Проект сделаем школу краше

Проект «Сделаем школу цветущей»

Всем, кто безумно и жадно стремится
В каменный панцирь одеть общий дом,
Мы предлагаем: «Давайте трудиться,
Сделаем краше наш школьный газон!»

Школа, школьный дворик, школьная тропинка. Как много значат эти дорогие сердцу слова. И детские годы, а потом и юношеские, неразрывно связаны со школьной тропинкой, от звонка на первой, праздничной линейки в первом классе до последнего в одиннадцатом. И, став взрослыми, мы обязательно будем памятью возвращаться к своей школьной тропинке, слыша шепот деревьев, шорох трав.

И по какому участку мы каждый день идем в школу: захламленному, неухоженному, или радующему своей чистотой, блеском утренней росы на изумрудной зелени, красочной фантазией цветочных клумб, вазонов – зависит от нас.

Нашему участку уже около 30 лет. По школьной тропинке в школу приходим мы, дети тех, кто высадил первые деревья и кустарники на пустыре, который представлял наш участок в первый год сдачи школы.

Бывшие ученики школы, преобразили пустырь в мини-парк. Здесь растут тополя, лиственницы, вязы и другие древесно-кустарниковые и травянистые растения. Они создают уют и прохладу в летний период, встречают осенним многоцветьем в наш первый сентябрьский денек, изумляют зимними кружевами инея, приветствуют нас первыми листочками весной.

Как всему живому, растениям нашего участка, нужно внимание, уход, забота. Ведь за тридцать лет биогеоценоз пришкольного участка претерпел значительные изменения.

Наблюдается старение и выпадение деревьев и кустарников. Большая часть травянистого покрова представлена, в основном, злаково-вейниково-крестоцветными, осочко-разнотравными микро-участками. Сам участок по границам «оброс» гаражами, авто-стоянкой, часть зеленой территории отторгнута для строительства дома и создания спортивной площадки. Это снижает санитарно – оздоровительное и эстетическое значение рабочей среды участников «школьного социума».

Читайте также:  Красивые дома для minecraft постройка

Поэтому все более актуальным становится обращение к ландшафтному дизайну, благодаря которому возможно проведение работ на новом качественном уровне по восстановлению и облагораживанию территорий, увеличению зеленой зоны нашего пришкольного участка, чтобы его внешний вид, созерцание красоты создавало хорошее настроение, ощущение гармонии с природой, повышало жизненный тонус. А очищенные «зелеными помощниками» от вредных примесей пыли, газа и прочих вредных веществ воздух, почва способствовали оздоровлению окружающей среды, где школьники проводят поурочные, досуговые и другие занятия по разным направлениям: спортивным, научно-исследовательским, предметам естественно-научного цикла, технологии и т. д.

Приобщение ребят, родителей, жителей микрорайона, которые постоянно используют участок, как микро-парк, является хорошим вкладом в оздоровление пришкольного участка.

Развитие экологического мышления и культуры природосообразного поведения, осознание уникальности, красоты, естественных и искусственных ландшафтов помогает в воспитании любви к своей малой родине.

В связи с этим необходимо проводить работы по обустройству территории пришкольного участка в соответствии с современными направлениями и требованиями ландшафтного дизайна, СанПиНа.

Анализ перечисленных ситуаций по пришкольному участку показывает актуальность, востребованность проведения работ по ландшафтному дизайну на территории школы, в которых могут активно участвовать представители школьного социума и все желающие.

Во имя жизни и добра, не ожидая славы,
Поймите, что сажать пора цветы, деревья, травы!
(А. Коростелева, 2004г.)

Цель проекта: воспитание и развитие творческой активности, экологической культуры природосообразного поведения через включение учащихся и их родителей в социальную деятельность по ландшафтному дизайну.

Задачи:

  • воспитывать любовь к малой родине через взаимодействие участников проекта с природой
  • развивать коммуникативную компетенцию, толерантность через совместную деятельность
  • изучить необходимую информацию и познакомиться с элементами ландшафтного дизайна через разные виды деятельности (экскурсии, видео-фотосъемки, Интернет, конкурсы, практические работы и т.д.)

Сроки реализации: работа выполняется в течении 2008-2009 уч. года. Заключительное итоговое мероприятие проводится в сентябре 2009 года.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание экологической культуры не только у участников проекта, но и жителей микроучастка, прилегающего к школе;
  • формирование активной жизненной позиции – осознание личной значимости в деле сохранения и улучшения окружающей природы;
  • создание эстетично-уютной зоны пришкольного участка в соответствии с нормами ландшафтного дизайна для использования в оздоровительных, воспитательных, образовательных видах деятельности.

По итогам работы создается:

  • электронная презентация этапов работы по проекту;
  • электронная книжка растений участка школы;
  • список состава растений, рекомендуемых для последующих посадок;
  • фонд цветочных растений впервые используемых для украшения клумб, вазонов, рабаток, объемных композиций;
  • плакаты;
  • визитка пришкольного участка;
  • «жалобная книга» растений микроучастка школы;
  • сценарии, проводимых праздников, конкурсов, конференций;
  • тесты на знание флоры участка;
  • творческие отчеты ребят;
  • фотовыставка «Дети и цветы» и др.

Участники, партнеры проекта.

Участниками проекта являются ученики 4 класса «Б» и их родители, родственники, предлагая идеи, свое видение по направлениям работ. Они оказывают помощь в приобретении семенного и другого посадочного материала, сопровождают на экскурсиях, принимают активное участие в освещении промежуточных итогов.

Консультативную помощь при проведении теоретических и практических занятий оказывают директор ботанического сада СФУ Селенина Е.А., представитель, общественного экологического движения Коростелева Л.А, специалисты станции «Юных натуралистов», «Роева ручья», общества садоводов Свердловского района.

Имеющиеся и необходимые ресурсы.

Методические: литература по ландшафтному дизайну, электронные ресурсы (инетрнет, мультимедиа и др.)

Дидактические: фотографии, открытки, определители растений, словари, энциклопедии, занимательный материал.

  • Герасимова И.Е. – классный руководитель 4 «Б» класса (учитель начальных классов)
  • Павлова В.К. – руководитель-консультант (учитель экологии)
  • Токарева А.П., Борисова О.Б., Слепокурова М.В., Щербатова И.Г., Шевченко Н.А. – родительский комитет класса
  • теплица
  • семена
  • рассада
  • микро и макро-удобрения
  • садовый инвентарь

Частичное финансирование идет за счет благотворительных пожертвований на приобретение семян, луковиц растений, удобрений, садового инвентаря.

Обществом садоводов Свердловского района обеспечивается доставка почвы, опилок, песка, частично тары для выращивания рассады цветочных культур.

Необходимые предполагаемые расходы:

  • Приобретение литературы (видео, фото и Интернет материалов).
  • Приобретение семян, рассады.
  • Приобретение строительно–оформительного материала (мраморная крошка, гравий, песок, цемент и др.).
  • Приобретение инвентаря (шланг, лопаты, грабли, лейки и др.).
  • Призовой фонд для ребят, представителей классного социума, участвующих в реализации проекта.

Реализация проекта осуществляется через следующие этапы:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

Работы, проводимые в ходе реализации проекта, отражены в плане-карте действий.

План-карта действий.

Подготовительный этап.

  • Провести автобусную экскурсию по улицам города. «Цветущий город». Цель: обратить внимание на балконы – выращиваются ли на них цветы, на озеленение улиц – много ли клумб и в каком они состоянии, есть ли зеленые скульптуры (сентябрь 2008)
  • Провести анкетирование по теме «Где вы любите гулять с родителями в выходные дни?» Оформить альбомы с фотографиями этих мест. (сентябрь 2008)
  • Изучение ландшафтного дизайна через экскурсии: на КГОУДОД Краевую станцию «Юных натуралистов» (октябрь 2008); в «Роев ручей» (октябрь 2008)
  • Выяснить состояние ландшафтного дизайна дворовых территорий участников проекта и обсуждение полученных данных (сентябрь-октябрь 2008)

Основной этап

  • Изучить декоративные древесно-кустарниковые и травянистые растения (ноябрь 2008)
  • Заготовить посадочный материал (декабрь 2008 – февраль 2009)
  • Вырастить рассаду для запроектированных клумб (февраль – апрель 2009)
  • Провести акцию «Продлим жизнь растениям». Обрезка кустарников (февраль 2009)
  • Написать письма с приглашением участвовать в проекте, сделать рисунки и отправить все в центр озеленения и ЖКХ (март 2009)
  • Экологический праздник «День Земли» (апрель 2009)
  • Подготовка почвы, оформление клумб, объемных композиций (май – июнь 2009)
  • Сделать плакаты, призывающие жителей микрорайона участвовать в работах по ландшафтному дизайну на территории школы (май 2009)
  • Выполнять вместе с родителями домашние задания: подбирать материалы по темам: «Весенние растения», «Интересно о цветах», «Рисовать схемы-макеты цветочных клумб», «Поздно цветущие растения», альбомы «Любимые цветы» (2008-2009)
  • Провести конкурсы между классами: на лучший подбор стихов, загадок о цветах, «Лучшая клумба школы», «Лучший знаток цветов»(2008-2009)
  • Оформить «Жалобную книгу природы»: что нужно сделать, чтобы территория школы стала зеленой и красивой (2008-2009)
  • Подведение промежуточных итогов работы, представление их на различных творческих отчетах (октябрь, декабрь 2008, март, май 2009)
  • Экологический марафон. Подготовка земли для рассады, посадка рассады, разбивка клумб, высадка рассады, уход за цветами в течение летнего периода (февраль-сентябрь 2009)

Заключительный этап

  • Фотовыставка «Дети и цветы» (май-июнь 2009)
  • Фотоконкурс «Лучшая клумба территории школы» (август 2009)
  • Круглый стол «Мы – участники проекта». Обсуждение анкет (сентябрь 2009)
  • Праздник «Юные экологи». Подведение итогов и награждение участников (сентябрь 2009)

Подведение промежуточных итогов.

Нами пройден подготовительный этап: изучены некоторые темы по ландшафтному дизайну, как теоретического, так и практического характера (согласно плану карты действий).

В данный период мы приступили к реализации основного этапа проекта.

Уже сейчас можно увидеть, как положительно влияет участие в проектной деятельности на моих учеников. Как загораются их глазки при изучении ландшафтного дизайна и проблем, связанных с экологией. С каким воодушевлением многие родители включились в проектную деятельность! Они – наши помощники и организаторы, генераторы идей и исследователи.

А сколько творческих замыслов можно увидеть в детских работах.

Совместная деятельность учит чувствовать плечо товарища, быть терпимыми. Такая работа повышает социальный статус ребенка – осознание личной значимости в сохранении и улучшении окружающей природы.

А главное, ребята учатся не на словах, а на деле любить свою малую родину. И, хочется верить, что наша школьная тропинка научит ребят жить в согласии с природой.

Источник

5 простых способов сделать школу красивой, комфортной и экологичной

Сегодня даже Москва, не говоря уже о других российских городах, не приспособлена к экологичному существованию. Чего только стоят истории о том, как из раздельных мусорных баков на МЦК всё сгребают в один пакет! А попробуйте найти пункт переработки. Да, в Москве их много, но если вы не на машине, то вам до них не добраться. Думаю, что начинать экологическое воспитание надо со школы.

Итак, как можно сделать школу и экологичнее, и комфортнее одновременно.

1. Установить сенсорные краны

С горем пополам мы, взрослые, уже (вроде) приучились выключать воду, пока чистим зубы. Мы наконец осознали, что вместе с литрами воды в сток утекают не только наши денежки, но и светлое будущее нашей планеты. Но большинство школьников из-за возраста и полного отсутствия интереса к окружающему миру, воспитанного в них школой, ещё не беспокоятся ни об экономических проблемах, ни об экологических.

Решение этой проблемы крайне простое — установить сенсорные смесители в школе. Они сэкономят такое количество воды, что моментально окупятся бюджету.

Кроме экологии и экономии, сенсорные краны не будут рассадником бактерий, потому что к ним не прикасаются руками, их нужно реже мыть. Все мы, откровенно говоря, брезгуем прикасаться к этим заляпанным водой заржавевшим рычажкам в общественных местах.

В таких смесителях можно заранее настроить температуру, и у детей не будет знакомой всем нам проблемы, когда вода либо ледяная, либо горячущая, а пока ты настроишь идеальную температуру, уже выльются в никуда литры воды, закончится перемена и твоё терпение.

Кроме того, такие смесители помогут детям привыкнуть к бережному использованию воды. Школьники начнут привыкать к тому, что вода течёт, только когда они держат руки под краном, и сам звук текущей воды обычных смесителей, пока чистят зубы или вытирают зеркало, будет непривычным, а потому воду захочется выключить.

Кстати говоря о туалетных комнатах, есть ещё одна насущная проблема: бумажные полотенца или сушилки для рук? Впрочем, обычно в школах нет ни того, ни другого (мыло тут тоже редкий гость), но тем не менее. Полотенца более гигиеничны, но представляют угрозу для окружающей среды. Сушилка, в свою очередь, потребляет очень много электроэнергии. И тут я впервые радуюсь плохому финансированию наших школ. Потому что нет ничего более экологичного, чем просто аккуратно встряхнуть руки над раковиной и пойти по своим делам.

2. Украсить территорию школ вечнозелёными растениями

Мы живём в стране с суровым климатом. В городе, откуда я родом (а это глубокая Сибирь), зима длится 7-8 месяцев. В Москве— не лучше. В школьные годы я сидела на уроках, тоскливо смотрела в окно на серые унылые хрущёвки, заметаемые снегом, на серое небо и голые ветви деревьев и тихо отчаивалась. Не то что учиться — жить не хотелось.

3 способа сделать школу местом, где правда хочется учиться. Рецепт архитектора из Дании

Потребность быть окружённым разными растениями — естественная потребность человека. Даже парочка комнатных растений сильно повышают настроение, а мягкий зелёный цвет стен в классной комнате мотивирует работать намного больше, чем, так любимый советскими школами, унылый грязно-голубой. Зелёный цвет вообще самый естественный для человека, положительно влияет на психику, благоприятно сказывается на работе органов зрения. Словом, одни плюсы переезда куда-нибудь в тропики.

Что же делать нам, запертым в снегах и метелях? Высаживать вечнозелёные растения! Их намного больше, чем привычные для нас ёлки. Деревья, кустарники, живые изгороди, плющ, который можно пустить по стенам здания, — всё это оживит унылый зимний городской пейзаж, придаст школьному двору вид сказочного леса и будет радовать глаз присутствием живой зелени.

И вообще, почему школьные дворы имеют такой унылый вид? Почему нельзя обнести здание школы высокими елями, высадить вечнозелёные растения, рябину, которая будет радовать глаз алыми гроздьями; поставить декоративные камни, фонтаны, деревянные решётки? Лавочки, чтоб школьники могли подышать свежим воздухом и насладиться красотой природы вокруг, а не унылыми районными пятиэтажками?

Нам срочно нужно понять: закончилось время, в котором главной целью человека было выжить

В снегу, в унылых серых дворах, в пустых классах с синей облупившейся краской на стенах… Пора создавать пространство не только функциональное, но и комфортное для психики человека. И ничего более комфортного и естественного, чем максимальная имитация природных условий, мы не сможем придумать.

3. Наконец-то кормить школьников вкусной и полезной едой

Еда в школьных столовых остаётся невероятно актуальной темой. Как бы ни выступали мы за здоровое питание и не трясли исследованиями диетологов, школа остаётся едва ли не последним прибежищем сладких булок и слипшихся дешёвых макарон. С такой едой дети не просто не получают необходимых им веществ, а ещё и портят желудок. Несъеденная (потому что невкусная) еда отправляется в помойку. А выбрасывать еду — это самое нерациональное использование ресурсов.

В идеале же прекрасно сбалансированная, здоровая, вкусная еда должна выбираться детьми самостоятельно. Тогда они точно возьмут именно то, что съедят, и именно столько, сколько съедят. Кстати, было бы очень здорово приучить детей носить с собой контейнер. Не доел? Забери с собой, съешь вечером. И это не должно выглядеть смешно, нелепо, жадно. Это разумное сохранение ресурсов. Кстати, лично для меня нет ничего постыдного в том, чтобы забрать недоеденную мной в ресторане пасту с собой — в США, например, все так и делают, там я этому и научилась. И только в России мои родственники, с которыми я сижу в ресторане, начинают озираться по сторонам и жарко шептать: «Не бери, а то подумают, что нам есть нечего, не жадничай!».

4. Пользоваться электронными носителями вместо учебников

Однажды в 10-м классе (а это был 2013 год) я получила в библиотеке учебник географии. Открыла. Увидела год издания — двухтысячный. Закрыла. Больше не открывала.

Кому вообще придёт в голову учить детей по учебнику тринадцатилетней давности?!

То, что сегодня считается истиной в последней инстанции, через полгода вполне может оказаться устаревшей информацией

Разработка учебных материалов слишком неповоротливая — пока учебник пишется, пока редактируется, пока выверяется, печатается, поставляется в школе — большая часть информации уже безвозвратно устаревает. И ладно, если ты вовремя заметишь свою ошибку. А то придёшь в круг умных людей, скажешь, что неандертальцы — предки современного человека, а тебя на смех поднимут. И ты вроде не виноват — в учебнике ж так было написано — но попробуй-ка докажи…

Учебники серьёзно осложняют жизнь школьникам. Книги нужно купить или получить в библиотеке (трата нервов или времени, школа выберет за вас), их нужно постоянно носить с собой, их нужно — о ужас! — иногда даже читать, а они жутко скучные и устаревшие. О том, какое количество бумаги тратится на воспроизводство этих, ни к чему не годных книжек, — страшно упоминать.

Хорошему учителю не нужен учебник. Хороший учитель сам отфильтрует информацию, сам всё расскажет, а домой задаст прочитать очень интересную статью из «The National Geographic». Или послушать презентацию Илона Маска. В крайнем случае — заглянуть в Википедию. Ведь даже там информация актуальнее, чем в учебнике…

5. Обеспечить школьные классы адекватным освещением

Иногда у меня есть желание поймать людей, которые закупали лампочки для школьных кабинетов, запереть их в классе с включенным светом и посмотреть, как долго они там просидят. Абсолютно неестественный белый свет школьных ламп делает класс похожим на кабинет врача, раздражает глаза, от него может болеть голова. А уж это гудение… сведёт с ума не только детей, но и преподавателя.

9 простых шагов, которые сделают российскую школу гораздо лучше (но это будет не скоро)

Самый лучший источник освещения — наше солнце. А потому в школьный класс должно проникать как можно больше естественного света. Большие панорамные окна не только решили бы эту проблему, но и создали бы приятную атмосферу открытости и взаимодействия с природой за окном. Конечно, зимой много естественного света не получишь, тогда искусственный должен быть максимально мягким и тёплым, потому что у многих от холодного света болят глаза, и вообще холодные цвета не способствуют учебному процессу. И ради бога, хватит постоянно жечь электричество! В туалет и коридоры можно купить сенсорные светильники, которые будут загораться только когда в помещение входит человек. Если бюджетных денег нет совсем — можно выключать свет на время уроков, дети честное слово не убьются, пока дойдут по прямому пустому коридору из класса в туалет в полутьме!

Проблема нашего общества сейчас в том, что мы не понимаем, чем грозят планете наши действия.

Девиз многих россиян сегодня — «после нас хоть трава не расти», и это — самое печальное

Зачем таскать с собой тряпичную сумку, если можно купить пакет? Зачем выключать свет, если я через 30 минут все равно вернусь? Зачем закрывать в школе кран, пока повар вытирает посуду, — ведь не из своего же кармана плачу? Бережное отношение к окружающему миру начинается не с детей, а с взрослых. Пожалуйста, задумайтесь о том, что именно вы сделали сегодня для сохранения планеты. И особенно задумайтесь те, кто проектирует школы и закупает окна, краны и лампы, — именно вы в ответе за то, чтобы хоть немного ускорить процесс знакомства нашего общества с преимуществами экосреды.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями