проект «Речевой ручеек»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Проект направлен на развитие связной речи с помощью мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-rechevoy_rucheek.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование « Бичурский район»
М Б Д О У – Д\С «Подснежник»
Информационно – практико – ориентированный;
Тема: «Развитие связной речи с использованием мнемотехники»
Название проекта : «Речевой ручеек»
долгосрочный (1 год), групповой, межпредметный
Участники проекта: 5-7лет, педагоги , родители.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов
Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники
- Развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.
- Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, короткие рассказы.
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру; порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности. и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
- Обогащать словарь, грамматический строй речи.
- Развивать речевую активность дошкоьников.
Использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Педагогическая целесообразность проекта При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Практическая ценность Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со средней группы детского сада
- У детей плохо сформирована связная речь, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы.
- Недостаточно уделяется времени в ОД для развития связной речи.
- Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Ожидаемый результат реализации проекта:
— Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении рассказов, заучивании стихотворений;
-пополнение и активизация словарного запаса детей;
-развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
-умение договариваться и работать слажено;
-умение осуществлять поиск информации, иллюстраций,материалов необходимых для исследований по определенной тематике
Механизм реализации проекта:
Системы проектных мероприятий
- Разработать цикл мероприятий по теме проекта.
- Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников .
- Подобрать художественную литературу.
- Подготовить картотеку игр и игровых упражнений.
- Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Сделать схемы и мнемотаблицы.
- Подготовить наглядный речевой материал: сюжетные картины, предметные картинки.
- Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
II этап. Внедренческий (2015-2017):
-Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.
-Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами. Организация консультаций.
III этап. Результативный (2015-2017).Заключительный.
- Конспекты мероприятий
- Оформить газету «Речевой ручеек»(Рассказы по сюжетным картинкам)
- Фотовыставка «Как мы играем в детском саду»
- Выставка рисунков и рассказов «предметы вокруг нас»
- Оформление и пополнение речевого уголка пособиями.
- Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня;
Перспективный план работы в подготовительной группе
Пересказ рассказа «Осень наступила»
по опорным картинкам
2 Работа с мнемотаблицей»Осень».
3 Заучивание стихотворения «Подарки Осени»(мнемодорожка)
1.Пересказ рассказа «грибы».
2.Работа с мнемодорожкой»Деревья осенью»
3. Заучивание стихотворения «Подарки осени».
Заучивание пальчиковой гимнастики»Ветер по лесу гулял. «;
Д/игра «Наведи порядок в картинках»;
Упражнения «Рисуем слова»
1.Составление предложений об осени (мнемокарточки);
2 Пересказ рассказа «»;
3 Составление описательных рассказов о игрушках.
Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок;
Д/игра «Сложи картинки по порядку»;
Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».
1.Работа с мнемотаблицей «Зима»;
2. Заучивание стихотворения «Декабрь» Маршака;
3 Рисуем сказку (придумывают свою)
3.Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
Рисуем сказку (придумывают свою)
Упражнение»Шпионы»(дети кодируют информацию);
Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок;
Д/игра «Сложи картинки по порядку»;
Д/игра «Убери лишние картинки».
1. Составление рассказа по картине»Зимние забавы»(учить использовать мнемодорожку) ;
Составление предложений о зиме по мнемодорожкам;
Дид. игра»Придумай сказку сам»(мнемокарточки)
1. Составление рассказов по технике коллажа( по теме зима);
2. Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение».
Заучивание скороговорки по мнемотаблице.
1 Работа с мнемотаблицей «Весна»;
2. Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху) 3 Дид. игра «Угадай-ка»(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты)
Дид. игра «Угадай-ка»(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты)
1. Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
2. Чтение стихотворения «Космонавт».;
3. Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
Заучивание пальчиковой гимнастики «На дворе апрель,с крыши капает капель. «;
Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок Д/игра «Какой картинки не хватает»;
Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».
1 Заучивание стихотворений к выпускному о школе.
2 Итоговое совместное с родителями мероприятие:»Мнемотехника-это здорово»
Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».
Источник
Логопедический проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Ручеек красивой речи»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Проект: «Ручеек красивой речи»
Актуальность: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи — одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_svyaznoy_rechi.docx | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Логопедический проект по развитию связной речи
детей старшего дошкольного возраста
« Ручеек красивой речи »
Проект: «Ручеек красивой речи»
Актуальность: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи — одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Проблема: развитие связной речи и формирование навыков общения — одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед. Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ФФНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.
Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Цель проекта: совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ФФНР.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение, закрепление и активизация словаря;
- совершенствование грамматической правильности речи ;
- формирования (диалогической, монологической ) речи , развития связной речи ;
- обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом;
- повысить профессиональную компетентность педагогов;
- сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитанники МАДОУ «Колокольчик» 5-7 лет, посещающие логопедический пункт родители и воспитатели ДОУ.
Источник