- Презентация «Речевые способы приветствия в школьной жизни»
- Проект «Культура речи современного школьника» проект по русскому языку (11 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
- Проект «Культура речи современных школьников»
- Исследовательская работа»Речевой этикет в школьной среде»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Презентация «Речевые способы приветствия в школьной жизни»
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в КНДР, г. Пхеньян Исследовательский проект «Речевые способы приветствия в школьной жизни» Выполнила: Пестова Виктория, учащаяся 6 класса Руководитель проекта: Вишневская С.М., учитель русского языка и литературы 2018
Цель проекта: исследовать речевые способы приветствия в школьной жизни (на материале высказываний средней общеобразовательной школы при Посольстве России в КНДР) и определить их частотность.
Задачи проекта: Задачи проекта: провести социологический опрос в школьной среде на тему: «Какие приветствия вы употребляете?»; проанализировать различные способы приветствия учителей и учащихся; выделить наиболее распространенные способы приветствия; сделать вывод об особенностях способов приветствий.
Методы исследования: Методы исследования: изучение литературы по речевому этикету и обработка информации; анкетирование; личные наблюдения; беседа.
Стилистическая окраска речевых способов приветствия нейтральные «Здравствуй!», «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Доброе утро!», «Добрый вечер!» официальные «Приветствую вас!», «Мое почтение!», «Добро пожаловать!» разговорные «Привет!», «Салют!», «Хай!», Хэллоу!» просторечные «Приветик!», «Здорово!»
«Здравствуй» и «Привет» Самое первое упоминание слова «здравствуйте» исследователи обнаружили в летописи, датированной 1057 годом. Автор хроник записал: «Здравствуйте же многие лета». Говоря «привет», мы проявляем близость (и действительно, только к близким людям мы обращаемся так) и как бы передаем другому добрую весть.
Приветствия учеников друг другу Приветствия учеников друг другу Приветик! Приветики! Всем привет! Привет! Здорово! (68%) «Здравствуй!», «Доброе утро!» – 10% «Хай!», « Хэлло!», «Чао!» – 10% «Салют!» – 7% «Рад тебя видеть!» -3% «Респект!» – 1%
Приветствия учителей ученикам Приветствия учителей ученикам Учителя русского языка Здравствуйте, дети! Доброе утро! Привет, мои хорошие! Добрый день, мои умнички! С добрым утром, милый город, сердце Родины моей! Приветствую вас, мои друзья. Рада вас видеть, пора заняться делом. Учителя математики Здравствуйте! Здравствуйте, присаживайтесь! Доброе утро всем! Учитель иностранного языка Здравствуйте, садимся! Гуд монинг! Хэлло! Здравствуйте, ребятки!
Учитель истории Учитель истории Здравствуйте! Здравствуйте, гости дорогие! Добрый день! Присаживайтесь! Учитель географии Здравствуйте, ребята! Утро доброе! Учитель физики и информатики Добрый день! Здравствуйте. Доброе утро! Учитель химии и биологии Здравствуйте. Учитель музыки Здравствуйте, ребята!
Учитель физкультуры и ОБЖ Учитель физкультуры и ОБЖ Здравствуйте! Здрасьте! Здравствуйте, построились! Физкульт-привет! Учитель технологии Привет, девчонки! Здравствуйте, ребята. Займемся делом? Классный руководитель Здравствуйте, мои хорошие! Доброе утро. Здравствуйте, дети, я рада вас видеть! Доброго дня и хороших оценок вам сегодня!
Необычный праздник в честь Дня Приветствий 21 ноября – Всемирный день приветствий. Смысл празднования этой даты заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному. Как вам угодно. Главное – искренность.
Результаты работы, выводы: Нужно приветствовать друг друга, потому что, здороваясь, человек желает собеседнику крепкого здоровья. Приветствуя друг друга, мы отдаем частичку своего тепла, своей души…
Список использованной литературы 1. Акишина А.А. Русский речевой этикет/ А.А.Акишина, Н.И.Формановская. – М., 1978 2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи /Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д, 2003 3. Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7 – 8 кл. – М., 1983 4. Львова С.И. Язык и речь/ С.И.Львова. – М., 2000 5. Матвеев В. В мире вежливости./ В.Матвеев, А.Панов. – М.
Источник
Проект «Культура речи современного школьника»
проект по русскому языку (11 класс)
Проект «Культура речи современного школьника».Цели проекта: cохранение литературного языка, норм употребления слов; формирование речевой культуры современных школьников; развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_sovremennogo_shkolnika.rar | 142.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Проект «Культура речи современных школьников»
Выполнила: Ильиных Елизавета,
ученица 11А класса
Руководитель: Демидова О.В.,
учитель русского языка и литературы
В научных изданиях, СМИ и учебных заведениях все чаще обсуждаются проблемы речевой культуры личности, и в частности культурного облика современной молодежи. Сегодня очевидным является тот факт, что русский литературный язык претерпевает массовое влияние других форм языка, нарушение литературных норм, частое употребление просторечий и бранной лексики негативно сказывается на языковой культуре подрастающего поколения. Говорить красиво, правильно должен каждый образованный человек. Правильная речь производит благоприятное впечатление о человеке, помогает в карьерном росте.
Цели проекта: cохранение литературного языка, норм употребления слов; формирование речевой культуры современных школьников; развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку.
1.Изучить специальную литературу.
2. Выяснить причины появления сленгов среди школьников
3. Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы.
3.Создать презентацию с целью дальнейшего использования её на уроках
русского языка, на элективных курсах, во внеклассных мероприятиях.
Объект исследования – языковая среда ровесников.
Актуальность темы заключается в активном использовании сленга в речи учащихся и ухудшению их грамотности . Наш проект служит объединению вокруг высокой цели – сохранить самобытность русского языка, культуру речи.
Гипотеза: Сленг – это явление «язык в языке», которое оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.
Для реализации проекта на первом этапе мы изучили теоретический материал по культуре речи, на втором этапе провели исследовательскую
работу: опрос и анализ результатов.
1 этап – изучение теории
С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью.
(Владимир Иванович Даль, русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»)
«Игровое» стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным
— Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Cмотри, как вкрадчивый туман
Прижался к молодой воде…
-Он полностью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну.
-Они сейчас уйдут в песок,
Туда, где не видать ни зги…
-И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьётся ёрш…
-Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…
-А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожанье рос…
-Да погоди, почувствуй ночь,
Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
Прожить и не узнать снега.
Лексика — наука, изучающая совокупность слов, словарный состав языка. В русском языке выделяют нормативную лексику, ненормативную (жаргоны). Жаргоны в свою очередь разделяются на сленг и арго.
Что такое сленг? Молодёжный сленг — слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.
Как возник сленг в литературном языке? В истории языка выделяют несколько периодов.
1 период – 20-е годы XIX века
Если говорит неправильно, значит большевик! (А.М. Селищев.) Революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь «благополучной» молодёжи пополнилась множеством «блатных» словечек.
2 период приходится на 50-е годы , когда на улицы городов вышли «стиляги». Своя музыка, свои танцы, своя одежда, свой особый язык Ч — Человек, У — Уважающий В — Высокую А -Американскую К – Культуру
3 период в развитии молодежного сленга связан с периодом «застоя».
«Системный» сленг появляется как языковой жест противостояния неформальной молодежи официальной идеологии.
«Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому,
как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело». (Д. С. Лихачев).
Среди учащихся школы мы провели опрос «Где Вы впервые услышали, прочитали или узнали о сленгах?»
Употребляешь ли ты сленг при написании творческих работ?
Результаты лингвистического исследования «Я употребляю сленг, потому что» : хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 %; это экономит время при общении – 7 %; помогает выразить эмоции и чувства – 13%; хочу быть современной (-ым)–9%; это вошло в привычку – 12 %; все мои друзья так говорят – 19%; это модно – 14 %; хочу выглядеть крутой(-ым) – 15%.
Словарь сленгов нашей школы
Чувак, братан, перец, старшаки;
Столовка, училка, физра, русиш, литра, матеш, инфа;
Наречия: Хорошо – клево, супер, круто, прикольно, класс, классно, все тип-топ. Плохо – тухло, пипец, капец, отстой, облом, невезуха.
Глаголы: Хавать, не парься, гонишь, подставлять, достали, убейся, фильтруй базар, понты попутал, втяну, накурю.
Междометия: Блин, окей, ты че?
Устойчивые словосочетания и предложения: Быстро – реще, крути педалями, шевели копытами, шевели подковами, шевели поршнями;
Замолчи –закрой варежку, смени пластинку, язык прикуси, закрой форточку; Уходи – топай, иди в баню, Скройсь.
Является ли сленг отдельным языком?
Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что: в нем нет своих правил фонетики, грамматики; он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике; сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка; все нужные значения человек может передать словами литературного языка.
ВЫВОДЫ: Массовая культура накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Средства массовой информации перестали бережно относиться к слову.
На радио и телевидении очень много иностранных слов, вульгарных
выражений, жаргонных словечек. Эти слова теснят «классическую» правильную речь.
Сленг, который активно использует современная молодёжь – своего рода протест против окружающей действительности. Жаргонные слова оказывают негативное влияние на развитие интересов учащихся. Жаргонизмы засоряют наш язык и мешают нормальному общению людей разных поколений. Главное, что происходит в наше время – это освобождение языка от любой морали. А ведь нужно над этим задуматься…
Рекомендации: Для тех, кто желает исключить из речи сленги, советуем:
Источник
Исследовательская работа»Речевой этикет в школьной среде»
Работу выполнила ученица 6 класса
Цель работы: проанализировать речь современных школьников на предмет соблюдения речевого этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshevoi_yetiket.rar | 199.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа
VIII научно-практическая конференция
«За страницами учебника»
Речевой этикет в школьной среде
Шайтанова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
1. Основная часть.
1.1.Что такое этикет?
1.2.Что такое речевой этикет?
1.3. Этикетные формулы.
а. Формулы благодарности.
б . Формулы приветствия.
в. Формулы извинения за беспокойство и за поступок.
г. Формулы вежливого отказа.
На уроках риторики мы много говорим о речевом этикете, о вежливом обращении друг с другом. Конечно, кому неприятно, когда с тобой здороваются, благодарят или извиняются. Каждый человек должен следить за свой речью, уметь употреблять «вежливые слова».
Но так ли это на самом деле? Общаясь с ребятами, я почему-то вспомнила частушку, которую исполняли в начальных классах:
Петя очень умный парень
Все умеет мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Я обратила внимание на то, что не все школьники умеют общаться не только друг с другом, но даже со взрослыми, и, считая проблему актуальной, решила провести исследование «Речевой этикет в школьной среде или «Ежели вы вежливы?»
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Цель работы: проанализировать речь современных школьников на предмет соблюдения речевого этикета.
— познакомиться с литературой по данной теме;
-изучить этикетные средства речи в русском языке;
Гипотеза: в школьной среде речевой этикет соблюдается не всеми учащимися нашей школы.
Объект исследования: учащиеся 1-11 классов МКОУ Барлукской СОШ
1.1. Что такое этикет.
Этикет (французское etiguette) – установленный порядок поведения где-либо. Такое определение дается в «Советском энциклопедическом словаре».
Различают этикет неречевой и речевой. Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.п.
В русский язык «этикет» стало входить в начале 18 века.
В 1717 по распоряжению Петра 1 была издана книга «Юности честное зеркало», в которой содержалось свод правил, регулирующих поведение молодого человека той эпохи. «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать. Над едою не чавкай, как свинья, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от этикета времен Петра 1, но все же значительная часть правил пришла к нам из истории.
Термин «речевой этикет» впервые введен в русистике В.Г. Костомаровым в 1967г.
1.2. Что такое речевой этикет
Речевой этикет –правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать, приятного аппетита, извините меня, здравствуйте, пожалуйста.
Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так, в «Поучениях Владимира Мономаха» читаем: «Не пропустите человека, не приветствовав его, и доброе слово ему молвите»
Речевой этике необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разных речевых ситуациях.
1.3 Этикетные формулы
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова- слова речевого этикета.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуй, прощай, благодарю вас, спасибо, извините, пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы адресуем их.
Изучив литературу по теме, я выделила несколько этикетных формул: формулы благодарности, формулы извинения, формулы приветствия, формулы вежливого отказа.
а. Формулы благодарности.
— За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская
Слова с рожденья ждет жестокий выбор-
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности.
Выясняя лексическое значение слова «благодарность», я обратилась к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна.
Исследователь речевого этикета Н. И. Формановская в одной книге предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Некоторые из них я выписала:
Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
Смотрите, какое богатство! Им мы, ученики, должны постепенно овладевать. Я узнала, что ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В ситуацию благодарности входят три основных компонента:
1) человек, которого благодарят;
2) человек, который благодарит;
Необходимо учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить — значит дарить благо, дарить людям
б. Формулы приветствия.
— Добрый день! — тебе сказали.
-Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. А начинается это с приветствия.
Источник