ухаживает за ними – во всем успевает. Я считаю, он — пример для молодого поколения.
Перед нами выступали и представители предохранительных органов, которые провели беседу на темы: «Правонарушения и ответственность за них» (5-7 классы), «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (8-9 классы). Наш участковый Тузеев Вячеслав также частый гость школы. Посещает почти все наши праздники, проводит беседы и проверяет вечером в клубе односельчан и наших городских сверстников. В нашей школе среди учащихся никто не стоит на ВШУ, всем поведением и успехами мы доказываем, что живем весело, соблюдаем все правила, никто не курит.
Провели дружеские встречи по волейболу среди команд учителей – учащихся – родителей. В этом году команда учащихся уступает учителям и родителям. Мы поставили перед собой цель — к концу учебного года создать сильную команду и выиграть у взрослых.
Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее всей страны.
Обсуждая эту страшную действительность, мы сделали такие памятки не только для учащихся, а для всех.
Почему об этом нужно знать?
Все должны знать, что не человек привыкает к алкоголю, наркотику,
а его организм, МОЗГ!
И, привыкнув к этим веществам, никогда этого не простит,
И не отпустит, требуя еще, еще, еще.
Это удавка, которую человек, по гл упости, одевает себе на шею САМ
Наркотик – убийца по определению:
Наркотик – психоактивное вещество, внесенное в государственный список опасных наркотических и психоактивных веществ.
Наркотик формирует болезненную зависимость, определяемую как наркомания, итогом которой, чаще всего является скорая смерть.
Наркотик – понятие и юридическое, и медицинское и социальное, т.е. его опасность распространяется на все сферы нашей жизни.
Почему это происходит? Почему они решаются попробовать наркотик?
возможно, это выражение внутреннего протеста;
может, это знак принадлежности к определенной группе;
это риск, а потому интересно;
это приносит приятные ощущения;
так принято на любой вечеринке;
это помогает чувствовать себя взрослым;
это помогает забыть о проблемах.
Почему люди становятся зависимыми?
— низкая самооценка и неуверенность в себе;
— недостаточный контроль и самоконтроль:
— отсутствие смысла жизни;
— патология головного мозга;
Проблему наркомании классные руководители обсуждали и на родительских собраниях. Администрация объясняла родителям о реализации Закона РТ №71 от 14.10.2010 г. «О мерах по предупреждению причинения здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в республике Татарстан». С помощью учителей мы разработали простые правила и для родителей.
Простые правила для родителей
1. Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
3. Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.
4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.
7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.
9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.
Завершая свои рассуждения, я хочу сказать, что я и мои сверстники хотят жить в будущем, где все будут здоровыми и физически и психологически. Хочу встретить хорошего человека, найти настоящую любовь, создать семью и родить здоровых детей.
А пока вся наша школа живет своей жизнью. Уже много лет наши парни не курят, никто не стоит на учете. Все мы учимся хорошо, проводим праздники, участвуем в различных конкурсах и занимаем призовые места, школа тесно работает с родителями. Но, как и видите, не забываем и проблемы, которые существуют рядом с нами. Мы уверены, что дальше и в нашей деревне не будут заниматься распространением наркотиков. А те, которые сидят, вернутся к своим семьям совсем другими людьми. Мы продолжим жить под девизом: «Здоровым быть модно!».
Источник